Ohrangos.ru

Юридический журнал

Какие требования предъявляются к уроку в условиях введения фгос

Требования к современному уроку в условиях введения фгос

Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускника начальной школы? Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
• анализировать свои действия;
• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
• отличаться мобильностью;
• быть способны к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока — дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
При посещении урока необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:
• свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
• открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
• деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
• идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
• обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?
Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
При посещении уроков необходимо акцентировать внимание на дидактические требования к современному уроку — четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом:
• требований к результатам освоения основной образовательной программы;
• требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
• требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1. Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. В качестве примера можно привести задания традиционных учебников и учебников по ФГОС.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
• возраста ребенка;
• специфики учебного предмета;
• меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
• предъявить противоречивые факты, теории;
• обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
• использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:
• проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника начальной школы.
• если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.
• таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.

Список литературы:
1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). — М.: Поосвещение,2010.-191с.-(Стандарты второго поколения)
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.

Требования к уроку согласно ФГОС

Цель: знакомство с требованиями у современному уроку в рамках ФГОС.

Задачи: проанализировать и сравнить современный урок с уроком традиционной школы.

Предполагаемый результат: смогут

  • Отличить современный урок по ФГОС от традиционного урока — базовый уровень
  • Составлять технологическую карту к совр.уроку — повышенный уровень.

+ эмоциональный настрой — слайды (методы, приемы, типы урока, формы обучения. )

2. Актуализация опорных знаний

Что объединяет все эти слова? Тема нашего педсовета “Современные требования к уроку по ФГОС”

Задание (групповая работа) таблица “ЗХУ”. Высказывания представителей от групп + дополнение от остальных групп.

3. Постановка проблемы

Вопрос, на который мы с вами должны найти ответ “Современный урок по ФГОС, его особенности”

Предполагаемый результат: что мы узнаем?

4. Открытие “новых знаний”

Вступительное слово. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способны к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Поэтому учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

5. Работа по новой теме

ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

  • возраста ребенка;
  • специфики учебного предмета;
  • меры сформированности УУД учащихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

  • предъявить противоречивые факты, теории;
  • обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
  • использовать приемы “яркое пятно”, “актуальность”.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными, познавательные и коммуникативные компетенции.

Учебная ситуация — одно из новшеств современного урока. В чем же еще новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Рассмотрим более подробно по следующим позициям:

  • Место в образовательном процессе. Урок утратил роль главной и единственной организационной формы образования. Его конкуренты: информационное, домашнее и дополнительное образование.
  • Структура.
Другие публикации  Проверочное слово к слову скрепить договор

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

  • с целью подготовки к контрольному уроку
  • с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

  • Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
  • Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Нетрадиционные формы урока

Содержание (теория в практике, общее в частном, целое в части, от задачи к проблеме, от проблемы к знанию)

Организационные формы (индивидуальные, групповые, дифференцированно-групповые, фронтальные; академические, досуговые, интерактивные)

Методика (проблемное, исследовательское, проектное обучение; развивающее, личностно-ориентированное, рефлексивное обучение, продуктивные технологии)

Какие требования предъявляются к современному уроку:

  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • времясбережение и здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока — дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.

Самостоятельная работа с проверкой + контроль и самооценка

Самостоятельное заполнение технологической карты урока (групповая работа) с проверкой

Рефлексия

  • Таблица “ЗХУ”,
  • Предполагаемый результат
  • Прием “Незаконченных фраз”

Тип урока по ФГОС. Основные требования к уроку

Современный этап развития нашего государства предъявляет не только новые требования к росту экономики, военной отрасли, сельского хозяйства, не обходят стороной реформы и российское образование.

Если вспомнить советскую школу, то главной задачей педагогов было вложить в головы школьников определенное количество знаний, которые им могли бы пригодиться во взрослой жизни. В настоящее время урок в условиях ФГОС должен стать развивающим, и деятельность учителя должна быть направлена на то, чтобы научить ребят учиться и добывать знания самостоятельно. Развивать такие качества и черты характера у школьников, которые помогут им стать успешными людьми в жизни.

На учителя сейчас возлагается большая работа по формированию современной личности школьника. В статье попробуем разобраться, какие требования к уроку предъявляются в условиях новых образовательных стандартов.

Урок — форма обучения

В современной школе основной формой организации образовательного процесса является урок. На каждый отводится определенное количество времени, которое регламентируется школьным уставом. Педагог во время занятий должен руководить различными видами деятельности обучающихся, контролировать, направлять в нужное русло, создавать благоприятные условия для овладения новыми знаниями.

