Ohrangos.ru

Юридический журнал

Лицензия на строительство 3

Правильно ли я понимаю лицензирование работ в строительстве?

Добрый день. Я в ближайшем будущем хочу начать свое дело по строительству фонтанов. Рылся в интернете не один день, но так ничего путного и не нашел. Из того, что нарыл следует .что что на такой вид деятельности не нужна строительная лицензия. Но при этом ведь для организации фонтана требуется же проводить и другие типы работ. Бетонные работы, разные сантехнического характера работы, проводить электричество. Насколько знаю, на них лицензия нужна обязательно. Подумал, что можно было бы без лицензирования строительной деятельности привлекать на генподряд разные фирмы, имеющие лицензии на те виды (бетонные и др.) работы. Сам буду выступать как заказчик их работ. Можно ли мне так организоваться? Не будет ли это считаться противозаконно?

Ответы юристов (5)

В вашей идеи нет ни чего противозаконного. Можете для выполнения той или иной работы требующие лицензии, привлекать соответствующие организации.

Есть вопрос к юристу?

На Ваш вопрос сообщаю следующее.

Виды деятельности подлежащие лицензированию указаны в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В этом перечне строительная деятельность не указанна и соответственно в настоящий момент она не подлежит лицензированию.

Но при этом, согласно статье 55.8 Градостроительного кодекса:

1. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

Таким образом, для выполнения отдельных строительных работ, перечень которых приведен ниже, в отдельном документе, необходимо иметь свидетельство о допуске к определенному виду работ, выданное саморегулируемой организацией (СРО).

Что касается возможности привлечения фирм, имеющих свидетельство о допуске к работам, выданного СРО, для выполнения отдельных строительных работ, то согласно положениям Гражданского кодекса:

Статья 702
1. По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Статья 706.
1. Если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Из изложенного следует, что Вы будете выступать именно в роли генподрядчика, так как заказчиком будет лицо, которое закажет у Вас строительство фонтана.

При этом генподрядчик берет обязательства по выполнению работ на себя, следовательно Вам необходимо будет иметь свидетельство о допуске СРО, несмотря даже на то, что в дальнейшем Вы свои обязательства будете передавать субподрядчикам, имеющим такой допуск.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) как организационно-правовая форма — может заниматься любым видом деятельности и заключать любые сделки, не запрещенные законом, в том числе договоры подряда, в том числе, с привлечением 3-х лиц.

Лицензия на строительство фонтанов не требуется.

Уточнение клиента

то есть в случае вопросов просто предъявлять те подряды? я так понимаю

25 Мая 2012, 17:49

лицензирование строительной и проектной деятельности отменено.

Если работы, которые Вы будете выполнять, входят в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, то в таком случае Вам придется получать разрешение на выполнение работ, вступив СРО.

Перечень в приложении.

При выполнении таких работ, Ваше ООО не имея разрешения, не в праве привлекать субподрядчиков, т.к. как не сможет должным образом контролировать субподрядчика во время проведения таких работ.

Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с пунктами 1 — 4, 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей); жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.

Согласно п.п. 1-4, 5 п 17 ст. 51 ГК РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

5) иных случаях, если в соответствии с ГК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Обратите внимание, перечень работ, помеченных «*» требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса РФ.

«Статья 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты

1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:

1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);

2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;

3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;

4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;

5) объекты космической инфраструктуры;

6) объекты авиационной инфраструктуры;

7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

9) морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов;

10) утратил силу. — Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ;

10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;

11) опасные производственные объекты, на которых:

а) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельные. Такие вещества и предельные количества опасных веществ соответственно указаны в приложениях 1 и 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»). Не относятся к особо опасным и технически сложным объектам газораспределительные системы, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженный углеводородный газ под давлением до 1,6 мегапаскаля включительно;

в) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

г) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях;

2. К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением указанных в части 1 настоящей статьи), в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:

1) высота более чем 100 метров;

2) пролеты более чем 100 метров;

3) наличие консоли более чем 20 метров;

4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров»

Беглый просмотр Перечня наводит на мысль, что скорее всего, вступление в СРО Вам не грозит.

Доброго Вам дня!

Для производства некоторых работ при проектировании и строительстве (монтаже) фонтанов, необходимо иметь свидетельство о допуске к выполнению работ, которое выдается СРО.

Процедура получения такого свидетельства, достаточно сложная и дорогая.

При этом на проектирование и на строительство необходимы разные свидетельства, которые выдают разные СРО (СРО проектировщиков и СРО строителей).

Вступление в СРО Вам обойдется в несколько сотен тысяч рублей, например, для всрупления в Ростовский филиал Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Межрегиональный Альянс Строительных Предприятий» (http://srorostov.ru/dokumenty-dlja-vstuplenija.html) необходимо заплатить Вступительный взнос – 50 000 рублей, Взнос в компенсационный фонд — от 300 000 рублей, Ежемесячный взнос — от 5 000 рублей, а также необходимо страховать ответственность. И это только по одному СРО, а нужно как минимум в два вступать.

