Ohrangos.ru

Юридический журнал

Локально-нормативный акт и приказ

Оглавление:

приказ — локальный акт ?

#1 Enerjustice

Собрание ООО досрочно прекратило полномочия директора, избрало нового.
Издается ли приказ об увольнении старого директора
и если да, то кто его подписывает:
— старый директор
— уполномоченный общим собранием учредитель.

Если рассуждать, что приказ — локальный акт компании, то в данной ситуации приказ об об увольнении издается старым директором.

А если старый директор не может издать приказ (отказывается, заболел, умер и т.п.) кто это делает за него.

Есть мнение, что достаточно протокола общего собрания учредителей, а приказ на увольнение не нужен.

Если кто-то увольняль недоброжелательного учредителям директора, то как Вы рассуждали.
Заранее благодарна.

#2 vbif

ага. хотелось бы на такого взглянуть.

— уполномоченный общим собранием учредитель.

на издание приказа по предприятию не может быть уполномочен ни при каком раскладе.

мне ближе либо вообще без приказа либо если и с приказом — то исключительно «нового» директора, который как не странно вступает в должность и этим же приказом увольняет предшественника.
хотя зачем вам это?
в трудовой все равно запишите что уволен на основании решения участников.

#3 Mix

Ушел в себя. Буду поздно, не ждите… Начинайте без меня.

  • Старожил
  • 155 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    ага. хотелось бы на такого взглянуть.

    когда знакомился с делом видел такой

    логика была такая, например,
    увольняют прежнего директора 15 июля,
    нового назначают 20 июля
    поскольку датой увольнения считается последний день работы, а в этот день новый директор еще никто, то подписывает приказ о своем увольнении старый директор.

    #4 Vitalik

  • Partner
  • 9 203 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    #5 porket

    Алиса в Стране Чудес

  • Новенький
  • 1 742 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    приказ локальный акт.

    именно. локальный акт индивидуального характера.

    афигеть. дайте мне такую траву покурить..

    тут народ рекомендует обычно курить абсент

    #6 Vitalik

  • Partner
  • 9 203 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    эх..у меня тогда сумнения в локальности.

    а по поводу абсента..
    эт у вас там. в москве мож и абсент. а мы тут по старинке. травой балуемся..

    #7 porket

    Алиса в Стране Чудес

  • Новенький
  • 1 742 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    у меня тогда сумнения в локальности.

    а почему? если бы его обозвали локальным нормативным — я бы возмутилась.

    #8 porket

    Алиса в Стране Чудес

  • Новенький
  • 1 742 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    ные нормативные акты не следует смешивать с организационно-распорядительной документацией и индивидуальными правоприменительными актами работодателя. От тех и других локальный нормативный акт отличается, как минимум, тремя признаками.
    Во-первых, отсутствием персонально определенного или конкретного адресата и распространением сферы своего действия на весь коллектив или часть коллектива работников организации. В качестве примера можно назвать правила внутреннего трудового распорядка, имеющие в качестве своего адресата весь коллектив работников организации. В отличие от локальных нормативных актов в организациях издается много правоприменительных актов, каждый из которых адресован определенному работнику, например, приказы (распоряжения) единоличного органа юридического лица о поощрении либо дисциплинарном наказании конкретных работников.
    Во-вторых, локальный нормативный акт характеризуется многократностью своей реализации, предполагающей применение содержащихся в нем правил каждый раз, когда фактические условия или результаты труда работников совпадают с указанными в данном акте. Примером такого акта может служить положение о премировании за основные результаты хозяйственной деятельности организации по итогам календарного месяца, которое применяется ежемесячно в течение всего срока своего действия. В то же время нельзя включать в число локальных нормативных правовых актов приказ (распоряжение) руководителя юридического лица о приеме на работу конкретного гражданина. Такой акт относится к разряду разовой организационно-правовой документации, подтверждающей правомерность допуска к работе конкретного физического лица.
    В-третьих, в ряде случаев для принятия локального нормативного правового акта требуется учет мнения представительных органов работников, в то время как организационно-распорядительная и правоприменительная деятельность работодателя, по общему правилу, осуществляется в одностороннем порядке.

    КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Ответственные редакторы:
    доктор юридических наук, профессор А.М. Куренной
    доктор юридических наук, профессор С.П. Маврин
    доктор юридических наук, профессор Е.Б. Хохлов

    #9 Vitalik

  • Partner
  • 9 203 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    Локальный нормативный акт организации

    Локальный нормативный акт организации – это документ, содержащий нормы трудового права, который принимается работодателем в пределах его компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

    Общие требования к локальным нормативным актам организации

    К основным общим требованиям можно отнести следующие требования:

    локальный нормативный акт принимается работодателем единолично или с учетом мнения представительного органа работников в случаях, установленных Трудовым кодексом;

    нормы локальных нормативных актов не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями;

    локальные нормативные акты должны быть доведены до сведения работника под роспись;

    локальные нормативные акты носят обязательный характер. За неисполнение их положений работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности, а работодателя – к административной.