Для достижения этой цели тип урока по ФГОС может быть разным, так же как и методы и средства, используемые на нем. Современный урок должен соответствовать некоторым требованиям. Рассмотрим их более подробно.

Какова должна быть структура урока

Готовясь ежедневно к занятиям, учитель должен опираться на требования, определяющие форму их проведения. Они должны иметь определенную структуру, которая соответствует следующим положениям:

  1. Перед составлением развернутого плана урока учитель должен тщательно и правильно определить все дидактические задачи, воспитательные, а также поставить те цели, которых он хочет достичь вместе со своими учениками.
  2. Важно определиться с типом занятий, так как от этого будет зависеть и их структура. Отдельные этапы урока должны между собой быть взаимосвязаны, один вытекает из другого.
  3. Необходимо связать информацию, которая будет подаваться на уроке, с той, которую ребята уже получили ранее или только освоят в будущем.
  4. Для большей эффективности усвоения нового материала необходимо тщательно подобрать методы и средства обучения с учетом индивидуальных психологических особенностей ребят.
  5. Для контроля усвоения надо продумать, как будут проверяться знания. Очень важно при этом охватить как можно большее количество учеников.
  6. Без правильного этапа закрепления полученных на уроке знаний можно забыть об их прочности.
  7. Домашнее задание должно быть продумано с учетом возможностей и способностей учеников.

Только предварительно тщательно подготовленный урок может стать настоящим кладезем информации и полезных знаний для современных школьников.

Требования к подготовке, организации и содержанию урока

Готовясь к уроку, современный учитель не должен упускать из виду следующие моменты:

  • Здоровье каждого школьника на уроке превыше всего.
  • Каждое занятие должно являться частью системы занятий по данной теме.
  • Для более эффективного усвоения материала должен на уроке присутствовать раздаточный демонстрационный материал. Сухое объяснение не даст никакого результата. Особенно актуально это, если будет проводиться урок биологии по ФГОС.

  • Изучая одну тему, желательно использовать различные типы занятий.
  • На уроке педагог должен быть неким проводником в мир знаний, а не простым оратором. Необходимо создать такие условия, чтобы учащиеся самостоятельно могли получать знания.
  • В учебном процессе должны присутствовать воспитывающие моменты, но не в виде назиданий, а в завуалированной форме: на примере ситуаций, случаев из жизни, посредством подачи определенной информации. Особенно если это начальная школа, уроки по ФГОС в этом случае требуют особой подготовки и отбора информации.
  • На занятиях учитель должен формировать у ребят умение работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения, с достоинством признавать свое поражение. Упорство в достижении поставленных целей – это очень пригодится во взрослой жизни.
  • Для воспитания любви к своему краю, природе нашей родины прекрасно подходит естествоведческий урок по ФГОС: окружающий мир, например, в начальной школе, а в старших классах — биология.

Только поистине любящий всем сердцем своих учеников и полностью отдающийся работе учитель может подготовить и провести незабываемые занятия, где время для ребят пролетит совсем незаметно, а в головках отложится ценная и нужная информация.

Классификация уроков по ФГОС

В современном образовательном процессе по новым стандартам образования можно выделить несколько типов занятий:

  1. Урок овладения новыми знаниями.
  2. Занятие, на котором стараются найти комплексное применение полученным знаниям и умениям.
  3. Урок повторения и обобщения.
  4. Систематизация знаний и умений.
  5. Контрольное занятие.
  6. Урок анализа и корректировки процесса усвоения.
  7. Комбинированное занятие.

Если спросить любого педагога, то все эти типы уроков ему прекрасно знакомы. Но в образовательном процессе чаще всего проводятся комбинированные занятия, независимо от того, это урок русского языка по ФГОС или какой-то другой.

Каждая разновидность урока имеет свою определенную структуру, под которой подразумевается совокупность различных этапов, взаимосвязанных между собой. Рассмотрим некоторые из них.

