Ohrangos.ru

Юридический журнал

Юридическая ликвидация фонда

Юридическая ликвидация фонда

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Полезная литература ›
  • Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу РФ ›
  • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ›
  • Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ›
  • Глава 4. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА ›
  • Статья 119. Изменение устава и ликвидация фонда

Статья 119. Изменение устава и ликвидация фонда

1. Устав фонда может быть изменен органами фонда, если уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке.

Если сохранение устава в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а возможность изменения устава в нем не предусмотрена либо устав не изменяется уполномоченными лицами, право внесения изменений принадлежит суду по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью.

2. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован:

1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;

4) в других случаях, предусмотренных законом.

3. В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.

Статья 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» устанавливает общее правило, в силу которого изменения в устав некоммерческой организации вносятся по решению ее высшего органа управления. Это правило действует и в отношении фондов, однако только в том случае, если такие полномочия закреплены за органами фонда в соответствии с его уставом.

Если же устав фонда не дает органам фонда прав вносить в него изменения, а сохранение устава без изменений может повлечь какие-либо негативные последствия, то необходимые изменения вносятся по решению суда. С соответствующим обращением в суд могут обратиться попечительский совет фонда либо его исполнительный орган.

Процедура ликвидации фонда также обладает определенной спецификой. Соответствующее решение может быть принято только судом по заявлению заинтересованных лиц.

Так, в соответствии с пунктом 1.1. статьи 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта РФ, уполномоченным органом или его территориальным органом.

Основаниями ликвидации фонда являются

– недостаточность имущества для достижения уставных целей фонда и отсутствие возможности получения имущества в необходимом объеме;

– невозможность достижения уставных целей и задач фонда, соединенная с невозможностью изменения этих целей и задач;

– неосуществление фондом деятельности, необходимой для достижения его уставных целей.

Дополнительные основания ликвидации фондов могут предусматриваться специальными федеральными законами.

В частности, общественный фонд может быть ликвидирован по основаниям, предусмотренным статьей 44 Федерального закона «Об общественных объединениях», в числе которых: нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;

– неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции и законодательства РФ либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;

– неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения (при условии, что такое приостановление имело место ранее).

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

Ликвидация фонда, как и всякой другой некоммерческой организации, влечет определенные правовые последствия в отношении имущества этой организации. Прежде всего, по общему правилу за счет этого имущества должны быть произведены все необходимые выплаты, причитающиеся кредиторам. После осуществления указанных выплат имущество распределяется в соответствии с правилами части 3 комментируемой статьи и статьи 20 Федерального закона «О некоммерческих организациях». По этим правилам оставшееся после ликвидации имущество направляется на цели, в интересах которых данная некоммерческая организация была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае, если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

Ликвидация фонда — ее специфические особенности и последствия

Юридическое лицо на основе добровольных взносов граждан для реализации некоммерческой деятельности именуется фондом. Этот вид НКО имеет свои особенности, в частности касающиеся ликвидации. Закрыть фонд простым решением его учредителей не получится, для этой процедуры существуют особые правила и требуются конкретные причины для ликвидации.

Возможные и необходимые случаи ликвидации фонда

Согласно российскому законодательству добровольная ликвидация фонда без лишних разбирательств невозможна. Провести процедуру закрытия допустимо только в судебном порядке. Это могут сделать и сами учредители, и органы государственной власти.

Для ликвидации по заявлению учредителей существует несколько оснований:

  1. Невозможность реализовать цели фонда.
  2. Смена направления деятельности фонда.
  3. Отсутствие денежных средств для дальнейшей деятельности.
  4. Неправильность оформления документов и другие нарушения при регистрации.

Органы власти инициируют ликвидацию организации по трем причинам:

  1. Ведение деятельности при отсутствии лицензии.
  2. Осуществление не указанной в уставе деятельности.
  3. Игнорирование обязательных нормативных актов и законов.

Во все перечисленных случаях для закрытия некоммерческой организация такого типа необходимо подать заявление в суд, вне зависимости кто является инициатором прекращения деятельности.

Далее рассмотрен основной порядок ликвидации фонда через суд (по его решению).

Особенности ликвидации некоммерческого фонда показаны в данном видеоролике:

Порядок закрытия

При любом пути закрытия процедура ликвидации содержит ряд обязательных этапов. Сама процедура прекращения деятельности может быть начата только после вынесения судебного решения и назначения ликвидационной комиссии.

Компетенция суда заключается не только в разрешении прекратить деятельность организации, но и в определении состава сопутствующей комиссии.

Принятие решения

Начало процедуры для закрытия фонда самими учредителями всегда начинается с принятия решения о его ликвидации. При этом решение должно опираться на конкретные допустимые причины прекращения деятельности.

На основе этого решения оформляется заявление в судебные инстанции городского или районного типа. Кроме этого требуется собрать все необходимые документы для правильной подачи заявления в суд и дальнейшей процедуры ликвидации.

Про уведомление о ликвидации, протокол и другие документы для ликвидации фонда читайте ниже.