    Форма и виды локальных нормативных актов

    Наиболее распространенные формы таких актов — положение, правила и инструкция.

    Локальными актами являются Правила внутреннего трудового распорядка, различные положения (о персональных данных, об оплате труда, об аттестации), инструкции по охране труда и т. п.

    К локальным нормативным актам относятся также штатное расписание и график отпусков.

    Не относятся к локальным нормативным актам коллективные договоры и соглашения.

    Локальные нормативные акты можно разделить на следующие виды:

    обязательные — состав таких актов определен трудовым законодательством. К обязательным, в частности, относятся:

    документ, устанавливающий порядок обработки и защиты персональных данных, например, Положение о персональных данных;

    документ, устанавливающий систему оплаты труда, например, Положение об оплате труда;

    правила внутреннего трудового распорядка;

    правила и инструкции по охране труда;

    документ, определяющий порядок аттестации.

    необязательные — такие документы прямо не предусмотрены трудовым законодательством, работодатель принимает их по своему усмотрению. К необязательным локальным актам можно отнести положения о персонале, о добровольном медицинском страховании, должностные инструкции и т. д.

    Оформление локального нормативного акта

    При оформлении локального нормативного акта используется бланк, который включает в себя:

    наименование организации. Указывается оно в строгом соответствии с учредительными документами, включая полное и сокращенное наименование, в том числе на иностранном языке;

    наименование вида документа. Указывается после наименования организации прописными буквами (ПОЛОЖЕНИЕ, ИНСТРУКЦИЯ и т. д.);

    дату регистрации (утверждения) и регистрационный номер документа;

    место составления документа.

    Страницы документа нумеруют со второй страницы. Номера страниц проставляют посередине верхнего поля листа.

    Структура и содержание локальных нормативных актов

    Структура и содержание локальных нормативных актов зависят от круга вопросов, в отношении которых необходимо принятие таких актов.

    Условно структуру локальных нормативных актов можно разделить на следующие части:

    общие положения: перечень регулируемых вопросов; нормативные правовые акты, в соответствии с которыми локальный нормативный акт принимается; подразделения или категории работников, подпадающие под его действие;

    основная часть: права и обязанности работника и работодателя; процедуры, не определенные законодательством; порядок взаимодействия структурных подразделений в зависимости от специфики локального нормативного акта; действия сторон, сроки, ответственность и пр.

    заключительные положения: время вступления локального нормативного акта в силу, порядок внесения изменений и дополнений, а также его отмены, перечень локальных нормативных актов или отдельных положений, прекращающих действие в связи с принятием нового акта.

    Локальные нормативные акты могут содержать приложения, касающиеся вопросов, отраженных в этих актах. В этом случае делается отметка о наличии приложения.

    Порядок принятия локальных актов

    Создание каждого локального нормативного акта проходит несколько этапов: разработка, согласование, утверждение, введение в действие. Данный порядок может быть, в свою очередь, установлен локальным актом, например положением о порядке принятия локальных нормативных актов организации.

    Принятие локальных нормативных актов

    Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем или со дня, указанного в этом документе.

    Работодатель может принять локальные нормативные акты следующими способами:

    издать приказ (распоряжение) об утверждении локального нормативного акта.

    Утверждая локальный нормативный акт, работодатель должен поставить подпись в реквизите «Гриф утверждения документа».

    Другие публикации  Как оплатить штраф гибдд банковской картой сбербанка

    Если локальный нормативный акт принимается путем издания приказа (распоряжения), то в приказе об утверждении локального нормативного акта необходимо отразить:

    дату введения его в действие;

    указание об ознакомлении работников с локальным нормативным актом и сроки для этого;

    фамилии и должности лиц, ответственных за соблюдение локального нормативного акта;

    Ознакомление работников с локальными нормативными актами

    Работники должны быть ознакомлены под подпись со всеми локальными нормативными актами, принимаемыми в организации и непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

    Подтвердить факт ознакомления работников с локальными актами можно несколькими способами.

    — подписью работника на листе ознакомления. Также должны быть указаны его фамилия, имя, отчество и дата ознакомления.

    Этот лист прилагается к каждому локальному нормативному акту, нумеруется, прошивается и скрепляется печатью и подписью должностного лица;

    — подписью работника на отдельном документе — журнале ознакомления работников с локальными нормативными актами.

    В отличие от листа ознакомления этот журнал предусматривает возможность ознакомления работников с несколькими локальными нормативными актами.

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    Приказ о введении локальных нормативных актов

    Локальные нормативные акты – это узаконенная форма управления кадрами, позволяющая регулировать внутреннюю работу организации. Такие внутренние нормативные акты принимаются руководством организации (работодателем) в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями.

