Ohrangos.ru

Юридический журнал

Минимальный стаж для пенсии в рб

Сколько нужно работать, чтобы не остаться без пенсии. Простые вопросы и ответы TUT

Накануне Нового года президент подписал указ № 534 «О вопросах социального обеспечения». Документ касается такого понятия, как минимальный стаж для получения пенсии. Если говорить просто, то речь идет о сроке, который необходимо отработать, чтобы получать трудовую пенсию.

Фото с сайта omsk.sibnovosti.ru

1. Что изменилось?

С 1 января этого года минимальный трудовой стаж для начисления пенсии увеличили до 15,5 лет. А с 1 января 2017 года он будет повышаться ежегодно на 6 месяцев. В 2025 году для того, чтобы получать полную пенсию, придется доказать, что вы официально трудились не менее 20 лет.

Кроме того, теперь взносы в ФСЗН должны платить иностранные граждане и лица без гражданства, работающие в Беларуси или являющиеся индивидуальными предпринимателями, а также все физические лица, работающие в представительствах иностранных организаций.

Кстати, год назад минимальный стаж вырос сразу на 5 лет (с 10 до 15 лет), также в 2013 году он увеличивался с 5 до 10 лет.

2. Сколько нужно работать, чтобы получить пенсию?

Получается, что даже при том, что в нашей стране пенсионный возраст не повышают, некоторые белорусы, достигнув 55 лет (у женщин) и 60 лет (у мужчин), не смогут получить трудовую пенсию. Кому-то придется «досидеть» до необходимого стажа пару месяцев, а кому-то — год или два. Так или иначе, всем нужно будет наработать минимальный трудовой стаж. Например, если вам нужно выходить на пенсию в этом году, то пенсию по возрасту вы сможете получить при стаже не менее 15,5 лет. Тому же, кто в этом году начнет свою трудовую деятельность, нужно будет официально работать уже 20 лет. Какой стаж понадобится именно в зависимости от года рождения, можно увидеть в таблице.

Напомним, что некоторые работники в Беларуси имеют право на досрочный выход на пенсию. Согласно статьям 12−13,15 и 47−49.2 закона о пенсионном обеспечении, на это могут рассчитывать, например, шахтеры, спортсмены, артисты, врачи, учителя и другие работники.

Помимо этого, раньше на пенсию могут уходить госслужащие и люди с определенным социальным статусом (к примеру, многодетные матери). Досрочную пенсию дадут и безработным (статьи 22, 24 закона о занятости населения).

3. Что включают в годы стажа?

Согласно указу № 534, человеку зачтут только то время, когда работодатель платил за вас взносы в Фонд социальной защиты населения (или пенсионный фонд — для тех, кто работал еще в СССР) или же вы сами это делали, будучи, например, предпринимателем.

А вот учебу в университете, службу в армии и декретный отпуск при подсчетах требуемого минимального страхового стажа просто «не заметят». Любая работа без официального трудоустройства тоже не подойдет.

4. Кого увеличение трудового стажа не коснулось?

Прежние требования по минимальному стажу, согласно комментарию Минтруда, сохранились для назначения трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца. Для их назначения достаточно факта уплаты взносов.

Не изменились требования и для уязвимых категорий лиц, для которых формирование длительного страхового стажа объективно затруднительно (родителей детей-инвалидов (инвалидов с детства), многодетных матерей, инвалидов с детства и др. (статьи 17−22 Закона «О пенсионном обеспечении»). Как и раньше, это 5 лет.

Читайте также:

5. Какую пенсию будут платить, если не хватает стажа?

Если человек не сможет «наскрести» на минимальный страховой стаж, то ему придется довольствоваться только социальной пенсией. Это всего лишь половина бюджета прожиточного минимума (сегодня это 784 тысячи рублей). Кроме того, социальную пенсию начинают выплачивать позже — мужчинам в 65 лет, а женщинам — в 60.