Получение новых знаний

Структура типов уроков по ФГОС обычно имеет схожие этапы, но в зависимости от разновидности занятия есть и свои особенности. Если большая часть времени отводится для усвоения нового материала, то выделяют следующие этапы:

  1. Организационный момент, он в обязательном порядке имеется на каждом занятии. Педагог проверяет готовность класса к уроку.
  2. На втором этапе осуществляется постановка целей, основных задач и мотивирование обучающихся к активной работе на уроке.
  3. Актуализация уже имеющихся знаний.
  4. Первичное усвоение новых знаний, когда учитель проверяет, насколько дети полно и точно понимают то, что он им старается объяснить.
  5. Промежуточная проверка того, насколько понятен материал учащимся.
  6. Первый этап закрепления материала.
  7. Задание на дом и подробный инструктаж по его выполнению, например, что необходимо заучить, что подлежит изучению в ознакомительном плане, какие задания необходимо выполнить письменно и так далее. Здесь же обращается внимание на индивидуальное задание с учетом возможностей учеников.
  8. Подведение итогов урока или рефлексия.

Этих этапов предлагают придерживаться, когда занятие проводится в соответствии с новыми стандартами образования.

Структура комбинированного урока

Этот тип урока по ФГОС имеет следующие этапы:

  1. Организационный момент, который не должен занимать более 1-2 минут.
  2. Постановка целей и задач, а также мотивация детей на активную работу.
  3. Актуализация знаний, то есть проверка домашнего задания.
  4. Первичное усвоение нового материала, также этот этап можно назвать объяснением, главная роль здесь принадлежит учителю, особенно если это урок математики, например, в начальных классах.
  5. Проверка понимания нового материала.
  6. Закрепление. На этом этапе решаются задания различной сложности, выполняются опыты и эксперименты, если того требует материал.
  7. Контроль полученных знаний проводится с целью выявления, насколько учащиеся хорошо поняли материал.
  8. Домашнее задание.
  9. Рефлексия или подведение итогов. На этом этапе не столько выясняется усвоение материала, сколько настроение ребят на уроке, доступен или недоступен материал, интересный или нет, их ощущения от занятия вообще.

Независимо от того, к какому типу относятся занятия, они могут проводиться в различной форме. В современной школе, когда учащиеся сейчас подкованы с точки зрения использования всех гаджетов, а также для наиболее эффективного усвоения материала очень важно преподносить информацию в различной форме. В зависимости от этого выделяют не только тип урока по ФГОС, но еще и его вид:

  • Урок-беседа.
  • Проблемный урок, особенно полезно и эффективно их устраивать в старших классах. Когда ребята уже не боятся высказывать свою точку зрения, отстаивать свое мнение.
  • Урок-экскурсия. Например, урок английского по ФГОС легко можно провести в форме экскурсии по другой стране.
  • Лекция практикуется в старших классах, когда учитель начитывает определенную информацию, а потом уже идет закрепление, отработка навыков и умений.
  • Киноурок. Учитывая степень развития современной техники и применения ИКТ в школах можно сказать, что при наличии интернета можно прямо на уроке посмотреть ролик по теме или демонстрацию опыта, прослушать интересную информацию.
  • Занятие-сказка чаще всего практикуется в начальных классах, например, урок чтения прекрасно для этого подходит.

  • Занятие-конференция также больше подходит для старшеклассников, но, учитывая контингент класса, можно проводить и в среднем звене.
  • Ролевая игра.
  • Урок математики можно провести в виде игры «Что? Где? Когда?».
  • На уроках естественного цикла практикуются лабораторные работы. Когда ребята что-то делают своими руками, проделывают опыты, то информация гораздо лучше запоминается.
  • С целью проверки знаний можно провести зачетный урок, семинар, круглый стол, викторину.

У каждого учителя в своем арсенале имеется много различных форм занятий, которые он периодически использует в своей практике. Конечно, надо отметить, что не каждый урок можно провести, используя всю палитру форм занятий. Чаще всего педагоги приберегают их, чтобы дать открытый урок. Все-таки надо помнить, что учеба – это не развлечение, а серьезная работа.

Другие публикации  Судебная практика по ст 392 тк рф

Критерии эффективности современного урока

Современное общество предъявляет большие требования к образованию, так как от полученных в школе знаний будет зависеть дальнейшая жизнь выпускников, их умение приспосабливаться к жизни в наше нелегкое время, найти свое место под солнцем.