    Из этой статьи вы узнаете такие аспекты данного вопроса:

    • правомерное введение и назначение локальных нормативных актов.
    • составление приказа о введении локальных нормативных актов.
    • примеры приказов о введении локальных нормативных актов.

    Локальные нормативные акты (ЛНА) – это распорядительные документы внутреннего управления организацией, основанные на нормах трудового права, предназначенные не для конкретного лица, а для всех работников данного предприятия.

    Правомерное введение и назначение локальных нормативных актов

    Согласно статье №8 ТК РФ работодатель имеет право составить приказ о введении локальных нормативных актов при условии согласования с представителями органа профсоюза или представительного комитета работников организации (если таковые имеются на предприятии). Данное право недоступно для работодателей физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

    G

    При принятии ЛНА без согласия выборного органа работников или первичной профсоюзной организации на основании возникших разногласий составляется протокол, фиксирующий позиции обеих сторон. После этого работодатель может принять спорный нормативный акт, однако профсоюз имеет право обжаловать данный документ в суде или органах государственной инспекции (ст. 272 ТК РФ). Категорически не приемлемы внутренние нормативные акты, противоречащие трудовому законодательству.

    Локальные трудовые акты предназначены:

    • Для эффективного управления персоналом и регламентирования внутренней деятельности организации путем четкого определения обязанностей и ответственности каждого сотрудника.
    • Для повышения гарантий, которые предоставляются сотрудникам предприятия вышестоящим начальством.
    • Для разграничения и конкретизации нормативных актов ТК РФ с учетом конкретных особенностей специальностей и условий труда на данном предприятии.
    • Для выражения и придания легитимности кадровой политики конкретного предприятия.

    Процесс разработки локальных документов после принятия и согласования, а также их введение и мониторинг проводит кадровая служба организации.

    Составление приказа о введении локальных нормативных актов

    Приказ о введении локальных нормативных актов является первым из документов внутреннего регулирования работы организации. В данном приказе следует указать полное название организации, четкое назначение, дату и номер документа. Далее в приказе определяются виды локальных актов, которые будут разработаны и приняты в дальнейшем.

    Например, «Приказ об утверждении локальных актов» от 28 декабря 2016 года №138.

    «В соответствии с нормами трудового законодательства РФ утвердить и ввести в действие с 1 января 2017 года:

    • Положение о внутреннем распорядке;
    • Положение об оплате труда;
    • Положении о премиальных вознаграждениях.

    Должность, ФИО руководителя предприятия»

    При оформлении на работу нового сотрудника его обязательно необходимо ознакомить с основными локальными нормативными актами организации под личную роспись. Должность и уровень сотрудника при этом значения не имеет. Даже при назначении нового руководителя (директора) данная процедура соблюдается в обязательном порядке.

    Если на предприятии работает большое число сотрудников рекомендуется для этих целей завести отдельный журнал. Унифицированной формы для такого документа не разработано, поэтому каждая организация (а именно кадровый отдел) разрабатывает его самостоятельно.

    Примеры приказов о введении локальных нормативных актов

    Формы и виды приказов о введении ЛНА зависят от их назначения. К видам локальных нормативных актов относятся:

    • Штатное расписание сотрудников (ст. 57 ТК РФ);
    • График сменности (ст. 103 ТК РФ);
    • Разделение рабочего дня (ст. 105 ТК РФ);
    • Документы, определяющие порядок обработки персональных данных, должностные инструкции работников организации (ст. 86, 87, 88 ТК РФ);
    • Положение о внутренних структурах и подразделениях;
    • Правила и инструкции по охране труда (ст. 212 ТК РФ);
    • Положение об оплате труда, о видах и размере поощрений, надбавок стимулирующего и компенсационного характера (ст. 135 ТК РФ);
    • Правила внутреннего распорядка предприятия (ст. 56, 189, 190 ТК РФ);
    • Уставы и положения о дисциплине (ст. 189 ТК РФ);
    • График отпусков (ст. 123 ТК РФ).

    При оформлении приказов локальных нормативных актов можно воспользоваться положениями ГОСТ Р 6.30-2003, принятыми Постановлением Госстандарта РФ 3.03.2003 ст. №65. Согласно данному положению для составления документов, кроме писем, применяется бланк, который содержит следующую информацию:

    • Форма и название организации в соответствии с учредительными документами, включая полное и сокращенное наименование.
    • Наименование вида документа после названия организации (приказ, положение, инструкция).
    • Дата регистрации (утверждения) и номер документа.
    • Место составления документа.
    • Состав документа — общие положения, основная часть и заключительные положения.
    • Визу согласования, если таковая производилась.
    • Отметка о приложениях в конце документа.
    • Реквизиты с наименованием должности, подпись и ее расшифровка руководителя.

