Ohrangos.ru

Юридический журнал

Наказание за развод семьи

Госпошлина за расторжение брака в 2018 году

В Российской Федерации для официального расторжения брака необходимо оплатить госпошлину. Ее размер разнится в зависимости от того, каким образом и при каких обстоятельствах был расторгнут брак. В этой статье речь пойдет о размере госпошлины и порядке ее уплаты.

Размер госпошлины

На стоимость развода влияют следующие обстоятельства:

  • государственный орган, который расторгает брак (ЗАГС или суд);
  • при расторжении уз брака через суд большое значение на размер пошлины оказывает факт раздела имущества;
  • общая стоимость имущества семьи.

В 2018 году при добровольном расторжении брака каждый из супругов должен выплатить штраф за развод в размере 650 рублей.

Если брак отменяется по желанию одного супруга, то пошлина составит 200 рублей. Однако стоит учитывать, что в одностороннем порядке через ЗАГС расторгать брак можно только при наступлении определенных обстоятельств:

  • осуждение одного из супругов на лишение воли на срок от трех лет;
  • исчезновение супруга (он должен быть признан пропавшим без вести);
  • недееспособность брачного партнера, определенная решением суда.

При оплате вышеуказанных пошлин стоит проявлять внимательность и осторожность. Оплачивать пошлину необходимо именно в тот ЗАГС, в котором будет расторгаться брак. Это важно, так как у каждого ЗАГСа свои реквизиты. Стоит также учитывать, что платежные реквизиты государственных и муниципальных организаций довольно часто меняются. Поэтому во избежание недоразумений и финансовых потерь стоит предварительно брать образец квитанции перед каждой оплатой госпошлины.

Стоимость процедуры развода, осуществленной через суд

Развод через суд является намного более затратной процедурой, чем через ЗАГС. Прежде всего, супругу, подающему иск, придется заплатить в суд 650 рублей. После того как последний утвердит положительное решение насчет расторжения брака, супругу придется наведаться в ЗАГС для получения бракоразводного свидетельства. Каждая его копия стоит 650 рублей. Таким образом, для пары развод через суд оказывается дороже на 650 рублей, даже без учета расходов на адвокатов.

При расторжении брака с разделом имущества обычно приходится производить куда более существенные платежи в казну. Прежде всего, минимальный платеж при таком виде расторжения брака составляет 400 рублей, которые уплачивает супруг, претендующий на часть имущества. Однако если стоимость активов превышает 20 000 рублей, то оплатить придется 800 рублей плюс три процента от суммы активов. Если стоимость разделяемого имущества превышает 100 000 рублей, то заплатить в казну придется 3 200 рублей плюс два процента от общей стоимости имущества.

При оценочной стоимости имущества выше двух сотен тысяч ставка пошлины составляет 5 200 плюс один процент. Если же разделяемое имущество оценивается в сумму, превышающую миллион рублей, то ставка составляет 13 200 рублей плюс полпроцента от всей суммы, однако общий размер уплаченной госпошлины не может превысить 60 000.

Таким образом, при разводах с разделом имущества стоимость госпошлины напрямую зависит от стоимости делимых активов, чем они больше, тем более значительные суммы придется перечислять в казначейство.

Проект повышения госпошлины до 30 000 рублей в 2017-2018 году

Долгое время существует проект повышения минимальной госпошлины за развод до уровня в 30 000 рублей. Подобная мера, по мнению авторов законопроекта, должна уменьшить число разводов и укрепить семьи. Ведь при нынешних невысоких расходах на расторжение брака эта процедура является очень доступной для населения, поэтому многие пары разводятся необдуманно под влиянием эмоций и импульсивных решений. Повышение платы за развод должно способствовать уменьшению количества скоропалительных разводов.

Однако проект этого закона не вступит в силу, так как он не был одобрен Государственной думой. Негативную оценку законопроекту дали и в МВД. По мнению критиков, сколько ни заставь платить разводящихся супругов, последние, приняв решение расторгнуть брак, не остановятся перед формальным препятствием. Следствием принятия законопроекта 12.9 4 станет распространение фиктивных браков. То есть семья, перестав существовать фактически, не станет расторгать отношения официально, чтобы избежать бремени расходов. Если ли смысл в подобном нововведении? Едва ли – какой штраф ни определи, а разрыв отношений он не предотвратит.

Как развестись, если муж сидит в тюрьме?

Время чтения: 8 минут

Помимо наиболее часто встречающегося официального расставания по причине того, что оба супруга пришли к выводу о нецелесообразности продолжения отношений, встречаются и случаи, когда с одним из них происходят такие события, которые делают невозможной совместную жизнь и фактически подталкивают другого супруга к принятию соответствующего решения в одностороннем порядке. Это осуждение мужа или жены к реальному лишению свободы на срок от трех и более лет тюремного заключения.

Совершение преступления одним из супругов может навсегда сделать чужими людей, которые раньше любили друг друга. А длительный срок пребывания за решеткой исключает совместную жизнь. Поэтому закон предусматривает особый упрощенный порядок развода с осужденным. Бракоразводный адвокат проведет этот процесс максимально быстро и комфортно для обеих сторон.

