Ohrangos.ru

Юридический журнал

Приказ на умк

Приказ о проверке готовности и качества УМК дисциплин и практик

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Новокузнецкий институт (филиал)

государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

«______»______2011 г. №__________

О проверке готовности и качества

УМК дисциплин и практик 1 курса

к 2011-2012 учебному году

Согласно Комплексному плану работы НФИ КемГУ на 2011-2012 уч. год и в целях оценки качества обеспечения образовательного процесса нормативно-методической документацией по дисциплинам и практикам 1 курса

П Р И К А З Ы В А Ю:

1. Провести в срок 19 сентября по 17 октября проверку качества УМК дисциплин и практик 1 курса 2011 – 2012 учебного года по профилям ВПО (бакалавриат и магистратура) и СПО на соответствие нормативным документам[1] и согласно перечню требований (Приложение 1).

УМК дисциплин и практик проверяются по обеспечивающим кафедрам согласно приказу о закреплении дисциплин и практик на 2011-2012 уч. год (список дисциплин очной формы обучения и практик 1 курса — см. ).

Срок: 19 сентября по 7 октября 2011 г.

Отв.: председатель комиссии, деканы.

2. Для проведения проверки создать комиссию в составе:

Деканы, председатели и члены методических комиссий факультетов, руководитель сектора методической работы УМО, руководитель практик (УМО).

Назначить председателем комиссии начальника УМО Борину Л.С.

3. Представить комиссии учебно-методические комплексы дисциплин кафедры (отделения) и (или) рабочие программы дисциплин и практик, утвержденные на 2011-2012 учебный год по списку (Приложение 2).

Срок: 19 сентября по 7 октября 2011 г.

Отв.: заведующие кафедрами

4. Подготовить итоговую справку по результатам проверки УМК дисциплин и практик.

Срок: 17 октября 2011 г.

Отв.: председатель комиссии, члены комиссии

5. Результаты работы комиссии заслушать на совещании заведующих кафедрами.

Срок: октябрь 2011 г.

Отв.: первый зам. директора

6. Откорректировать нормативно-методическую документацию 1 курса по замечаниям комиссии и обновить файлы РП дисциплин и практик в сети НФИ в папке выпускающих кафедр «Документы» / Бакалавриат-2011/ «РП 1 курс»

Срок: 17 ноября 2011 г.

Отв.: заведующие выпускающими кафедрами

7. Контроль исполнения приказа возложить на первого заместителя директора М.В. Артюхова.

Директор В.С. Гершгорин

Приказ подготовила начальник УМО Л.С. Борина

Первый заместитель директора М.В. Артюхов

Рассылка: кафедры, УМО, председатели методических комиссий факультетов, отделение СПО ФИТ.
Приложение № 1

к приказу №____________ от ____________

Требования к УМК дисциплин и практик

1. На проверку представить УМК и рецензию.

Форма рецензии на рабочую программу дисциплины (модуля дисциплин), практики – см. Приложение 3 к Распоряжению № 01-14 /14 от 03.03.2011 «О разработке УМК дисциплин и практик 1 курса ООП ВПО и СПО на базе ФГОС»

2. Обязательные листы оформления УМК дисциплины (модуля дисциплин), практик:

¾ Лист – вкладка «Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины (практики) на текущий учебный год»;

¾ Лист-вкладка «Список основной учебной литературы»;

¾ График самостоятельной работы студента;

Типовые недочеты оформления обязательных листов УМК:

¾ Коды направлений и дисциплин – по ФГОС;

¾ Название направлений и профилей;

¾ Срок годности учебника, указать количество пособий в библиотеке.

3. Состав УМК дисциплины и порядок расположения:

Лист утверждения УМК

Рабочая программа (см. макет КемГУ) с дополнениями:

1 Цели освоения дисциплины

2 Место дисциплины в структуре ООП подготовки бакалавров по направлению.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах)

4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом

4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)

БРС дисциплины (для дисциплин)

Модули и рубежный контроль по семестрам

Условия аттестации дисциплины в БРС: Нормативные рейтинги дисциплины и контрольных точек, пороговый и проходной рейтинг, порядок начисления баллов, формы контроля, измерительные материалы (вопросы и задания), условия и календарные сроки контрольных точек по данной дисциплине.