    Конференция ЮрКлуба

    приказ — локальный акт ?

    Enerjustice 22 Июл 2005

    Собрание ООО досрочно прекратило полномочия директора, избрало нового.
    Издается ли приказ об увольнении старого директора
    и если да, то кто его подписывает:
    — старый директор
    — уполномоченный общим собранием учредитель.

    Если рассуждать, что приказ — локальный акт компании, то в данной ситуации приказ об об увольнении издается старым директором.

    А если старый директор не может издать приказ (отказывается, заболел, умер и т.п.) кто это делает за него.

    Есть мнение, что достаточно протокола общего собрания учредителей, а приказ на увольнение не нужен.

    Если кто-то увольняль недоброжелательного учредителям директора, то как Вы рассуждали.
    Заранее благодарна.

    vbif 22 Июл 2005

    ага. хотелось бы на такого взглянуть.

    — уполномоченный общим собранием учредитель.

    на издание приказа по предприятию не может быть уполномочен ни при каком раскладе.

    мне ближе либо вообще без приказа либо если и с приказом — то исключительно «нового» директора, который как не странно вступает в должность и этим же приказом увольняет предшественника.
    хотя зачем вам это?
    в трудовой все равно запишите что уволен на основании решения участников.

    Mix 22 Июл 2005

    ага. хотелось бы на такого взглянуть.

    когда знакомился с делом видел такой

    логика была такая, например,
    увольняют прежнего директора 15 июля,
    нового назначают 20 июля
    поскольку датой увольнения считается последний день работы, а в этот день новый директор еще никто, то подписывает приказ о своем увольнении старый директор.

    Vitalik 25 Июл 2005

    porket 26 Июл 2005

    приказ локальный акт.

    именно. локальный акт индивидуального характера.

    афигеть. дайте мне такую траву покурить..

    тут народ рекомендует обычно курить абсент

    Vitalik 26 Июл 2005

    эх..у меня тогда сумнения в локальности.

    а по поводу абсента..
    эт у вас там. в москве мож и абсент. а мы тут по старинке. травой балуемся..

    porket 26 Июл 2005

    у меня тогда сумнения в локальности.

    а почему? если бы его обозвали локальным нормативным — я бы возмутилась.

    porket 26 Июл 2005

    ные нормативные акты не следует смешивать с организационно-распорядительной документацией и индивидуальными правоприменительными актами работодателя. От тех и других локальный нормативный акт отличается, как минимум, тремя признаками.
    Во-первых, отсутствием персонально определенного или конкретного адресата и распространением сферы своего действия на весь коллектив или часть коллектива работников организации. В качестве примера можно назвать правила внутреннего трудового распорядка, имеющие в качестве своего адресата весь коллектив работников организации. В отличие от локальных нормативных актов в организациях издается много правоприменительных актов, каждый из которых адресован определенному работнику, например, приказы (распоряжения) единоличного органа юридического лица о поощрении либо дисциплинарном наказании конкретных работников.
    Во-вторых, локальный нормативный акт характеризуется многократностью своей реализации, предполагающей применение содержащихся в нем правил каждый раз, когда фактические условия или результаты труда работников совпадают с указанными в данном акте. Примером такого акта может служить положение о премировании за основные результаты хозяйственной деятельности организации по итогам календарного месяца, которое применяется ежемесячно в течение всего срока своего действия. В то же время нельзя включать в число локальных нормативных правовых актов приказ (распоряжение) руководителя юридического лица о приеме на работу конкретного гражданина. Такой акт относится к разряду разовой организационно-правовой документации, подтверждающей правомерность допуска к работе конкретного физического лица.
    В-третьих, в ряде случаев для принятия локального нормативного правового акта требуется учет мнения представительных органов работников, в то время как организационно-распорядительная и правоприменительная деятельность работодателя, по общему правилу, осуществляется в одностороннем порядке.

    КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Другие публикации  Минимальная пенсия россия 2018 год

    Ответственные редакторы:
    доктор юридических наук, профессор А.М. Куренной
    доктор юридических наук, профессор С.П. Маврин
    доктор юридических наук, профессор Е.Б. Хохлов

    Vitalik 26 Июл 2005

    ######
    а эт мои приколы.. ))))))))
    я лпа занимаюсь щас просто.

    а за цитирование. )))))))))0

    спасибо.
    но мне мона было бы и объяснить и по понятиям))))))))))))))))))))

    что меня глючит и торкает уже от работы)))

    porket 26 Июл 2005

    меня глючит и торкает уже от работы

    я лпа занимаюсь щас просто

    была темка: являются ли ЛНА НПА? мы там с Куриумом дрались, аж пух и перья летели)))
    там и про инд. акты было.

    Vitalik 26 Июл 2005

    там и про инд. акты было.

