Ohrangos.ru

Юридический журнал

Пояснительная записка к законопроекту что это

Оглавление:

Пояснительная записка к законопроекту что это

страница: Главная Пояснительные записки

Позиция НП «Объединение Корпоративных Юристов» к проекту ГК

Позиция Некоммерческого партнерства «Объединение Корпоративных Юристов» по доработке проекта федерального закона

«О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты
Российской Федерации»

Основные замечания РСПП к проекту Гражданского кодекса

Основные замечания РСПП к проекту Федерального закона

«О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвёртую
Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные
акты Российской Федерации»

Проект доклада Правительства РФ Президенту РФ по законопроекту Гражданского кодекса

Проект
Президенту
Российской Федерации
Д.А. Медведеву

О проекте федерального закона
о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации
Поручение Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. № Пр-77 (п. 1)

Пояснительная записка к проекту ФЗ N 566817-5

к проектам федеральных законов «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях. — М.: Флинта : Наука . С. Ю. Кабашов, И. Г. Асфандиярова . 2009 .

Смотреть что такое «ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА» в других словарях:

Пояснительная записка — документ, поясняющий содержание отдельных положений основного документа (плана, отчета, проекта и др.). Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Пояснительная записка — документ, поясняющий содержание отдельных положений основного документа (плана, отчета, проекта и др.). Источник: ПРИКАЗ Ростехнадзора от 23.10.2006 N 928 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ В ЦЕНТРАЛЬНОМ… … Официальная терминология

Пояснительная записка — – это документ, содержащий описание устройства и принципа действия разрабатываемого изделия, а также обоснование принятых при его разработке технических и технико – экономических решений. [ГОСТ 2.102 68] Рубрика термина:… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА — (англ. disclosures) – составная часть годовой бухгалтерской отчетности. П.з. должна раскрывать учетную политику орг ции и обеспечивать пользователей дополнит. данными, не получившими раскрытия в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Пояснительная записка к годовому балансу — Пояснительная записка является пояснением к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, так же как и другие приложения к бухгатерскому балансу Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную… … Бухгалтерская энциклопедия

Пояснительная записка к финансовому отчету — (disclosures) составная часть годовой бухгалтерской отчетности. Должна раскрывать учетную политику организации и обеспечивать пользователей данными, не нашедшими отражения в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках, отчете о движении… … Экономико-математический словарь

пояснительная записка к финансовому отчету — Составная часть годовой бухгалтерской отчетности. Должна раскрывать учетную политику организации и обеспечивать пользователей данными, не нашедшими отражения в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках, отчете о движении денежных средств … Справочник технического переводчика

пояснительная записка (к проекту нормативного документа отрасли) — 63 пояснительная записка (к проекту нормативного документа отрасли): Информационно справочный документ, содержащий сведения об основании, целях и задачах разработки проекта Нормативного документа, объекте нормирования, источниках информации,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Расчетно-пояснительная записка — приложение к декларации промышленной безопасности, в котором приведено обоснование оценки риска аварии и достаточности принятых мер по предупреждению аварий ( title= Положение о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Расчетно-пояснительная записка к декларации промышленной безопасности — 2.5. Расчетно пояснительная записка к декларации промышленной безопасности документ, в котором приведены материалы, обосновывающие оценку риска аварии и достаточность принятых мер по предупреждению аварий. Источник: Постановление… … Официальная терминология

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «Об оружии»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «Об оружии»

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «Об оружии» (далее – законопроект) подготовлен в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2015 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 части первой статьи 26 Федерального закона «Об оружии» в связи с жалобой негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Учебно-технический центр «Кольчуга» (далее – Постановление).

Конституционный Суд Российской Федерации предписал федеральному законодателю руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении, а также с учетом норм действующего законодательства, в том числе Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федерального закона «Об оружии», уточнить перечень обстоятельств, при наличии которых выданное юридическому лицу разрешение на хранение, использование оружия и патронов к нему может быть аннулировано уполномоченным органом в административном порядке.