В других СРО цифры могут немного отличаться, но не намного.

Поэтому, в некоторых случаях намного целесообразнее для выполнения отдельных видов работ привлекать сторонних подрядчиков, имеющих такие свидетельства. Это совершенно нормально и законно.

Но! Обязательно в договоре с заказчиком предусматривайте возможность привлекать субподрядчика для выполнения работ.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Лицензирование строительной деятельности

Как получить лицензию на строительство

До 1 января 2009 года, чтобы организация могла заниматься строительной деятельностью, необходимо было обязательное лицензирование строительной деятельности. С 1 января 2009 года привычные многим способы получения лицензии на различные виды работ в строительной сфере были отменены. Теперь чтобы получить разрешение на ведение проектных, строительных, архитектурных работ, необходимо вступление в саморегулируемую организацию (СРО). Все ранее выданные бумаги на лицензирование строительной деятельности считаются недействительными с 1 января 2010 года. В связи с этими изменениями для многих организаций наиболее актуальными вопросами стали: как получить лицензию на строительство и сколько стоит лицензия на строительство?

Для того чтобы компания смогла получить допуск к работам необходимо не просто вступить в СРО, но и соответствовать определенным профессиональным требованиям. В перечень обязательных требований входит аттестация сотрудников компании, повышение их квалификации и наличие сертификатов соответствия на весь перечень работ. В СРО вступают опытные и профессиональные фирмы, которые объединены одной сферой, в данном случае строительной. Помимо самих строительных компаний в саморегулируемые организации строителей вступают проектные, монтажные, архитектурные и многие другие компании, так или иначе связанные со строительной сферой.

Другие публикации  Нотная пособие

Практически все страны уже перешли на систему обязательного лицензирования строительной деятельности, которая позволяет значительно снизить риски сотрудничества с недобросовестными компаниями. Саморегулируемые компании обеспечивают высокое качество возводимых объектов, так как выдача разрешительных документов по новой схеме дает гарантии и защиту интересов сторон. Это немаловажно именно для России, где не так давно прокатилась волна недобросовестных застройщиков, а множество дольщиков и простых граждан были обмануты. Поэтому такой современный подход к решению этого вопроса способен обеспечить защиту, как простых граждан, так и обезопасить государство.

Какие преимущества дает лицензирование строительной деятельности:

  • Увеличиваются денежные поступления в казну государства.
  • Отбор подрядчиков происходит на ранней стадии и к работе приступают компании, имеющие необходимые средства и мощности.
  • Учет и контроль всех возводимых объектов.
  • Повышение конкуренции в строительной сфере, а значит повышение качества.
  • Соблюдение всех норм и стандартов при проектных и строительных работах.
  • Повышение положительной репутации компании, которая работает на законных основаниях и имеет положительный опыт.
  • Возможность работать с зарубежными партнерами.

Сколько стоит лицензия на строительство в СРО

Вступление в сро строителей «под ключ» (обязательные платежи)*:

  • 0 рублей — вступительный взнос
  • 5 тыс. рублей – членский взнос
  • 300 тыс. рублей — компенсационный взнос в фонд СРО (сумма определяется законодательством РФ)

*Возможны дополнительные расходы в зависимости от выбранных Вами услуг центра по вступлению в сро строительство:

  • подготовка материально-технической базы чтобы вступить в сро строителей
  • подготовка всей необходимой документации для подачи на допуск в сро строителей
  • обязательное страхование профессиональной ответственности
  • помощь в получении свидетельства о допуске к работам

Лицензия на строительство

  • 08.06.2018 Завершился конкурс на самый благоустроенный двор
  • 08.06.2018 Сайты НП под надзором!
  • 08.06.2018 Уголовная ответственность за поддержку западных санкций
  • 08.06.2018 «Санкционный» законопроект подвергнут доработке
  • 24.04.2018 Почти полтысячи торговых центров признаны самостроем

Лицензия на строительство Госстроя – документ, необходимый для осуществления различных строительных работ.

Получение разрешения на строительство проводится в несколько этапов. Любая строительная компания еще на этапе своего формирования должна показать уровень своей квалификации и представить необходимые документы, которые подтверждают право на осуществление ремонтных и строительных работ.

Строительная лицензия – это документ, выдаваемый организации после того, как она пройдет ряд определенных проверок. Выдача лицензии на строительство осуществляется на основании решения СРО.

Строительная лицензия СРО имеет персональный номер и многоуровневую систему защиты, действительна она от 3 до 5 лет. Помимо разрешения СРО, также необходимо внести определенный взнос в компенсационный фонд.

Позвоните нам по телефону: 8 (843) 260-15-15.