Кроме того, указом № 534 устанавливается, что пенсии должны расти не реже 1 раза в год. «Они будут повышаться, согласно указу, не менее одного раза в год, — подтвердила заместитель начальника главного управления пенсионного обеспечения Минтруда и соцзащиты Лариса Яшкова. — Когда и на сколько, мы пока сказать не можем. Все будет зависеть от того, как будет расти средняя зарплата в стране. Но даже если она увеличиваться не будет, повышение пенсий планируется».

Минимальный стаж для получения пенсии (при действующем пенсионном возрасте)

Пенсия по возрасту в Беларуси

Пенсии по возрасту — это регулярные денежные выплаты из Фонда социальной защиты населения, назначаемые гражданам, достигшим определенного законодательством пенсионного возраста, при условии наличия трудового стажа, минимальный размер которого также определяется законодательством. Величина трудовой пенсии по возрасту зависит от размеров прошлого заработка.

Следует выделить следующие отличительные черты пенсии по возрасту в Республике Беларусь:

  • она назначается по достижении определенного законом возраста:
  • назначается лицам, имеющим достаточно длительный стаж общественно-полезной деятельности;
  • пенсия по возрасту назначается пожизненно, вне зависимости от состояния трудоспособности.

Таким образом, пенсия по возрасту, это не только компенсация предполагаемого снижения способности трудиться, но – заслуженный отдых.

Право граждан на пенсионное обеспечение, в том числе по старости, гарантируется статьей 1 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». В то же время, в статье 5 настоящего Закона указывается, что право на трудовую пенсию имеют граждане, с доходов которых в период трудовой деятельности делались отчисления по государственному социальному страхованию в течение не менее чем 5 лет.

Лицам пенсионного возраста, не имеющим права на трудовую пенсию, назначается социальная пенсия на определенных законодательством условиях. Такая норма содержится в статьях 5 и 72 Закона «О пенсионном обеспечении».

Источником выплаты трудовых пенсий по возрасту является Фонд социальной защиты населения. Социальные пенсии выплачиваются непосредственно из республиканского бюджета.

С 1 января 2017 г. Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2016 г. № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» общеустановленный пенсионный возраст будет ежегодно повышаться на 6 месяцев до достижения возраста мужчинами 63 года, женщинами 58 лет.

Напомним, что ранее согласно статье 11 настоящего Закона право получения пенсий по возрасту на общих основаниях имели:

  • мужчины, достигшие 60 лет имеющие трудовой стаж работы не менее 25 лет;
  • женщины, соответственно — 55 лет, при стаже не менее 20 лет.

Назначению трудовой пенсии по возрасту предшествует процесс расчета ее размера исходя из общей продолжительности трудового стажа и особых моментов его исчисления; расчета размера заработка, для определения величины пенсии.

Вопросы начисления пенсий в процентах от предыдущего заработка регулируются статьей 56 Закона. Процедура сбора и проверки сведений о заработке и иных выплатах, включаемых в расчет — соответственно статьями 57 и 58. Порядок учета сведений о трудовом стаже и нюансы его исчисления определены в статьях 51 – 54 Закона.

По отзывам граждан, уже прошедших процедуру расчета и назначения пенсии, процесс этот достаточно хорошо налажен, применение законодательных норм разъяснено и отработано. Наиболее частой проблемой оказываются ошибки при подаче сведений в ФСЗН работодателями, особенно в советские и первые постсоветские годы и получение информации о трудовом стаже и заработке из других государств бывшего СССР.

Для конкретизации существующего положения в описанной области можно рассмотреть статистические данные Мингорисполкома за 2016-2018 годы, в бел.руб.:

Минимальный стаж для трудовой пенсии увеличен на полгода

МИНСК, 4 янв — Sputnik. В Беларуси начиная с 1 января 2016 года минимальный трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по возрасту, составит 15 лет и шесть месяцев, далее он будет плавно увеличиваться до достижения 20 лет.

Такие положения закреплены в указе президента №534 «О вопросах социального обеспечения», который опубликован на Национальном правовом интернет-портале.

