Ohrangos.ru

Юридический журнал

Иные полномочия дознавателя это

Оглавление:

Статья 41 УПК РФ. Дознаватель (действующая редакция)

1. Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания путем дачи письменного поручения.

2. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

3. Дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

1.1) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

1.2) обжаловать с согласия начальника органа дознания в порядке, установленном частью четвертой статьи 226 и частью четвертой статьи 226.8 настоящего Кодекса, решения прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

4. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 226 и частью пятой статьи 226.8 настоящего Кодекса.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 41 УПК РФ

1. Согласно п. 7 ст. 5 дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК. В качестве дознавателя может выступать не только «штатный» дознаватель, но и иное должностное лицо органа дознания, которому дано соответствующее поручение начальником органа дознания или его заместителем.

2. Единственным процессуальным действием, которое в соответствии с текстом УПК требует получения дознавателем согласия (разрешения) начальника органа дознания, является проведение им проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении в срок до 10 суток, вместо обычных 3 (ч. 3 ст. 144 УПК). Необходимо, однако, учитывать, что это ограничение касается лишь сотрудников тех органов, учреждений и формирований, которые в целом являются органами дознания. Эти сотрудники полномочны осуществлять предварительное расследование в форме дознания в силу своей должности. В тех же случаях, когда полномочия органа дознания принадлежат не всему органу, учреждению или формированию, а лишь его руководителю (командиру воинской части, соединения и т.д.), процессуальные полномочия органа дознания лишь делегируются им своим подчиненным. При этом такой руководитель (орган дознания) вправе требовать от дознавателя согласования любых предстоящих действий и утверждения любых процессуальных актов — в зависимости от того объема своих полномочий, на выполнение которых он специально уполномочил данного сотрудника.

3. Согласие прокурора требуется дознавателю: на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (п. 5 ч. 2 ст. 37); на продление до 30 суток срока проверки дознавателем сообщения о преступлении и принятия по нему решения в случае необходимости проведения документальных проверок или ревизий (ч. 3 ст. 144); на продление срока дознания (ст. 223). Прокурор также утверждает постановление дознавателя о прекращении уголовного дела и обвинительный акт (п. п. 13, 14 ч. 2 ст. 37). Прокурор, помимо дачи согласий на указанные действия и утверждения названных решений, вправе также давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве любых процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37); отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя (п. 6 ч. 2 ст. 37); разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы (п. 9 ч. 2 ст. 37); отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК (п. 10 ч. 2 ст. 37); возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного акта и устранения выявленных недостатков (п. 15 ч. 2 ст. 37).

4. Дознавателю необходимо получать судебное решение в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК.

5. В ч. 2 ст. 41 УПК установлен запрет на возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Он касается лишь тех работников органа дознания, на которых возложены обязанности по производству предварительного расследования в порядке, установленном главой 32 УПК, и не распространяется на сотрудников органов дознания при проведении неотложных следственных действий согласно положениям ст. 157 УПК.

6. Об обжаловании дознавателем указаний начальника подразделения дознания по уголовному делу см. ком. к ст. 40.1.

Органы дознания, их виды, задачи, полномочия

В соответствии с п. 24 ст. 5 УПК РФ органы дознания – государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

Согласно ст. 40 УПК РФ органами дознания являются:

  • 1) органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (органы ФСБ России, ФТС России, ФСКН России и т.д.);
  • 2) органы ФССП России;
  • 3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
  • 4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

К полномочиям органов дознания отнесено:

1) осуществление предварительного расследования преступлений в форме дознания по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести (это преступления, за которые наказание не превышает пяти лет лишения свободы).

После возбуждения уголовного дела проводятся предусмотренные законом следственные действия (допросы, осмотры места происшествия, обыски, экспертизы и др.) в целях раскрытия преступления и установления лица, совершившего преступление.

Срок проведения – 30 суток со дня возбуждения уголовного дела, но он может быть продлен прокурором до

30 суток, а в случаях, предусмотренных ст. 223 УПК РФ, до 6 месяцев или до 12 месяцев.