Требуемые документы

Для закрытия самими учредителями потребуется документ о принятии решения и исковое заявление с указанием причин ликвидации. К этому заявлению прикладываются следующие документы:

  • Выписка из ЕГРЮЛ
  • Информацию об имуществе фонда
  • Данные о расчетных счетах и баланс
  • Свидетельство о регистрации и устав
  • Информация о расчетах с кредиторами
  • Квитанция об уплате необходимой госпошлины
  • Данные, подтверждающие причину ликвидации
  • Данные о постановке на налоговый учет и о состоянии расчетов.

При правильном составлении иска и одновременной подаче всех необходимых документов суд выносит решение о ликвидации. В случае отсутствие имущества у фонда и любых видов задолженностей суд может закрыть организацию без привлечения ликвидационной комиссии. В остальных случаях ее присутствие необходимо для правильного соблюдения этапности процедуры закрытия.

Здесь вы можете скачать образец искового заявления о ликвидации благотворительного, общественного или иного фонда.

Заявление-иск о ликвидации фонда

Этапы процедуры

Чаще всего закрытие некоммерческих фондов длится на протяжение 6 месяцев. В это время ликвидационная комиссия проводит такие мероприятия:

  • Размещает объявления о ликвидации фонда
  • Проводит инвентаризацию имущества
  • Определяет кредиторов и размеры дебиторской задолженности
  • Проводит расчеты с контрагентами
  • Подготавливает промежуточный баланс
  • Увольняет сотрудников согласно законодательству (в т.ч. декретниц)
  • При необходимости реализует имущество фонда для расчета с кредиторами
  • Составляет ликвидационный баланс
  • Обеспечивает закрытие расчетных счетов фонда
  • Занимается документацией по уничтожению печатей и штампов
  • Уничтожает печати и сдает их на хранение с пакетом документов
  • Снимает фонд с регистрационного учета в государственных и внебюджетных организациях.

Одновременно с этим необходимо подать документы в Министерство Юстиции с отдельной оплатой стоимости госпошлины за ликвидацию фонда. Все действия ликвидационной комиссии и являются этапами закрытия некоммерческого юридического лица. При этом после ликвидации существуют определенные последствия, находящиеся в компетенции комиссии.

Важно все сделать правильно, иначе неминуем отказ в ликвидации. Последствия, которые имеет юридическая ликвидация фонда, рассмотрены ниже.

В этом видео представлена пошаговая инструкция по ликвидации благотворительного фонда:

Ликвидация фонда — ее специфические особенности и последствия

Юридическое лицо на основе добровольных взносов граждан для реализации некоммерческой деятельности именуется фондом. Этот вид НКО имеет свои особенности, в частности касающиеся ликвидации. Закрыть фонд простым решением его учредителей не получится, для этой процедуры существуют особые правила и требуются конкретные причины для ликвидации.

Возможные и необходимые случаи ликвидации фонда

Согласно российскому законодательству добровольная ликвидация фонда без лишних разбирательств невозможна. Провести процедуру закрытия допустимо только в судебном порядке. Это могут сделать и сами учредители, и органы государственной власти.

Для ликвидации по заявлению учредителей существует несколько оснований:

  1. Невозможность реализовать цели фонда.
  2. Смена направления деятельности фонда.
  3. Отсутствие денежных средств для дальнейшей деятельности.
  4. Неправильность оформления документов и другие нарушения при регистрации.

Органы власти инициируют ликвидацию организации по трем причинам:

  1. Ведение деятельности при отсутствии лицензии.
  2. Осуществление не указанной в уставе деятельности.
  3. Игнорирование обязательных нормативных актов и законов.

Во все перечисленных случаях для закрытия некоммерческой организация такого типа необходимо подать заявление в суд, вне зависимости кто является инициатором прекращения деятельности.

Далее рассмотрен основной порядок ликвидации фонда через суд (по его решению).

Особенности ликвидации некоммерческого фонда показаны в данном видеоролике:

Порядок закрытия

При любом пути закрытия процедура ликвидации содержит ряд обязательных этапов. Сама процедура прекращения деятельности может быть начата только после вынесения судебного решения и назначения ликвидационной комиссии.

Компетенция суда заключается не только в разрешении прекратить деятельность организации, но и в определении состава сопутствующей комиссии.

Принятие решения

Начало процедуры для закрытия фонда самими учредителями всегда начинается с принятия решения о его ликвидации. При этом решение должно опираться на конкретные допустимые причины прекращения деятельности.

На основе этого решения оформляется заявление в судебные инстанции городского или районного типа. Кроме этого требуется собрать все необходимые документы для правильной подачи заявления в суд и дальнейшей процедуры ликвидации.

Про уведомление о ликвидации, протокол и другие документы для ликвидации фонда читайте ниже.

Требуемые документы

Для закрытия самими учредителями потребуется документ о принятии решения и исковое заявление с указанием причин ликвидации. К этому заявлению прикладываются следующие документы:

  • Выписка из ЕГРЮЛ
  • Информацию об имуществе фонда
  • Данные о расчетных счетах и баланс
  • Свидетельство о регистрации и устав
  • Информация о расчетах с кредиторами
  • Квитанция об уплате необходимой госпошлины
  • Данные, подтверждающие причину ликвидации
  • Данные о постановке на налоговый учет и о состоянии расчетов.