Смотрите подробную СРАВНИТЕЛЬНую ТАБЛИЦу ПО УСЛОВИЯМ ВСТУПЛЕНИЯ В СТРОИТЕЛЬНЫЕ СРО ТАТАРСТАНА

При соблюдении всех правил оформление лицензии на строительство осуществляется довольно быстро. Стоит помнить и о том, что после получения разрешения СРО будет осуществлять контроль строительной деятельности вашей компании.

Требования к специалистам

Получить лицензию СРО на проведение строительных работ может как юридическое, так и физическое лицо. При ее оформлении к индивидуальному предпринимателю предъявляются весьма строгие требования: к примеру, у него должно быть средне специальное или высшее строительное образование. Сотрудники, работающие на юридическое лицо, также должны иметь высокую квалификацию. Помимо этого, в строительной компании как минимум раз в 3 года должно проводиться повышение квалификации главных специалистов и руководства.

Перечень документов для получения лицензии на строительство

Как получить разрешение на строительство? Для этого необходимо собрать определенный пакет документов:
1) заявление на получение лицензии на строительную деятельность;
2) сведения об организации, которой необходимо получить разрешение;
3) свидетельство о постановке на налоговый учет (копия, заверенная у нотариуса);
4) копии документов об оплате;
5) устав предприятия (копия, заверенная у нотариуса);
6) нотариально заверенная копия уставного договора, если таковой имеется;
7) выписка из ЕГРЮЛ;
8) свидетельство о регистрации предприятия (копия, заверенная у нотариуса);
9) письма Госкомстата с приложением (копия, заверенная у нотариуса, с печатью и подписью);
10) данные о квалификации сотрудников организации;
11) копия свидетельства о праве собственности;
12) копия договора аренды (заверенная у нотариуса);
13) копия строительной лицензии, если нужно продлить текущую.

Перед тем как отправить документы в Федеральный лицензионный центр, нужно получить консультацию в этом центре у специалиста и узнать, правильно ли оформлены бумаги. Если все сделано правильно, то можно производить оплату необходимых взносов. При сдаче пакета документов на оформление разрешения на строительство выдается опись, которая подтверждает, что все нужные бумаги были сданы. Как правило, заявление рассматривается максимум 2 месяца.

Если ваша организация планирует заняться строительством административных или жилых зданий для военнослужащих или проведением строительных работ на закрытых объектах, может понадобиться получение лицензии ФСБ России. Оформление лицензии ФСБ занимает много времени, поэтому, чтобы получить такое разрешение, лучше обратиться за помощью к профессионалам.

Купить лицензию на строительство в готовом варианте не получится. Если у вас нет времени и желания заниматься оформлением всех документов, вы можете обратиться в нашим профессионалам. Мы поможем вам получить разрешение на проведение строительных работ в короткие сроки. Стоимость наших услуг по оформлению лицензии на строительство вполне доступна.

Если вас интересует, что такое лицензирование СРО и нужна ли строительная лицензия, где и как ее получить, кто выдает разрешения, сколько стоит эта услуга и как получить все копии документов, позвоните нам по телефону: 8-843-260-15-15. Наши специалисты предоставят вам необходимую консультацию.

Строительная лицензия СРО

Во всем мире лицензирование строительной деятельности – это обычная практика, позволяющая ограничить круг подрядчиков квалифицированными специалистами с положительной репутацией. Такой подход позволяет снизить любые риски и повысить качество возводимых объектов. Лицензия на строительство и проектирование – это необходимая мера, которая защищает интересы многих сторон, прежде всего государства и заказчика, заинтересованных в технически грамотном осуществлении программ.

В условиях российского рынка одну из главных ролей играет изначальный отбор подрядчика. Это важно, прежде всего, в программах по долевому строительству. Не для кого не секрет, что недобросовестные застройщики являются реальной болезнью отечественной отрасли, победить которую в состоянии только дифференцированный подход к процессу выдачи разрешений на строительство жилых объектов. Лицензия на строительство СРО радикально изменила ситуацию по защите интересов различных сторон, а именно:

  • увеличила размер поступлений в государственную казну;
  • осуществила отбор подрядчиков еще на начальной стадии, путем допуска к определенным работам профессиональных операторов, имеющих достаточный экономический и производственный потенциал;
  • провела учет для создания общей статистики всех строительных проектов;
  • повысила в целом конкурентоспособность строительного рынка;
  • обязала соблюдать в процессе реализации проектов все действующие стандарты и нормы;
  • создала определенную репутацию конкретным строительным компаниям, обладающим лицензиями на осуществление того или иного вида деятельности.

В соответствии с законом № 148-ФЗ от 22.07.2008 года «О внесении изменений в Градостроительный кодекс» произошел плановый переход на систему саморегулирования строительной отрасли, в свою очередь, лицензия на строительство была отменена.

На данный момент единственным документом, регулирующим деятельность в этой сфере, является допуск СРО.

Следует отметить, что был пересмотрен и перечень работ, предусматривающих наличие допуска (ознакомиться с ним Вы сможете на нашем сайте в соответствующем разделе «Классификатор видов работ в строительстве» ).

