Ohrangos.ru

Юридический журнал

Бухгалтерская отчетность составляется на отчетную дату

Оглавление:

В сентябре 2017 года одним из участников общества подано заявление на выход из общества. При выходе ему положена выплата действительной стоимости доли. Устав ООО не содержит специальных (отличных от общих) положений относительно составления и (или) представления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, как и учетная политика организации. При этом на практике в организации формируется промежуточная бухгалтерская отчетность поквартально, но отсутствует ежемесячная отчетность. Данные какого бухгалтерского баланса (на 31.12.2016, на 30.06.2017 или на 31.08.2017) необходимы для расчета доли?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Поскольку обязанность составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность не предусмотрена ни законодательством, ни уставом общества, в рассматриваемой ситуации действительная стоимость доли участника в уставном капитале ООО должна исчисляться на основании данных годовой бухгалтерской отчетности за 2016 год.

Обоснование позиции:
Согласно п. 2 ст. 94 ГК РФ при подаче участником ООО заявления о выходе из общества (право участника, закрепленное в пп. 1 п. 1 ст. 94 ГК РФ, если это предусмотрено уставом ООО) доля переходит к обществу с момента получения соответствующего заявления (требования). Этому участнику должна быть выплачена действительная стоимость его доли в уставном капитале или с его согласия должно быть выдано в натуре имущество такой же стоимости в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон N 14-ФЗ) и уставом ООО.
Как указано в п. 2 ст. 14 Закона N 14-ФЗ, размер доли участника ООО в уставном капитале общества определяется в процентах или в виде дроби. Размер доли участника общества должен соответствовать соотношению номинальной стоимости его доли и уставного капитала общества. При этом действительная стоимость доли участника ООО соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру его доли (абзац второй п. 2 ст. 14 Закона N 14-ФЗ).
В Законе N 14-ФЗ право участника ООО на выход из общества (в частности путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом ООО) закреплено нормами ст. 26.
Согласно п. 6.1 ст. 23 Закона N 14-ФЗ в случае выхода участника в соответствии со ст. 26 Закона N 14-ФЗ его доля переходит к обществу. При этом ООО обязано выплатить участнику, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли в уставном капитале ООО, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества.
Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) понятие «отчетный период» определено в зависимости от составляемой (подготавливаемой, представляемой) бухгалтерской (финансовой) отчетности:
— для годовой — календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно (за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица) (ч. 1 ст. 15 Закона N 402-ФЗ);
— для промежуточной — период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно (ч. 4 ст. 15 Закона N 402-ФЗ).
Иными словами, отчетным периодом может быть как календарный год (для годовой отчетности, смотрите также ч. 3 ст. 13 Закона N 402-ФЗ), так и любой период времени менее календарного года (для промежуточной отчетности, смотрите также ч. 5 ст. 13 Закона N 402-ФЗ). Напомним, отчетной датой является последний календарный день любого отчетного периода (календарного года или менее) (ч. 6 ст. 15 Закона N 402-ФЗ).
При этом, как указано в ч. 4 ст. 13 Закона N 402-ФЗ в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ (вступившей в силу с 01.09.2013), промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда установлена обязанность ее представления, а именно:
— законодательством РФ;
— нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета;
— договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта.
Заметим, что в прежней редакции в ч. 4 ст. 13 Закона N 402-ФЗ было указано лишь на составление промежуточной бухгалтерской отчетности «в случаях, установленных законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета». Иными словами, обязанность составления промежуточной отчетности не обуславливалась обязанностью ее представления.
Пунктом 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение N 34н), предусмотрена обязанность организации по составлению (но не представлению куда-либо) бухгалтерской отчетности за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством. Аналогичная норма о составлении промежуточной отчетности содержится в п. 48 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (далее — ПБУ 4/99).
В заключительном п. 52 ПБУ 4/99 установлено буквально следующее: «Представление . промежуточной бухгалтерской отчетности производится в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ или учредительными документами организации».