    нет уж спасиб за направление в поиск..
    я тут как-нить.. )) определюсь..

    asti 31 Авг 2005

    andrewgross 01 Сен 2005

    Я полгаю, что невручение копии приказа не может являться основанием для восстановления ГД на работе.

    Невручение не является нарушением установленной процедуры, а неиздание или неознакомление работника — является.
    Работодатель обязан выдать работнику при расторжении ТД трудовую книжку, а копии документов связанных с работой — только по письменному заявлению работника (ст. 62 ТК).
    Есть еще какой-то подзаконный акт, обязывающий работодателя в обязательном порядке выдавать работнику при увольнении справку о сделанных за работника платежах в ПФ и СС, но это к вашему вопросу точно не имеет никакого отношения.

    Uristochka 01 Сен 2005

    Если рассуждать, что приказ — локальный акт компании

    подразумевалось локальный-нормативный?
    приказ — властно-распорядительный документ.. одностороннего характера, обязательный для исполнения работником.

    asti 01 Сен 2005

    Невручение не является нарушением установленной процедуры, а неиздание или неознакомление работника — является

    Процедуры, установленной каким НПА?

    В моем случае приказ издан, но конкретно с ним работник не ознакомлен. А ознакомлен с решением участника ООО о прекращении его полномочий.

    Приказ о введении локальных нормативных актов

    Локальные нормативные акты – это узаконенная форма управления кадрами, позволяющая регулировать внутреннюю работу организации. Такие внутренние нормативные акты принимаются руководством организации (работодателем) в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями.

    Из этой статьи вы узнаете такие аспекты данного вопроса:

    • правомерное введение и назначение локальных нормативных актов.
    • составление приказа о введении локальных нормативных актов.
    • примеры приказов о введении локальных нормативных актов.

    Локальные нормативные акты (ЛНА) – это распорядительные документы внутреннего управления организацией, основанные на нормах трудового права, предназначенные не для конкретного лица, а для всех работников данного предприятия.

    Правомерное введение и назначение локальных нормативных актов

    Согласно статье №8 ТК РФ работодатель имеет право составить приказ о введении локальных нормативных актов при условии согласования с представителями органа профсоюза или представительного комитета работников организации (если таковые имеются на предприятии). Данное право недоступно для работодателей физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

    G

    При принятии ЛНА без согласия выборного органа работников или первичной профсоюзной организации на основании возникших разногласий составляется протокол, фиксирующий позиции обеих сторон. После этого работодатель может принять спорный нормативный акт, однако профсоюз имеет право обжаловать данный документ в суде или органах государственной инспекции (ст. 272 ТК РФ). Категорически не приемлемы внутренние нормативные акты, противоречащие трудовому законодательству.

    Локальные трудовые акты предназначены:

    • Для эффективного управления персоналом и регламентирования внутренней деятельности организации путем четкого определения обязанностей и ответственности каждого сотрудника.
    • Для повышения гарантий, которые предоставляются сотрудникам предприятия вышестоящим начальством.
    • Для разграничения и конкретизации нормативных актов ТК РФ с учетом конкретных особенностей специальностей и условий труда на данном предприятии.
    • Для выражения и придания легитимности кадровой политики конкретного предприятия.

    Процесс разработки локальных документов после принятия и согласования, а также их введение и мониторинг проводит кадровая служба организации.

    Составление приказа о введении локальных нормативных актов

    Приказ о введении локальных нормативных актов является первым из документов внутреннего регулирования работы организации. В данном приказе следует указать полное название организации, четкое назначение, дату и номер документа. Далее в приказе определяются виды локальных актов, которые будут разработаны и приняты в дальнейшем.

    Например, «Приказ об утверждении локальных актов» от 28 декабря 2016 года №138.

    «В соответствии с нормами трудового законодательства РФ утвердить и ввести в действие с 1 января 2017 года:

    • Положение о внутреннем распорядке;
    • Положение об оплате труда;
    • Положении о премиальных вознаграждениях.

    Должность, ФИО руководителя предприятия»

    При оформлении на работу нового сотрудника его обязательно необходимо ознакомить с основными локальными нормативными актами организации под личную роспись. Должность и уровень сотрудника при этом значения не имеет. Даже при назначении нового руководителя (директора) данная процедура соблюдается в обязательном порядке.

    Если на предприятии работает большое число сотрудников рекомендуется для этих целей завести отдельный журнал. Унифицированной формы для такого документа не разработано, поэтому каждая организация (а именно кадровый отдел) разрабатывает его самостоятельно.