При правильном составлении иска и одновременной подаче всех необходимых документов суд выносит решение о ликвидации. В случае отсутствие имущества у фонда и любых видов задолженностей суд может закрыть организацию без привлечения ликвидационной комиссии. В остальных случаях ее присутствие необходимо для правильного соблюдения этапности процедуры закрытия.

Здесь вы можете скачать образец искового заявления о ликвидации благотворительного, общественного или иного фонда.

Другие публикации  Заявление на возврат посылки по почте россии

Заявление-иск о ликвидации фонда

Этапы процедуры

Чаще всего закрытие некоммерческих фондов длится на протяжение 6 месяцев. В это время ликвидационная комиссия проводит такие мероприятия:

  • Размещает объявления о ликвидации фонда
  • Проводит инвентаризацию имущества
  • Определяет кредиторов и размеры дебиторской задолженности
  • Проводит расчеты с контрагентами
  • Подготавливает промежуточный баланс
  • Увольняет сотрудников согласно законодательству (в т.ч. декретниц)
  • При необходимости реализует имущество фонда для расчета с кредиторами
  • Составляет ликвидационный баланс
  • Обеспечивает закрытие расчетных счетов фонда
  • Занимается документацией по уничтожению печатей и штампов
  • Уничтожает печати и сдает их на хранение с пакетом документов
  • Снимает фонд с регистрационного учета в государственных и внебюджетных организациях.

Одновременно с этим необходимо подать документы в Министерство Юстиции с отдельной оплатой стоимости госпошлины за ликвидацию фонда. Все действия ликвидационной комиссии и являются этапами закрытия некоммерческого юридического лица. При этом после ликвидации существуют определенные последствия, находящиеся в компетенции комиссии.

Важно все сделать правильно, иначе неминуем отказ в ликвидации. Последствия, которые имеет юридическая ликвидация фонда, рассмотрены ниже.

В этом видео представлена пошаговая инструкция по ликвидации благотворительного фонда:

Порядок ликвидации фондов.

В отличие от других некоммерческих организаций фонд может быть ликвидирован только по решению суда по заявлению заинтересованных лиц если:
1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;
4) в других случаях, предусмотренных законом. Например, в случае неоднократного, грубого нарушения законодательства Российской Федерации, либо в случае осуществления фондом экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда.
Решение об обращении в суд могут принять заинтересованные лица, в том числе члены высшего руководящего органа фонда. Данное решение оформляется в виде протокола заседания соответствующего органа и представляется в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области (далее – Управление) на первом этапе государственной регистрации фонда в связи с его ликвидацией.
Рассмотрение дел о ликвидации некоммерческих организаций, в том числе и фондов, подведомственно судам общей юрисдикции, о чем указано в п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2002 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», поскольку дела по спорам о ликвидации некоммерческих организаций, в том числе общественных фондов, и других, не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ст. 154) гражданское дело рассматривается в срок не более двух месяцев, со дня поступления заявления в суд, при условии, что в период подготовки дела к судебному разбирательству и рассмотрения дела не возникнут основания для отложения рассмотрения дела, приостановления дела, а также, если решение в дальнейшем не обжалуется.
Основанием для начала процедуры ликвидации может быть лишь вступившее в законную силу решение суда.
После чего решение о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) записи о начале процедуры ликвидации фонда принимается Управлением не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения необходимых документов. На основании данного решения регистрирующий орган – Управление Федеральной налоговой службы по Владимирской области в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения документов вносит в ЕГРЮЛ сведения о начале процедуры ликвидации.
Что касается порядка проведения ликвидации, то он состоит в следующем.
Суд, принявший решение о ликвидации фонда, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки его ликвидации.
С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней (к нему) переходят полномочия по управлению делами фонда. В частности, с этого момента ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого фонда выступает в суде.
Процесс государственной регистрации ликвидации фонда проводится в два этапа:
На первом этапе в Управление Минюста России по Владимирской области фондом представляются следующие документы:
— уведомление о принятии решения о ликвидации фонда;
— уведомление о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) фонда;
— решение фонда по вопросу его ликвидации, решение суда о ликвидации фонда, о формировании ликвидационной комиссии (ликвидатора) фонда.
На первом этапе Управлением принимается решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации и сведений об избрании ликвидатора некоммерческой организации.
Далее ликвидационная комиссия (ликвидатор):
— помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации фонда, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами, который не может быть менее чем два месяца со дня публикации о принятом судом решении о ликвидации фонда;
— принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации фонда;
— по окончании срока для предъявления требований кредиторами (не менее двух месяцев) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого фонда, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
В соответствии с промежуточным ликвидационным балансом производится выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого фонда в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс.
Для завершения процедуры ликвидации некоммерческой организации на втором этапе по истечении двух месяцев с момента опубликования организацией сведений о ликвидации, в Управление ликвидационной комиссией (ликвидатором) представляются:
— уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса некоммерческой организации;
— заявление о государственной регистрации ликвидации;
— промежуточный ликвидационный баланс;
— ликвидационный баланс;
— решение об утверждении ликвидационного промежуточного баланса;
— решение об утверждении ликвидационного баланса.
Формы промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
Все документы представляются в двух экземплярах, один из которых обязательно должен быть подлинником.
Кроме вышеуказанных документов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) вправе представить в Управление по собственной инициативе:
— документ, подтверждающий представление некоммерческой организацией в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о страховых взносах и страховом стаже. Необходимо отметить, что если указанный документ не представлен, Управление самостоятельно запрашивает сведения в рамках межведомственного электронного взаимодействия в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;
— документ об уплате государственной пошлины.
Формы документов, необходимых для государственной регистрации ликвидации фонда (уведомления о принятии решения о ликвидации, о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора, о составлении промежуточного ликвидационного баланса, заявление о регистрации организации в связи с ликвидацией), утверждены приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 25.01.2012 № ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
Представляемые уведомления и заявление заверяются подписью заявителя (Председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
На основании представленных документов Управлением в течение трех рабочих дней принимается решение о государственной регистрации фонда в связи с его ликвидацией. Документы направляются в Управление Федеральной налоговой службы по Владимирской области для внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.
Ликвидация фонда, как и любого другого юридического лица, считается завершенной после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Формы документов, а также требования к их заполнению размещены на интернет-сайте Управления в разделе «Некоммерческие организации» по адресу: to33.minjust.ru.