По окончании расследования составляется обвинительный акт, утверждаемый прокурором, и все материалы расследования передаются прокурором в суд.

В предусмотренных законом случаях проводится дознание в сокращенной форме, которое должно быть окончено в срок, не превышающий 15 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме. Указанный срок может быть продлен прокурором до 20 суток. Признав, что необходимые следственные действия произведены и объем собранных доказательств достаточен для обоснованного вывода о совершении преступления подозреваемым, дознаватель составляет обвинительное постановление, которое подписывается дознавателем и утверждается начальником органа дознания. После этого дело направляется прокурору, который принимает решение об утверждении обвинительного постановления и о направлении уголовного дела в суд, либо о возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного постановления, либо о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания, либо о прекращении поступившего от дознавателя уголовного дела.

2) выполнение неотложных следственных действий по возбужденным уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях с целью обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. После производства этих действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания должен направить уголовное дело руководителю соответствующего следственного органа. После направления дела руководителю соответствующего следственного органа орган дознания может проводить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя.

Другие публикации  Как повысится пенсия в 2018 году

По поручению следователя органами дознания производятся отдельные следственные действия, ими исполняются его постановления о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий.

Органы дознания обязаны оказывать следователю содействие при осуществлении различных процессуальных действий.

Возбуждать уголовные дела и проводить неотложные следственные действия могут также:

  • – капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по делам о преступлениях, совершенных на этих судах;
  • – руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, – по делам о преступлениях, совершенных в местах нахождения этих партий и зимовок;
  • – главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ – по делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий этих представительств и учреждений.

Эти должностные лица должны передать постановление о возбуждении уголовного дела прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

Руководство дознанием осуществляет начальник органа дознания – должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 17 ст. 5 УПК РФ).

Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусмотрел также такую процессуальную фигуру, как начальник подразделения дознания (должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания), а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК РФ). Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен: поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу; изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи; отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу; вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

При осуществлении своих полномочий начальник подразделения дознания вправе: проверять материалы уголовного дела; давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания (ст. 40.1 УПК РФ).

Полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем.

Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Дознаватель уполномочен: самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение; осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК РФ, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения (ст. 41 УПК РФ).

5. Орган дознания, дознаватель и иные должностные лица органа дознания

Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (ст. 40 УПК). В отличие от следователя орган дознания выполняет процессуальную деятельность попутно со своими основными функциями.

На органы дознания возлагается производство дознания как упрощенной формы предварительного расследования (главы 32 и 32.1 УПК); выполнение неотложных следственных действий по делам, по которым производство предварительного следствия является обязательным (ст. 157 УПК), а также выполнение поручений следователя.

Правом проводить дознание в соответствии с ч. 3 ст. 151 УПК наделены дознаватели органов:

службы судебных приставов

государственного пожарного надзора,

по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Кроме того, возбуждать уголовные дела, выполнять неотложные следственные действия, оперативно-розыскные мероприятия и поручения следователя и прокурора также вправе следующие органы дознания:

органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (ФСБ, Федеральные органы государственной охраны, службы внешней разведки, органы Минюста);

начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, начальники военных учреждений или гарнизонов;

капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании;

руководители геологоразведочных партий, зимовок начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения «обычных» органов дознания;

главы дипломатических представительств и консульских учреждений.

Орган дознания действует в лице начальника. Начальник органа дознания – должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

Начальник подразделения дознания — должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК). Начальник подразделения дознания уполномочен поручать дознавателю производство по материалу проверки или уголовному делу; отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства по делу; вносить прокурору ходатайство об отмене остальных постановлений дознавателя. При этом начальник подразделения дознания вправе проверять материалы уголовного дела и давать указания дознавателю (ст. 40.1. УПК). Начальник подразделения дознания вправе лично возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

Дознаватель – это должностное лицо органа дознания, правомочное, либо уполномоченное начальником органа (подразделения) дознания или его заместителем осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (ст. 41).

Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. По своим полномочиям дознаватель очень близок к следователю. Основное отличие состоит в том, что дознаватель менее процессуально самостоятелен, чем следователь, поскольку все указания прокурора и начальника органа (подразделения) дознания, данные в установленном законом порядке, для него обязательны, а их обжалование не приостанавливает исполнения.

Иные должностные лица органа дознания – это его сотрудники, которые выполняют неотложные следственные действия по поручению начальника органа дознания или иные процессуальные полномочия (например, участвуют в проведении следственных действий).

Дознаватель и его отличие от следователя, а так же в чем заключается его работа и полномочия

Дознаватель — согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ должностное лицо органа дознания, работающий (служащий, профессия) в следственном или ином подразделении (органе) дознания по итогу своей деятельности составляет судебный акт, к уголовной ответственности самостоятельно не привлекает, осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ, а потому право обжаловать действия субъекта менее компетентного автоматически распространяется и на право обжаловать действия субъекта более компетентного: руководителя органа дознания, начальника подразделения дознания, органа дознания.

Дознователь проводит досудебное расследование в соответствии с законом, а его деятельность схожа с деятельностью следователя, но она является более ограниченной.

Особенности дознавателя

К его компетенции относятся относительно простые составы преступлений, а общественная опасность – невысокой. При этом следователь может принять к производству «дознавательский» материал, а дознаватель – «следовательский» материал принять не вправе. Кто из них «хуже» для подозреваемого и обвиняемого, сказать сложно.

Дознаватель несёт ответственность за все свои решения и действия, поэтому он должен работать законно и выполнять все обязанности.

Таким образом, должностные лица органа дознания являются субъектами и проверки сообщения о преступлении, и формирования доказательственной базы в стадии возбуждения уголовного дела, а следовательно, надлежащим субъектом производства следственных действий.

Полномочия дознавателя

Полномочия дознавателя отражаются в должностных инструкциях. Такой документ обычно составляется для каждого руководителя и сотрудника органа дознания. Чаще всего инструкции сводятся в таблицу, где указываются обязанности по должности и периодичность их выполнения.

Другие публикации  Объяснительная записка о прогуле Образец объяснительной

Полномочия дознавателей органов внутренних дел:

  • проверка заявлений и сообщений о преступлениях;
  • принятие решения по результатам проверки, при необходимости – возбуждение уголовных дел;
  • производство процессуальных действий по делу;
  • прекращение уголовного преследования, если на то есть основания;
  • приостановление дознания;
  • направление материалов дела по подследственности, а по окончании дознания – прокурору.

Приобрести статус дознавателя возможно в двух случаях:

  1. В первом случае, когда должностное лицо ОВД, назначенное на должность дознавателя, правомочно в силу своего служебного положения осуществлять расследование преступлений в форме дознания. Назначение сотрудника ОВД на должность дознавателя оформляется приказом начальника ОВД (УВД) по отделу кадров.
  2. Во втором случае, когда начальник органа дознания уполномочил кого-либо из должностных лиц ОВД осуществлять уголовно-процессуальные действия или, иными словами, делегировал подчиненному сотруднику осуществление уголовно-процессуальных полномочий, присущих дознавателю. В этом случае начальник органа дознания путем письменного распоряжения (резолюции) на соответствующих документах адресует подчиненному сотруднику указания на осуществление процессуальных действий.

Возбуждение уголовного дела

Если оперативный уполномоченный по результатам доследственной проверки сообщения о преступлении экономической направленности придет к выводу о том, что в материалах имеются данные, указывающие на признаки уголовного преступления, то он вправе направить материал в следственное подразделение для принятия итогового решения.

Вместе с тем он вправе сам вынести постановление о возбуждении уголовного дела, пользуясь при этом правилами ст. 157 УПК РФ. Данная норма определяет компетенцию органа дознания и предоставляет право на возбуждение уголовного дела другому субъекту, не следователю, но вместо него.