    Примеры приказов о введении локальных нормативных актов

    Формы и виды приказов о введении ЛНА зависят от их назначения. К видам локальных нормативных актов относятся:

    • Штатное расписание сотрудников (ст. 57 ТК РФ);
    • График сменности (ст. 103 ТК РФ);
    • Разделение рабочего дня (ст. 105 ТК РФ);
    • Документы, определяющие порядок обработки персональных данных, должностные инструкции работников организации (ст. 86, 87, 88 ТК РФ);
    • Положение о внутренних структурах и подразделениях;
    • Правила и инструкции по охране труда (ст. 212 ТК РФ);
    • Положение об оплате труда, о видах и размере поощрений, надбавок стимулирующего и компенсационного характера (ст. 135 ТК РФ);
    • Правила внутреннего распорядка предприятия (ст. 56, 189, 190 ТК РФ);
    • Уставы и положения о дисциплине (ст. 189 ТК РФ);
    • График отпусков (ст. 123 ТК РФ).

    При оформлении приказов локальных нормативных актов можно воспользоваться положениями ГОСТ Р 6.30-2003, принятыми Постановлением Госстандарта РФ 3.03.2003 ст. №65. Согласно данному положению для составления документов, кроме писем, применяется бланк, который содержит следующую информацию:

    • Форма и название организации в соответствии с учредительными документами, включая полное и сокращенное наименование.
    • Наименование вида документа после названия организации (приказ, положение, инструкция).
    • Дата регистрации (утверждения) и номер документа.
    • Место составления документа.
    • Состав документа — общие положения, основная часть и заключительные положения.
    • Визу согласования, если таковая производилась.
    • Отметка о приложениях в конце документа.
    • Реквизиты с наименованием должности, подпись и ее расшифровка руководителя.

    Что такое локальный нормативный акт?

    Приказ может быть локальным нормативным актом, но не любой приказ это ЛНА.

    ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ — документы, содержащие нормы трудового права, которые принимает работодатель в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями (ст. 8 ТК РФ). Принимаемые работодателями Л. н. а. действуют в отношении работников данного предприятия независимо от места выполнения ими работы (ст. 13 ТК РФ). Важнейшими Л. н. а. являются коллективный договор и соглашение по ОТ, предусматривающие ознакомление работников с требованиями ОТ, проведение обязательных медицинских осмотров и т. д. К числу наиболее важных Л. н. а. относятся инструкции по охране труда, в которых содержится информация об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также правила защиты от воздействия вредных и опасных производственных факторов.

    Работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают Л. н. а. в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

    Л. н. а. необходимо отличать от принимаемых работодателем правоприменительных актов, которые всегда имеют конкретного адресата. К ним относятся, напр., приказы о приеме на работу, переводе на др. работу, премировании работника, наложении на работника дисциплинарного взыскания или его увольнении. В случаях, предусмотренных ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель принимает Л. н. а., содержащие нормы трудового права, с учетом мнения представительного органа работников, по согласованию с этим органом. В частности, в таком порядке принимаются графики сменности (ст. 103 ТК РФ), системы оплаты труда (ст. 135 ТК РФ), правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ), инструкции по ОТ (ст. 212 ТК РФ).

    ПРИКАЗ: НОРМАТИВНЫЙ ИЛИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЙ АКТ?

    С.В. БОШНО, Т.А. ПЫТИКОВА

    Бошно С.В., кандидат юридических наук, профессор, зав. кафедрой теории права и государства Московского государственного открытого университета.

    Пытикова Т.А., специалист Фонда «Консалтинга и правовой защиты населения».

    Подзаконные акты представляют собой объемную, разнородную совокупность. В десятки раз превышая количество законов, именно эти акты подвергают общественную жизнь детальному правовому регулированию. Актуальность научной проработки системы подзаконных актов предопределяется неуклонным ростом количества такого рода документов. Так, в 2004 г. их было принято вдвое больше, чем в 1994 г. В 2005 г. тенденция роста продолжается.

    Единство этой увеличивающейся разнородной системе должно придавать единообразие форм актов и соответствующего им содержания.

    Руководство обществом в современном мире невозможно без широкого использования правовых актов. В принимаемых государственными органами законах, указах, постановлениях и распоряжениях, приказах и инструкциях выражается воля государственной власти по управлению обществом. Эти решения воплощаются в правовых актах и становятся наглядными для широкого круга лиц и организаций, обязанных исполнять данные решения или получающих в силу их принятия определенные права.

    Другие публикации  Подать на алименты образец

    Обоснованным представляется мнение С.С. Алексеева о том, что в правовых актах находит внешнее выражение воля государства, что именно через акты люди получают первичные знания о самом праве, правовых нормах и правоотношениях .
    ———————————
    Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. Свердловск, 1965. Ст. 7 — 8.

    Российской Федерации присуща довольно сложная система нормативных правовых актов. Результатом правотворческой деятельности государственных органов выступают акты представительных органов власти федерального уровня и субъектов Федерации, в которых изменяются, устанавливаются или отменяются нормы права.