Учитывая вышеизложенное, полагаем, можно прийти к следующему. Закон N 402-ФЗ обуславливает составление ежемесячной промежуточной отчетности с обязанностью ее представления. Однако представление промежуточной отчетности в обязательном порядке законодательством, иными нормативно-правовыми актами, а в рассматриваемой ситуации и учредительными или локальными нормативными актами самой организации не предусмотрено. Соответственно, последним законодательно установленным отчетным периодом, предшествующим дню подачи заявления участником ООО, в рассматриваемой ситуации является 2016-ый календарный год.
Законом N 14-ФЗ использование данных «бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату» предусмотрено в различных ситуациях, в частности при отнесении тех или иных сделок к крупным сделкам (п. 1 ст. 46 Закона N 14-ФЗ). Согласно разъяснениям, данным в пп. 3 п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 N 28 «О некоторых вопросах, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью», при наличии предусмотренной законодательством или уставом обязанности общества составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность, например ежемесячную, упомянутые сведения определяются по данным такой промежуточной бухгалтерской отчетности.
По мнению Минфина России, изложенному в письме от 04.09.2015 N 03-03-06/1/51078 относительно применения упомянутых выше норм Закона N 402-ФЗ и ПБУ 4/99, если в учетной политике для целей бухгалтерского учета предусмотрено составление промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за месяц, квартал, то чистые активы для расчета следует брать на ближайшую отчетную дату.
Обратившись к судебной практике, можно встретить различный подход к определению последнего отчетного периода для целей определения действительной стоимости доли участника ООО (акционера АО).
Например, в постановлении АС Северо-Западного округа от 14.06.2016 N Ф07-3766/16 по делу N А13-4960/2015 суд поддержал решение апелляционной инстанции, исходившей из того, что стоимость чистых активов ООО подлежала определению на основе месячной бухгалтерской отчетности, то есть по результатам месяца, предшествующему подаче участником заявления о выходе из состава общества, а не квартальной отчетности. Заметим лишь, апелляционная инстанция в своем решении руководствовалась, помимо прочего, правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 27.02.2007 N 14092/06, т.е. без учета последних изменении бухгалтерского законодательства (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2016 N 14АП-136/16).
Аналогичная позиция изложена в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 07.07.2016 N Ф08-4215/16 по делу N А53-23340/2015. Отметим лишь, в данном деле отчетный период и дата его окончания для целей определения действительной стоимости доли не оспаривалась сторонами.
В постановлении от 24.10.2016 N Ф03-4773/16 АС Дальневосточного округа суд учел положения устава общества, которым была предусмотрена возможность распределения прибыли между участниками ежеквартально, раз в полгода или раз в год, что опосредовано финансовыми результатами деятельности организации за квартал, полугодие и год соответственно. В связи с этим суд признал необходимость составления обществом промежуточной бухгалтерской отчетности (в частности за квартал и полугодие) и расчет действительной стоимости доли участника исходя из квартальной, но не ежемесячной отчетности.
Однако в большинстве случаев суды все же признают, что, поскольку ни законодательством, ни уставом ООО (в рассмотренной судом ситуации) не предусмотрена обязанность общества составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность, действительная стоимость доли участника ООО в соответствующих случаях должна определяться по данным годовой бухгалтерской отчетности по состоянию на 31 декабря календарного года, предшествующего году подачи участником заявления о выходе из общества. Более того, в таких ситуациях суды зачастую не признают обоснованным расчет действительной стоимости доли на основании данных промежуточной бухгалтерской отчетности, указывая, что требование о составлении такой отчетности в отношении общества не установлено (смотрите, например, постановления АС Западно-Сибирского округа от 07.06.2017 N Ф04-1283/17, АС Дальневосточного округа от 22.11.2016 N Ф03-5527/16, АС Волго-Вятского округа от 27.10.2016 N Ф01-3893/16, АС Северо-Западного округа от 18.10.2016 N Ф07-5722/16, АС Поволжского округа от 01.08.2016 N Ф06-11089/16, Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2017 N 05АП-2094/17, Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2017 N 06АП-7090/16, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2016 N 15АП-14456/16, Второго арбитражного апелляционного суда от 30.09.2016 N 02АП-6790/16 и от 29.03.2016 N 02АП-466/16, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2016 N 08АП-8427/16, Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2016 N 09АП-21757/16, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2016 N 13АП-2512/16).
Обратим внимание, что в спорной ситуации для определения действительной стоимости доли в уставном капитале судом может быть назначена экспертиза (п. 16 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 09.12.1999 N 90/14, смотрите также постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2017 N 17АП-7703/17).