Телефон: (495) 994-93-55

Адрес: 119991, ГСП-1, город Москва, улица Житная, дом 14

Изменение устава и ликвидация фонда

Основанием для изменений в Уставе может быть решение судебной инстанции, коллегиального органа юридического лица, учредителя.

Основания для изменения устава фонда

Устав – единственный учредительный документ фонда, определяющий его деятельность, особенности, цели и задачи фонда как юридического лица некоммерческого типа. В документе изложены особенности использования имущества, виды деятельности, которой занимается юридическое лицо.

Основанием для изменений в Уставе может быть решение судебной инстанции, коллегиального органа юридического лица, учредителя.

В последнем случае, необходимо, чтобы право учредителя вносить изменения в Устав, было описано в самом Уставе в момент его составления при образовании фонда. Особенности и правила внесения изменений в Устав диктуются особенностями организационно-правовой формы фонда как юридического лица.

Согласно положениям Гражданского кодекса, вносить изменения в Устав может высший коллегиальный орган фонда, состав которого определяется учредительным документом. Таким образом, если в Уставе нет информации о том, что учредитель может вносить изменения в документ, это действие может осуществлять только коллегиальный орган.

Право вносить изменения в Устав принадлежит к исключительной компетенции высшего коллегиального органа – это положение определяется нормами закона «О некоммерческих организациях».

Порядок изменения устава фонда

Согласно нормам законодательства, изменения в Устав вносятся коллегиальным органом юридического лица некоммерческой направленности. Закон гласит, что данный вопрос лежит в исключительной компетенции коллегиального органа, если иное не указано в самом Уставе.

Решения о внесении изменений принимаются на собрании высшего коллегиального органа или учредителем, если это предусмотрено документом.

В отдельных случаях данное решение может быть принято судебной инстанцией. Например, коллегиальный орган или учредитель не принимают решения о внесении изменений, но отсутствие данных изменений не может позволить нормально функционировать юридическому лицу. Без внесения изменений деятельность фонда будет выходить за рамки его целевой правоспособности – характерной черты фонда как юридического лица.

Согласно решению суда, в который обращается орган юридического лица, может быть установлен надзор за функционированием фонда. В случае появления такого заявления, судебная инстанция может обратиться в коллегиальный орган фонда или попечительский совет.

Все изменения должны быть зарегистрированы в том порядке и в те сроки, что и регистрация самого некоммерческого юридического лица.

Случай, когда органы фонда не имеют возможности изменить устав

В ситуации, когда органы фонда или учредитель не имеют возможности внести изменения в Устав, но это необходимо, решение о внесении изменений может быть принято судебной инстанцией на основании заявления органов или органа юридического лица.

Действия органов юридического лица направлены на изменения в Уставе в ситуации, когда данные изменения необходимы. Судебная инстанция, при возникновении такой ситуации, может обратиться в коллегиальный орган фонда.

Основания для ликвидации фонда

Ликвидация фонда осуществляется на основании норм законодательства и предполагает прохождения определенных этапов, по результатам которых юридическое лицо прекращает свою деятельность.

Основания ликвидации фонда имеют свои особенности, зафиксированные в законодательных нормах. Положения, относительно ликвидации фонда, изложены в законе «О некоммерческих организациях».

Порядок ликвидации фонда предусматривает определенную процедуру, для прохождения которой нужны веские основания:

  • Основанием для прекращения деятельности организации может быть неспособность реализовывать свою основную цель по причине нехватки имущества.
  • Причиной ликвидации может быть неспособность выполнять цели, установленные Уставом фонда.
  • Фонд может быть ликвидирован, если невозможно осуществить изменения Устава, которые позволят продолжать реализовывать цели организации, а без изменений фонд не может функционировать продуктивно.
  • Ликвидация фонда является необходимой, если организация может выполнять цели, но уклоняется от своих обязанностей.
  • Другие основания для ликвидации могут быть предусмотрены нормами федерального закона.