С целью попытки оптимизировать деятельность по рассмотрению сообщений о преступлениях в 2014 году в отдельных территориальных органах МВД России было принято решение о проведении эксперимента, в ходе которого рассматривать сообщения о преступлениях должны были только следователи или штатные дознаватели с учетом правил о подследственности. Сотрудникам других служб было запрещено принимать процессуальные решения по материалам.

Обжалование действий и постановлений должностного лица (жалоба)

Уголовно-процессуальный кодекс РФ позволяет обжаловать действия и постановления дознавателя, путем подачи жалобы вышестоящему руководству, в прокуратуре по ст. 124 УПК РФ или в суде по ст. 125 УПК РФ.

Форма предварительного расследования

Следует учитывать, что определение формы предварительного расследования — это общая задача как первой, так и второй стадии уголовного процесса — стадии предварительного расследования

О правильности данных выводов говорит также то, что ст. 150 УПК РФ регламентирует формы предварительного расследования в качестве общего условия именно второй стадии уголовного процесса, так как структурно находится в главе 21 «Общие условия предварительного расследования», расположенной в разделе VIII «Предварительное расследование». А учитывая то, что раздел VII «Возбуждение уголовного дела» не содержит аналогичных норм, то сама возможность уголовно-процессуальной аналогии изначально определяет определение формы предварительного расследовании и подследственности в качестве основной задачи именно второй стадии уголовного процесса, делая данную задачу в стадии возбуждения уголовного дела факультативной.

Дознаватель имеют право:

  • проверять, а также просматривать сообщения о совершённых и готовящихся преступлениях;
  • принимать решения после просмотра сообщений о различных преступлениях. Кроме прав, дознаватели имеют определённые обязанности:
  • осуществлять деятельность по принципам уголовного судопроизводства;
  • применять меры принуждения, которые разрешены законом;
  • действовать в соответствии с указаниями начальника органа дознания и прокурора;
  • осуществлять другие полномочия, которые предусмотрены законом.

Дознаватель в Министерстве обороны РФ (армии)

В качестве органов дознания выступают также командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.

Деятельность указанных субъектов в качестве органов дознания раскрывается в Приказе Министра обороны РФ от 19 декабря 2003 г. N 446 «Об организации деятельности органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации»; кроме того, имеются указания Министра обороны РФ от 24 марта 2006 г. N 205/2/65, утвердившие Методические рекомендации по вопросам взаимодействия личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации с представителями органов предварительного расследования. Для непосредственного осуществления своих процессуальных функций орган дознания — командир воинской части назначает своим приказом из числа наиболее подготовленных, подчиненных ему офицеров дознавателей, которые, являясь должностными лицами органа дознания, обладают процессуальными полномочиями, предусмотренными ч. 3 ст. 41 УПК РФ. Один из них назначается старшим дознавателем, ему, как правило, поручается расследование наиболее сложных дел.

Дознаватели назначаются, как правило, из расчета:

а) на полк (корабль 1-го ранга) — 5 — 6 дознавателей;
б) на отдельный батальон (корабль 2-го ранга) — 3 — 4 дознавателя;
в) на отдельную роту (корабль 3-го ранга, дивизион кораблей 4-го ранга) — 1 — 2 дознавателя;
г) на штаб (выше полка) и учреждение (военно-образовательное учреждение профессионального образования) — 2 — 5 дознавателей.

Возмещение причиненного вреда

При этом согласно ч. 2 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

В остальных случаях вред, причиненный гражданину, а также вред, причиненный юридическому лицу органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, — за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Источники возмещения причиненного вреда

Причиненный вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. В соответствии со ст. 214 и 215 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Что такое незаконные действия

К незаконным действиям закон относит незаконное осуждение, незаконное привлечение к уголовной ответственности, незаконное применение в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконное наложение административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также иные последствия незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Также необходимо добавить, что согласно Определению Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. N 444-О вред, причиненный гражданину в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого, подлежит возмещению за счет казны в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры.