Компания «Информационно-консультационный центр «Эксперт» готова оказать профессиональную помощь по вступлению в СРО (получение строительной лицензии 2013 года) или переоформлению уже имеющегося свидетельства о допуске СРО в области проектирования, строительства или инженерных изысканий. Мы окажем Вам квалифицированные услуги по подбору и обучению сотрудников в соответствии с программой «Выполнение работ по строительству на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах», проведем аттестацию по промышленной безопасности персонала ИТР в территориальных органах Ростехнадзора РФ.

Огромную роль в получении допуска играет степень надежности, выбранной Вами саморегулируемой организации, степень компетентности ее экспертов и руководства, легитимность выданных ею свидетельств о допуске. Ведь именно эти аспекты обуславливают законность допуска на проведение работ, которым была заменена государственная лицензия на строительство. Именно поэтому руководители проектных и строительных организаций нуждаются в консультации независимых специалистов, которые на профессиональном уровне смогут оценить предлагаемые условия и целесообразность их принятия.

Поскольку компания ИКЦ «Эксперт» – это аккредитованный методический центр при определенном количестве саморегулируемых организаций, мы предлагаем вступление в СРО на льготных условиях.

Индивидуальный подход к каждому клиенту, оптимальная ценовая политика и высокая компетентность наших специалистов дает 100% гарантию получения строительной лицензии СРОв кротчайшие сроки.

Полную информацию о стоимости, сроках проведения, условиях и этапах получения Вы можете получить у специалистов нашего центра.

Строительная лицензия — допуск к строительным работам

Если раньше лицензии на строительство были обязательными для тех компаний, чья деятельность распространялась именно на строительные виды работ и выдавались соответствующими органами, то сегодня лицензии на строительство отменены, а вместо них введены строительные допуски саморегулируемых организаций (СРО).

Данные документы могут быть выданы при условии, что в строительной фирме имеются работники с высшим или средне-профессиональным образованием соответствующего профиля, которые могут выполнять определенные виды работ, оказывающие влияние на безопасное строительство объектов.

При этом оговаривается, что:
• индивидуальный предприниматель, возглавляющий строительную фирму, должен иметь высшее или средне-специальное образование соответственно профилю деятельности своей фирмы для выполнения тех видов работ, влияющих на безопасность возведенных объектов капитального строительства. Кроме этого, индивидуальный предприниматель должен уметь самостоятельно выполнять строительные работы различного характера, и иметь стаж работы по профильной специальности не меньше, чем в 5 лет.
• количество работников, имеющих соответствующее образование должно быть не менее 3 – с высшим, и не менее 5 – со средне-специальным образованием, а стаж работы таких сотрудников должен составлять не менее 3 и 5 лет соответственно.
• индивидуальный предприниматель и его сотрудники обязаны повышать свою квалификацию хотя бы 1 раз в 5 лет.

Также необходимо отметить, что допуск СРО в строительстве (лицензия) на выдается только тем строительным компаниям, которые уже имеют членство в данной организации.

До 1 января 2010 года строительные компании могли работать на основании действующей лицензии на строительство, а также на основании свидетельства о допуске, полученного в СРО, членами которой они уже являются.

На сегодняшний момент, если деятельность строительной компании подпадает под установленные Правила о саморегулировании (см. Приказ Минрегиона РФ от 9 декабря 2008 г. № 274), то с 1 января 2010 года строительная лицензия будет выдаваться только тем фирмам, которые имеют членство в СРО. То есть, право на строительную деятельность будут иметь только те предприятия, у которых имеется свидетельство о допуске к работам. В противном случае, деятельность строительных фирм без свидетельства о допуске будет рассматриваться как незаконная.

В случае, если действие строительной лицензии приостановлено в связи с истечением срока, то фирме придется получить свидетельство о допуске – и как можно скорее, поскольку в этом случае ее деятельность также будет считаться незаконной.

Когда необходимо получение свидетельства о допуске (или лицензии на строительство)?


Как долго действует свидетельство о допуске к строительным работам?

Каков его срок действия, и имеется ли территориальное разграничение у Свидетельства, обозначено в Градостроительном кодексе Российской Федерации (ст. 55.8, п.9), в соответствии с которым лицензия на строительные работы, влияющие так или иначе на безопасность возведения объектов капитального строительства, должна выдаваться СРО без срока действия, и на всей территории РФ.

В каких случаях может быть прекращено действие свидетельства (лицензии)?

Сюда входят следующие причины:
• Если строительная компания выходит из состава СРО строителей;
• Если компания уже имеет свидетельство о допуске к строительным работам такого же характера, полученное в другой саморегулируемой организации;
• Если компания не устранила выявленные нарушения, а действие свидетельства о допуске к работам, влияющим на безопасность сооружений капитального строительства, приостанавливается;
• В ходе судебных решений и в случае принятия мер по дисциплинарному взысканию по отношению к деятельности строительной компании.