Оказавшись в столь сложной ситуации чаще всего именно женщины терзают себя вопросом о том, можно ли развестись, если муж в тюрьме и в ближайшие три и более года не сможет принимать участия в семейной жизни.

19 статья СК РФ указывает на обстоятельства, способные сделать продолжение брака невозможным и нежелательным для второго супруга.

Это ситуации, в которых второй супруг:

  • признан безвестно отсутствующим на основании вступившего в силу судебного акта;
  • признается судом полностью недееспособным и имеется соответствующее решение;
  • отбывает в тюрьме наказание сроком более трех лет по вступившему в силу приговору суда.

Даже наличие детей от совместной жизни в возрасте до 18 лет не выступает основанием для перенесения процесса развода в судебные органы, хотя споры о детях при их наличии рассматриваться будут в суде, независимо от упрощенного расторжения брака с осужденным.

Все перечисленные случаи выступают в качестве оснований для использования упрощенного порядка расторжения союза без согласия мужа или жены. Рассмотрим подробнее последний из пунктов и разберемся, как развестись, если муж сидит в тюрьме.

Приговор как повод к разводу

Если супруг совершил преступление и задержан, это еще не гарантирует второму супругу возможность расторжения брака упрощенным способом, ведь наказание для лица может быть выбрано любое, не обязательно это будет тюремное заключение, тем более на срок более трех лет. Поэтому надо помнить, что при назначении, к примеру, штрафа, исправительных работ или условного лишения свободы, судимость не будет фактором, упрощающим бракоразводный процесс.

Реальное же лишение свободы послужит безусловным основанием для одностороннего расторжения брака лишь в случае, когда совокупный срок заключения супругу назначен в три и более года. Это может быть как наказание за одно преступление, так и совокупность преступлений и приговоров.

Непосредственно процедура развода при наличии всех необходимых условий содержится в нормах законодательства «Об актах гражданского состояния», в уже упомянутой ст. 19 СК РФ.

Как развестись если брак заключен в тюрьме?

Если брак оформлен в тюрьме (то есть на момент регистрации отношений супруг уже отбывал наказание), упрощенная схема не действует. И, если заключенный не согласен разводиться или в семье появились дети, для расторжения брака придется обращаться в суд. Скажете, несправедливо? Однако законодатель исходил из того, что, вступая в брак с осужденным, женщина знала о совершении им преступления и назначенном сроке наказания, а потому понимала, какие семейные отношения ее ожидают.

Закон позволяет и заключать, и расторгать брак, пока один из супругов отбывает наказание

Документы, необходимые для упрощенного развода

Чтобы начать бракоразводный процесс самостоятельно или с помощью адвоката, убедитесь в наличии следующих документов:

  • свидетельства о браке;
  • паспорта;
  • квитанции, подтверждающей оплату государственной пошлины;
  • копии приговора суда в отношении супруга.

Обратите внимание: обычная ксерокопия приговора не годится. Потребуется официальная — заверенная подписью и печатью судьи.

Если у вас не хватает какого-либо документа, до похода в ЗАГС нужно заняться его восстановлением. Для экономии времени доверьте эту задачу профессиональному юристу.

Как происходит развод с заключенным через ЗАГС

1) Первым делом, оставшийся в одиночестве супруг готовит заявление о расторжении брачного союза, которое подается в органы ЗАГС. Мнение второго супруга и его несогласие на расставание никак не учитывается. В какой именно орган направить документ решает сам супруг, поскольку нормативно предусмотрена альтернатива:

  • по месту своего проживания (регистрации);
  • по месту регистрации союза.

В ЗАГС необходимо будет направить следующий пакет документов:

  • Заявление установленной формы;
  • Квитанция об оплате госпошлины (расторжение брака в указанном порядке облагается пошлиной, установленной Налоговым кодексом, в «льготном» размере 350 рублей).
  • Свидетельство о регистрации рака;
  • Приговор в отношении супруга, отбывающего наказание.

Прилагаемый к заявлению приговор суда в отношении мужа или жены должен быть обязательно вступившим в силу. Нельзя сразу же после вынесения приговора требовать развод с осужденным через ЗАГС, ведь судебный акт могут отменить, а наказание – снизить или смягчить.

2) Отбывающего наказание в тюрьме супруга в течение трех дней после поступления заявления письменно информируют о факте развода. Кроме того, у него выясняют, какую фамилию желательно оставить после расставания. На принятие решения о фамилии дается месяц.

3) По истечении месяца осуществляется государственная регистрация развода, при которой должен присутствовать супруг, инициировавший его. Результатом процесса является получение соответствующего свидетельства, подтверждающего расторжение. Тут же решается вопрос о смене фамилии после развода, если таковой был поставлен в заявлении.