Конституционным Судом Российской Федерации констатировано, что аннулирование выданного юридическому лицу разрешения на хранение, использование оружия и патронов к нему в качестве санкции за нарушение условий, обеспечивающих сохранность, учет и безопасность хранения оружия, должно иметь место только по судебному решению.

Вместе с тем, пункт 3 части первой статьи 26 Федерального закона «Об оружии» предоставляет органам внутренних дел право аннулирования в административном порядке выданного юридическому лицу разрешения на хранение, использование оружия и патронов к нему в связи с выявлением допущенных этим юридическим лицом нарушений условий сохранности, учета и безопасности хранения оружия.

В Постановлении отмечено, что федеральный законодатель вправе допустить аннулирование такого разрешения в административном порядке в том числе тогда, когда правовой статус юридического лица согласно действующему законодательству не позволяет ему приобретать (хранить, использовать) оружие (как это предусмотрено, в частности, применительно к гражданам в части двадцатой статьи 13 Федерального закона «Об оружии»).

В связи с этим законопроектом предлагается уточнить положения части первой статьи 26 Федерального закона «Об оружии», устанавливающей случаи аннулирования органами внутренних дел лицензий и (или) разрешений в административном порядке.

Законопроектом пункт 1 части первой статьи 26 Федерального закона «Об оружии» дополняется положением, предусматривающим, что выданные юридическим лицам лицензии и (или) разрешения могут быть аннулированы органами внутренних дел в случае отсутствия у юридического лица правового статуса, позволяющего приобретать (хранить, использовать) оружие.

Одновременно законопроектом предлагается скорректировать нормы пункта 3 части первой статьи 26 Федерального закона «Об оружии», распространив предусмотренный им внесудебный порядок аннулирования лицензий и (или) разрешений на основании наличия обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и (или) разрешения, только на граждан Российской Федерации. Таким образом, из указанной нормы исключаются положения, предоставляющие органам внутренних дел право аннулировать во внесудебном порядке выданные ими юридическим лицам лицензии и (или) разрешения на основании выявленных нарушений условий сохранности, учета и безопасности хранения оружия.

Нормы законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Принятие законопроекта позволит усилить гарантии прав граждан и юридических лиц в сфере оборота оружия, последствия его принятия не окажут негативного влияния на социально-экономическую, финансовую ситуацию при его реализации.

Принятие законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в части установления особенностей банкротства предпринимательских групп»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в части установления особенностей банкротства предпринимательских групп» (далее — законопроект) разработан во исполнение пункта 77 Плана по реализации основных направлений антикризисных действий и политики модернизации российской экономики Правительства Российской Федерации на 2010 год, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации В. В. Путиным 2 марта 2010 г. N 972п-П13.

Другие публикации  Банк жилищного финансирования отозвана лицензия

В настоящее время предпринимательские группы являются весьма распространенной формой ведения бизнеса.

Учитывая высокую степень организационно-правовой и (или) имущественной связанности отношений внутри предпринимательских групп на практике часто возникают ситуации, когда у нескольких членов предпринимательской группы либо всей группы в целом имеются признаки банкротства, а у контролирующего лица такие признаки могут отсутствовать.

Однако нормы действующего законодательства о несостоятельности не учитывают особенностей организации и функционирования предпринимательских групп, а воспроизводят следующий процессуальный принцип: «один должник — одно дело о банкротстве».

Таким образом, законодательство исключает возможность процессуальной координации (объединения) дел о банкротстве должников — членов предпринимательской группы.

В рамках деятельности Рабочей группы V (Законодательство о несостоятельности) Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) с 2002 года широко обсуждается необходимость установления во внутреннем законодательстве различных государств специального режима несостоятельности организаций, входящих в состав предпринимательских групп.

Часть «С» Руководства ЮНСИТРАЛ для законодательных органов по вопросам законодательства о несостоятельности также содержит рекомендации, касающиеся целесообразности урегулирования в законодательстве различных стран вопросов, связанных с несостоятельностью членов предпринимательских групп.

Вместе с тем необходимо отметить, что Рабочей группой V (Законодательство о несостоятельности) ЮНСИТРАЛ 1 достаточно проработаны вопросы, связанные только с процессуальной координацией (объединением) дел о несостоятельности членов предпринимательской группы.