Порядок ликвидации фонда

Фонд может быть ликвидирован строго по изложенным выше основаниям. Ликвидация фонда осуществляется по решению суда после заявления лиц, которые имеют заинтересованность в данном вопросе.

В круг заинтересованных лиц могут входить учредители, органы фонда, кредиторы или другие лица – точного списка закон не предоставляет.

  • Коллегиальный орган или другие органы или лица принимают решение о необходимости ликвидации фонда на основании невозможности продолжения деятельности юридического лица и выполнения им целей организации.
  • Обращение в суд.
  • Принятие решения судом о начале процедуры ликвидации – только суд может принять данное решение и служить сигналом для начала ликвидации фонда. Оповещение регистрирующего органа о начале процедуры ликвидации.
  • Назначается ликвидационная комиссия или ликвидатор, который имеет полномочия называть особенности и сроки проведения процедуры.
  • Оповещение общественности о ликвидации и решение всех вопросов, относительно задолженностей.
  • Составление необходимой документации и ликвидационного баланса.
  • Федеральный орган исполнительной власти принимает решение о регистрации ликвидации фонда.
Другие публикации  Договор дарения регистрация в налоговой

Распоряжение имуществом, оставшимся после ликвидации фонда

После ликвидации фонда имущество, согласно закону, передается для реализации целей, которые были указаны в Уставе ликвидированного фонда.

Исключениями являются случаи, когда предусмотрен возврат имущества учредителям юридического лица после ликвидации организации. Также имущество может быть передано кредиторам, которым юридическое лицо должно определенную сумму. После удовлетворения требований кредиторов, остальное имущество может быть возвращено учредителям.

Данное положение, про возврат имущества учредителям, считается противоречивым, относительно фонда, поскольку учредители фонда не имеют прав собственности на имущество фонда, также не имеют корпоративных прав. Все, что передается в качестве имущества фонду, является его собственностью, а не собственностью учредителей.

Бывшие собственники, которые передали имущество фонду, теряют право собственность на данное имущество, поэтому после ликвидации фонда не могут требовать возврата имущества.

Таким образом, норма, которая предусматривает передачу имущества фонда после ликвидации юридического лица для реализации уставных целей деятельности фонда, является императивной.

Глава IX. Реорганизация и ликвидация фонда

Глава IX. Реорганизация и ликвидация фонда

Статья 33. Реорганизация и ликвидация фонда

1. Законодательство Российской Федерации выделяет два способа прекращения деятельности юридического лица (фонда в том числе) — реорганизацию и ликвидацию.

Фонд, как и любое юридическое лицо, может прекратить свою деятельность без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ликвидация). Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. В случае НПФ заинтересованными лицами могут быть ФСФР России, Федеральная регистрационная служба Российской Федерации и их территориальные органы.

Наиболее распространенной причиной ликвидации юридических лиц в судебном порядке является банкротство. Под банкротством понимается признанная арбитражным судом неспособность фонда в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Согласно Федеральному закону от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Другим критерием для возбуждения дела арбитражным судом о банкротстве является размер требований к должнику — юридическому лицу, который в совокупности должен составлять не менее ста тысяч рублей. При возникновении признаков банкротства руководитель должника обязан направить учредителям должника сведения о наличии указанных признаков. Учредители, в свою очередь, обязаны принять своевременные меры по предупреждению банкротства организации.

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.

Под наблюдением понимается процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов. Финансовое оздоровление подразумевает совершение действий, применяемых к должнику и направленных на восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. В целях восстановления платежеспособности должника применяется еще одна процедура банкротства — внешнее управление. Конкурсное производство — это процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Мировое соглашение — процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Реорганизация юридического лица подразумевает правопреемственность между реорганизуемым лицом (реорганизуемыми лицами) и лицом (лицами), возникающим после реорганизации. ГК РФ выделяет пять форм реорганизации — слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Эти формы отличаются друг от друга по следующим признакам:

1) создается или не создается в результате преобразования новое юридическое лицо;

2) приводит ли реорганизация к прекращению деятельности реорганизуемого юридического лица или нет;

3) происходит ли изменение организационно-правовой формы юридического лица.

Реорганизация в форме преобразования юридического лица заключается в изменении его организационно-правовой формы, при этом к вновь возникшему лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. Не каждое юридическое лицо может быть преобразовано в юридическое лицо другого вида. Федеральный закон N 7-ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях» устанавливает запрет на преобразование фонда в другую организационно-правовую форму.

Реорганизация в форме слияния двух и более юридических лиц приводит к переходу прав и обязанностей каждого из них к вновь возникшему юридическому лицу. Для реорганизации в форме присоединения характерно прекращение деятельности двух или нескольких юридических лиц и переход их прав и обязанностей к иному существующему юридическому лицу, т.е. при такой форме реорганизации новое юридическое лицо не создается, а деятельность лица, к которому присоединяются другие лица, после реорганизации не прекращается. Реорганизация в форме выделения — это создание одного или нескольких юридических лиц, к которым переходит часть прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без его прекращения. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам, а деятельность первоначального юридического лица прекращается.

Таким образом, негосударственный пенсионный фонд может быть реорганизован путем слияния, разделения, присоединения и выделения. Решение о реорганизации принимается советом фонда.