Развод с отбывающим наказание через суд

Может показаться, что совершение любого уголовного правонарушения позволяет оформить развод в упрощенном порядке, но это не так. Если супруга приговорили к условному сроку или тюремному заключению сроком менее трех лет, брак расторгается в общем порядке:

  • в ЗАГСе, если нет несовершеннолетних детей и споров между супругами;
  • в суде — в остальных случаях.
Другие публикации  Приказ о награждении ко дню строителя

Разводиться в судебном порядке придется и тогда, когда инициатором расторжения брака будет выступать супруг, находящийся за решеткой. И если осужденный имеет имущественные претензии или хочет установить порядок общения с ребенком, он может реализовать свои права. Нужно лишь оформить доверенность на того, кто будет защищать его интересы на свободе. Помощь профессионального юриста здесь будет незаменимой.

Тюрьма — нелегкое испытание и для заключенного, и для его близких. Если вы решили, что сохранение семьи невозможно, обратитесь за помощью и консультацией к нашим адвокатам, которые решат вашу проблему профессионально и деликатно.

Развод с заключенным не обязателен

Развод необязателен

Никто не принуждает супругов к разводу, если по стечению обстоятельств или жизненной ошибке кто-либо из них угодил за решетку. Описанный механизм строится на предположении о том, что длительное нахождение супруга в тюрьме, его оторванность от семьи, неучастие в семейных делах, фактически приводят к ликвидации брачных отношений, а сам союз перестает существовать. Но, конечно же, подобные рассуждения не всегда справедливы, поэтому развод с осужденным супругом – лишь предусмотренная законом возможность и право второго члена семьи, но никак не обязательный шаг.

Опытные специалисты МЦПИ «Планета Закона» окажут вам любую правовую помощь при оформлении развода в общем или упрощенном порядке и возьмут на себя все заботы по косвенно связанным с разводом правовым вопросам. Квалифицированная помощь в рамках спецпрограммы «Развод без стресса» поможет вам сэкономить массу времени и нервов, минимизировав свое участие в процессе развода. Звоните + 7 (495) 722-99-33.

Какой штраф за развод в 2017 году?

Расторжение брака заключается в выполнении установленной процедуры и получении официального документа, который подтверждает развод. Как и любая другая процедура, проводимая государственными органами, разрыв семейных уз требует уплаты пошлины государству, которую в обиходе называют штраф за развод. В результате проведения процедуры государственной регистрации, фиксирующей распад семьи, бывшие супруги получают свидетельство о расторжении брака.

Вопрос стоимости услуг, оказываемых государственными органами при заключении и разрыве брака, затрагивает интересы большого числа граждан. Еще в 2013 году Государственная Дума Российской Федерации неоднократно обсуждала вопрос величины штрафа за регистрацию развода. И связано это с непростой ситуацией в российском обществе в отношении института семьи.

По статистике в России 48% пар расторгают семейные узы. Причин этого много, наиболее значимые из них:

  • алкоголизм и наркотическая зависимость, которые обуславливают 41% разводов;
  • проблемы с жильем, приводящие к распаду семьи в 26/% случаев;
  • вмешательство родственников в дела семьи, что вызывает 14% разводов.

Увеличение штрафа в значительных размерах действительно могло бы снизить количество обращений в суд с просьбой о разводе, но вряд ли бы это помогло сохранить семью, которая уже фактически распалась. Увеличение стоимости регистрации брака и развода повлияет на желание и возможность пар фиксировать официально свои отношения. И приведет к еще большему количеству «гражданских» браков, в которых права детей и супругов мало защищены.

Причины повышения госпошлин за расторжение брака

Вопрос о существенном повышении штрафа при разводе был поставлен премьер-министром Д. Медведевым в 2013 году перед депутатами Госдумы. По его мнению, улучшить демографическую ситуацию в стране и поднять ответственность супругов сможет госпошлина, или штраф за оформление развода, в размере до 30000 рублей. В то же время министерство финансов внесло на рассмотрение более щадящее предложение о штрафе при разводе в размере 4000 рублей. Главная цель инициатив состояла в желании повысить ответственность молодых людей при вступлении в брак и заставить их действовать обдуманно и взвешенно.

В пользу введения штрафа за регистрацию расторжения брака в размере 30000 рублей говорит особенно острая проблема выплаты алиментов. Количество мужчин, уклоняющихся от выплат на детей, растет. И способы для этого используются разные, как простое игнорирование требований об уплате алиментов, так и устройство на работу с мизерной официальной зарплатой. Предлагая размер штрафа за развод 30000 рублей, премьер-министр напомнил об 1,8 млн. исполнительных листов, находящихся в производстве, и о долгах 409 тысяч «блудных» отцов.

Эту проблему предлагают решать по-разному. Заинтересованными службами, чиновниками, юристами предлагалось:

  • взыскивать алименты в виде минимального прожиточного минимума, а не процента от заработка;
  • создать специальную службу для взыскания алиментов с должников;
  • сформировать государственный алиментный фонд.

Идея алиментного фонда находит наибольшую поддержку у депутатов и чиновников. Его назначение – выплата алиментов по долгам уклоняющихся, а затем розыск и взимание их с алиментщиков. Главной проблемой в создании такого фонда является поиск финансирования. По мнению ряда депутатов, наполнить его можно было бы и за счет штрафа при расторжении брака.