Лицензирование строительно-монтажных и проектных работ в Российской Федерации

Лицензирование строительно-монтажных работ на территории России было введено в 1991 году на основании закона РФ «О защите прав потребителей» и постановления Правительства РФ № 593 «О введении государственного лицензирования строительной деятельности на территории РФ». Лицензированию подлежали такие виды работ, как проектирование, СМР, инженерно-геодезические работы и изыскания, производство строительных материалов. Позднее к списку лицензируемых работ добавилось лицензирование выполнения архитектурной и эксплуатационно-ремонтной деятельности. Согласно действующему на тот момент законодательству лицензированию подлежали все физические и юридические лица, имеющие намерение или выполняющие работы по вышеуказанным видам деятельности.

Сегодня, следуя политике страны на дебюрократизацию госаппарата и общества в целом, список видов деятельности, подлежащий лицензированию, как и самих центров лицензирования, значительно сократился. На текущий момент, согласно 128-ФЗ и принятому в Госстрое РФ классификатору, лицензированию в строительстве подлежит только выполнение проектных работ и работ по строительно-монтажной деятельности.

Необходимость лицензирования указанных работ назревала давно. Далеко не каждый заказчик может согласиться с тем, что работы по договору с ним выполнены контрагентом с надлежащим мастерством силами людей с необходимым опытом работы, безукоризненной репутацией и имеющих нужную квалификацию.

По существу процесс лицензирования есть не что иное как экспертиза физического или юридического лица, подавшего заявку, а также поступивших документов соискателя лицензии на предмет готовности к выполнению им заявленных видов деятельности. Специальной комиссией проверяется наличие технической базы, уровень контроля по выполнению технологического процесса, а также наличие квалифицированных кадров, имеющих к тому же необходимый стаж работы. Также соискатель должен иметь и необходимую библиотеку нормативных документов. Особенное внимание уделяется и наличию отзывов от заказчиков соискателя.

В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства РФ № 174 от 21.03.2002 г. и «Положением о лицензировании деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровня ответственности в соответствии с государственным стандартом» и «Положением о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровня ответственности в соответствии с государственным стандартом» от 21.03.2002 г. добавилось такое требование к лицензиату, как наличие у юридического лица не менее 50 процентов штатной численности руководителей и специалистов в области проектирования (для соискателей по проектной деятельности) и такого же количества специалистов с высшим профессиональным образованием и стажем работы не менее 3-х лет по специальности (для специалистов с высшим образованием) и не менее 5-ти лет (для специалистов со средним профессиональным образованием) для фирм, занимающихся строительно-монтажной деятельностью. Эти условия являются более жесткими по сравнению с условиями, обозначенными в предыдущем положении о лицензировании, базирующемся на старом федеральном законе.

Вступившее в силу положение о лицензировании СМР однозначно регламентирует и наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на иных законных основаниях зданий, помещений, строительных машин, транспортных средств, механизированного и иного ручного инструмента, технологической оснастки, передвижных энергетических установок, средств обеспечения безопасности, средств контроля и измерений. При соблюдении вышеуказанных условий лицензия выдается на срок до 5 лет.

Следует отметить, что процесс выбора лицензируемых видов работ не носит спонтанный характер, а упорядочен вступившим недавно в действие Классификатором проектных и строительно-монтажных работ для зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, который был утвержден Госстроем РФ.

Классификатор состоит из трех частей:

В инженерно-геодезическом разделе представлен очень широкий спектр видов работ. Здесь присутствуют работы по созданию опорных и съемочных геодезических сетей, топографические съемки, инженерно-гидрографические работы, инженерно-геологические, гидрометеорологические, инженерно-экологические изыскания, изыскания грунтовых строительных материалов, изыскания источников водоснабжения на базе подземных вод, работы по формированию и ведению ведомственных картографо-геодезическогих фондов, работы по контролю качества работ и инжиниринговые услуги в области изысканий.

В разделе проектных работ более точно выделены понятия по архитектурно-строительному проектированию, а также по строительному конструированию. Появились более четкие градации по объектам и видам работ, относящихся к проектной деятельности. Нынешний классификатор в разделе «Проектирование» стал более проработанным. В нем появились подразделы, включающие в себя конкретные виды выполняемых работ, что существенно упрощает процесс их выбора при лицензировании. Подраздел «Технологическое проектирование» разбит на тематические связки, такие как проектирование жилых зданий и комплексов, общественные сооружения, производственные здания и сооружения, объекты транспортного

назначения, сельскохозяйственные здания и сооружения. Добавлены разделы, ранее во «Временном примерном классификаторе» не встречавшиеся. Например, увеличено количество работ по проектированию специальных сооружений, таких как объекты военно-промышленного комплекса, объекты и учреждения уголовно-исправительной системы, объекты и сооружения аэрокосмической съемки, и добавлены работы, связанные с подготовкой тендерной документации для подрядных торгов. Не забыто и проектирование объектов межотраслевого хозяйства: мачты, башни, резервуары, газгольдеры, вантовые конструкции, дамбы, объекты и сооружения, аккумулирующие нетрадиционные виды энергии.