В документе отмечается, что указ принят в целях адаптации социального обеспечения к изменяющимся социально-экономическим условиям. До 1 января 2016 года минимальный стаж для назначения трудовой пенсии в Беларуси составлял 15 лет.

Согласно нормам указа, с 1 января 2016 года право на трудовую пенсию по возрасту или за выслугу лет будут иметь граждане, имеющие стаж работы не менее 15 лет и шести месяцев, при условии, что все это время они уплачивали обязательные страховые взносы в фонд соцзащиты.

Начиная с 1 января 2017 года, величина минимального трудового стажа будет увеличиваться на шесть месяцев ежегодно до достижения 20 лет.

В указе также отмечается, что перерасчет трудовых пенсий в связи с ростом средней зарплаты будет осуществляться не реже раза в год в пределах возможностей фонда соцзащиты.

Другие публикации  Льготы ветеранам войны труженикам тыла

В указе вводится обязательное социальное страхование для работающих в Беларуси иностранцев и индивидуальных предпринимателей.

Факт регистрации и авторизации пользователя на сайтах Спутник при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать национальное и международное законодательство. Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Администрация вправе удалить комментарии, сделанные на языках, отличных от языка, на котором представлено основное содержание материала.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике комментируемого сообщения;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме, в том числе моральный;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к иным незаконным действиям;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес Спутник;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит описание или ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • продвигает продукты или услуги третьих лиц без соответствующего на то разрешения;
  • содержит оскорбительные выражения или нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к языку, например, текст написан целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Администрация имеет право без предварительного уведомления пользователя заблокировать ему доступ к странице или удалить его аккаунт в случае нарушения пользователем правил комментирования или при обнаружении в действиях пользователя признаков такого нарушения.

О назначении пенсии в 2018 году

Соразмерно увеличению общеустановленного пенсионного возраста происходит увеличение возраста выхода на досрочные пенсии по возрасту и за выслугу лет.

В 2018 году смогут воспользоваться правом на трудовую пенсию по возрасту мужчины, родившиеся во второй половине 1957 года по достижении 61 года и женщины, родившиеся во второй половине 1962 года, по достижении 56 лет.

Однако следует обратить внимание, что возраст выхода на пенсию зависит не только от даты рождения, но и от даты обращения за назначением пенсии. Если, скажем, женщина, родившаяся в декабре 1962 года, не обратится за назначением пенсии в декабре 2018 года, а обратится в январе 2019 года, то возраст ее выхода на пенсию в 2019 году будет увеличен еще на полгода.

Обязательным условием для реализации права на трудовую пенсию по возрасту и за выслугу лет кроме достижения установленного возраста требуется наличие страхового стажа установленной законом продолжительности.

Начиная с января 2017 года, страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии, увеличивается на полгода в год.

Если в 2017 году требовалось наличие не менее 16 лет стажа работы с уплатой обязательных страховых взнос в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения, то в 2018 году требуется наличие не менее 16 лет 6 месяцев страхового стажа.

Исключение составляют многодетные матери, родившие 5 и более детей, матери военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, инвалиды войны, инвалиды с детства, родители детей инвалида, лилипуты и карлики – этим категориям граждан для реализации права на трудовую пенсию по возрасту требуется наличие не менее 5 лет страхового стажа.

Кроме того, с 1 августа 2017 года Указом Президента Республики Беларусь № 233 снижена продолжительность страхового стажа до 10 лет для лиц, которые длительное время осуществляли социально значимые виды деятельности и по этой причине не смогли сформировать требуемый страховой стаж, но при этом имеют общий стаж мужчины не менее 40 лет и женщины не менее 35 лет.

При такой же продолжительности страхового стажа 10 лет и наличии общего стажа у мужчин 25 лет и 20 лет у женщин, пенсия по возрасту назначается гражданам, которые длительное время (не менее 10 календарных лет без зачета в этот стаж времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми) проходили военную службу, службу в военизированных организациях и при этом не приобрели право на пенсию по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований».