Страница не найдена

Возможно она была удалена из-за нарушения авторских прав или же не имела веса. Воспользуйтесь поиском google:

А также прочитайте САМЫЕ ЛУЧШИЕ ИЗРЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ — уверяем вам они понравятся!

Или же прочитайте самые посещаемые страницы нашего сайта:

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

> «> Чем отличается следователь от оперуполномоченного и дознавателя

В чем заключается работа следователя полиции и сколько платят за расследование преступлений

Сегодня Айкью Ревью расскажет о профессии следователя. Работе в полиции посвящено множество российских сериалов. Но какова она на самом деле, так ли увлекательно работать в органах внутренних дел, как показывают по телеку?

Узнайте всю правду из первых рук от майора юстиции в отставке. Меня зовут Александра Сергеевна, мне 46 лет. Живу я во Владивостоке. Три года назад я вышла в отставку, отработав 20 лет следователем в органах внутренних дел.

Это, пожалуй, одна из самых интересных и сложных профессий. Для многих людей, не знакомых с системой российского правосудия, следователь, оперуполномоченный и просто полицейский – это одна и та же профессия.

Уверяю вас, это не так. Следователь — должностное лицо, осуществляющее предварительное следствие по уголовному делу и выполняющее иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.

Кто такой дознаватель

В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством дознание есть форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п.

8 ст. 5 УПК РФ). Дознаватель, согласно п.

7 ст. 5 УПК РФ, является должностным лицом органа дознания, правомочным либо уполномоченным начальником данного органа осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также выполнять иные полномочия.

В связи с этим возникают вопросы: 1) что означают термины «правомочное» и «уполномоченное» применительно к субъектам производства дознания?

Другие публикации  Как писать доверенность на получение пенсии образец от руки образец

2) кого следует считать, с одной стороны, правомочным, а с другой — уполномоченным осуществлять производство дознания? 3) наделены ли иные сотрудники органа дознания (помимо дознавателя) какими-либо процессуальными правами?

Процессуальный статус дознавателя должностные лица органов внутренних дел могут приобрести в двух случаях: 1) когда должностное лицо ОВД правомочно в силу своего служебного положения осуществлять расследование преступлений в форме дознания; 2) когда начальник органа дознания уполномочил кого-либо из должностных лиц ОВД осуществлять уголовно-процессуальные полномочия, иными словами — делегировал подчиненному сотруднику осуществление уголовно-процессуальных обязанностей, присущих дознавателю.

Чем отличается следователь от оперуполномоченного и дознавателя

Присоединяйся, и будь в курсе всего!» data-orientation=»horizontal» data-text-color=»#000000″ data-share-shape=»round» data-sn-ids=»vk.tw.fb.gp.ok.» data-share-size=»30″ data-background-color=»#ffffff» data-preview-mobile=»false» data-mobile-sn-ids=»fb.vk.tw.wh.ok.vb.» data-pid=»1290018″ data-counter-background-alpha=»1.0″ data-follow-title=»Присоединяйся к нам в Соц.

сетях!» data-following-enable=»false» data-exclude-show-more=»true» data-selection-enable=»false» class=»uptolike-buttons» > Следователь – это осуществляющий расследование преступлений юрист.

Если дело касается убийства, ограбления, кражи, то тут часто не обойтись без такого специалиста как следователь. Он занимается аналитическим и управленческим трудом.

Если дело касается убийства, ограбления, кражи, то тут часто не обойтись без такого специалиста как следователь.

История одного дела

Возникло некоторое сомнение в законности вынесения постановления об отказе в ВУД, в связи с вынесением данного акта не лицом, указанным в ст.ст.144-145 УПК РФ, а стажёром.

Хотелось бы услышать мнение коллег по поставленным вопросам, а также о подобных случаях из практики.

По заявлению о преступлении, после проведённой в порядке ст.