2. Процесс ликвидации фонда можно условно разделить на следующие этапы:

— принятие решения о реорганизации;

— согласование решения о реорганизации с ФСФР России;

— уведомление кредиторов фонда о его реорганизации;

— составление и утверждение передаточного акта или разделительного баланса;

— государственная регистрация изменений фонда.

Решение о реорганизации фонда принимается советом фонда квалифицированным большинством голосов, т.е. решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа членов совета фонда. В решение также определяется форма реорганизации (слияния, разделения, присоединения и выделения) и порядок ее ведения. В случае реорганизации в форме слияния или присоединения необходимо принятие согласованных решений двух (или более) юридических лиц.

В решение могут предусматриваться:

— сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств;

— способ оценки передаваемого (принимаемого) в порядке правопреемства имущества и обязательств;

— порядок правопреемства в связи с изменениями в имуществе и обязательствах, которые могут возникнуть после даты утверждения передаточного акта или разделительного баланса в результате текущей деятельности реорганизуемой организации, а также особый порядок осуществления отдельных операций (например, осуществление финансовых вложений);

— порядок формирования уставного капитала и его величина для отражения в учредительных документах возникших организаций и реорганизуемой организации.

Решение о реорганизации фонда может быть принято при условии неухудшения условий негосударственного пенсионного обеспечения участников и обязательного пенсионного страхования застрахованных лиц в соответствии с заключениями аудитора и актуария. Заключение аудитора отражает состояние ведения фондом бухгалтерского учета, в т.ч. бухгалтерской (финансовой) отчетности по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также финансировании выплат за счет средств пенсионных накоплений. Актуарное заключение характеризует финансовое состояние фонда в целом.

О реорганизации фонд уведомляет всех своих кредиторов, участников, вкладчиков и застрахованных лиц путем публикации сообщения в средствах массовой информации.

Принятое решение о реорганизации согласовывается с ФСФР России. Для этого фонд направляет в ФСФР России следующие документы:

— заявление о согласовании решений советов фондов о реорганизации;

— копии решений советов фондов о реорганизации;

— копия договора о присоединении (если имеется);

— аудиторские заключения на последнюю отчетную дату;

— актуарные заключения, содержащие результаты актуарного оценивания деятельности фондов;

— документы, подтверждающие факт уведомления кредиторов реорганизуемых фондов о принятых решениях о реорганизации.

В случае согласования ФСФР России решения о реорганизации фонд уведомляет Федеральную налоговую службу Российской Федерации о реорганизации в письменном виде по форме N С-09-4, утвержденной приказом ФНС России от 17.01.2008 г. N ММ-3-09/11. О реорганизации фонда делается соответствующая отметка в едином государственном реестре юридических лиц.

Следующим этапом реорганизации является составление передаточного акта или разделительного баланса, которые содержат положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного фонда в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. В передаточный акт или разделительный баланс в соответствии с решением совета фонда могут включать следующие приложения:

— бухгалтерская отчетность в составе, установленном Федеральным законом от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств реорганизуемого фонда, а также их оценка на последнюю отчетную дату перед датой оформления передачи имущества и обязательств в установленном законодательством порядке;

— акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемого фонда, проведенной перед составлением передаточного акта или разделительного баланса, подтверждающих их достоверность (наличие, состояние и оценку имущества и обязательств);

— первичные учетные документы по материальным ценностям (акты (накладные) приемки-передачи основных средств, материально-производственных запасов и др.), перечни (описи) иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации организаций;

— расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов реорганизуемых организаций о переходе с момента государственной регистрации организации имущества и обязательств по соответствующим договорам и контрактам к правопреемнику, расчетов с соответствующими бюджетами, государственными внебюджетными фондами и др.

Передаточный акт или разделительный баланс утверждается советом фонда.

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации изменений. Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» установлено, что государственной регистрации подлежит не вновь созданное юридическое лицо, а изменения, вносимые в его учредительные документы. Моментом государственной регистрации признается внесение Федеральной налоговой службой Российской Федерации соответствующей записи в государственный реестр (о возникших организациях — при реорганизации в формах слияния, разделения и преобразования, о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций — при реорганизации в форме присоединения).

На день, предшествующий дате внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи реорганизуемой организацией, прекращающей свою деятельность, составляется заключительная бухгалтерская отчетность. Заключительная бухгалтерская отчетность составляется в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, принятых ранее организацией, за период с начала отчетного года до даты внесения в единый реестр соответствующей записи о вновь возникших организациях (о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций). При составлении заключительной бухгалтерской отчетности производится закрытие счетов учета прибылей и убытков

Для государственной регистрации изменений фонд обращается в Федеральную регистрационную службу Российской Федерации и предоставляет следующие документы:

— заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;

— учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;

— решение о реорганизации юридического лица;

— договор о слиянии (если имеется);

— передаточный акт или разделительный баланс;

— документ об уплате государственной пошлины.

Решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, государственной регистрации вновь возникшей в результате реорганизации некоммерческой организации, должно быть принято не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения указанных документов. Федеральная регистрационная служба принимает решение об отказе в государственной регистрации в следующих случаях:

— если учредительные документы противоречат Конституции РФ и законодательству Российской Федерации;

— если ранее зарегистрирован фонд с таким же наименованием;

— если наименование вновь созданного фонда оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;

— если необходимые для государственной регистрации документы представлены не полностью либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;

Другие публикации  Когда выплачивается выходное пособие при сокращении должности

— если выступившее в качестве учредителя фонда лицо не может быть учредителем.

По другим основаниям Федеральная регистрационная служба не может отказать в государственной регистрации изменений.

В случае положительного решения Федеральная регистрационная служба направляет документы в Федеральную налоговую службу для внесения соответствующих изменений в единый реестр юридических лиц. С момента внесения соответствующих изменений в реестре фонд считается реорганизованным.

Для реорганизованных юридических лиц составляется вступительная бухгалтерская отчетность на начало отчетного периода (дату государственной регистрации). Данные об имуществе, обязательствах и других числовых показателях заполняются на основе утвержденных в установленном порядке передаточного акта или разделительного баланса, а также данных заключительной бухгалтерской отчетности реорганизованных организаций, составленной с учетом возникших изменений в составе и стоимости передаваемого имущества и обязательств.

Лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию считается аннулированной с даты реорганизации фонда в форме слияния или разделения либо с даты ликвидации фонда. В случае присоединения фонда к юридическому лицу, реорганизуемому в форме присоединения, лицензия присоединяемого фонда считается аннулированной с даты внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении его деятельности.

3. Ликвидация фонда — это способ прекращения деятельности фонда без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, поэтому ликвидация фонда является основанием для досрочного расторжения всех заключенных договоров, в т.ч. пенсионных договоров и договоров об обязательном пенсионном страховании.

Процесс ликвидации фонда можно условно разделить на следующие этапы:

— принятие решения о ликвидации;

— формирование ликвидационной комиссии;

— публикация сообщения о ликвидации в органах печати;

— уведомление кредиторов фонда о его ликвидации;

— составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса;

— осуществление расчетов с кредиторами;

— составление ликвидационного баланса;

— государственная регистрация фонда в связи с ликвидацией.

Фонд может быть ликвидирован исключительно в судебном порядке случаях, предусмотренных федеральными законами. Так, ГК РФ к таким случаям относит следующие:

— если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

— если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

— в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом.

Этот перечень не является исчерпывающим. Федеральными законами могут быть установлены и иные причины ликвидации фонда. Так, фонд подлежит ликвидации в случае невыполнения фондом требований ст. 7.2 комментируемого закона о предоставлении документов в ФСФР России в связи с аннулированием лицензии. ГК РФ предусматривает еще одно основание для ликвидации фонда — это признание в судебном порядке фонда банкротом.

Заявление в суд о ликвидации фонда может быть внесено фондом, прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации, ФСФР России или его территориальным органом, Федеральной регистрационной службой или ее территориальными органами. Дела о ликвидации фонда рассматриваются Арбитражными судами по месту регистрации фонда.

Учредители фонда или орган, принявший решение о ликвидации фонда, обязаны уведомить о принятом решении Федеральную регистрационную службу Российской Федерации, а также Федеральную налоговую службу Российской Федерации для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что фонд находится в процессе ликвидации. Уведомление составляется в письменном виде по форме РН 0005, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212 и может быть направлено в течение трех дней с момента принятия решения о ликвидации фонда лично или по почте. Начиная с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц, не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, а также государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Орган, принявший решение о ликвидации фонда, или учредители (учредитель) формируют ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает в соответствии с ГК РФ порядок и сроки ликвидации фонда. Состав ликвидационной комиссии согласовывается с ФСФР России. Для согласования ликвидационной комиссии фонд направляет заявление в ФСФР. Заявление составляется в письменной форме и подписывается уполномоченным лицом фонда и заверяется печатью фонда. К заявлению прикладываются следующие документы:

— протокол совета фонда с решениями по вопросам о досрочном прекращении действия лицензии, ликвидации фонда и формировании ликвидационной комиссии;

— сведения о членах ликвидационной комиссии фонда в соответствии с формой N РН 0006, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212.

Сведения о членах ликвидационной комиссии фонда в соответствии с формой N РН 0006, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212, фонд направляет в Федеральную регистрационную службу Российской Федерации непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения.

С момента утверждения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами фонда. В суде от имени ликвидируемого фонда выступает ликвидационная комиссия.

Ликвидационная комиссия публикует в органах печати информацию о ликвидации фонда и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее 2 месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме публикации в печати кредиторы фонда в индивидуальном порядке письменно уведомляются о ликвидации фонда.

С момента начала процедуры ликвидации вся деятельность фонда подчинена одной цели — исполнение всех обязательств и прекращение деятельности. Поэтому фонд не может заключать новые пенсионные договоры или договоры об обязательном пенсионном страховании, брать на себя иные новые обязательства.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Для его составления используются сведения полученные ликвидационной комиссией о кредиторах, кредиторской задолженности, проведенной инвентаризации имущества фонда. Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается органом, принявшим решение о ликвидации фонда. О составлении промежуточного ликвидационного баланса комиссия сообщает Федеральную регистрационную службу Российской Федерации. Уведомление составляется в письменном виде по форме N РН 0007, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212. К уведомлению прикладывается баланс.