Другие публикации  Первый большой спор в теории международных отношений

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Промежуточная отчетность;
— Энциклопедия решений. Действительная стоимость доли в уставном капитале ООО.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гильмутдинов Дамир

Ответ прошел контроль качества

21 сентября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Отчетная дата бухгалтерской отчетности

Отчетная дата бухгалтерской отчетности — это дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.

События после отчетной даты

Событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.

Существенные события после отчетной даты подлежат отражению в бухгалтерской отчетности за отчетный год и должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

В соответствии с п.6 ПБУ 7/98 существенное событие после отчетной даты подлежит отражению в бухгалтерской отчетности за отчетный год независимо от положительного или отрицательного его характера для организации.

Новый закон «О бухгалтерском учете»: составление и представление отчетности

Целый ряд положений нового Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Закон 2011 года) объединяет тематика формирования и представления хозяйствующими субъектами бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Учетная политика: методы, определяющие содержание отчетности

Прежде всего, это нормы статьи 8 «Учетная политика». Важно понимать, что положения Закона, определяющие формирование компаниями учетной политики, касаются именно отчетности экономических субъектов. Это объясняется тем, что учетная политика как методологический выбор одного из нескольких возможных вариантов учета фактов хозяйственной жизни должна позволить бухгалтеру максимально достоверно раскрыть финансовое положение фирмы в ее отчетности. И именно этот момент фактически подчеркивается тем, как сформированы нормы нового Закона, регулирующие вопросы формирования и реализации учетной политики компаний.

Напомним, что в Федеральном законе от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Закон 1996 года) положения, касающиеся учетной политики компаний, не выделялись в отдельную статью, а входили в состав норм, определяющих порядок «организации бухгалтерского учета в организациях» (ст. 6 Закона 1996 года). При этом, говоря о порядке формирования учетной политики, Закон 1996 года практически не упоминал методологических (самых важных и непосредственно влияющих на содержание отчетности!) ее аспектов.

«Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

При этом утверждаются:

— рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

— формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

— порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

— правила документооборота и технология обработки учетной информации;

— порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета».

Обращает на себя внимание, что в Законе 1996 года даже не определялось само понятие учетной политики, что, таким образом, относилось к сфере актов Минфина России, регулирующих учетную практику.

Такой «законодательный пробел» удачно заполнялся предписаниями специального ПБУ, регулирующего практику формирования и реализации учетной политики организаций (в настоящее время действует ПБУ 1/2008). Данное положение в целом было объективно представляющим реалии, так как практику учетной политики, существующую в настоящее время в России, следует признать существенно более развитой, в сравнении с практикой 1996 года. Эта ситуация позволила внести в текст нового Закона уже сложившиеся и апробированные многолетней учетной практикой нормы о методологических аспектах учетной политики компаний. Таким образом, новый Закон в части содержания предписаний об учетной политике существенно не меняет сложившегося положения дел. Вместе с тем, его нормы выводят методологические аспекты учетной политики на уровень уже законодательного определения и регулирования.

Пункт 1 статьи 8 Закона 2011 года определяет учетную политику как «совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета».