4.2 Содержание дисциплины

4.2.1 Содержание лекционного курса (таблица)

Планы лекционных занятий

Конспект лекций (тезисно, основные понятия, закономерности, алгоритмы

Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 июля 2016 г. № 870 “Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”

В соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364; № 51, ст. 7241; 2016, № 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; № 10, ст. 1320; № 23, ст. 3289, ст. 3290; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 3 июля 2016 г., 4 июля 2016 г.) и подпунктом 5.2.9 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776; 2015, № 26; ст. 3898, № 43, ст. 5976; 2016, № 2, ст. 325, № 8, ст. 1121; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 7 июля 2016 г.), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 5 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 октября 2013 г., регистрационный № 30213);

от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 декабря 2014 г., регистрационный № 35502);

от 14 августа 2015 г. № 825 «О внесении изменения в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 сентября 2015 г., регистрационный № 38759).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 августа 2016 г.

Порядок
формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18 июля 2016 г. № 870)

1. Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее соответственно — Порядок, федеральный перечень учебников), определяет:

структуру федерального перечня учебников;

основания и порядок включения учебников в федеральный перечень учебников;

критерии и порядок проведения экспертизы учебников;

форму экспертного заключения;

основания и порядок исключения учебников из федерального перечня учебников.

2. Федеральный перечень учебников состоит из 3-х частей:

1 часть — учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы;

2 часть — учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений;

3 часть — учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

Другие публикации  Сип пособие

Каждая часть состоит из 3 разделов:

начальное общее образование;

основное общее образование;

среднее общее образование.

Разделы состоят из подразделов по наименованию предметных областей.

В федеральный перечень учебников включаются следующие сведения об учебнике:

порядковый номер учебника;

наименование издателя(-ей) учебника;

адрес страницы об учебнике на официальном сайте издателя (издательства);

язык издания (указывается для учебников, изданных на государственных языках республик или на языках народов Российской Федерации);

информация об использовании специального учебника при реализации адаптированных образовательных программ (далее — специальный учебник).

3. В федеральный перечень учебников включаются учебники, в том числе специальные учебники (далее вместе — учебники), рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Министерством образования и науки Российской Федерации (далее — Совет), на основании положительных экспертных заключений по результатам научной (научной историко-культурной — для учебников истории России), педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз и отвечающие следующим требованиям:

а) принадлежащие к завершенной предметной линии учебников, представляющей собой совокупность учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне общего образования, построенной на единой методической и дидактической основе, отвечающей единым психолого-педагогическим подходам, использующей общую структуру изложения материала и имеющей единое художественно-эстетическое оформление (за исключением специальных учебников);

б) представленные в печатной форме, полученной печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленные, и электронной форме, соответствующей по структуре и содержанию печатной форме учебника, содержащей адаптированный под электронный формат иллюстрационный материал, мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника;

в) имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания, а также пример рабочей программы по учебному предмету;

г) имеющие инструкцию по установке, настройке и использованию электронной формы учебника.

4. Объектом экспертизы является учебное издание, содержащее систематическое изложение учебного предмета (его раздела, части), соответствующее федеральному государственному образовательному стандарту соответствующего уровня общего образования или федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее вместе — ФГОС) и соответствующее примерной образовательной программе соответствующего уровня общего образования и (или) примерной адаптированной образовательной программе.

5. Научная, педагогическая, общественная, этнокультурная и региональная экспертизы учебника проводятся по инициативе правообладателя (автор учебника или физическое лицо либо юридическое лицо, которому переданы авторские права) (далее — заказчик экспертизы).

Заказчик экспертизы самостоятельно определяет экспертные организации из числа организаций, отвечающих требованиям пунктов 9 — 11 Порядка.

6. Научную историко-культурную экспертизу учебников истории России проводит уполномоченная организация.

7. Научная (научная историко-культурная для учебников истории России) и педагогическая экспертизы учебника проводятся одновременно или последовательно по выбору заказчика экспертизы.

8. Учебники проходят общественную, этнокультурную и региональную экспертизы при наличии положительных экспертных заключений по результатам научной (научной историко-культурной для учебников истории России) и педагогической экспертиз.