При назначении пенсии в 2018 году заработок исчисляется за последние 24 года перед назначением пенсии (согласно законодательству период для исчисления индивидуального коэффициента заработка ежегодно увеличивается на 1 год по фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы).

Министерство труда и социальной защиты
Республики Беларусь

Вопрос: В ноябре мне исполняется 55 лет, собираюсь на пенсию. Однако она будет небольшая. Пока это не так важно, потому что буду работать. Но как быть потом, когда работать не смогу?

Ответ: Длительность минимального стажа работы для назначения трудовой пенсии по возрасту или за выслугу лет зависит от года, в котором будут назначаться такие пенсии. При назначении пенсии в 2016 году необходимо иметь не менее 15 лет 6 месяцев стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – страховой стаж). Начиная с 1 января 2017 г. страховой стаж ежегодно с 1 января будет увеличиваться на 6 месяцев до 20 лет. Поэтому, если пенсия будет назначаться в 2017 году, то потребуется уже 16 лет страхового стажа, в 2018 году – 16 лет 6 месяцев и т.д. При назначении пенсии в 2025 году и позднее потребуется наличие страхового стажа не менее 20 лет.

Для назначения досрочных пенсий родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы; лилипутам и карликам требуется 5 лет страхового стажа.

Страховой стаж — это работа, предпринимательская и иная деятельность с уплатой обязательных страховых взносов.

В страховой стаж не засчитываются периоды отпуска по уходу за ребенком, военной службы (службы), учебы и другие, когда обязательные страховые взносы не уплачивались. Однако такие периоды учитываются в общий стаж для исчисления размера пенсии. Таким образом, если требуемый страховой стаж имеется и, соответственно, пенсия может быть назначена, то для исчисления размера этой пенсии будут учтены также периоды отпуска по уходу за ребенком, военной службы (службы), учебы и другие.

При отсутствии требуемого страхового стажа назначается социальная пенсия. С 2015 года такая пенсия назначается женщинам не моложе 60 лет, мужчинам — 65 лет.

Ответ: Если в период работы пенсионер получал пенсию, то это время не будет учитываться в стаж для исчисления пенсии. Это правило закреплено в части 4 статьи 51 и статье 66 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». Согласно данным нормам время работы после назначения пенсии по возрасту, в том числе досрочной (например, за работу с особыми условиями труда, многодетной матери, матери ребенка-инвалида и т.д.), засчитывается в стаж для исчисления размера пенсии, если пенсионер не получал пенсию в этот период.

Вопрос: В каком размере осуществляется выплата пенсий гражданам, находящимся в домах-интернатах для престарелых на государственном обеспечении?

Ответ: В соответствии со статьёй 84 Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении», лицам, находящимся на государственном обеспечении в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания, в том числе в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, выплачивается 10 процентов назначенной пенсии, но не менее 20 процентов минимального размера пенсии по возрасту. В случаях, когда размер их пенсии превышает стоимость содержания в учреждениях, выплачивается разница между пенсией и стоимостью содержания, но не менее 10 процентов назначенной пенсии и не менее 20 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

Инвалидам войны и другим участникам войны пенсии выплачиваются в таком же порядке, но не менее 25 процентов назначенной пенсии и не менее 20 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

Другие публикации  Как возместить подоходный налог за лечение

В случае выбытия пенсионера из государственной стационарной организации социального обслуживания на срок свыше одного месяца (без отчисления из этой организации) пенсия выплачивается в полном размере.

Вопрос: Включается ли работа за пределами Республики Беларусь в стаж при назначении пенсии в Республике Беларусь и при каких условиях?

Ответ: Согласно статье 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» в стаж работы засчитываются периоды работы, в том числе протекавшей за границей, при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов (далее — взносы) в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.

При направлении работников в командировку за границу перечисление взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Фонд) осуществляется их работодателями в установленном законодательством порядке.