    В системе нормативных правовых актов существуют не только законы, но и множество других нормативных актов, объединяемых понятием «подзаконные нормативные правовые акты». В идеале регулирование обществом осуществлялось бы одними лишь законами (без многоступенчатой и запутанной системы подзаконных нормативных правовых актов), но в современном мире это невозможно из-за высокой сложности и динамичности регулируемых общественных отношений.

    Подзаконные акты издаются на основании и в соответствии с законами, призваны развивать и конкретизировать положения законов. В этих актах содержится значительная часть всех правовых предписаний, поэтому так важно, чтобы в них не содержались противоречивые решения.

    Существует множество видов подзаконных нормативных правовых актов. Каждый из них имеет соответствующую юридическую силу, различную форму, но все они находятся в иерархической зависимости от закона.

    Исследованию подвергались природа нормативных правовых актов, их признаки и свойства, способствующие их выделению из системы форм права. Эти свойства изучались советскими учеными, например А.К. Яхлаковым «К вопросу о разработке унификационной системы классификации законодательных актов», А.А. Федосеевым «Нормативные акты советского государства и формы их выражения», а также современными российскими правоведами. Это, например, работы В.И. Сенчищева «Виды нормативных актов», В.А. Толстика «Иерархия источников российского права», Р.Ф. Васильева «О понятии правового акта», Н.В. Сильченко «Научные основы типологии нормативно-правовых актов» и некоторые другие . Также подвергались исследованию подзаконные правовые акты. Например, работы А.В. Мицкевича «Акты высших органов Советского государства», Р.Ф. Васильева «Акты управления», С. Жевакина «Ведомственные правовые акты», С.А. Иванова «Соотношение закона и подзаконного акта», И.В. Котелевской «Закон и подзаконный акт» и другие. В юридической литературе отсутствуют специализированные работы о приказах как особой разновидности нормативных правовых актов.
    ———————————
    Смотри подробнее: Бошно С.В. Нормативные правовые акты.

    Разнообразие видов подзаконных актов урегулировано Постановлением Правительства РФ N 1009 от 13 августа 1997 г. Данным документом установлен закрытый перечень, и он включает постановления, правила, инструкции, положения, распоряжения, указы, приказы. В данной работе будет рассмотрен приказ как вид нормативного правового акта.

    Издание приказов соответствует общей тенденции правотворчества: принятие законов ведет к увеличению количества подзаконных актов, увеличение количества подзаконных актов, в свою очередь, ведет к увеличению количества приказов как вида подзаконных актов.

    Приказ представляет собой «официальное распоряжение руководителя, начальника подчиненным» или «официальное распоряжение того, кто облечен властью» . В энциклопедических определениях данного термина подчеркивается, что он служит отражением власти одного лица над другими, находящимися от него в зависимости. Приказ — это «правовой документ, принимаемый правомочным на то должностным лицом (федеральным министром, начальником УВД, директором завода и т.п.) в порядке осуществления единоначалия» . Единство приведенных определений состоит во внутриорганизационном предназначении приказов, что исключает их нормативный характер.
    ———————————
    Российская юридическая энциклопедия. С. 513.
    Словарь русского языка. С. 512.
    Российская юридическая энциклопедия. С. 811.

    Текст приказа состоит, как правило, из констатирующей и распорядительной частей. В констатирующей части излагаются цели и задачи предписываемых действий. Если основанием к изданию приказа является законодательный, иной правовой акт или поручение вышестоящих органов, то в констатирующей части указывается его вид, дата, номер, заголовок и передается содержание той его части, которая непосредственно касается данного министерства.

    Распорядительная часть начинается словом «приказываю». В пунктах распорядительной части приказа указываются исполнители, конкретные действия и сроки исполнения предписываемых действий. Если приказ дополняет, изменяет или отменяет ранее изданные приказы или их отдельные пункты, это оговаривается в тексте приказа. В последнем пункте распорядительной части приказа указывается должностное лицо, на которое возлагается контроль за исполнением приказа.

    Проекты приказов представляются на подпись руководителем службы, который несет ответственность за правильность их оформления, включая юридические службы. Приказ подписывает министр (руководитель ведомства) или по его поручению заместитель министра (заместитель руководителя ведомства). Приказы нумеруются порядковыми номерами в пределах календарного года.

    Представляется, что отнесение приказов, как, впрочем, и распоряжений, к разновидности нормативных правовых актов является ошибочным. Как следует из литературы, в том числе словарей разного характера, приказ — документ локального характера. Приказ должен использоваться для осуществления власти должностного лица по отношению к лицам, подведомственным ему. Он имеет дисциплинарный характер, что предопределяется наличием властно-подчиненных отношений. С гражданами органы власти в такого рода отношениях не состоят, что, впрочем, не лишает их возможности при помощи других актов издавать нормативные предписания для сторонних, т.е. независимых субъектов. Тем не менее приказная практика выходит за узковедомственные границы, чему имеется огромное количество доказательств. Так, например, Министерство образования РФ осуществляет приказное регулирование всех видов деятельности и различных субъектов образовательных услуг, включая образцы документов , организацию работы диссертационных советов и другие предметы.
    ———————————
    Приказ от 15.10.1999 N 568 «Об утверждении образца государственного документа о послевузовском профессиональном образовании».
    Приказ от 07.06.2000 N 1707 «Об утверждении Положения о диссертационном совете, инструкций и форм документов».