Не важен тип урока по ФГОС, но имеются некоторые признаки, показывающие, насколько урок будет эффективным:

  1. Обучение на уроке должно строиться через открытие учениками новых знаний, то есть педагог не подает готовую информацию, а организует совместную работу таким образом, чтобы ученики сами находили правильные ответы и приходили к истине. Знания, полученные самостоятельным трудом, гораздо крепче откладываются в голове.
  2. Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной задачи.
  3. Наличие на уроке обсуждений, решение спорных вопросов, диалога. Процесс должен быть живым.
  4. Школьник должен уметь самостоятельно проектировать свою предстоящую деятельность на уроке.
  5. Демократичность.
  6. Открытость, то есть педагог всегда должен аргументировать свои отметки.
  7. Профессиональный учитель всегда сумеет смоделировать затруднения и организовать поиск путей их решения.
  8. Важно для школьников создание ситуации успеха, особенно для слабо мотивированных.
  9. Основным видом деятельности на уроке должна стать самостоятельная работа над поиском ответов на поставленные вопросы.
  10. Нельзя опускать вопрос соблюдения гигиенических условий труда.
  11. Урок будет эффективным только тогда, когда созданы все необходимые условия для успешного формирования навыков общения между учащимися и для активизации их внимания.
  12. Важен дифференцированный подход к слабоуспевающим ребятам и более сильным.

Когда проводится открытый урок, педагоги всегда обращают внимание на то, как учитель во время урока организует работу с разными категориями учащихся.

Отличие урока по ФГОС от традиционных занятий

Проведение занятий в соответствии с новыми образовательными стандартами в корне отличается от привычных традиционных представлений о процессе. Вот некоторые отличительные черты:

  1. Педагог в традиционной школе ставил цели урока сам, а современные стандарты требуют, чтобы этот этап работы проводился совместно с ребятами для полного осмысления ими тех задач, которые необходимо решить.
  2. Для усвоения материала важна мотивация, так обычно учитель мотивирует сам за счет внешних стимулов, а современная школа требует наличие опоры на внутренние мотивы школьников.
  3. Для достижения целей и учебных задач на традиционном занятии педагог сам выбирает подходящие средства обучения, а на современном происходит совместный выбор наиболее эффективных средств.
  4. Педагог полностью организует и регламентирует все действия на традиционном уроке, а образовательные стандарты приветствуют, когда есть для учащихся вариативность в соответствии с их возможностями.
  5. На современном уроке важно достижение учащимися личностно-значимого результата, на первом плане внутренние позитивные изменения, а на традиционном уроке сам педагог подводит класс к тому результату, который был им намечен.
  6. Традиционный урок не предполагал самооценку, учитель всегда сам оценивал результаты труда своих воспитанников. Стандарты ориентируют на возможность производить оценку своей работы на уроке самим ученикам.

Рекомендации для учителей в рамках ФГОС

Опытные педагоги за много лет работы уже наработали некоторые методы, которые помогают им в профессиональной деятельности, и вот их рекомендации молодым специалистам, чтобы сделать урок максимально эффективным:

  1. При планировании урока необходимо тщательно продумывать цели, которые во время занятий должны держаться в поле зрения. Каждый этап должен начинаться с целевых установок, а завершаться подведением кратких итогов.
  2. Достичь максимальной плотности занятий можно только за счет дифференциации и индивидуального подхода к обучению.
  3. Необходимо уделять большое внимание развитию общеучебных умений и навыков.
  4. Проводя в начальной школе урок чтения, ФГОС рекомендуют выполнять глубокую работу с текстами, опираясь на максимально возможное число каналов получения информации. Если ребенок не понимает текст, плохо читает, то в старших классах ему придется трудно.
  5. Необходимо учить детей ставить вопросы к тексту.
  6. Современный учитель не должен быть единоправным оратором на уроке, необходимо как можно чаще привлекать ребят в качестве консультантов, помощников, экспертов.
  7. Необходимо практиковать творческие задания, которые следует давать заранее.
  8. Эффективно использовать на занятиях различные формы работы: индивидуальную, парную, групповую.
  9. Готовясь к уроку, необходимо продумывать дифференцированные домашние задания с учетом возможностей школьников.
  10. Дети любят, когда учитель не выступает полноправным хозяином положения, а вместе с ними идет к цели, радуется их победам и огорчается поражениям. Настоящий педагог должен стать членом команды, а не ее командиром.
  11. На всем протяжении занятий педагог должен обеспечивать сохранение здоровья учащихся, для этого проводятся динамические паузы, разрешается при некоторых видах работы стоять или ходить по классу.

Чтобы провести современный урок, который не только даст ученикам необходимые знания, но и научит их умению находить выход из сложных ситуаций, отстаивать свое мнение, не пасовать перед трудностями, необходимо всей душой любить своих воспитанников и посвящать себя целиком своей работе.