В разделе, касающемся проектирования инженерных сетей и коммуникаций, представлен широкий спектр внутренних и наружных сетей объектов, проектирование которых подлежит лицензированию.

Внимание уделено и проектированию транспортного строительства. Подлежат лицензированию работы по проектированию подъездных дорог к объектам строительства, внутрихозяйственных автодорог, автомобильных дорог I-V категорий, а также метрополитена, мостов, тоннелей и т. д.

Разработки специальных разделов проектной документации (охрана окружающей среды, организация строительства, сметная документация, архитектурное освещение, эффективность инвестиций) также подлежат лицензированию, равно как и осуществление функций генерального проектировщика. В классификаторе освещены и работы по проектному инжинирингу: оформление исходно-разрешительной документации, разработка инвестиционных намерений и технико-экономических обоснований в строительстве, организация деятельности проектировщиков.

Аналогичный подход прослеживается и по разделу строительно-монтажной деятельности. В него включены работы по проведению инженерно-геодезических изысканий, подготовительные работы, земляные работы, свайные работы, каменные работы, работы с бетоном и железобетоном. Монтажные работы разбиты на монтаж конструкций общестроительного назначения (деревянные, бетонные, каменные, каркасно-обшивные, всевозможные ограждающие и пр.) и монтаж технологического оборудования и специальных конструкций. Специальные конструкции и технологическое оборудование очень широко освещено в одноименном разделе классификатора. В качестве примера можно привести такие конструкции, как подъемно-транспортные, теплосиловые, оборудование атомных электростанций и пр.

Виды работ по пусконаладке технологического оборудования более четко приведены в соответствие с монтажом.

Смонтированные конструкции нуждаются в гидро-, теплоизоляции и тщательной отделке. Отделочные, кровельные работы, работы по устройству полов, изоляционные работы присутствуют в классификаторе.

Немаловажно и то, что в классификаторе сведены воедино работы в рамках отраслевого и функционального назначений объектов (сельскохозяйственные объекты, объекты транспортного строительства, объекты военно-промышленного комплекса, объекты аэрокосмической отрасли и т. д.). Например, соискатели, выполняющие комплексные работы по объектам, могут теперь получить лицензию на проектирование, монтаж, пусконаладку, функции управления и эксплуатации объектов в гарантийный период, а при наличии соответствующего оборудования – организацию контроля качества выполняемых работ.

В соответствии с расширением применения на строительном рынке различных видов систем и технологий в действующий классификатор включены соответствующие подсистемы (например, магистральные кабельные, внутризоновые линии связи, соединительные, местные электрические, волоконно-оптические, воздушные линии связи).

Особенно хочется отметить, что в соответствии с действующим законодательством лицензированию подлежит не только деятельность, непосредственно связанная с выполнением вышеуказанных работ, но и деятельность по выполнению функций генерального подрядчика и заказчика-застройщика. Лицензированию подлежит деятельность по строительному инжинирингу (технический надзор за строительством, организация управления строительством, предоставление технологий, организация поставки технологического оборудования, оказание помощи в управлении производством, экспертно-консультационная деятельность).

Следует учесть, что участие в разработке тендерной документации тоже отнесено к выполнению СМР. Проведение предварительных исследований, содействие в проведении торгов, разработка условий предквалификационного отбора соискателей, экспертиза оферт, выдача рекомендаций по определению победителя торгов и консультации по условиям контракта подлежат лицензированию в Федеральном лицензионном центре (ФЛЦ) при Госстрое РФ.

В классификаторе представлены работы, к выполнению которых предъявляются повышенные требования, касающиеся наличия у соискателя лицензии специалистов узкой квалификации и соответствующего материально-технического обеспечения. Выполнение таких работ требует повышенных мер безопасности и должно проводиться под контролем аккредитованной при ФЛЦ специализированной лаборатории по качеству. Например, проведение работ по монтажу зданий высотой более 40 метров или монтажу и пусконаладке тепловых сетей с теплоносителем свыше 115°С. Необходимость получения экспертного заключения специализированных базовых центров для выполнения вышеуказанных работ предусмотрено действующим законодательством.

Обязательным условием получения лицензии является наличие страхового полиса на предмет страхования строительных рисков у соискателя лицензии. Эта превентивная мера введена после участившихся случаев повреждения строящихся конструкций и сооружений.

С вступлением в силу нового КЗОТ РФ особую роль в строительстве стали играть меры по защите охраны труда работников на предприятии. При отсутствии вышеуказанных мер на предприятии лицензия государством не выдается.