Этнокультурная и региональная экспертизы обязательны для учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

9. Организации проводят научную и педагогическую экспертизы учебников на основании своих уставов, утвержденных Правительством Российской Федерации, в которых закреплены полномочия по проведению экспертизы учебников.

10. Общественную экспертизу учебников проводят организации, чья уставная деятельность направлена на поддержку и развитие российского образования, в уставе которых предусмотрено проведение экспертизы учебных и учебно-методических материалов.

11. В проведении этнокультурной и региональной экспертизы учебников участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

12. Дополнительная и повторная экспертизы учебника проводятся экспертными организациями на основании решения Совета при следующих условиях:

дополнительная экспертиза — проводится той же экспертной организацией или другой экспертной организацией при возникновении вопросов в отношении выводов и (или) обоснования выводов экспертной организации;

повторная экспертиза — проводится другой экспертной организацией при наличии противоречий в выводах экспертной организации.

13. Для проведения экспертизы учебников заказчик экспертизы направляет в экспертную организацию заявление в произвольной форме.

К заявлению прилагаются учебник и материалы, соответствующие требованиям, указанным в пункте 3 Порядка.

14. Для проведения общественной, этнокультурной и региональной экспертиз заказчик экспертизы в дополнение к материалам, указанным в пункте 13 Порядка, представляет в экспертную организацию положительные экспертные заключения по результатам проведения научной (научной историко-культурной — для учебников истории России) и педагогической экспертиз или их заверенные в установленном порядке копии.

15. К каждой экспертизе учебника привлекаются не менее трех экспертов, специалистов, обладающих специальными знаниями для проведения экспертизы учебников (далее — эксперты), в том числе:

при педагогической и общественной экспертизах электронной формы учебника — имеющие опыт разработки или использования учебников или учебно-методических пособий в электронной форме, программ для электронной вычислительной машины или других электронных образовательных ресурсов;

при экспертизах специального учебника — обладающие соответствующими знаниями в области дефектологии и (или) представляющие соответствующие общественные организации инвалидов;

при общественной экспертизе учебника, направленного на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), — представляющие соответствующие централизованные религиозные организации.

При проведении экспертизы учебника должен быть исключен конфликт интересов между экспертом и заказчиком экспертизы учебника.

16. Экспертные организации по результатам проведенных экспертиз оформляют экспертные заключения в соответствии с формами согласно приложениям №№ 1 — 5 к Порядку.

17. Экспертное заключение должно содержать однозначные выводы:

17.1. При научной (научной историко-культурной — для учебников истории России) экспертизе о том, что:

экспертируемое издание является учебником;

наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области соответствующего ФГОС;

учебник соответствует предметной концепции соответствующего учебного предмета (предметной области) (при ее наличии);

в содержании учебника представлены ключевые и актуальные теории, идеи, понятия, факты, относящиеся к данной области знаний федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня общего образования, отражены методы научного познания, предназначенные для обязательного изучения в образовательной организации на данном уровне общего образования, отсутствуют недостоверные факты;

учебник содержит актуальные и современные сведения в соответствующей предметной области, в том числе о передовых достижениях науки и техники, технологий;

иллюстрационный материал учебника соответствует тексту и дополняет его; в учебнике отсутствуют ошибки, опечатки.

При научной историко-культурной экспертизе также о том, что:

учебник соответствует концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории;

изложение материала в учебнике отражает понимание истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, ее особенностей, места и роли в мировой истории и современном мире; историю населяющих ее народов и культур, историю регионов;

содержание учебника способствует формированию у обучающихся гражданской общероссийской идентичности; ценностных ориентиров

верховенства права, социальной солидарности и согласия, безопасности, свободы и ответственности.