Почему отказались от повышения госпошлин

Такие инициативы депутаты приняли с сомнением. Прежде всего, размер штрафа в 30000 рублей недоступен малообеспеченным гражданам, что нарушает из права. Кроме того, размер штрафа за регистрацию развода мало влияет на улучшение демографической ситуации в стране. Если семья распалась, высокая госпошлина ее не вернет, а лишь затруднит материальное положение бывших супругов и отрицательно скажется на благосостоянии детей. Ведь кроме штрафа разводящимся супругам необходимо оплачивать услуги адвокатов, решать вопросы раздела имущества, регистрировать документы у нотариуса. Минимальные затраты на судебное разбирательство включают услуги адвоката по:

  • составлению искового заявления — от 5 тысяч рублей;
  • представлению интересов в суде — от 13 тысяч рублей;
  • обжалованию судебного решения — от 5 тысяч рублей.

Принятие решения о значительном повышении штрафа при разводе приведет к росту фиктивных браков, когда пары отказываются от фиксации отношений, понимая, что не смогут найти средства для штрафа в случае распада семьи.

Как посчитали большинство депутатов Госдумы, штраф в размере 30000 рублей – это скорее наказание для разводящихся супругов, чем плата за оказание государством услуг. Для многих супругов штраф в таком размере проблематичен. Даже если поделить эту сумму между супругами, такой штраф, особенно для женщины, остающейся с ребенком, зачастую непосилен.

Депутаты пришли к однозначному выводу, что повышение штрафа при регистрации развода вынудит пары проживать в гражданском браке, после которых матери-одиночки будут вынуждены доказывать отцовство гражданских мужей в судах для того, чтобы получать алименты.

В результате бурных обсуждений проблемы депутаты решили оставить размер госпошлин при заключении брака и разводе на прежнем уровне. Он сохранялся в течение 2014 года. И лишь с 1 января 2015 года госпошлины были повышены, но незначительно.

Изменение госпошлин в 2017 году

Сумма так называемого штрафа, взимаемого за развод, зависит от обстоятельств, в которых проходит развод. Ее размер рассматривается Государственной Думой и закрепляется федеральным законом.

Если расторжение брака является обоюдным желанием супругов, а в семье нет детей в возрасте до 18 лет, размер госпошлины в 2017 году составил 650рублей с каждого супруга.

Если в семье растут малолетние дети и процедура развода проходит в суде, штраф взимается с обоих супругов. Для каждого из них он составлял в 2015 году 400 рублей, а с 1 января 2017 года – 600 рублей. То есть, общая сумма штрафа по расторжению брака увеличилась до 1250 рублей.

Если развод происходит в суде на основании требования одного из супругов, госпошлина в 2014 году составляла 200 рублей, а с 2017 года поднялась до 350 рублей. Такое решение суда возможно в случае:

  • недееспособности одного из супругов;
  • нахождения супруга в местах лишения свободы на протяжении более трех лет;
  • признания супруга безвестно отсутствующим.

По мнению чиновников, увеличение госпошлин, в том числе и на оформление развода, покроет расходы государственного бюджета на предоставление услуг. Эксперты также считают эту меру необходимой.

Развод: как развестись в Церкви?

Как показывает статистика, количество разводов в нашей стране неуклонно растет. 40% разводов приходится на первые 4 года совместной жизни, наибольшее количество браков распадается у людей в возрасте 18 – 35 лет, каждый второй брак в России заканчивается разводом – за этими сухими цифрами стоят неудавшиеся человеческие судьбы, брошенные дети. К сожалению, эта беда касается и православных людей – венчание не всегда оказывается залогом счастливой семейной жизни.

О проблеме разводов мы решили поговорить с протоиереем Владимиром ВОРОБЬЕВЫМ, настоятелем храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецах, ректором Свято-Тихоновского Православного университета.

Развод – свидетельство о смерти

– Как Вы думаете, развод – это трагедия или праздник свободы? Благо или зло?

Фото Юлии Маковейчук

– Конечно, развод христианской (да и любой) семьи – это никакой не праздник свободы, а беда и… духовная смерть обоих супругов, ведь семья является единым организмом. А когда умирает любой организм, это всегда трагедия.

Но часто случается, что брак уже фактически распался, убитый грехами супругов. И его насильственное соединение просто невозможно, даже опасно. Для таких пар развод действительно является освобождением.

– Это мало у кого вызывает сомнение. Но, не так давно, беседуя в школе со старшеклассниками, я услышал неожиданный вопрос, на который хотелось бы услышать именно Ваш ответ: мама и папа у мальчика – венчанная пара. Но, к сожалению, через некоторое время папа начал сильно выпивать. Как Вы думаете, стоит ли разводиться этим людям? Или мама все же сможет спасти папу, вытащить его из алкогольной ямы?

– В данной ситуации надо разбираться подробно. Однако, судя по всему, спасти этого несчастного человека может лишь Господь и собственная супруга. В данном вопросе есть особая глубина. Ведь в мире действует Промысл Божий, который зачастую направляет зло во благо.

Существует расхожая поговорка: «Не согрешишь – не покаешься», и она, поверьте, появилась не случайно. Безусловно, это вовсе не означает, что для покаяния надо специально грешить.