    Правовые акты федеральных органов могут издаваться коллективно, т.е. в сотрудничестве и в соответствии с другими органами государственной власти. Примеров этому сотрудничеству великое множество, в том числе совместные Приказы МВД России, МЧС России, Минобороны России, ФСБ России и т.д.

    Отметим, что некоторые ученые оправдывают возможность наличия нормативных приказов, которые, по их мнению, отличаются «неконкретностью адресатов, возможностью неоднократного применения правового предписания» . Именно эта позиция нашла закрепление в действующем законодательстве. Так, министрам вновь образуемых на основе Указа Президента РФ N 314 от 9 марта 2004 года министерствам предоставляется право издавать приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности министерства — приказы ненормативного характера .
    ———————————
    Российская юридическая энциклопедия. С. 811.
    Пункт 10.13 Положения о Министерстве финансов // Российская газета. 2004. 31 июля; п. 10.5 Положения о Министерстве транспорта // Российская газета. 2004. 10 августа.

    Высказывается мнение, что приказы могут носить и надведомственный характер, т.е. регулировать отношения федерального органа власти и граждан. Отмечается, что федеральные органы власти принимают, как правило, смешанные акты, содержащие разнородные по юридической природе предписания — как нормативные, так и индивидуальные, в связи с нецелесообразностью применения нескольких актов, регулирующих один и тот же вопрос. Научно-обоснованными правилами законодательной техники установлен запрет на включение в нормативные правовые акты разовых (индивидуальных) норм .
    ———————————
    См. по этому вопросу: Суходрев В.Н. О некоторых вопросах теории и практики систематизации советского законодательства // Сов. гос. и право. 1960. N 8. С. 101; Бахчисарайцев Х.Э. О законодательной технике и языке нормативных актов // Правоведение. 1960. N 4. С. 6 — 7.

    Сочетание в одном документе постоянных и разовых (временных) предписаний может вводить в заблуждение относительно действия их во времени. Прекращение норм временного характера требует их исключения из акта, нормативная часть которого продолжает действовать, что практически весьма затруднительно.

    Представляется, что локальный характер приказного акта соответствует природе данного документа. Эта концепция приказа находит закрепление в действующем законодательстве. Так, совершенно обоснованно в Дисциплинарном уставе таможенной службы РФ отмечается, что приказ — это «письменное или устное распоряжение начальника таможенного органа, отданное в пределах его должностных полномочий и обязанностей для исполнения подчиненными сотрудниками».

    Таким образом, форма приказа предполагает, что он адресован тем, кто непосредственно подчинен издавшему лицу, входит в соответствующую систему, аппарат органа. Использование формы приказа в качестве нормативного правового акта, адресованного гражданам, организациям и учреждениям, недопустимо. Тем не менее такая практика широко распространена. Например, Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 декабря 1996 г. N 405 «О проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников» адресован непосредственной группе лиц, работающих или трудоустраивающихся на предприятия с вредными, опасными условиями труда независимо от подчинения и форм собственности.

    С другой стороны, запрет при помощи приказа регулировать отношения с участием независимых от органа субъектов права предполагает, что приказы как внутренние документы не должны регистрироваться в Минюсте России. Регистрация приказов является доказательством:
    1) отнесения данного документа к разновидности нормативных правовых актов и
    2) регулирования приказами отношений с участием граждан. Регистрируются и внутриорганизационные приказы. Так, например, в Минюсте РФ зарегистрирован Приказ Минюста Федеральной пограничной службы РФ с очевидно локальным предметом регулирования: направление военнослужащих пограничной службы РФ в служебные командировки . Этот и другие многочисленные примеры демонстрируют неоднозначность регистрационной практики, которая носит перестраховочный характер: лучше перерегистрировать, чем недорегистрировать.
    ———————————
    БНА ФОИВ. 2001. N 50.
    * * *
    Таким образом, приказ — это правоприменительный акт, при помощи которого руководитель органа осуществляет реализацию возложенных на него обязанностей, организует работу подчиненных ему структурных подразделений и конкретных работников. Приказ — ненормативный правовой акт. Это локальный организационно-распорядительный правоприменительный акт властного субъекта (начальника, руководителя) подчиненным, зависимым от него лицам, издаваемый на основе принципа единоначалия.

    Опубликовано в Без рубрики   
    Все права защищены; 2019 Ohrangos.ru