17.2. При педагогической экспертизе о том, что:

экспертируемое издание является учебником;

наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области соответствующего ФГОС;

содержание учебника соответствует примерной образовательной программе соответствующего уровня общего образования и (или) соответствующим примерным адаптированным образовательным программам;

учебник принадлежит к завершенной предметной линии учебников (за исключением специальных учебников);

содержание учебника обеспечивает выполнение требований соответствующего ФГОС по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов и формирование навыков самооценки и самоанализа обучающихся, способствует развитию мотивации к учению, интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся, реализации системного подхода в обучении;

содержание учебника (с учетом специфики содержания учебного предмета) способствует формированию патриотизма, любви и уважения к семье, Отечеству, своему народу, краю, толерантному отношению к представителям различных религиозных, этнических и культурных групп, учит межнациональному и межконфессиональному диалогу;

методический аппарат учебника обеспечивает овладение приемами отбора, анализа и синтеза информации на определенную тему, наличие и достаточность проверки и самопроверки усвоения учебного материала; формирует навыки смыслового чтения и навыки самостоятельной учебной деятельности, умение использовать профессиональную терминологию;

методический аппарат учебника обеспечивает развитие критического мышления, способность аргументированно высказывать свою точку зрения; предоставляет возможность организации групповой деятельности обучающихся и коммуникации между участниками образовательных отношений, применения полученных знаний в практической деятельности, индивидуализации и персонализации процесса обучения, установления межпредметных связей;

текстовый материал учебника соответствует нормам современного русского языка, государственных языков республик, языков народов Российской Федерации;

язык изложения понятен, соответствует возрастной группе, для которой предназначен учебник, и (или) учитывает психофизическое развитие, индивидуальные возможности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

изложение учебного материала характеризуется структурированностью, систематичностью, последовательностью, разнообразием используемых видов текстовых и графических материалов;

структура и содержание методического пособия соответствуют структуре и содержанию учебника;

Другие публикации  Повторное правонарушение коап что это

в учебнике отсутствуют ошибки, опечатки;

структура и содержание печатной и электронной форм учебника соответствуют друг другу;

электронная форма учебника содержит:

все иллюстрации, содержащиеся в печатной форме учебника с учетом их адаптации к электронному формату и (или) изменения композиции;

педагогически обоснованное для усвоения материала учебника количество мультимедийных и (или) интерактивных элементов (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и (или) иное); средства контроля и самоконтроля.

В содержании учебника не выявлены сведения:

противоречащие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;

побуждающие детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

призывающие к экстремизму и терроризму;

способные вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

обосновывающие или оправдывающие допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающие осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;

отрицающие семейные ценности и формирующие неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

оправдывающие противоправное поведение; содержащие нецензурную брань.

17.3. При общественной экспертизе о наличии следующих свойств:

содержание учебника носит воспитывающий характер, способствует развитию личности, созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

отсутствие заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике, за исключением электронной формы учебника;

качество печатной формы учебника, включая его художественное оформление, формат, цветовое решение, эстетическое восприятие, удобство и многократность использования, практичность, эстетичность и информативность обложки, качество бумаги, разнообразие и качество иллюстраций (рисунков, фотографий, чертежей, схем), их соответствие содержанию учебника, информационных положений и других элементов, стимулирующих чтение, объем материала, наличие материала или указаний в учебнике, помогающих работать с книгой;

электронная форма учебника:

представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участника образовательных отношений;

корректно отображается и функционирует с помощью программ для трех или более операционных систем, не менее двух из которых — для мобильных устройств;

корректно отображается и функционирует на не менее чем двух видах электронных устройств (стационарный или персональный компьютер, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетный компьютер и иное);

функционирует на устройствах пользователей без подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») (за исключением внешних ссылок) и «Интранет»;

реализует возможность создания пользователем заметок, закладок и перехода к ним;

поддерживает возможность определения номера. страниц печатной формы учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме.

17.4. При этнокультурной и региональной экспертизах о том, что в содержании учебника:

отражены базовые национальные российские ценности, региональные и этнокультурные особенности субъекта Российской Федерации, а также многообразие, единство национальных культур и народов России, поликультурный характер российского общества;

представлен материал по истории, и культурному наследию субъекта Российской Федерации;

обеспечено право на обучение на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке, языковая составляющая учебника соответствует современному литературному языку народов Российской Федерации.

18. Экспертное заключение по результатам экспертизы должно содержать один из следующих выводов:

учебник рекомендован к включению в федеральный перечень учебников (положительное экспертное заключение);

учебник не рекомендован к включению в федеральный перечень учебников.

19. Министерство образования и науки Российской Федерации (далее — Минобрнауки России) размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» информацию о включении учебников (в том числе по отдельным учебным предметам (предметным областям) в федеральный перечень учебников один раз в пять лет.