Я думаю, глубинный смысл этой фразы в том, что грех часто так травмирует, так тревожит душу, что человек оказывается более близким к покаянию, чем в евангельской притче, где благополучный фарисей с окамененным сердцем, который, согласно Евангелию, молился так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Евангелие от Луки, глава 18 стихи 11-13).

Поэтому я полагаю, не нужно путать те обстоятельства, которые привели ко греху, с его сутью, не смешивать повод с причиной.

Другие публикации  Сип пособие

Например, ответьте мне однозначно на вопрос, является ли убийство грехом? Первый порыв ответить: «Естественно, да!» Хорошо, задам второй вопрос: «А если вы убили бандита, защищая от него женщину с ребенком«? Ответ уже не так очевиден… Естественно, с точки зрения Православной Церкви, грехом и злом является любое убийство, но, я думаю, суд Божий будет зависеть от мотивации убийцы… Одно дело – ограбить инкассаторский броневик ради наживы, а другое – защищать на войне женщин и детей. Или мы, следуя философии Льва Николаевича Толстого, должны не сопротивляться злу и греху насилием, даже если насилию подвергается твоя мать, супруга, сестра.

Так и в случае развода: само по себе расторжение брака – это зло.

Но очень часто оно является, например, следствием измены одного из супругов. Поэтому Сам Господь говорит, что единственный повод для развода – это измена (см. Евангелие от Матфея, глава 19, стих 9). Или если муж приходит домой пьяный и избивает жену, кто же может сказать ей: «Терпи, потому что ты венчанная»? Какой же это брак? Развод здесь никакое не благо и не убийство семьи, а просто констатация давней или недавней ее смерти.

Счастливы по-своему?

– Кстати, Вы упомянули Толстого, у которого есть известная фраза, что все счастливые семьи – счастливы одинаково, а все несчастные – несчастны по-разному. Можно ли все же подвести общий знаменатель под причинами разводов?

– Действительно, в самом начале романа «Анна Каренина» Толстой написал такие слова, но, я думаю, это обычный литературный прием. На самом деле, и счастливые семьи могут быть счастливы совершенно по-разному. Я думаю, общим знаменателем развода является отсутствие любви.

Когда иссякает любовь, начинается процесс умирания семьи. Это может происходить, опять же, по-разному: ужасные отношения между супругами, измена или непотребное поведение одного из них. Например, муж начинает пьянствовать и, тем самым, делает их жизнь пыткой, хотя его, мужчину, никто не обижает. Или, наоборот, непотребно ведет себя жена. Вариантов масса, но всегда есть оскудение, уход, потеря любви.

– А как, по Вашему мнению, удержать любовь, не допустить ее оскудения?

– Апостол Иоанн в письмах к первым христианам – своим ученикам написал такие слова: «Бог есть любовь» (1 Послание апостола Иоанна глава 4, стих 8). Поэтому подлинная любовь имеет Божественную Природу, и ею человек живет лишь по дару Божьему. В русском языке словом «любовь» называют самые разные проявления взаимоотношения полов. Ведь, согласитесь, можно любить мороженое, а можно – жену.

Но в греческом языке, на котором и написано Евангелие, есть несколько слов, обозначающих любовь. Господь и апостолы, говоря об отношениях в браке, употребляют наименование «агапе». Источником такой любви является Бог.

Да, влюбленность, половое влечение – естественно, однако оно быстро проходит. Это нормальные, но временные чувства. Они похожи на красивый и яркий цветок, который существует лишь для того, чтобы дальше появился плод. Посмотрите, как красиво цветут яблони, но кушаем-то мы не эту красоту, а яблоки. В семейной жизни таким съедобным плодом является любовь. Ее даже нельзя назвать чувством. Подлинная любовь – это устроение сердца, благодатный Божий дар. Она бескорыстна, она отдает себя другому, поэтому у нее жертвенная, крестная природа.

Посмотрите на пример святых: такие люди любили всех, весь мир – и добрых, и злых. Человек, имеющий настоящую любовь, может пожертвовать всем, даже собой, ради совершенно незнакомца. С ее помощью супруги становятся единым духовным организмом. Дар такой любви они получают в Таинстве Брака или Венчания.

– Возможно, я задам наивный вопрос, однако, он интересует многих людей. Дело в том, что у меня есть много знакомых, которые после Венчания разводятся буквально через год или два. Получается, в Таинстве Брака Господь не дает гарантии долгой и счастливой семейной жизни в любви и согласии? Но почему?

– Господь вообще никаких гарантий не дает, потому что Он дал человеку свободу воли, а подобный «страховой полис» свыше лишил бы нас ее.

Любое Таинство, в том числе и Венчание, дает благодать, которую человек принимает сознательно и свободно. Таинство Брака соединяет людей воедино, в один духовный организм – семью. Причем, этот дар обладает свойством вечности. Но человек по своей свободной воле может взять и разрушить то, что получил. И тогда можно лишь констатировать, что брака нет.

Ту благодать, тот дар, который супруги получают в Таинстве Брака, можно сравнить со свечкой, с маленьким огоньком, который можно потушить и растоптать, а можно беречь, пока из него не разгорится костер. Поэтому само по себе Венчание ничего не гарантирует, так же как и Таинство Крещения не гарантирует причисления к лику святых. Просто Господь дал нам такую возможность, такой дар – родиться в новую жизнь, стать если не святыми, то добрыми и благородными людьми.