— «Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами» (п. 2 ст. 8 Закона);

— «При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами» (п. 3 ст. 8 Закона);

— «В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами» (п. 4 ст. 8 Закона).

Также практически неизменными сохранились и положения Закона 1996 года о последовательности применения учетной политики от одного отчетного периода к другому (см. п.п. 5; 6 и 7 ст. 8 Закона 2011 года).

Инвентаризация активов и обязательств как подтверждение содержания отчетности

То, как в Законе 2011 года представлены нормы, регулирующие порядок проведения организациями инвентаризации своих активов и обязательств, отражает общую тенденцию изъятия из текста Закона «О бухгалтерском учете» положений, относящихся к сфере регулирования иными разделами законодательства. Статья 11 Закона 2011 года в сравнении с соответствующими положениями Закона 1996 года сохраняет только общие положения о необходимости проведения инвентаризации.

Устанавливая, что «активы и обязательства подлежат инвентаризации» (п. 1 ст. 11), и «при инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета» (п. 2 ст. 11), Закон определяет, что «случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами» (п. 3 ст. 11).

Также текст Закона больше не содержит предписаний относительно методов отражения в бухгалтерском учете фактов излишков, недостач и иного рода расхождений между учетными и фактическими данными об активах и обязательствах. В этой части пункт 4 статьи 11 Закона лишь устанавливает, что «выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация».

Денежное измерение объектов учета

Такой же лаконичностью характеризуются и нормы Закона 2011 года, определяющие обязательность денежной оценки объектов бухгалтерского учета. Здесь статьей 12 Закона выделяются три ключевых момента, определяющиеся тремя последовательными правилами:

«1. Объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению.

2. Денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится в валюте Российской Федерации.

3. Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, стоимость объектов бухгалтерского учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту Российской Федерации».

Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности

Статья 13 Закона 2011 года содержит комплекс норм, определяемых как «Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Первый пункт данной статьи Закона содержит очень интересное и совершенно новое для отечественного бухгалтерского законодательства требование относительно достоверности бухгалтерской отчетности как ее неотъемлемой качественной характеристики.

Буквально Закон устанавливает: «бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений» (п. 1 ст. 13).

Здесь следует отдельно говорить о характеристике достоверности отчетности как таковой и о достоверности, «необходимой пользователям этой отчетности для принятия экономических решений».

Прежде всего, следует обратить внимание на тот факт, что вводя требование достоверности, Закон собственно это понятие не определяет.

Чрезвычайно интересно то расхождение, которое мы можем наблюдать между общеязыковой трактовкой понятия «достоверность» и тем смыслом, который вкладывают в это понятие действующие нормативные акты в области финансового учета.

Согласно Словарю русского языка С.И. Ожегова, «достоверный» означает «не вызывающий сомнений, надежный»*.

Примечание:
* С.И. Ожегов. Словарь русского языка — М.: «Русский язык», 1984, стр. 158.

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» определяет: «Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету».

Согласно ПБУ, если учет велся и отчетность была составлена добросовестно и в соответствии с действующими правилами учета (следовательно, известными заинтересованному квалифицированному пользователю), представленные в ней данные являются достоверными.

Несколько меняет такое понимание термина «достоверность» введенное в текст Закона дополнение о необходимости этих данных для пользователей для принятия экономических решений. Здесь фактически речь уже идет о выборе с позиций компетентного профессионального суждения тех методов учета, которые позволят максимально адекватно реальности раскрыть положение дел компании в ее финансовой отчетности. А это уже иная ситуация. Так, например, выбор в качестве метода оценки запасов ФИФО, что полностью соответствует действующим нормативным документам, может не удовлетворить аудиторов, по мнению которых, более адекватным для конкретной компании и той экономической ситуации, в которой она находится, формируя отчетность, будет метод средних цен. Это обстоятельство может повлиять на содержание аудиторского заключения.