20. Для включения в федеральный перечень учебников заказчик экспертизы в срок до 15 января года формирования федерального перечня учебников направляет в Минобрнауки России следующие материалы:

заявление о включении учебника в федеральный перечень учебников;

учебник, соответствующий требованиям, указанным в пункте 3 Порядка;

методическое пособие для учителя;

инструкцию по установке, настройке и использованию электронной формы учебника;

положительные экспертные заключения по результатам научной (научной историко-культурной — для учебников истории России), педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз, выданные не ранее чем за 3 года до подачи заявления о включении учебника в федеральный перечень учебников.

21. Материалы, указанные в пункте 20 Порядка, рассматриваются Советом до 1 марта года формирования федерального перечня учебников.

22. На основании представленных материалов Совет принимает одно из следующих решений:

рекомендовать включить учебник в федеральный перечень учебников;

не рекомендовать включать учебник в федеральный перечень учебников;

направить учебник на дополнительную или повторную экспертизу.

23. Совет принимает решение не рекомендовать включать учебник в федеральный перечень учебников в следующих случаях:

материалы поступили в Минобрнауки России после 15 января года формирования федерального перечня учебников;

не представлено экспертное заключение хотя бы на один учебник, принадлежащий к завершенной предметной линии учебников (за исключением специальных учебников);

установлены факты, подтверждающие нарушение процедуры прохождения экспертизы учебника, в том числе конфликт интересов между экспертом и заказчиком экспертизы учебника;

представлен неполный комплект материалов.

24. Решения Совета оформляются протоколами, которые направляются в Минобрнауки России в течение 10 рабочих дней после заседания Совета.

25. Минобрнауки России включает учебники в федеральный перечень учебников до 15 марта года формирования федерального перечня учебников.

26. Совет в период действия федерального перечня учебников принимает решение:

о включении учебников по учебному предмету (предметной области) в соответствии с настоящим Порядком в федеральный перечень учебников в случае отсутствия завершенной предметной линии учебников в федеральном перечне учебников по отдельным учебным предметам (предметным областям) (в том числе по которым организовано углубленное изучение (профильное обучение), предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом соответствующего уровня общего образования;

о включении специальных учебников в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Экспертная организация представляет экспертное (-ые) заключение (-я) по результатам дополнительной или повторной экспертизы учебников в Минобрнауки России в сроки, определенные Советом, но не ранее чем через один месяц.

27. Учебник исключается из федерального перечня учебников по следующим основаниям:

при выявлении в содержании учебника информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей;

при отзыве учебника из обращения заказчиком экспертизы (по заявлению); при обнаружении фактов несоответствия учебника требованиям пункта 3 Порядка;

при обнаружении в экспертном заключении выводов, не соответствующих содержанию учебника;

при непредставлении в установленные сроки положительного экспертного заключения, предусмотренного в пункте 26 Порядка.

28. Вопрос об исключении учебника из федерального перечня учебников рассматривается на заседании Совета. Совет имеет право пригласить на заседание представителей экспертных организаций, заявителя и запросить у них дополнительные материалы. Отсутствие заказчика экспертизы, представителя экспертной организации, заявителя на заседании Совета не является препятствием к рассмотрению вопроса об исключении учебника из федерального перечня учебников.

29. Совет принимает одно из следующих решений:

рекомендовать исключить учебник из федерального перечня учебников;

не рекомендовать исключать учебник из федерального перечня учебников.

30. Исключение учебника из федерального перечня учебников осуществляется путем внесения в него соответствующих изменений.

В федеральный перечень учебников вносятся изменения, связанные с изменением наименования правообладателя или изменением правообладателя по заявлению правообладателя с приложением документов, подтверждающих указанное изменение.

Указанные изменения вносятся в течение одного месяца с момента представления заявления и материалов без проведения экспертиз, предусмотренных пунктом 3 Порядка, и без проведения заседания Совета.

31. Протоколы Совета и приказы Минобрнауки России о федеральном перечне учебников, о внесении изменений в федеральный перечень учебников публикуются Минобрнауки России в официальных печатных изданиях Минобрнауки России, размещаются на официальном сайте Минобрнауки России в сети «Интернет».