144 УПК РФ, проверки, было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. По крайней мере, в постановлении имеется указание, что таковая проверка проводилась.

Между тем, имеется несколько необычное, на мой взгляд, обстоятельство.

Упомянутое постановление вынесено стажёром оперуполномоченного ОУР по материалам проведённой им же проверки.

В постановлении указано: «Я. стажёр оперуполномоченного ОУР. ». Далее — по тексту.

Чем отличается дознаватель от следователя?

Не только люди, далёкие от права, но даже молодые юристы часто путают следователей и дознавателей.

А ведь даже на этапе подачи заявления в правоохранительные органы очень важно правильно определиться с подследственностью, чтобы ускорить процесс.

В общем случае, дознаватель – это должностное лицо, проводящее широкий круг вопросов по сообщениям о преступлениях, указанных в п.1 ч.3 ст.150 УПК РФ. По всем остальным делам, а также при наличии указания прокурора, производится предварительное следствие.

Дознаватель – это должностное лицо, которое относится к органу дознания. Большую их часть составляют сотрудники органов внутренних дел (полиция). К дознавателям также относятся работники: пограничной службы, пожарного надзора, ФСБ, налоговой полиции, командиры ВЧ и т.д.

Дознаватель — это . Определение, функции и обязанности

Не все люди, даже связанные с юриспруденцией, знают, чем отличается дознаватель от следователя. Между тем уже на стадии подачи заявления в правоохранительную структуру крайне важно уметь разбираться в особенностях той или другой должности. Это существенно сэкономит время и ускорит процесс. Рассмотрим далее, кто такой дознаватель.

Что такое «дознаватель»? По общему правилу им выступает должностное лицо, ведущее деятельность по сообщениям о преступлениях, указанных в первом пункте третьей части ст. 150 УПК. Остальными делами занимается следователь. Кроме этого общего правила, может действовать указание прокурора.

Дознаватель – это служащий, уполномоченный начальником своего отдела на осуществление предварительных мероприятий, касающихся выяснения обстоятельств преступления. Он обладает только теми полномочиями, которые устанавливает для него УПК. В законодательстве установлено, что обязанности дознавателя не могут возлагаться на служащего, который проводит или проводил по данному преступлению оперативно-розыскные мероприятия. Это ограничение зафиксировано в статье 41 УПК. Таким образом, выполнение оперативно-розыскной деятельности по поручению следователя адресуется органу дознания. В составе последнего присутствует соответствующая служба.

Говоря о том, кто такой дознаватель, необходимо разъяснить, что служащий может:

  1. Выполнять неотложные действия. Речь, в частности, идет о мероприятиях, промедление с которыми может привести к потере улик, следов преступления, информации и проч.
  2. Проводить полное расследование в виде дознания.

Процессуальный статус служащих в этих случаях предполагает тот или иной объем полномочий.

Если говорить о том, кто такой дознаватель в структуре правоохранительных органов, то надо сказать, что им является относительно самостоятельный служащий. Он сам вправе проводить те или иные мероприятия, а также принимать определенные решения. Исключение составляют случаи, когда на это необходима санкция прокурора, решение суда или согласование с начальником отдела. Дознаватель – это сотрудник, рассматривающий и проверяющий сообщения и заявления о преступлениях. По результатам этой деятельности служащий принимает решение возбудить производство или отказать в этом. Постановление о начале оперативно-розыскных мероприятий направляется прокурору. Последний, получив документ, должен дать свое согласие или вынести решение об отказе в этом. Прокурор также может отправить материалы на дополнительную проверку. Ее выполняет дознаватель. Дела, по которым приняты положительные решения, принимаются к производству. Обладая определенными полномочиями, служащий вправе:

  1. Вызывать граждан на допросы.
  2. Приглашать специалистов.
  3. Проводить обыск, осмотр, задержание субъекта, который подозревается в преступлении, освидетельствование, выемку и прочие процессуальные мероприятия.