В части иных требований статьи 13 Закона относительно содержания бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций нам остается лишь их перечислить, так как существенных содержательных изменений, за исключением порядка расстановки слов в предложениях, в сравнении с действующими нормами, они не несут:

«2. Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

3. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год.

4. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Другие публикации  Гражданский кодекс рф количество страниц

5. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года.

6. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

7. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте Российской Федерации.

8. Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

9. Утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.

10. В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением.

11. В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны».

Отдельное внимание следует обратить на содержание пункта 12 статьи 13 Закона 2011 года, который определяет, что «правовое регулирование консолидированной финансовой отчетности осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено иными федеральными законами».

Напомним, что в настоящее время «общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации» устанавливаются Федеральным законом от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

Изменение содержания норм Закона 2011 года о составе бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 14) в сравнении с соответствующими положениями Закона 1996 года можно назвать скорее упорядочиванием этих требований, в том числе и согласно действующему законодательству.

Следует обратить внимание здесь и на изменение названия Отчета о прибылях и убытках. Эта форма отчетности получила законодательное название как Отчет о финансовых результатах.

Итак, статья 14 Закона 2011 года устанавливает следующее:

«1. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

2. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

3. Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, устанавливается федеральными стандартами.

4. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

5. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности Центрального банка Российской Федерации устанавливается Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»».

Отчетный период, отчетная дата

Содержание норм Закона относительно определения отчетного периода и отчетной даты при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности также нельзя назвать новационным. Здесь статьей 15 Закона устанавливается, что:

«1. Отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица*.

2. Первым отчетным годом является период с даты государственной регистрации экономического субъекта по 31 декабря того же календарного года включительно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и (или) федеральными стандартами.

3. В случае, если государственная регистрация экономического субъекта, за исключением кредитной организации, произведена после 30 сентября, первым отчетным годом является, если иное не установлено экономическим субъектом, период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом его государственной регистрации, включительно.

4. Отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно.

5. Первым отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с даты государственной регистрации экономического субъекта по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно.

6. Датой, на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (отчетной датой), является последний календарный день отчетного периода, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица».

Примечание:
* Здесь следует обратить внимание на то, что данное предписание не применяется при изменении типа государственного (муниципального) учреждения (п. 3 ст. 30 Закона 2011 года).

Составление отчетности при реорганизации и ликвидации юридических лиц

Впервые в Законе «О бухгалтерском учете» появляются специальные нормы, регулирующие порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Статьей 16 «Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица» Закона 2011 года устанавливается, что «последним отчетным годом для реорганизуемого юридического лица, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, является период с 1 января года, в котором произведена государственная регистрация последнего из возникших юридических лиц, до даты такой государственной регистрации» (п. 1).

«При реорганизации юридического лица в форме присоединения последним отчетным годом для юридического лица, которое присоединяется к другому юридическому лицу, является период с 1 января года, в котором внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, до даты ее внесения» (п. 2 ст. 16).

Согласно пунктам 3 и 4 статьи 16 Закона 2011 года, «реорганизуемое юридическое лицо составляет последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность на дату, предшествующую дате государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица). Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица)».

Пунктом 5 статьи 16 Закона 2011 года устанавливается, что «первым отчетным годом для возникшего в результате реорганизации юридического лица, за исключением организаций государственного сектора, является период с даты его государственной регистрации по 31 декабря года, в котором произошла реорганизация, включительно, если иное не установлено федеральными стандартами».

Специально Закон устанавливает, что «возникшее в результате реорганизации юридическое лицо, за исключением организаций бюджетной сферы, должно составить первую бухгалтерскую (финансовую) отчетность по состоянию на дату его государственной регистрации, если иное не установлено федеральными стандартами» (п. 6 ст. 16 Закона 2011 года).

«Первая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основе утвержденного передаточного акта (разделительного баланса) и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации возникших в результате реорганизации юридических лиц, за исключением организаций государственного сектора (даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).

Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности организации государственного сектора, возникшей в результате реорганизации, устанавливается уполномоченным федеральным органом» (п.п. 7 и 8 ст. 16 Закона 2011 года).

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 «Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица» Закона 2011года «отчетным годом для ликвидируемого юридического лица является период с 1 января года, в котором в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи».

Пунктами 2, 3 и 4 статьи определяется, что:

«Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность ликвидируемого юридического лица составляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) либо арбитражным управляющим, если юридическое лицо ликвидируется вследствие признания его банкротом.

Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на дату, предшествующую дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица».

Обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности

Появление в Законе «О бухгалтерском учете» отдельной статьи об обязательном экземпляре бухгалтерской (финансовой) отчетности не случайно. Эти нормы впервые совершенно определенно указывают на то, что бухгалтерская отчетность организаций является государственным информационным ресурсом.

В России действует Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» (далее — Закон № 77-ФЗ), который «определяет политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации и развития системы государственной библиографии», и «предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра документов, его общественное использование».

Согласно статье 1 данного Закона, под обязательным экземпляром документов понимаются «экземпляры различных видов тиражированных документов, подлежащие безвозмездной передаче производителями в соответствующие организации». Документ здесь определяется как «материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения». Понятие «экземпляр» определено как «образец тиражированного документа, идентичный оригиналу».

Статьей 2 Закона № 77-ФЗ устанавливается: «Законодательство Российской Федерации об обязательном экземпляре состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».

В соответствии с данными нормами статьей 18 Закона 2011 года устанавливается (п. 1), что «обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономические субъекты, за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка Российской Федерации, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации». При этом согласно пункту 2 данной статьи Закона, обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должен представляться не позднее 3 месяцев после окончания отчетного периода.

Пунктом 3 статьи 18 Закона 2011 года специально определяется, что «обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности составляют государственный информационный ресурс». Публичность бухгалтерской отчетности экономических субъектов как государственного информационного ресурса, согласно нормам Закона 2011 года, формируется тем, что «заинтересованным лицам обеспечивается доступ к указанному государственному информационному ресурсу, за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен» (п. 3 ст. 18).

Внутренний контроль

Заканчивая обзор нового Закона, остановимся на предписаниях статьи 19 «Внутренний контроль».

Понятие внутреннего контроля также является новым. Это термин аудиторской практики. В частности, понятие системы внутреннего контроля организаций раскрывается в Федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

Другие публикации  Моз приказ по туберкулезу

В содержании норм статьи 19 Закона 2011 года обращает на себя внимание то, что Закон разделяет понятия внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и внутреннего контроля ведения бухучета.

Относительно первого Закон устанавливает, что «экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни» (п. 1 ст. 19).

В части внутреннего контроля функционирования учетной системы компании, пункт 2 статьи 19 Закона определяет, что «экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя)».

Итак, мы рассмотрели содержание разделов нового Закона «О бухгалтерском учете», определяющих основные требования к его ведению экономическими субъектами. Самостоятельная глава Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ посвящена вопросам регулирования бухгалтерского учета. И хотя нельзя сказать, что ее нормы затрагивают вопросы каждодневной деятельности наших коллег, их также следует принять во внимание, ибо именно они определяют направления развития учетной практики в России — наше с вами будущее, уважаемые читатели. Об этом наша следующая статья.

Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)

Бухгалтерская (финансовая) отчетность – необходимая пользователям этой отчетности для принятия экономических решений информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными законом «О бухгалтерском учете», представленная в удобном пользователям, стандартизированном формате (п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

Периодичность составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Экономический субъект в обязательном порядке составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность (за отчетный период менее года) составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, если иное не установлено законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности зависит от категории экономического субъекта:

  • ИП, а также находящиеся на территории РФ филиалы, представительства или иные структурные подразделения организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, — в случае, если в соответствии с налоговым законодательством РФ они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством – могут не составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);
  • субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации, организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (за исключением организаций, указанных ниже) – могут составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);