Приложение № 1
к Порядку формирования федерального
перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального
общего, основного общего,
среднего общего образования

Экспертное заключение
о результатам проведения научной экспертизы учебного издания

(название, класс, авторский коллектив, издающая организация)

Приказ об утверждении УМК на 2018-2019 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кировская школа-гимназия №2» Кировского района Республики Крым

ул. Р. Люксембург, д.52, пгт Кировское, Кировский район, Республика Крым, 297300

ОКПО 00838950 ОГРН 1159102029250 ИНН/КПП 9108104435/910801001

«___» __________ 2018 г. п. Кировское № ___

на 2018-2019 учебный год

На основании Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» пункта 4, статьи 18, о выборе учебников из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; согласно решению педагогического совета (Протокол №___ от __________2018г.)

Другие публикации  Расписка продажа гаража образец

1. Утвердить учебно–методические комплекты по учебным предметам согласно Федеральному перечню учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2018-2019 учебный год (Приложение1).

2.Учителям-предметникам осуществлять образовательный процесс в 2018 – 2019 учебном году по учебникам, включенным в список, утвержденный п. 1 настоящего приказа.

3. Педагогу-библиотекарю Дементьевой Н.П. в срок до 20.04.2018 г. разместить УМК на 2018-2019 учебный год на официальном сайте Школы-гимназии.

4. Руководителям МО Знаешевой Т.В., Аметовой Н.Э., Когтиной Л.А., Заречневой О.А. организовать разработку рабочих программ в соответствии с утвержденным УМК.

5.Контроль за исполнением приказа возложить на Москалец Н.В., заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

Требования нормативных документов к наполнению учебно-методического комплекса дисциплины и профессионального модуля

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» №273-ФЗ (статья 12) и приказом Минобнауки России № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» от 14 июня 2014 года (п.12) — образовательные программы среднего профессионального образования самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями и включают в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение обучающихся; организации разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных образовательных программ.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 16 июля 2015 г. №722 «О предоставлении права ведения реестра примерных основных образовательных программ в части образовательных программ СПО» право ведения реестра примерных образовательных программ в части образовательных программ СПО предоставляется ФГАУ «Федеральный институт развития образования».

В соответствии с ФГОС СПО (п.7.15) образовательная программа «должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям», «внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение».

В соответствии с письмом Минобразования РФ от 05.04.1999 № 16-52-58ин/16-13 (п.3.4) «О Рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования», по каждой лабораторной работе и практическому занятию образовательным учреждением должны быть разработаны и утверждены методические указания по их проведению.

В соответствии с ФГОС СПО (п.8.3) — для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС/ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 291 г. Москва «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»: «п.3 Программы практики разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, реализующей ОПОП СПО, самостоятельно и являются составной частью ОПОП СПО, обеспечивающей реализацию ФГОС СПО»; «п.14 Образовательные организации: разрабатывают и согласовывают с организациями программы практики, содержание и планируемые результаты практики разрабатывают и согласовывают с организациями формы отчетности и оценочный материал прохождения практики» (п.14).

Совокупность учебно-программной и учебно-методической документации по учебной дисциплине (УД) или профессиональному модулю (ПМ) называется учебно-методическим комплексом (УМК) дисциплины или модуля, который является обязательной составной частью образовательной программы среднего профессионального образования (ОП СПО) по специальности/профессии. Состав и содержание УМК дисциплин и модулей является средством, обеспечивающим результативность образовательного процесса, и проверяется контролирующими профессиональные образовательные организации (ПОО) органами.

Таким образом, на основе анализа требований нормативных документов, минимальный состав УМК учебной дисциплины включает следующие компоненты:

  • примерную программу (при ее наличии) [1, статья 12], [2, п.7.1], выписку из ФГОС СПО с требованиями к результатам обучения по УД (умения, знания необходимые для освоения ПК и ОК);
  • рабочую программу УД [3,п.12];
  • методические указания (рекомендации) по выполнению лабораторных и практических работ, предусмотренных рабочей программой УД [2, п.7.15; 4, п.3.4];
  • методические указания (рекомендации) по выполнению всех видов самостоятельной работы студентов, предусмотренных рабочей программой УД [2, п.7.15; 5];
  • фонды оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации [3, п.12; 2, п.8.3].