Что касается граждан, работающих за пределами Республики Беларусь, не состоящих в трудовых отношениях с работодателем на территории Республики Беларусь, то Законом Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» им предоставлено право добровольно участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию путем самостоятельной уплаты взносов на пенсионное страхование в Фонд в размере 29 процентов от определяемого ими дохода. При этом необходимо учитывать, что в случае уплаты взносов из дохода ниже минимальной заработной платы (с учетом индексации), стаж для назначения пенсии будет исчисляться с учетом поправочного коэффициента.

Информация о размере минимальной заработной платы и её индексации размещается на сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь ( www.mintrud.gov.by ) в разделе «Социальные нормативы. Индексация. Бронирование средств».

Для реализации права на добровольную уплату взносов на цели пенсионного страхования гражданину необходимо стать на учет в качестве плательщика взносов в отделе Фонда по месту жительства в Республике Беларусь. Вопросы, связанные с порядком перечисления взносов, разъясняются органами Фонда при постановке на учет.

Согласно пенсионному законодательству в тех случаях, когда соглашениями (договорами) о социальном обеспечении между Республикой Беларусь и другими государствами предусмотрены иные правила, соответственно применяются правила, установленные этими соглашениями (договорами).

В настоящее время такие соглашения (договоры) заключены между государствами-участниками СНГ, а также с Литвой и Латвией. С положениями этих соглашений можно ознакомиться в управлении по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.

Вопрос: Во время летних каникул работал в колхозе. Как будет засчитываться в стаж отработанное время при условии, что имеются документы о количестве отработанных трудодней?

Ответ: По общим правилам трудовой стаж для назначения пенсий исчисляется со дня приема на работу по день увольнения с работы.

Особый порядок исчисления стажа установлен для членов колхоза: работа до 1 января 1966 г. в качестве члена колхоза в течение календарного года засчитывается за год стажа независимо от количества отработанного времени и выработки установленного минимума трудового участия. На лиц, привлекавшихся к выполнению временных работ в колхозе, в том числе школьников, работавших в колхозе во время летних каникул, но не являвшихся членами колхоза, этот порядок зачета в стаж времени работы в колхозе не распространяется. Им стаж исчисляется в общем порядке по фактической продолжительности работы.

Вопрос: На каких условиях назначается пенсия гражданам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях?

Ответ: В целях сохранения гарантий, установленных законодательством СССР для работавших на Крайнем Севере и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, пунктом 4 Закона Республики Беларусь «О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» предусмотрено право выхода на пенсию на 5 лет ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста лицам, проработавшим ко дню введения в действие Закона (1 января 1993 г.) не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к этим районам.

Лица, не выработавшие до 1 января 1993 г. стаж указанной продолжительности, права на досрочную пенсию по возрасту за работу на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях в Республике Беларусь не имеют. Пенсия им назначается по достижении общеустановленного пенсионного возраста.

Что касается льгот по исчислению стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то пенсионное законодательство их не содержит. Льготное исчисление «северного» стажа было отменено ещё с 1 января 1992 г. Законом СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР».

Вопрос: При назначении пенсии в Республике Беларусь в 2003 году мне не засчитали в стаж период работы в Латвии с 1993 по 1997 годы. Знаю, что уже действует Договор с Латвией. Пересчитают ли мне пенсию с учетом указанного периода работы в Латвии?

Ответ: С 28 сентября 2010 г. вступил в силу Договор между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 29 февраля 2008 года (далее – Договор).

Согласно пункту 2 статьи 12 Договора если до вступления его в силу одной Стороной уже была назначена пенсия, при определении которой не был учтен страховой (трудовой) стаж, накопленный на территории другой Стороны, то Сторона, на территории которой был накоплен этот стаж, назначает пенсию с учетом этого стажа в соответствии с положениями Договора на основании заявления лица, но не ранее вступления в силу Договора.

В связи с вышеизложенным, для решения вопроса о назначении пенсии за страховой (трудовой) стаж, накопленный на территории Латвии, необходимо обратиться в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства с заявлением и соответствующими документами, необходимыми для назначения пенсии.