Целесообразность и механизмы материальной консолидации (установления единого режима имущественной массы) должников — членов предпринимательской группы вызывают серьезные сомнения со стороны представителей международного профессионального сообщества, в связи с чем требуют дополнительной проработки и обсуждения.

Законодательство о несостоятельности (банкротстве) США, Австралии, Новой Зеландии, Франции, Испании уже содержит положения, регламентирующие проведение консолидированных процессов (процессуальную координацию) по делам о несостоятельности нескольких членов одной предпринимательской группы.

Так, статья 1015 части 11 Кодекса о банкротстве США предусматривает возможность:

подачи объединенного заявления о ликвидации (банкротстве) нескольких связанных между собой должников;

осуществления ликвидации (банкротства) нескольких связанных между собой должников путем введения совместной (консолидированной) процедуры по усмотрению суда.

Коммерческий кодекс Франции, принятый в 2000 году, также допускает возможность проводить консолидированные реорганизационные (реабилитационные) и ликвидационные процедуры в отношении членов одной группы компаний в добровольном порядке, а также по усмотрению суда 2 .

Закон о банкротстве Испании 3 , принятый в 2003 году, предусматривает:

1) право кредитора подать в суд объединенное заявление о банкротстве нескольких должников в случае, если у таких должников выявлены факты смешения активов и обязательств, они состоят в одной группе компаний, подконтрольны одному лицу и объединены единым способом принятия управленческих решений;

2) возможность арбитражного управляющего в случае возбуждения производства по делу о банкротстве в отношении одного из членов группы обращаться в суд с ходатайством о введении процедуры банкротства и в отношении другого члена указанной группы, если указанное лицо солидарно несет ответственность по обязательствам этого лица;

3) критерии определения суда, компетентного рассматривать объединенное заявление о банкротстве нескольких должников — членов группы (по аналогии с определением центра основных интересов в делах о трансграничном банкротстве).

На основании изложенного законопроектом предлагается ввести и в российское законодательство специальные положения, регулирующие вопросы процессуальной координации (объединения) дел о несостоятельности (банкротстве) должников — членов одной предпринимательской группы.

В частности, вводится термин «предпринимательская группа», под которым понимается совокупность двух или более взаимозависимых юридических лиц, которые в продолжение не менее чем одного года до возбуждения дела о банкротстве предпринимательской группы были подконтрольны одному контролирующему лицу — члену этой предпринимательской группы и в течение указанного периода осуществляли свою основную деятельность под централизованным управлением контролирующего лица на основе единых управленческих, производственных и (или) технологических процессов.

Критерии взаимозависимости определяются в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

Контролирующее лицо в данном случае определяется исходя из общего термина, используемого для целей законодательства о несостоятельности, применительно к нескольким должникам в составе предпринимательской группы.

Законопроектом предусматривается возможность возбуждения единого производства по делу о банкротстве в отношении всех членов предпринимательской группы при наличии у них признаков банкротства (за исключением контролирующего лица) и в случае, если информация об их нахождении в составе такой предпринимательской группы была публично раскрыта в порядке, установленном регулирующим органом.

Кроме того, законопроектом вводится возможность объединения нескольких уже возбужденных дел о банкротстве в отношении должников — членов предпринимательской группы в единое производство на стадиях наблюдения или конкурсного производства.

Помимо изложенного, законопроектом устанавливаются положения, допускающие:

1) подачу в арбитражный суд объединенного заявления должников или конкурсных кредиторов, уполномоченного органа о банкротстве должников — членов предпринимательской группы;

2) формирование единого реестра требований кредиторов и проведение в отношении таких должников единых процедур, применяемых в делах о банкротстве (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение);

3) ведение производства по делу о банкротстве должников — членов предпринимательской группы в одном суде, назначение одного (общего) арбитражного управляющего.

Указанные положения позволят в первую очередь открыть новые возможности для одновременного применения консолидированных как реабилитационных, так и ликвидационных процедур в отношении всех должников, входящих в группу компаний, облегчат процесс получения достоверной информации о финансовом положении членов группы, характере сделок, заключенных между ними в преддверии возникновения признаков банкротства, создадут условия для сокращения затрат на проведение процедур банкротства.