Перед школой сейчас стоит сложная задача по формированию современной личности. И более важным является привить ребятам умение учиться, находить нужную информацию, адекватно воспринимать различные ситуации в жизни, ставить перед собой цели и упорно к ним идти. Конечно, без участия родителей это невозможно, но это уже тема совсем другого разговора.

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжать саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.

Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!

Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов Александра Михайловича Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»!

В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю:

во-первых, это профессионал , который

• демонстрирует универсальные и предметные способы действий

• инициирует действия учащихся

• консультирует и корректирует их действия

• находит способы включения в работу каждого ученика

• создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии .

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью .

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта.

Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока — дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
Необходимо обратить внимание и на принципы педагогической техники:
• свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
• открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
• деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
• идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
• обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:

1. Определение темы учебного материала.

2. Определение дидактической цели темы.

3. Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
4. Продумывание структуры урока.

5. Обеспеченность урока.

6. Отбор содержания учебного материала.

7. Выбор методов обучения.

8. Выбор форм организации педагогической деятельности

9. Оценка знаний, умений и навыков.

10. Рефлексия урока.

Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
Также необходимо акцентировать внимание и на дидактические требования к современному уроку — четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом:
• требований к результатам освоения основной образовательной программы;
• требований к структуре основной образовательной программы;
• требований к условиям реализации основной образовательной программы.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

1. Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:

1. Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.

2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).

3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.

4. Сообщение нового материала.

5. Решение учебной задачи.

6. Усвоение новых знаний.

7. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).

8. Закрепление изученного материала.

Другие публикации  Учебное пособие для участников торгов

9. Обобщение и систематизация знаний.

10. Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).

11. Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.

12. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

В отличие от традиционного урока, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.

Первый аспектМотивационно – целеполагающий.

Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся ( такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.

Второй аспект современного урока — Деятельностный аспект

Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.

Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.

Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя из нее только отдельные приемы.

Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности.

Наша главная задача (задача современного учителя) на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:

• Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;

• Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;

• Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.

Поэтому учитель, начинающий реализовывать Стандарт в средней школе, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение.

Учитель, проектируя занятие, составляет Технологическую Карту.

Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности учащихся на уроке в целом и отдельных его этапах. Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

Технологическая карта урока — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

Структура технологической карты включает:

• название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

• цель освоения учебного содержания;

• планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

• метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

• основные понятия темы;

• технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

• контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Технологическая карта позволит учителю:

• реализовать планируемые результаты ФГОС;

• определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

• системно формировать у учащихся УУД;

• осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

• определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

• проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

• освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам

освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);

• определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

• на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

• выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

• решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

• соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;

• обеспечить повышение качества образования.

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:

• учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

• используются эффективные методы работы с информацией;

• организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

• обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Технологическая карта урока русского языка

Предмет, класс: русский язык, 6 класс

Тема урока: обобщающий урок по теме «Глагол»

Цель деятельности учителя

повторить, обобщить сведения по теме «Глагол», подготовиться к контрольной работе по данной теме

знание грамматических признаков глагола, его синтаксической роли в предложении и правописания

повторить и обобщить теоретические сведения о грамматических признаках глаголов, об их синтаксической роли и правописании;

развивать умение грамматического, синтаксического и орфографического анализа слов;

развивать учебно- организационные умения и навыки (организовать себя на

выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и самоанализ учебной деятельности) ;

формировать интерес к предмету через использование различных форм

обучения и создания ситуации успеха.

Урок повторения и обобщения изученного

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком, работа в парах, фронтальная

Компьютер, мультимедийный проектор, учебник.

Наглядно- демонстративный материал

Морфологические признаки глагола, спряжение глагола, синтаксис, глагольные словосочетания

При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.
Современный урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, то, что ребята будут помнить. Можно применять такие приёмы, как — интересный факт, неожиданное открытие, обращение к жизненному опыту самих учащихся.

• Современный урок направлен на формирование и развитие УУД,

• на достижение личностных результатов;

• Урок строится в рамках системно — деятельностного подхода;

• Развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу;

• Проектировать пути их реализации;

• Контролировать и оценивать свои достижения.

Учитель, его отношение к УП, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!

Учащиеся достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят, что определённые умения необходимы ему и на других предметах и в жизни!

Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:

Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;

Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;

Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.

Поэтому учитель, начинающий реализовывать Стандарт в средней школе, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение.

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление уч. материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельн. детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). — М.: Поосвещение,2010.-191с. (Стандарты второго поколения)

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.

Все права защищены; 2019 Ohrangos.ru