    прочие организации, включая организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, ЖСК, кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, организации государственного сектора, политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения, коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации, адвокатские палаты, нотариальные палаты, некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента – должны составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в общем порядке (п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

    Упрощенная годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из (п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н):

    отчета о финансовых результатах;

    отчета о целевом использовании средств (только для НКО);

    приложений к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств, в которых приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

    Общий порядок предусматривает оформление в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.п. 1 и 2 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п.п. 28 – 31 ПБУ 4/99):

    отчета о финансовых результатах;

    отчета о целевом использовании средств (только для НКО);

    отчета об изменениях капитала;

    отчета о движении денежных средств;

    приложений к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств, в которых приводится информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

    Формы бухгалтерской (финансовой) отчетности

    Формы годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности установлены:

    для упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности — приложением № 5 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н;

    для бухгалтерской (финансовой) отчетности, составляемой в общем порядке — приложениями №№ 1 и 2 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н.

    Промежуточная бухгалтерская отчетность составляется по формам, установленным законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

    Содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности

    Содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливается ПБУ 4/99, а также Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н).

    Содержание Отчета о движении денежных средств установлено ПБУ 23/2011.

    Внесение исправлений в бухгалтерскую (финансовую) отчетность

    Правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность установлены ПБУ 22/2010.

    Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

    Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

    Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность утверждается в порядке, установленном законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

    В большинстве случаев годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит утверждению высшим органом управления компанией, а в ряде случаев – и обязательной публикации (п. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; пп. 6 п. 2 ст. 33 Закона «Об ООО»; пп. 11 п. 1 ст. 48 Закона «Об АО» и пр.).

    В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны (п. 11 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

    Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности:

    при реорганизации юрлица – установлены ст. 16 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ;

    при ликвидации юрлица – установлены ст. 17 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ;

    состав, особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается Бюджетным кодексом, Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);

    состав, особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности ЦБ устанавливается Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ (п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

    Адреса и сроки представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

    Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется заинтересованным лицам в сроки, установленные законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

    Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется всеми организациями (за исключением организаций государственного сектора и ЦБ РФ):

    в орган государственной статистики по месту государственной регистрации не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода в порядке, установленном Приказом Росстата от 31.03.2014 N 220. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п.п. 1 и 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);

    в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

    Ответственность за нарушение законодательства в области бухгалтерской (финансовой) отчетности

    За нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган налагается штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 200 руб. за каждую непредставленную (несвоевременно представленную) форму (составляющую) бухгалтерской (финансовой отчетности). Также на должностное лицо такой организации может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

    За нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики на организацию может быть наложен административный штраф по ст. 19.7 КоАП РФ от 3 000 до 5 000 руб., на должностное лицо такой организации — в размере от 300 до 500 руб.

    Искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб., за исключением случая исправления ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке (ст. 15.11 КоАП РФ).

    Где бесплатно получить бухгалтерскую отчетность конкретной фирмы?

    Бухгалтерскую (финансовую) отчетность организаций собирает и публикует Росстат. На сайте Audit-it.ru есть специальный раздел, где можно получить бухгалтерскую отчетность более чем 2 млн. российских организаций, достаточно ввести ИНН искомой фирмы.

    Инструменты для работы с отчетностью

    Самыми популярными в России программами для ведения бухгалтерского учета являются продукты фирмы 1С.

    Для финансового анализа по данным бухгалтерской отчетности существует инструмент «Ваш финансовый аналитик». Программа выдает готовый отчет о финансовом состоянии предприятия, анализируя ключевые формы бухгалтерской отчетности: Баланс и Отчет о финансовых результатах.

    Для трансформации российской отчетности в отчетность, подготовленную в соответствии с международными стандартами (МСФО) существует онлайн-программа «Отчетность по МСФО + трансформация».

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Все права защищены; 2019 Ohrangos.ru