1 www.uncitral.org
2 BOOK VI. Businesses in difficulty. COMMERCIAL CODE. www.legifrance.gouv.fr
3 Ley Concursal (articulo 5, 10, 26) www.noticias.juridicas.com

Текст пояснительной записки к законопроекту опубликован на сайте Минэкономразвития РФ.

Пояснительная записка к проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — проект федерального закона, законопроект) разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области образования и является основополагающим нормативным правовым актов в сфере образования.

Проект федерального закона закрепляет основы правового регулирования сферы образования в Российской Федерации, интегрируя в себе как общие положения, так и положения, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования (дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее образование).

Законопроект направлен на:

создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования, расширение образовательных возможностей граждан;

комплексную модернизацию законодательства об образовании, установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования;

повышение эффективности механизма правового регулирования;

обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ.

Принятый в 1992 году базовый законодательный акт системы образования — Закон Российской Федерации «Об образовании» в настоящее время не может в полной мере урегулировать складывающиеся отношения в сфере образования. В последние годы явно обозначился разрыв между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, обусловленный динамичным развитием и процессами модернизации системы образования: отмечается пробельность и правовая неопределенность в отношении многих существенных вопросов функционирования системы образования, новых образовательных институтов и практик (в том числе, в отношении статуса примерных образовательных программ, электронных образовательных ресурсов; деятельность негосударственных образовательных учреждений; порядка сетевого взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций, кредитно-модульной системы, оказания платных образовательных услуг и др.), сохраняются избыточные административные ограничения, связанные с типологией образовательных учреждений, затрудняющие их развитие.

Кроме того, за минувшее десятилетие в рамках модернизации системы образования неоднократно обновлялось законодательство в области образования путем внесения отдельных изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Позволяя решить отдельные конкретные вопросы, постоянный процесс внесения изменений в законодательные акты, регулирующие отношения в сфере образования, привел к неустойчивости норм федерального законодательства.

При этом, несмотря на внесенные в Закон Российской Федерации «Об образовании» изменения по-прежнему сохраняются пробелы в правовом регулировании отдельных институтов системы образования; многие нормы законодательства Российской Федерации в области образования дублируются законодательными актами других отраслей законодательства, порождая в некоторых случаях противоречия.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что практика внесения дальнейших изменений в действующие законодательные акты об образовании во многом исчерпала свой ресурс.

Другие публикации  Штраф по ккм

Таким образом, к настоящему моменту законодательство в области образования остро нуждается в систематизации и модернизации исходя из приоритетных направлений развития образования и образовательных потребностей граждан. Данная задача может быть достигнута путем подготовки нового единого законодательного акта, который бы комплексно урегулировал отношения в сфере образования, закрепил основы правового регулирования системы образования в Российской Федерации исходя из приоритета прав и свобод человека, обеспечения государственных гарантий прав граждан в сфере образования. Современные условия развития общества и государства также требуют, чтобы новый закон не только решал проблемы образования как отрасли экономики, но и в целом стал основой развития человеческого потенциала в Российской Федерации.

Законопроектом сохраняются базовые принципы и нормы, закрепленные действующим законодательством об образовании и оправдавшие себя на практике (в том числе, в части государственных гарантий реализации прав в сфере образования, права выбора образовательной организации и получения образования в соответствии со склонностями и потребностями, обучения на родном языке, государственно-общественного характера управления образованием, правовых гарантий обеспечения доступности и качества образования, и др.).

Большинство из этих положений получило в законопроекте дополнительную детализацию, обеспечение правореализационными механизмами. Так, законодательное оформление получили такие важные аспекты, как правовой статус участников образовательных отношений, правовые гарантии обеспечения доступности и качества современного образования, получения образования в соответствии со склонностями и потребностями. Отдельные главы в законопроекте посвящены регламентации правового положения образовательных организаций и иных организаций, осуществляющих обучение, обучающихся и их родителей (законных представителей), а также педагогических работников. В частности, в главе, закрепляющей правовой статус педагогических работников, подробно урегулированы их права, обязанности и ответственность, установлены дополнительные гарантии педагогическим работникам в части оплаты труда, организации их профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Кроме того, впервые на законодательном уровне закрепляются особенности организации и предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, нуждающимся в дополнительной социальной и правовой поддержке. Особое внимание в законопроекте уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных организациях, обеспечивающим возможность осуществления инклюзивного и интегрированного образования.