Посмотрите на физическое рождение: сам по себе этот радостный факт вовсе не означает, что человек не будет болеть и безбедно жить. Для того чтобы он вырос, младенца нужно питать, беречь, заботиться, а если вдруг заболеет – лечить. Так и благодать, полученную в любом Таинстве, нужно «вырастить».

«Насильно мил не будешь»

– Отец Владимир, а если подойти к этому вопросу с другой стороны: почему многие семьи, не венчаясь, не имея этого огонька, более того, иногда даже без штампа в паспорте живут в «гражданском браке» до конца своих дней и любят друг друга?

– Такие семьи, безусловно, есть, и мне, как священнику, часто приходилось с ними общаться. Но в чем особенность таких семей? Массово они стали появляться в XX веке, когда при советской власти люди потеряли веру в Бога. Однако подсознательно супруги жили по-христиански и сохраняли традиции христианской нравственности, доставшиеся им от верующих родителей, которые жили в дореволюционное время, в другую эпоху. Несмотря на то, что в советские времена такие браки не венчались (да и при желании совершить Таинство, в то время это было крайне затруднительно), они жили полноценной семейной жизнью, супруги были верны друг другу, хорошо воспитывали своих детей.

Такие пары можно лишь похвалить, и Церковь не называет их блудниками, а признает их союз законным браком. Но одновременно Церковь проецирует его в вечность, и ставит вопрос: «А какова же будет судьба данной семьи за пределами земной жизни?» И отвечает: «Да, есть прекрасные, любящие друг друга люди, но ведь они не верят в Бога, в жизнь после смерти. Так можем ли мы надеяться, что после своей кончины они попадут в рай, в который они сами не верят?» Вряд ли. Есть замечательная поговорка: «Насильно мил не будешь», и Господь никого не тащит насильно в рай. Если люди добровольно отказались от Бога здесь, почему Господь там станет пренебрегать их свободным выбором и требовать от них веры?

Именно поэтому, несмотря на добрую и высоконравственную жизнь супругов на земле, такой брак, такая любовь не входит в вечность. Здесь она и остается, возможно, только лишь в памяти родственников и друзей. Пока люди были живы – брак существовал, а после смерти прекратился, потому что они сами не могли и не хотели дать своему союзу вечное измерение. Только лишь в этом отличие благополучного «гражданского брака» от такого же, но освященного Церковью.

– Но, Вы говорили, что если супруги верующие и брак освящен Церковью, это вовсе не означает, что их союз будет вечным…

– Чтобы лучше понять смысл христианского брака, почему подлинная любовь между верующими супругами пребывает вовек, лучше обратиться к истории Церкви. Сегодня Венчание многие воспринимают просто как красивое и пышное представление. Однако в первые века истории Церкви оно совершалось совсем по-другому. Люди, вступающие в брак, получив благословение епископа или священника, объявляли о своем решении перед верующими на Литургии, причащались, а в это время церковная община молилась за них. То есть с первого же момента браку давалось евхаристическое измерение.

– А что значит «евхаристическое измерение»?

– Евхаристия – вершина богослужения и его самая главная часть. А в самом начале Евхаристии (Литургии) священник произносит такие слова: «Благословенно Царство Отца и Сына, и Святого Духа ныне и присно и во веки веков». Что они означают? Царство Божие, казалось бы, такое далекое и недосягаемое, спустилась сюда, на землю. И в момент самого причащения Тела и Крови Христа священник говорит, что это причастие человек принимает «в жизнь вечную».

То есть уже здесь, на земле, люди становятся «гражданами» вечного Царства Божьего. И супруги, причащающиеся на Литургии, не исключение: их брак получает вечное измерение – отныне они всегда будут вместе, даже после смерти. Действительно, если они всей душой и сердцем, всеми желаниями и помыслами устремлены к Богу и хотят вечно быть вместе, неужели Господь их там разведет?!

Когда уже не праздник…

– А если венчанный человек женится или выходит замуж второй или третий раз?

– Он разрушает единство, теряет ту благодать, которую дал ему Господь. Церковь никогда не приветствовала разводы и повторные браки, а если и разрешала, то лишь из человеческой немощи, по слову апостола Павла: «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Послание к Коринфянам 7 глава, стих 9).

Однако это нисхождение всегда сопровождала епитимья – отлучение от Причастия минимум на год. Посмотрите чинопоследование второго или третьего венчания. Это уже не праздник, а сплошные покаянные молитвы… Ведь человек нарушил свои обещания. Во время Таинства Брака он просил и получил от Бога дар, но попрал его, изменил. Эта измена заключается в недостатке веры и любви. Именно поэтому, венчаясь второй или третий раз, человек не радуется, а кается.

– Кто, по Вашему мнению, чаще виноват в разводе: мужчина или женщина?