После удостоверения в действительности и правильности оформления представленных документов, заявление и эти документы будут направлены в компетентное учреждение Латвии — Агентство государственного социального страхования Латвийской Республики для рассмотрения вопроса о назначении пенсии за указанный стаж работы.

Вопрос: Засчитываются ли в стаж для назначения пенсии в Беларуси периоды работы в Латвии?

Ответ: С 28 сентября 2010 г. вступил в силу Договор между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 29 февраля 2008 г.

Согласно статье 8 указанного Договора каждая из Сторон исчисляет и выплачивает пенсию только на основании страхового (трудового) стажа, накопленного на её территории. Исчисление размера пенсии производится в соответствии с положениями Договора и законодательства Сторон.

Таким образом, за стаж, приобретенный на территории Латвии, в том числе до распада СССР, пенсию будет назначать и выплачивать компетентное учреждение Латвии.

Вопрос: Какая периодичность выплаты пенсий назначенных по нормам Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения?

Ответ: Экспорт пенсий по указанному Договору осуществляется ежеквартально в последнем месяце квартала. Изменение данного порядка не планируется.

Вопрос: Может ли быть назначена и выплачиваться пенсия гражданам Республики Беларусь, выехавшим на постоянное жительство в страны дальнего зарубежья?

Ответ: Согласно законодательству пенсии гражданам, проживающим за пределами Республики Беларусь, назначаются и экспортируются на основе соответствующих международных соглашений (договоров).

Между Республикой Беларусь и странами дальнего зарубежья соглашения (договоры) по вопросам пенсионного обеспечения не заключались. Поэтому граждане Республики Беларусь, переехавшие на постоянное место жительства в эти страны, а также проживающие там граждане иных государств и лица без гражданства, ранее работавшие в Республике Беларусь, право на пенсионное обеспечение в Республике Беларусь не имеют.

Вопрос: Как подтвердить заработок за период работы до 1 января 2003 г., необходимый для назначения пенсии, если документы о заработке работодателем утеряны?

Ответ: В соответствии с законодательством определение заработка для исчисления пенсии за периоды работы до 1 января 2003 г. производится по справкам о заработке, выдаваемым работодателем на основании лицевых счетов и иных документов о начисленной и выплаченной работнику заработной плате. В случае прекращения деятельности работодателя справка о размере заработка выдается его правопреемником, архивом, органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или организацией, в которой находятся на хранении бухгалтерские документы.

При отсутствии возможности получения документов, подтверждающих размер начисленной и выплаченной заработной платы, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта получения им заработной платы в конкретном периоде в определенном размере. При этом факт и причины не сохранности документов о заработке должны быть подтверждены организацией, в которой протекала работа, (правопреемником) и архивным учреждением.

При рассмотрении вопроса об установлении размера полученной работником заработной платы для целей пенсионного обеспечения суд принимает во внимание любые средства доказывания, предусмотренные главой 22 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь. В частности, размер заработка может подтверждаться выпиской из штатного расписания об окладе по соответствующей должности, данными комсомольского и партийного билетов с отметками об уплате взносов, расчетными книжками (листками).

Оценка представленных доказательств – это компетенция суда. При этом для оценки достоверности заявленных гражданином сведений об уровне получаемой заработной платы судом могут использоваться размещенные на сайте Белстата (http://www.belstat.gov.by) сводные статистические данные о номинальной начисленной заработной плате по республике и ее регионам в разрезе отраслей экономики (начиная с 1990 года). Эти показатели не являются подтверждением размера заработной платы работника, обратившегося в суд.

Другие публикации  Пособия для егэ 2018

Решение суда об установлении факта получения гражданином заработка в определенном размере в конкретном периоде принимается для исчисления пенсии.

Ответ: Законодательством не предусмотрена возможность выплаты жене пенсии, которая причиталась бы её мужу. При определенных условиях (нетрудоспособность, нахождение на иждивении и др.) ей может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца. При этом согласно статье 6 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) лицам, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору.