Одной из новелл проекта федерального закона является закрепление понятийного аппарата, устанавливающего наиболее значимые и часто употребляемые понятия и определения (образование, воспитание, образовательная программа, квалификация, образовательная деятельность и пр.). Введение соответствующих положений в законопроект позволит унифицировать используемые в сфере образования понятия и привести к единообразию в этой части правоприменительную практику.

Кроме этого, в законопроекте закрепляются современные требования к образованию, связанные с внедрением в образовательную практику новых форм реализации и освоения образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения. В частности, впервые на законодательном уровне в нем выделены отдельные нормы, посвященные:

кредитно-модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц (кредитов);

сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях;

использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе;

обучению по интегрированным образовательным программам;

образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе и др.

Также на уровне федерального закона регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.

Обновлены закрепленные в действующем Законе Российской Федерации «Об образовании» модели экономической деятельности в сфере образования. В частности, проектом федерального закона закрепляется ряд новых инструментов, направленных на повышение конкурентоспособности образовательной системы в целом, доступности и качества каждой образовательной услуги. В отдельности, среди них можно отметить нормы, предусматривающие возможность финансового обеспечения за счет бюджетных средств образовательной деятельности негосударственных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные и профессиональные образовательные программы.

В сравнении с действующим законодательством в законопроекте в определенной степени обновлены отдельные базовые институты системы образования.

В законопроекте на основе положений Конституции Российской Федерации и с учетом Болонской декларации, Международной стандартной классификации образования уточняется система уровней образования в Российской Федерации, а также корректируются названия отдельных уровней.

В законопроекте закрепляются следующие уровни образования:

1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование;
5) среднее профессиональное образование;
6) высшее образование — бакалавриат;
7) высшее образование — подготовка специалиста, магистратура;
8) высшее образование — подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура-стажировка.

Законопроектом также предполагается модернизировать систему подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. В условиях развития производства и внедрения новых наукоемких технологий предлагается осуществлять подготовку по части профессий, которые в настоящее время требуют начального профессионального образования, в рамках системы среднего профессионального образования. В этих целях и вводится образовательная программа среднего профессионального образования — подготовка квалифицированных рабочих. Это в свою очередь позволит расширить образовательные возможности граждан, прошедших обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих.

С учетом этого среднее профессиональное образование будет включать в себя два уровня образовательных программ:

— подготовка квалифицированных рабочих;
— подготовка специалистов среднего звена.

Часть образовательных программ начального профессионального образования будет переведена в программы профессионального обучения, что позволит расширить возможности работодателей по подготовке квалифицированных рабочих в рамках соответствующих краткосрочных программ.

Одновременно законопроектом предлагается осуществлять профессиональное обучение не только в образовательных учреждениях, но и в учебных центрах профессиональной квалификации, на производстве (в том числе в структурных подразделениях «необразовательных» организаций), в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях дополнительного образования и в ряде случаев в общеобразовательных организациях — на третьей ступени общего образования.

Также предусматривается, что прием для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования будет осуществляться в соответствии с гарантией, закрепленной Конституцией Российской Федерации, на общедоступной основе (за исключением специальностей, требующих наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств)

Кроме этого вводится еще один уровень высшего образования — высшее образование — подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура-стажировка. Введение подготовки научно-педагогических кадров в качестве самостоятельного уровня высшего образования также соответствует принятой в большинстве стран Международной стандартной классификации образования. При этом докторантура рассматривается как форма подготовки научных кадров и соответственно выведена из перечня образовательных программ и уровней образования. Регулирование вопросов докторантуры планируется осуществлять в рамках Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике».