При необходимости сотрудник может назначить экспертизу, прослушивание телефонных и прочих разговоров.

Дополнительные возможности

В УПК предусматриваются и другие полномочия, которые вправе реализовывать дознаватель. Это:

  • Обеспечение возмещения материального вреда, нанесенного преступлением.
  • Признание субъекта потерпевшим, гражданским ответчиком либо истцом.
  • Обеспечение обвиняемому/подозреваемому права на защиту.
  • Направление в суд жалобы субъекта, пребывающего под стражей, на необоснованность и незаконность применения к нему данной меры пресечения и проч.

Оспаривание действий служащего

Любой субъект, участвующий в производстве, может заявить отвод сотруднику. Законодательство также предоставляет сторонам право обжаловать действия или решения, которые совершил и принял дознаватель. Это, однако, не означает, что сотрудник должен прекратить выполнение того или иного мероприятия. Указания прокурора являются обязательными для исполнения служащим. В случае несогласия с ними сотрудник может их оспорить. Для этого он направляет свои возражения в письменном виде с их обоснованием вышестоящему прокурору. При этом процесс обжалования не приостанавливает обязанности исполнять полученные указания. При необходимости сотрудник может добровольно отказаться от производства по конкретному преступлению.

Чем отличается дознаватель от следователя?

Оба этих служащих являются сотрудниками правоохранительных структур. Однако следователь обладает более широким спектром полномочий, чем дознаватель. Первый может возбудить производство, принять его к своему ведению, направить его по территориальности, осуществить процессуальные мероприятия. Он наделен полномочиями давать дознавателю письменные поручения по выполнению тех или иных следственных (оперативно-розыскных) действий. Даже в случае несогласия с полученными указаниями сотрудник должен их исполнить.

Подследственность

Следователи ведут производство по более сложным преступлениям, а деятельность дознавателей связана с деяниями небольшой и средней тяжести, преимущественно. Последние, по сути, избавляют первых от разного рода «мелочевки». В компетенцию дознавателей входят простые составы с относительно невысокой общественной опасностью. Рассматриваемые категории сотрудников обладают разным уровнем подготовки. В качестве дознавателей в правоохранительных органах преимущественно выступают участковые инспекторы и оперуполномоченные. Специализированная служба проводит выяснение обстоятельств по 68 составам, предусмотренным в УК. Подследственность дознавателей и следователей определяется статьями 150 и 151 УПК.

Самостоятельность

Следователь наделен правом давать распоряжения не только органу дознания. Он может адресовать поручения прочим структурам и правоохранительным подразделениям в рамках своей компетенции. Дознаватель же выполняет все мероприятия самостоятельно. Он сам получает заявление, рассматривает и проверяет его, проводит необходимые действия, направляет дело в суд. Вместе с этим многие мероприятия требуют согласования с начальником отдела или прокурором. Следователь вправе самостоятельно принимать решения о возбуждении производства. Служащий также уполномочен составлять обвинительное постановление без согласования этого действия с прокурором. При этом его решение примет соответствующую юридическую силу. Следователь может возобновить либо приостановить предварительное расследование. Он вправе оспорить решение прокуратуры (к примеру, об отмене решения о возбуждении производства). Дознаватель может оспаривать только поручения и указания вышестоящих органов, адресованные ему.

Представительство

Дознаватель должен исполнять все свои обязанности, предусмотренные законодательством, без ограничений. Некоторые мероприятия он может проводить самостоятельно, руководствуясь собственными убеждениями. Если для каких-то действий предусматривается ведомственное положение, предъявляющее к дознавателю требование о получении согласования с начальником или прокурором, он должен его исполнить. При этом отсутствие на постановлении подписи вышестоящего лица не рассматривается как нарушение законности вынесения акта прокурором или в качестве основания для признания доказательств, полученных впоследствии судом, недопустимыми. Тот сотрудник, которому обязанности дознавателя были делегированы, не имеет таких широких полномочий.

Все права защищены; 2019 Ohrangos.ru