Минимальный состав УМК профессионального модуля включает следующие компоненты:

  • примерную программу (при ее наличии) [1, статья 12], [2, п.7.1], выписку из ФГОС СПО с требованиями к результатам обучения по ПМ;
  • рабочую программу ПМ [3,п.12];
  • методические указания (рекомендации) по выполнению лабораторных и практических работ по междисциплинарным курсам (МДК) в составе модуля, предусмотренных рабочей программой УД [2, п.7.15; 4, п.3.4];
  • методические указания (рекомендации) по выполнению всех видов самостоятельной работы студентов по МДК, предусмотренных рабочей программой УД [2, п.7.15; 5];
  • фонды оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации [3, п.12; 2, п.8.3]: фонд оценочных средств по МДК, включающий описание форм и методов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по МДК, фонд оценочных средств по практике (учебной, при ее наличие, и производственной) включающий, кроме описания текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по практике, формы отчетной документации (аттестационного листа, характеристики, дневника практики и отчета по практике) [6, п.23]; фонд оценочных средств для экзамена квалификационного по ПМ.

Рабочие программы учебной и производственной практики являются составной частью образовательной программы, содержащие перечень видов работ на практике по каждому виду деятельности и осваиваемые результаты практики в соответствии с рабочей программой каждого ПМ.

Другие материалы УМК УД/ПМ должны соответствовать внутреннему положению образовательной организации о составе УМК, а также могут включать приобретенное «готовое» методическое обеспечение реализации образовательных программ и индивидуальные разработки преподавателя в соответствии с его представлении о УМК и творческим потенциалом. Например, в УМК могут быть дополнительно к обязательному составу добавлены:

  • календарно-тематический план УД или составляющих ПМ (междисциплинарных курсов, учебной и производственной практики);
  • технологические карты и методические разработки отдельных занятий;
  • курс лекций;
  • электронные образовательные ресурсы, обучающие компьютерные программы, электронные учебники, мультимедийные средства обучения;
  • справочно-информационные и раздаточные материалы;
  • эталоны качества – лучшие образцы студенческих работ и отчетных документов по дисциплине;
  • другие дополнительные компоненты УМК, устанавливаемые по усмотрению преподавателя.

Разница в формулировке названия методического обеспечения проведения лабораторных, практических работ, самостоятельной работы студентов — указания или рекомендации, состоит в обязательности практического применения их требований. Так, требования методических указаний, являются максимально конкретными и обязательными к выполнению. Положения методических рекомендаций носят более общий характер. В соответствии с письмом Минобразования РФ [4] рекомендуется употреблять «методические указания по лабораторным и практическим работам». Наименование методического обеспечения самостоятельной работы (указания или рекомендации) в нормативных документах не прописано.

Хотелось бы отметить, что при разработке образовательных программ СПО необходимо учитывать региональные потребности рынка труда и работодателей [2, п.7.3, п.6.2], а содержание УМК ПМ и УД должно обеспечивать приобретение студентами результатов обучения – профессиональных и общих компетенций, практического опыта, умений и знаний.

Грамотно, профессионально созданные УМК – это не просто «бумажки» для администрации образовательной организации и контролирующих органов, а средство, направленное на повышение результативности образовательного процесса, обеспечивающее эффективное освоение студентами учебного материала, входящего в содержание рабочих программ УД и ПМ и овладение ими результатами обучения.

При разработке УМК преподаватель должен иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом №273 [1] он имеет следующие права и обязанности.

Статья 47. Права и свободы педагогических работников:

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания.

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников:

1)осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

Список используемой нормативной документации:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии, специальности
  3. Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. №464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»
  4. Письмо Минобразования РФ от 05.04.1999 № 16-52-58ин/16-13 «О Рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования».
  5. Письмо Минобразования России от 29.12.2000 № 16-52-138 ин/16-13 «О реко­мендациях по планированию и организации самостоятельной работы сту­дентов образовательных учреждений среднего профессионального образо­вания в условиях действия ГОС СПО»
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 апреля 2013 г. N 291 г. Москва «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»
Все права защищены; 2019 Ohrangos.ru