С учетом требований практики и рынка труда, а также изменения уровней образования законопроектом систематизируется и расширяется видовое разнообразие образовательных программ, обеспечивающих мобильность и более гибкое реагирование системы образования на запросы общества и рынка труда.

К основным образовательным программам относятся основные общеобразовательные программы, основные профессиональные образовательные программы, а также программы профессионального обучения. В частности, помимо предусмотренных действующим законодательством в области образования к числу образовательных программ высшего образования законопроектом также отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров (аспирантура, адъюнктура), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.

Наряду с основными образовательными программами в сфере образования выделяются также дополнительные образовательные программы различной направленности и степени сложности, формируемые с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей, уровня образования и (или) профессиональной квалификации обучающихся.

К таким образовательным программам относятся дополнительные общеобразовательные и дополнительные профессиональные программы. В законопроекте в рамках дополнительных общеобразовательных программ выделены новые виды программ — общеразвивающие и предпрофессиональные программы.

Также в законопроекте уточнены имеющиеся в действующем законодательстве терминологические противоречия в отношении форм получения образования и форм обучения. С учетом международной практики, различающей понятия формального, неформального, информального образования законопроектом устанавливается, что образование может быть получено, как посредством обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне таких организаций (путем самообразования, семейного образования).

Получение образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения. При этом экстернат исключен из форм обучения и рассматривается в законопроекте как инструмент, обеспечивающий возможность прохождения лицами, получившими образование вне образовательных организаций, промежуточной и итоговой аттестации в имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, а также получения документа об образовании.

В законопроекте введено новое понятие «организации, осуществляющие образовательную деятельность», к которым относятся собственно образовательные организации и иные организации, осуществляющие обучение. Это связано с тем, что законопроектом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа «необразовательных» организаций к образовательной деятельности.

Другие публикации  Исковое заявление о приведении жилого помещения в первоначальное состояние

В частности, предусматривается, что научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей, и иные организации, в том числе созданные в форме коммерческих организаций, могут осуществлять образовательную деятельность в качестве дополнительной к своей основной деятельности по ряду основных и дополнительных образовательных программ.

Кроме того, в законопроекте выделена отдельная статья, посвященная регламентации правового положения индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность.

Одной из значительных новаций законопроекта является упорядочение типологии образовательных организаций. В законопроекте реализована попытка более четко разграничить различные типы образовательных организаций, снять избыточное дробление образовательных организаций на типы и виды, создающее необоснованные административные барьеры, трудности при лицензировании и государственной аккредитации.

В настоящее время перечень типов образовательных организаций закреплен в пункте 4 статьи 12 Закона Российской Федерации «Об образовании». Однако при его формировании были использованы различные основания для выделения соответствующих типов: по уровню реализуемых образовательных программ, по категории обучающихся в нем лиц и др. Такой подход не позволяет однозначно определить тип той или иной образовательной организации, поскольку одна и та же образовательная организация может одновременно относиться к нескольким типам.

Так, например, специальные (коррекционные) образовательные организации для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, выделенные в самостоятельный тип, одновременно могут рассматриваться и как общеобразовательные организации в соответствии с уровнем, реализуемых образовательных программ.

Кроме того, закрепленная Законом Российской Федерации «Об образовании» типология образовательных организаций в настоящее время стала препятствием для развития современных форм организации образовательной деятельности, в том числе с использованием дистанционных технологий, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, расширения спектра образовательных услуг и т.п.

Законодательно не предусмотрены возможности реализации образовательной программы совместно несколькими образовательными организациями различных типов, образовательными и научными организациями, с участием промышленных предприятий, что является тормозом создания и функционирования многофункциональных образовательных и научно-образовательных центров (комплексов), социокультурных комплексов, комплексных учебных центров профессиональных квалификаций, развития социального партнерства в сфере образования.

С учетом этого в законопроекте предполагается закрепить деление образовательных организаций на типы — по уровням реализуемых образовательных программ, отнесенным к основному виду деятельности образовательной организации, исходя из того, что образовательная организация может реализовывать также основные образовательные программы других уровней образования, дополнительные образовательные программы.