– Конечно, как правило, развод – это вина двоих, хотя не редко и одного. Например, муж изменяет жене. Она его любит, пытается построить семью, а он живет на две семьи. В ком причина? Думаю, в мужчине. И здесь женщина должна либо смиряться, согласиться жить на две семьи, либо, как делают большинство, разводиться. Бывает, наоборот, муж хороший семьянин, а женщина – «разгуляй». Так что однозначно ответить на этот вопрос нельзя.

Другие публикации  Пособия по обучению времени

С одной стороны, мужчин в России намного меньше, чем женщин, но последние, наверное, больше дорожат семейной жизнью. С другой стороны, одной из основных причин потери стабильности семейной жизни является эмансипация женщин, понятая как формальное уравнивание их прав. Поэтому, женщины перестали понимать по-христиански свою роль в семье и стремятся только к юридическому равенству с мужчинами.

– Христос указал лишь одну причину для развода – измену. Почему же, чем дальше развивалась и росла Церковь, тем этих причин становилось всё больше? Сейчас, по-моему, их уже несколько десятков…

– Православная Церковь относится к разводам, конечно, отрицательно, но по факту, в пастырской практике она довольно-таки легко сегодня принимает то, что существует: никаких серьезных прещений (наказаний) на тех, кто разводится, не накладывается.

Случаи повторного Венчания и вступления в брак встречаются довольно часто. Нельзя сказать, что Церковь потакает этому, но, во всяком случае, прежней евангельской строгости нет.

Я думаю, причиной этого является XX век, когда в условиях гонений Церковь не могла адекватно реагировать на происходящие изменения в сознании общества: те, кто еще недавно учился в духовных семинариях, начали стрелять в иконы… Церковной реакции на это в условиях гонений, по понятной причине быть не могло. А сегодня, после того, как в XX веке люди уже defacto привыкли к существующему положению, очень трудно возвратиться к каноническим нормам. Я считаю, в нашей Церкви этот вопрос до сих пор по-настоящему не ставился и не разбирался.

Как развестись в Церкви?

– В загсе есть юридическая процедура росписи и развода. А в Церкви – Таинство Венчания. А если люди разводятся, происходит ли в храме процедура развенчания? Если нет, почему?

– В Церкви не существует процедуры «развенчания».

Церковные Таинства созидают жизнь, но среди них нет ни одного, призванного разрушить ее. И в храме происходит не процедура росписи, а именно Таинство, и это не Таинство Венчания, а Таинство Брака. Роспись, заверяемая государственным служащим загса – это договор, который можно расторгнуть в любое время. А природа Таинства совершенно иная. Поэтому никакого «таинства развенчания» не существует.

Студенческий альманах православного миссионера «Призвание» № 8, 2011.

Вы прочитали статью “Как развестись в Церкви?” Читайте также:

С любимыми не разводитесь…

Развод: взгляд церковного канониста

Именно с этой точки зрения необходимо рассматривать канонические основания для развода, существующие сегодня, что является лишь его юридической, формальной стороной, логика которой такова: он допускается, когда брак фактически утратил свой смысл. Это не инструкция о том, как разводиться «по-церковному», а всего лишь указания на то, что делать, если брак уже распался. Недаром в Церкви нет никакого чина «развенчания» или «церковного» развода. Есть только благословение на второй брак, которое необходимо получить у епископа, если человек после распада брака решил вновь создать семью.

Основной вопрос темы нашей беседы должен был бы звучать иначе: «При каких обстоятельствах можно говорить о том, что брак утратил смысл?» Сам Господь в Евангелии вполне определенно указывает на одно единственное основание для расторжения брака – это вина прелюбодеяния: «кто разводится с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:9).

Исповедуя этот взгляд на брак, Церковь, однако, не могла не считаться с человеческими слабостями, со злой волей людей, находящихся внутри Церкви. Исходя из принципа икономии снисхождения и милости к немощам людей, но основываясь на двух первоначальных причинах развода (смерти одного из супругов и измены одного из них) она сформулировала целый ряд других. Как например, к смерти супруга приравнивается его безвестное отсутствие в течение долгого времени: в таком случае оставшаяся сторона признается вдовствующей и не обязана томиться далее в безнадежном ожидании.

Развод, как наказание

Церковное брачное право, в том числе нормы, касающиеся расторжения брака, формировалось на протяжении столетий. При этом канонисты опирались на евангельские заповеди, хотя им приходилось учитывать особенности светского законодательства. Основные условия заключения и расторжения брака, запечатленные в канонах Русской Православной Церкви, заимствованы из Византии, однако со временем они претерпели некоторые изменения, впрочем, не очень существенные.

Когда развод на основании лишь взаимного согласия супругов был исключен из византийской правовой практики, сохранилось несколько причин, дававших законное основание для расторжения брака: прежде всего, измена, а также те случаи, которые можно было рассматривать как аналогию супружеской неверности или смерти.

Измена одного из супругов доказывалась в суде с помощью свидетельских показаний, либо фактом рождения ребенка или беременностью, при условии долговременного отсутствия мужа. К измене приравнивалось и добрачное распутство жены, в том случае если муж не знал о нем до свадьбы. Измена переставала быть причиной для развода, если обе стороны оказывались виновны в ней, а также, если пострадавшая сторона уже простила супругу его преступление прямо или косвенно, т.е. продолжая с ним жить семейной жизнью. Государственный преступник лишался гражданских прав, поэтому супруга была обязана прекратить брак. В России до 1917 года не требовалось обязательно разводиться с политическим преступником (всем известен случай с женами декабристов), однако лишение свободы на длительный срок или ссылка на вечное поселение в Сибирь давало право другой стороне требовать развода.