Следует отметить, что не все виды работ по строительству и монтажу оборудования лицензируются Федеральным лицензионным центром при Госстрое РФ. Часть видов сопутствующих работ (например, работ по замеру сопротивления изоляции проводов или определению петли фаза-нуль) лицензируются Министерством топлива и энергетики РФ, а работы по монтажу систем пожаротушения лицензируются и в ФЛЦ при Госстрое, и Министерством по чрезвычайным ситуациям. Данное разделение компетенций Центров при лицензировании способно ввести в заблуждение соискателя, незнакомого с федеральным законодательством РФ и с соответствующими положениями о лицензировании, принимаемыми Правительством РФ.

Несомненно, указанные меры способствуют росту качества выполняемых работ на рынке строительно-монтажных и проектных услуг, а также помогают упорядочить отношения между субъектами строительной деятельности, что значительно расширяет возможность интеграции России в Европейское сообщество. Этому способствуют и недавно принятые в России законы о лицензировании. Однако следует учесть, что в рыночных условиях нарастающий спрос всегда диктует предложение. А Россия в настоящее время – страна с рыночной экономикой, что уже является общепризнанным фактом. Поэтому для последующей интеграции в мировую экономику России необходимо внести свой вклад, касающийся приведению строительных норм и правил в соответствии с мировыми требованиями.

Нормативные документы

Положение о лицензировании деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом

Данное Положение утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2002 г. № 174.

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, осуществляемой юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и индивидуальными предпринимателями.

Деятельность по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом включает в себя разработку проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт и техническое перевооружение зданий и сооружений жилого, производственного, социального, культурно-бытового, специального и иного назначения и их комплексов, инженерной и транспортной инфраструктур (далее именуется – деятельность по проектированию зданий и сооружений).

2. Лицензирование деятельности по проектированию зданий и сооружений осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (далее именуется – лицензирующий орган).

3. Лицензия на осуществление деятельности по проектированию зданий и сооружений выдается на 5 лет, если в заявлении соискателя лицензии не указан меньший срок.

4. Лицензионными требованиями и условиями являются:

а) наличие у юридического лица не менее 50 процентов штатной численности руководителей и специалистов в области проектирования (архитекторов, специалистов по градостроительному планированию и застройке территорий, конструкторов, технологов, специалистов по инженерному обслуживанию, сетям и системам, транспорту, специальным разделам проекта), имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы по проектированию зданий и сооружений не менее 5 лет; наличие у индивидуального предпринимателя соответствующего высшего профессионального образования и стажа работы по проектированию зданий и сооружений не менее 5 лет;

б) наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и инвентаря, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

в) повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации индивидуального предпринимателя и работников юридического лица, осуществляющих проектирование зданий и сооружений;

г) выполнение лицензируемой деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, соответствующих государственных стандартов и нормативно-технических документов в строительстве;

д) наличие системы контроля за качеством разрабатываемой правовой документации.

5. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием:

— наименования организационно-правовой формы и места нахождения – для юридического лица;

— фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность – для индивидуального предпринимателя;

— лицензируемой деятельности, ее состава и срока, в течение которого она будет осуществляться;

б) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица – для юридического лица; копию свидетельства государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя – для индивидуального предпринимателя;

в) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления о выдаче лицензии;

д) копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям квалификацию индивидуального предпринимателя или работников юридического лица;

е) информацию о наличии у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании зданий и помещений и необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, с указанием наименования и иных реквизитов, документов, на основании которых соискатель лицензии их использует.

Копии документов, указанных в подпунктах б) и в) настоящего пункта, не заверенные нотариусом, представляются с предъявлением оригинала.

6. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 60 дней с даты поступления заявления о выдаче лицензии с приложением всех необходимых документов.

Лицензирующий орган при проведении лицензирования имеет право привлекать специализированные проектные организации, профессионально-творческие организации в области строительства, архитектуры и градостроительства, органы (организации) государственной экспертизы, надзорные

органы, а также отдельных специалистов для независимой оценки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям.

Выводы указанных организаций, органов и специалистов носят для лицензирующего органа рекомендательный характер.

7. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:

а) наименование лицензирующего органа;

б) лицензируемая деятельность;

в) сведения о лицензиате:

— наименование и организационно-правовая форма, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, места нахождения – для юридического лица;

— фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – для индивидуального предпринимателя;

— код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций и идентификационный номер налогоплательщика;

г) адреса зданий и помещений, используемых для осуществления лицензируемой деятельности;

д) дата принятия решения о выдаче лицензии;

е) номер лицензии;

ж) срок действия лицензии;

з) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

и) сведения о продлении срока действия лицензии;

к) сведения о переоформлении лицензии;

л) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;

м) основание и дата аннулирования лицензии.

8. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществления на основании предписания руководителя лицензирующего органа, в котором определяются лицензиат, сроки проведения проверки и состав комиссии, осуществляющей проверку. По результатам проверки оформляется акт с указанием конкретных нарушений, который подписывается всеми членами комиссии. Лицензиат (его представитель) должен быть ознакомлен с результатами проверки, и в акте должна быть сделана запись о факте ознакомления. Если лицензиат не согласен с результатами проверки, он имеет право отразить в акте свое мнение. Если лицензиат отказывается ознакомиться с результатами проверки, члены комиссии фиксируют этот факт и заверяют его своими подписями.