Тип образовательной организации определяется при ее создании (реорганизации) или переименовании в соответствии с законодательством об образовании и закрепляется в уставе. При этом виды образовательных организаций в рамках типа упраздняются.

Взамен этого предусматривается возможность использования в наименовании образовательной организации специальных названий исходя из осуществляемой образовательной деятельности (уровни и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, специальные условия их реализации и (или) особые потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемых функций, связанных с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные, предусмотренные законодательством об образовании).

Кроме этого в законопроекте пересматриваются нормы, регулирующие стипендиальное обеспечение обучающихся образовательных организаций профессионального образования. В настоящее время вопросы стипендиального обеспечения регламентируются различными законодательными актами (Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Законом Российской Федерации «О минимальном размере оплаты труда»). Указанные законодательные акты определяют размер стипендии в твердом денежном выражении, в результате чего в них регулярно приходится вносить изменения с целью индексации размера стипендиального обеспечения обучающихся государственных образовательных организаций профессионального образования. С учетом этого в проекте федерального закона будет регламентирован порядок установления размеров и предоставления стипендий. При этом предусматривается поэтапное увеличение стипендий.

Особое внимание в законопроекте уделено формам участия представителей общественности и работодателей в управлении образованием. В качестве одного из инструментов участия работодателей в оценке качества образования вводится институт профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Таким образом, проект федерального закона позволит сформировать эффективный механизм правового регулирования образовательных и иных отношений в сфере образования, направленных на реализацию права на образование, государственных гарантий на получение качественного образования, значительно укрепит защиту интересов личности в области образования. Принятие законопроекта создаст правовые условия, обеспечивающие превращение образования в движущую силу и ресурс социально-экономического развития, в важный механизм формирования инновационного потенциала общества и экономики, повышения конкурентоспособности страны, при одновременном сохранении юридических гарантий свободы и равного доступа к образованию, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей личности.

Заместитель директора Департамента
правового обеспечения деятельности Министерства
Ю.В. Линская

Пояснительная записка опубликована на сайте Министерства образования и науки.

Пояснительная записка к проекту федерального закона N 114572-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 114572-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»

Проект федерального закона разработан в целях приведения в соответствие норм Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» с нормами базового Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Предусмотренные законопроектом изменения носят юридико-технический характер и направлены на приведение к единообразию положений и формулировок указанных законов.

Вместе с тем в целях обеспечения гласности на выборах Президента Российской Федерации законопроектом предусматривается более либеральный подход к процедуре назначения наблюдателей. Это обусловлено большим количеством избирательных участков, образуемых для проведения голосования по единому избирательному округу на выборах Президента Российской Федерации, что может вызвать затруднения в направлении наблюдателей в избирательные комиссии, формируемые на всей территории Российской Федерации. В связи с этим законопроектом, в отличие от Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не устанавливается требований об обязательном заблаговременном направлении в соответствующую избирательную комиссию списка наблюдателей, а также об обязательном направлении наблюдателя только в одну избирательную комиссию.

Законопроектом предусматривается возможность применения средств видеонаблюдения в помещениях для голосования, что является дополнительной гарантией реализации принципа гласности в деятельности избирательных комиссий и открытости избирательного процесса.

Законопроектом предлагается исключить голосование по открепительным удостоверениям на выборах Президента Российской Федерации. Для обеспечения реализации активного избирательного права граждан, которые в день голосования будут находиться вне своего места жительства, законопроектом предлагается более простой и доступный любому избирателю механизм включения в список избирателей по месту нахождения на основании заявления. Порядок и сроки подачи заявлений о включении избирателей в списки избирателей по месту нахождения, а также порядок обеспечения возможности участия в голосовании избирателя, подавшего такое заявление, устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации упрощаются требования к сведениям об адресе места жительства избирателя, внесенным в подписной лист. Так, адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» реквизитов, в случае если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.

Принятие федерального закона позволит обеспечить проведение избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации в 2018 году в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, а также обеспечить наиболее благоприятные условия для реализации избирательных прав всех участников избирательного процесса.

Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»

Принятие федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.

Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»

Принятие федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Все права защищены; 2019 Ohrangos.ru