Следующим шагом является удовлетворение требований кредиторов. Особенностью формирования имущества фонда является его разделение на три составляющие — имущество, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, средства пенсионных накоплений и средства пенсионных резервов. Управление каждой из составляющих имеет свои особенности и зависит от целей формирования. Так, средства пенсионных накоплений фонда формируются с целью выполнения обязательств фондом перед застрахованными лицами по договорам обязательного пенсионного страхования. Целью формирования пенсионных резервов является выполнение обязательств фондом перед участниками по пенсионным договорам. Фонд не правомочен использовать указанные средства на другие цели, т.е. удовлетворить требования кредиторов, не вытекающие из пенсионных договоров и договоров об обязательном пенсионным страховании, фонд может только исключительно за счет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда. Ст. 64 ГК РФ устанавливает очередность, в которой удовлетворяются требования кредиторов фонда. Требование очередности означает, что требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди:

— в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

— во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

— в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные;

— в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Выплаты кредиторам первых трех очередей осуществляются со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а выплаты кредиторам четвертой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Решение ликвидационной комиссии об отказе в удовлетворении требований кредиторов может быть обжаловано последними в судебном порядке. Требование кредитора считается погашенным в следующих случаях:

— удовлетворения их ликвидационной комиссией;

— отказа решением суда в их удовлетворении;

— не признания их ликвидационной комиссией, и не обращением кредитора с иском в суд.

Имущество, оставшееся после удовлетворения требований всех кредиторов, распределяется в соответствии с порядком, оговоренным в уставе фонда.

В случае нехватки средств для удовлетворения требований кредиторов имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, фонд в судебном порядке может быть признан банкротом.

Требования вкладчиков, участников фонда, вытекающие из пенсионных договоров, удовлетворяются в полном объеме за счет пенсионных резервов. Указанные требования не могут быть удовлетворены за счет средств пенсионных накоплений фонда. В случае недостаточности средств пенсионных резервов для удовлетворения указанных требований фонд привлекает средства объединенных гарантийных фондов, участником которых он является, выплаты по договорам страхования, обеспечивающим дополнительные гарантии исполнения обязательств фонда перед участниками, и (или) выплаты из обществ взаимного страхования, участником которых он является. При ликвидации фонда участники (вкладчики) имею право распорядиться средствами пенсионных резервов, учтенных на их лицевом счете, одним из следующих способов:

— получить выкупную сумму,

— перевести выкупную сумму в другой фонд по выбору вкладчика или участника (их правопреемников), а при отсутствии такого выбора в фонд (фонды), указанный (указанные) в пенсионных правилах,

— перевести выкупную сумму в счет уплаты страховых премий по договорам пенсионного страхования участников.

Средства пенсионных накоплений фонд в трехмесячный срок передает в ПФР. Фонд уведомляет застрахованных лиц о ликвидации фонда, а также выдает или направляет по почте заверенную подписью должностного лица и печатью выписку о состоянии его пенсионного счета с указанием подлежащей переводу суммы. Размер передаваемых пенсионных накоплений в отношении каждого застрахованного лица определяется суммой пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете с учетом инвестиционного дохода. ПФР направляет застрахованному лицу уведомление о сумме пенсионных накоплений, соответственно зачисленных на его пенсионный счет или в специальную часть индивидуального лицевого счета, в месячный срок со дня поступления пенсионных накоплений от прежнего фонда.

После удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается органом, принявшим решение о ликвидации фонда. Собственность фонда или средства, полученные от ее реализации, при ликвидации фонда не могут быть обращены в доход его Учредителей.

Ликвидация фонда считается завершенной после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица представляются следующие документы:

— заявление о государственной регистрации;

— документ об уплате государственной пошлины;

— документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений о каждом работающем у него застрахованном лице.

Заявление о государственной регистрации составляется по форме N РН 0008, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212 и подписывается руководителем ликвидационной комиссии. В заявлении заявитель подтверждается, что соблюден установленный законодательством порядок ликвидации фонда, завершены расчеты с его кредиторами и вопросы ликвидации согласованы с соответствующими государственными органами.

Ликвидационный баланс утверждается учредителями фонда или органом, принявшим решение о его ликвидации.

Размер пошлины за государственную регистрацию ликвидации юридического лица определяется в соответствии со ст. 333.33 НК РФ и составляет 400 руб., за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства.

Указанные документы направляются в Федеральную регистрационную службу Российской Федерации, которая принимает решение о государственной регистрации ликвидации фонда. В случае принятия положительного решения Федеральная регистрационная служба направляет документы в Федеральную налоговую службу для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц. После внесения соответствующих изменений в реестр ФНС направляет Федеральной регистрационной службе Российской Федерации для выдачи заявителю документы, подтверждающие факт внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц, а также выписку из единого государственного реестра юридических лиц, Срок государственной регистрации при ликвидации фонда составляет 10 рабочих дней.

С момента государственной регистрации ликвидации фонда прекращается действие лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Все права защищены; 2019 Ohrangos.ru