Срок проведения проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действий лицензии, не должен превышать 15 дней с даты получения от лицензиата уведомления об устранении указанных нарушений.

Лицензиат уведомляется о предстоящей проверке не менее чем за 10 дней до начала ее проведения.

9. Лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок в письменной форме лицензирующий орган об изменении своего почтового адреса и (или) адресов, используемых им для осуществления лицензируемой деятельности зданий и помещений, а также обеспечить условия для проведения проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы.

10. Сведения о приостановлении, возобновлении действия лицензии и ее аннулировании направляются лицензирующим органом в налоговый орган по месту регистрации лицензиата и доводятся им в случае необходимости до соответствующих контрольных и надзорных служб.

11. Лицензирующий орган при проведении лицензирования руководствуется Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и настоящим Положением.

О Своде правил «Проектирование и строительство энергоэффективных одноквартирных жилых домов с деревянным каркасом»

Постановлением от 14.02.02 г. № 6 Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу одобрил Свод правил «Проектирование и строительство энергоэффективных одноквартирных жилых домов с деревянным каркасом».

Свод правил разработан Федеральным государственным унитарным предприятием – Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ФГУП ЦНС) и Межрегиональным центром обучения и качества легкокаркасного домостроения.

О своде правил «Проектирование и строительство инженерных систем одноквартирных жилых домов»

Постановлением от 14.02.02 г. № 7 Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу одобрил Свод правил «Проектирование и строительство инженерных систем одноквартирных жилых домов».

Свод правил разработан Федеральным государственным унитарным предприятием – Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ФГУП ЦНС), АО «ЦНИИПромзданий» и НП «АВОК».

О Своде правил «Проектирование и монтаж подземных трубопроводов водоснабжения с использованием труб из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом»

Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу постановлением от 04.06.02 г. № 34 одобрил Свод правил «Проектирование и монтаж подземных трубопроводов водоснабжения с использованием труб из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом». Свод правил разработан Государственным унитарным предприятием «НИИМосстрой» и Федеральным государственным унитарным предприятием – Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ФГУП ЦНС).

Выполнение указаний данного Свода правил обеспечит соблюдение обязательных требований к наружным системам водоснабжения, установленных действующими СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» и СНиП 3-05.04-85* «Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации».

В Своде правил рассмотрены вопросы, касающиеся применения труб из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом, изготовляемых, например, Синарским и Липецким трубными заводами. Приведены основные показатели труб, соединительных частей и способы их соединения, рассмотрены правила хранения труб, вопросы монтажа и испытания трубопроводов, а также техники безопасности при их монтаже. Приведены методики гидравлического расчета трубопроводов водоснабжения, а также выбора типоразмеров труб для напорных трубопроводов при подземной прокладке в грунте с учетом требований прочности, предъявляемых к водопроводным сетям.

О теплозащите строящихся зданий

Госстрой России принимает последовательные меры по повышению энергоэффективности строящихся зданий и сооружений.

Постановлениями Госкомитета от 11.08.95 г. № 18-81 и от 19.01.98 г. № 18-8 приняты изменения №№ 3 и 4 строительных норм и правил СНиП II-3-79 «Строительная теплотехника», устанавливающие новые повышенные требования к теплозащите ограждающих, в том числе светопрозрачных, конструкций зданий.

По поручению Госстроя России АО «ЦНИИЭПжилища» в 1999 году выполнило работу по объективной оценке экономической обоснованности принятых нормативных требований. Результаты указанной работы свидетельствуют о том, что новые нормативные требования обоснованы и практически реализуемы.

За истекший после принятия изменений №№ 3 и 4 к СНиП II-3-79 период в Российской Федерации создана соответствующая база для сооружения зданий, отвечающих нормативным требованиям по теплозащите. Разработаны новые технологии, выпускаются необходимые для реализации указанных требований строительные материалы, оконные и дверные блоки. В ряде субъектов Российской Федерации приняты в этом плане территориальные строительные нормы.

Постановлением Госстроя России от 02.02.98 № 18-11 с 1 января 2000 года была запрещена приемка в эксплуатацию объектов при нарушении действующих норм по теплозащите ограждающих конструкций, независимо от начала их строительства.

Тем не менее, в отдельных субъектах Российской Федерации требования указанных выше постановлений не соблюдаются. В первую очередь это относится к Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам, для которых вопросы теплоэнергосбережения должны быть первостепенными.

Госстрой России подтверждает требования СНиП II-3-79* и зарегистрированных Госкомитетом территориальных строительных норм к наружным ограждающим конструкциям зданий и запрещает приемку их в эксплуатацию при нарушении указанных требований, независимо от начала строительства.

Все права защищены; 2019 Ohrangos.ru