Согласно статье 38 Закона пенсия по случаю потери кормильца назначается на каждого нетрудоспособного члена семьи в размере 40 процентов заработка кормильца, принятого для исчисления пенсии (статья 56 Закона), но не менее 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 23 Закона).

В предусмотренных законодательством случаях к пенсии устанавливаются надбавки и повышения.

За более подробной консультацией применительно к конкретной ситуации на основании документов пенсионного дела рекомендуем обратиться в управление по труду, занятости и социальной защите по месту получения пенсии.

Вопрос: Слышал, что с августа 2014 г. внесены изменения в пенсионное законодательство. Какие изменения коснулись норм, регулирующих вопросы назначения пенсий по возрасту за работу с особыми условиями труда?

Ответ: С 1 августа 2014 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. №190-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам пенсионного обеспечения».

С указанной даты право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2 в соответствии с пунктами «а» и «б» (в том числе в соответствии с частями вторыми указанных пунктов) статьи 12 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) сохраняется только за работниками, которые до 1 января 2009 г. выработали не менее половины полного стажа работы с особыми условиями труда, требуемого для назначения досрочной пенсии.

Таким образом, право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по списку № 1 возникает при наличии специального стажа, дающего право на такую пенсию, сформированного за периоды работы до 1 января 2009 г., у мужчин продолжительностью не менее 5 лет, у женщин – не менее 3 лет 9 месяцев; по списку № 2 – при наличии специального стажа, сформированного за периоды работы до 1 января 2009 г., у мужчин продолжительностью не менее 6 лет 3 месяцев, у женщин – не менее 5 лет.

Пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда по другим основаниям (пункты «в» — «з» части первой статьи 12 Закона и статья 13 Закона) и пенсии за выслугу лет (статьи 47-49, 49-2 Закона) при соблюдении условий, предусмотренных законодательством, назначаются лицам, не имеющим права на досрочную профессиональную пенсию, т.е. если продолжительность профессионального стажа составляет менее половины требуемого.

Вопрос: Недавно Правительством были утверждены новые пенсионные удостоверения. Значит ли это, что ранее выданные пенсионные удостоверения не будут иметь юридической силы и их необходимо обменять на новые?

Ответ: Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 апреля 2017 г. № 255 «Об утверждении форм пенсионных удостоверений» (далее – постановление) утверждены формы пенсионного удостоверения и пенсионного удостоверения лица, которому установлена пенсия за особые заслуги перед Республикой Беларусь. Сделано это было во исполнение статьи 78 Закона Республики Беларусь от 9 января 2017 года № 14-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь», предусматривающей выдачу пенсионного удостоверения по форме, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь.

Форма утверждённых постановлением пенсионных удостоверений не имеет существенных отличий в сравнении с пенсионными удостоверениями образца, предусмотренного до принятия постановления.

С учетом этого в целях рационального использования бюджетных средств выдача пенсионных удостоверений по утвержденной форме будет производиться только после исчерпания бланков пенсионных удостоверений образца, предусмотренного до принятия постановления.

Согласно пункту 2 постановления пенсионные удостоверения, выданные до вступления в силу постановления, являются действительными. Обменивать их на удостоверения, формы которых утверждены постановлением, не нужно.

7 декабря т.г. в Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь подписан Договор между Республикой Беларусь и Эстонской Республикой о социальном обеспечении (далее – Договор). Со стороны Республики Беларусь Договор подписан Министром труда и социальной защиты Республики Беларусь Ириной Анатольевной Костевич, со стороны Эстонской Республики – Чрезвычайным и Полномочным Послом Эстонской Республики в Республике Беларусь Мерике Кокаев.

В Беларуси в этом году вырастет минимальный стаж для назначения трудовой пенсии

В Беларуси в текущем году вырастет минимальный стаж с уплатой страховых взносов для назначении пенсии, сообщила министр труда и социальной защиты Ирина Костевич на пресс-конференции в четверг в Минске.