Расторжение брака не по вине супругов

Причинами безусловного расторжения семейного союза, не связанного с проступком одного из супругов, являлась, например, неспособность к супружескому сожитию, приобретенная до вступления в брак (жена могла искать развода по этой причине лишь через 2 года с момента начала семейной жизни). Бесплодие жены, в отличие от языческого римского права, не признавалось основанием для развода. Сумасшествие супруга, будучи препятствием к браку, не могло служить основанием для его расторжения, если проявлялось уже после создания семьи. По византийским нормам безвестное отсутствие одного из супругов в течение 5 лет для гражданского лица и 10 лет для воина, пропавшего на войне, приравнивалось к смерти, и оставшийся супруг был волен заключить новый союз. В том случае, если после вступления жены во второй брак первый муж возвращался, он имел право вернуть свою супругу. Однако, пленение воина не являлось основанием для развода с ним. Брачный союз также расторгался при обоюдном произнесении супругами монашеских обетов, равно как и в силу монашеского пострига одного из них, с согласия другого. При этом гражданские законы Византии, приравнивая монашество к естественной смерти, не лишали оставшегося в миру возможности вступления во второй брак.

Возрастные ограничения

Если браку предшествовали обстоятельства, делавшие его заключение невозможным, это также было основанием для расторжения семейного союза. В частности, это касалось возраста вступления в брак. В византийском праве он составлял 12-13 лет для женщины и 14-15 для мужчины. В России в начале XIX века было введено так называемое гражданское брачное совершеннолетие: 16 лет для женщины и 18 лет для мужчины соответственно (византийские нормы остались действительными для Кавказа). Если супруги по факту оказывались моложе, брак немедленно должен был быть прекращен принудительно, если только не родился ребенок или не наступила беременность. По достижении брачного совершеннолетия семейные отношения могли быть возобновлены без повторного венчания. Если муж и жена отказывались от этого, семейный союз считался расторгнутым. При вступлении во второй брак такие лица считались второбрачными и на них канонами налагались соответствующие ограничения.

Возрастные ограничения касались и вдовствующих, и старых дев, и старых женихов в равной степени. Предельным возрастом для вступления в брак для женщин считалось 60 лет, для мужчин предельный возраст канонами не был определен.

Вопросы, связанные с расторжением брака, рассматривались на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1917 году. Перечень оснований для развода в итоговых документах Собора был значительно расширен. К их числу отнесено подтвержденное отпадение одного из супругов от Православной Церкви, систематическое издевательство одного супруга над другим либо тяжелая, неизлечимая душевная болезнь одно из них, причем приобретенная в браке. Причиной расторжения семейного союза признавалось также неизлечимая тяжкая заразная болезнь, в частности, сифилис и проказа.

О второбрачии

Церковь неодобрительно относится к повторным бракам и допускает их только по снисхождению к человеческим немощам. По каноническому праву повторно вступить в церковный брак может только тот супруг, который при расторжении брачного союза оказался пострадавшей стороной. Виновник развода мог вновь создать семью только в случае покаяния и готовности понести определенное Церковью наказание на это. Намеренное оставление супруга со времен Византии также рассматривалось, как основание для развода. При расторжении брака сторона, признанная виновной, лишалась права на создание новой семьи, невиновная сторона это право получала. С начала ХХ века было разрешено вступать во второй брак и тому, кто совершил супружескую измену, ставшую причиной развода. Однако, это было возможно не ранее срока окончания церковной епитимии, определяемого в 3,5-7 лет. Данная норма действует по сей день.

Как правило, вопрос о церковном разводе встает в тот момент, когда один из расторгнувших семейный союз супругов – как правило тот, который не был виновником распада семьи, избирает нового спутника жизни и решает обвенчаться с ним. Однако после отделения Церкви от государства гражданско-правовые последствия имеют только акты, совершенные в ЗАГСе, либо через суды, поэтому церковное признание факта прекращения брачных отношений ничего не значит при отсутствии государственной регистрации развода. Церковь может только учитывать сложившиеся семейные отношения. Если распад семьи – это объективная данность, в частности, если супруги уже давно не живут вместе, и восстановление семьи невозможно, церковный развод допускается по пастырскому снисхождению.

Церковное право, допуская повторный церковный брак (венчание), третий брак разрешает лишь в порядке исключения, при обязательном выполнении двух требований: лицо, вступающее в новый семейный союз, должно быть в возрасте не старше 40 лет и не иметь детей. Если после двух браков, даже в случае раннего вдовства, человек имеет ребенка, церковный брак не дозволяется. Если детей нет, но миновал сорокалетний возраст, брак также не дозволяется. Возможность четвертого брака церковными канонами вообще не рассматривается.

Беседовали Савельева A. и Кирьянова О.

Все права защищены; 2019 Ohrangos.ru