«Если в 2017 году страховой стаж должен был быть 16 лет, то в 2018 году для возникновения права на трудовую пенсию по возрасту, необходимо отработать не менее 16 лет и 6 месяцев», — сказала Ирина Костевич.

Это непопулярные, но необходимые меры для того, чтобы обеспечить необходимый уровень пенсионного обеспечения, отметила министр.

Глава Минтруда добавила, что общий перерасчет пенсий в 2018 году будет произведен как минимум один раз. Параметры повышения будут зависеть от общих темпов развития экономики.

По словам министра, задача – обеспечить соотношение пенсии к среднемесячной зарплате по стране на уровне не менее 40%.
В прошлом году перерасчет пенсий был произведен с 1 ноября – они выросли на 5%.

Министр напомнила, что с 2017 года в стране стартовала пенсионная реформа. С 1 января 2018 года пенсионный возраст составляет 56 лет для женщин и 61 год для мужчин. К 2022 году пенсионный возраст у женщин будет составлять 58, у мужчин – 63 года.

Старение населения, по словам Костевич, остается вызовом для всего мира и Беларусь здесь не исключение. По классификации ООН, если удельный вес населения старше 65 лет больше 7%, то население считается старым. У нас этот показатель составляет почти 15%.

С 1 января пенсионный возраст увеличился еще на полгода

3 января 2018 11:05 КП Беларусь 29

Теперь женщины выходят на пенсию в 56, а мужчины — в 61 Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

Повышение пенсионного возраста добралось до второй ступеньки: с 1 января он снова вырос на полгода. Это означает, что в 2018-м на заслуженный отдых смогут отправиться женщины, которым исполнится 56 лет, и мужчины, которым исполнится 61 год. В 2017 году пенсионный возраст равнялся 55, 5 и 60,5 годам. Постепенно повышаться пенсионный возраст будет до тех пор, пока не достигнет 58 лет для женщин и 63 лет для мужчин. Произойдет это, напомним, в 2022 году.

Повышение пенсионного возраста чиновники объясняли в первую очередь тем, что в Фонде соцзащиты просто не хватает денег на то, чтобы выплачивать всем пенсионерам сумму, равную минимум 40% от средней зарплаты. А экономисты добавляли: повышение нужно не для того, чтобы платить больше, а для того, чтобы не пришлось и вовсе снижать пенсии. Ведь средний возраст населения растет, а рождаемость снижается, в результате чего пенсионеров становится все больше.

За прошедший год пенсионеры действительно не стали особенно богаче. Если в ноябре 2016-го они в среднем получали 283 руб. 50 коп., то в ноябре 2017-го – 314 руб. 70 коп. Разница – 31 рубль. В минувшем году пенсии выросли один раз (это минимум, положенный по закону) и на 5%. Но в следующем году повысить выплаты обещают уже на 12%. А самих пенсионеров стало чуть меньше: если в ноябре 2016-го их было 2 млн. 606 тыс., то в ноябре 2017-го – 2 млн. 588 тыс.

Кстати, со следующего года вырастет не только пенсионный возраст, но и минимальный страховой стаж (в него входит только то время, когда вы работали и платили взносы в Фонд соцзащиты), необходимый для получения пенсии. Уже с 1 января получить полную пенсию смогут те, кто за всю жизнь проработал минимум 16 лет и 6 месяцев. И это тоже не последнее повышение страхового стажа. Он будет прибавлять по полгода каждый год до тех пор, пока не увеличится до 20 лет (это случится только в 2025 году). Из этого правила есть и исключения. В этом году минимальный страховой стаж сократили для тех, кто ухаживал за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом до 18 лет или престарелым родственникам, а также силовикам и военным, которые отслужили минимум 10 лет, но не успели получить право специальную пенсию. Таким людям достаточно накопить только 10 лет страхового стажа.

Еще больше материалов по теме: «Пенсии: Беларусь»

Все права защищены; 2019 Ohrangos.ru