Ohrangos.ru

Юридический журнал

Приказ тарификация учителей

Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2075 “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников”

В соответствии со статьей 333 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 27, ст. 2878; 2008, № 30, ст. 3616) и пунктом 5.2.78 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 21, ст. 2603; № 26, ст. 3350), приказываю:

1. Установить педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (норму часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 14, ст. 1289; 2005, № 7, ст. 560; 2007, № 24, ст. 2928; 2008, № 34, ст. 3926).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г.
Регистрационный № 19709

Приложение
к приказу Министерства образования и науки РФ
от 24 декабря 2010 г. № 2075

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается:

1. Продолжительность рабочего времени:

36 часов в неделю:

работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей и домов ребенка;

педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду;

методистам, старшим методистам образовательных учреждений;

тьюторам образовательных учреждений (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования);

руководителям физического воспитания образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования;

преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки;

инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

30 часов в неделю — старшим воспитателям образовательных учреждений, (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей).

2. Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы):

18 часов в неделю:

учителям 1 — 11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья);

преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год);

преподавателям специальных дисциплин 1 — 11 (12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;

преподавателям 3-5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5-7 классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1-4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;

педагогам дополнительного образования, старшим педагогам дополнительного образования;

тренерам-преподавателям, старшим тренерам-преподавателям образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений;

логопедам учреждений здравоохранения и социального обслуживания;

24 часа в неделю — преподавателям 1-2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1 — 4 классов детский музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения;

720 часов в год — преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования.

3. Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы:

20 часов в неделю — учителям-дефектологам, учителям-логопедам, логопедам;

24 часа в неделю — музыкальным руководителям и концертмейстерам;

25 часов в неделю — воспитателям, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками, детьми), имеющими ограниченные возможности здоровья;

30 часов в неделю:

инструкторам по физической культуре;

воспитателям в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня, интернатах при общеобразовательных учреждениях (пришкольных интернатах), специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, дошкольных образовательных учреждениях (группах) для детей с туберкулезной интоксикацией, учреждениях здравоохранения и социального обслуживания;

36 часов в неделю — воспитателям в дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, в общежитиях образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, иных учреждениях и организациях.

1. Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.

2. Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах. Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.

3. За преподавательскую (педагогическую) работу, выполняемую с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.

4. Учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов преподавательской работы за ставку заработной платы в неделю, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

учителям 1 — 4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;

учителям 1 — 4 классов сельских общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;

учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с родным (нерусским) языком обучения;

учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

5. Учителям, а также преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год), у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается:

заработная плата за фактически оставшееся количество часов

преподавательской работы, если оно превышает норму часов преподавательской работы в неделю, установленную за ставку заработной платы;

заработная плата в размере месячной ставки, если объем учебной нагрузки до ее уменьшения соответствовал норме часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

заработная плата, установленная до уменьшения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

Об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года и о догрузке другой педагогической работой указанные педагогические работники должны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца.

6. Преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2075 “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г.
Регистрационный № 19709

Текст приказа официально опубликован не был

Обзор документа

Установлена новая продолжительность рабочего времени педагогов. Ранее она определялась Правительством РФ.

Норма рабочих часов за ставку зарплаты зависит от должности и (или) специальности педагога. Учитываются особенности его труда.

Однако, как и прежде, для всех педагогов установлена сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 астрономических часов в неделю.

Так, 18 часов в неделю предусмотрено для учителей (преподавателей) школ (в том числе музыкальных, художественных, коррекционных), 20 часов — для дефектологов и логопедов, 24 часа — для музыкальных руководителей и концертмейстеров, 30 часов — для воспитателей в школах-интернатах и детских домах, инструкторов по физкультуре, 36 часов — для работников из числа профессорско-преподавательского состава вузов, старших воспитателей детсадов.

Продолжительность рабочего времени включает преподавательскую (учебную), воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима труда и отдыха сотрудников образовательных учреждений.

Приказ вступает в силу с даты, когда прекратит действовать одноименное постановление Правительства РФ.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Другие публикации  Уведомление о торговом сборе штраф

Зарплата учителей в 2018 году

Общие требования к зарплате педагогов такие: не ниже уровня средней по экономике региона. А дальше уже все зависит от экономического благополучия субъекта — кто может, доплачивает бюджетникам больше. Учитываются и региональные коэффициенты, в том числе, «северные».

Поэтому, если считать в рублях, то одни из самых низких зарплат у учителей на Алтае и Северном Кавказе. Средняя зарплата педагога там колеблется на уровне 20 тысяч рублей. Больше всего получают учителя на Дальнем Востоке и в автономных округах — там средняя зарплата доходит до 90 тысяч рублей.

— В Москве средняя зарплата учителей за февраль 2018 года получилась в районе 90 тысяч, — привел цифры Исаак Калина, руководитель столичного Департамента образования. Есть, конечно, учителя, которые получают больше. Есть, которые меньше. Но мы договорились с директорским корпусом, что в 2017 году нижней планкой зарплаты учителя было 64 тысячи в месяц, а в 2018 — 68 тысяч. По 2017 году всеми школами это обязательство выполнено.

Точный размер зарплаты рассчитывается уже в самой школе. Итоговая сумма складывается из 4 частей:

    Базовая часть. Это ведение уроков, проверка тетрадей, дополнительные занятия и кружки.

Стимулирующая часть. Критерии для этой надбавки составляет управляющий совет школы. Обычно, это высокие результаты учеников на экзаменах и олимпиадах, использование новых технологий, стаж и повышение квалификации.

Компенсирующая часть. Это добавка за работу с детьми с ограниченными возмоджностями здоровья, или же оплата коммуналки учителям сельских школ.

Премии. Опять же, решение о размерах премий принимает управляющий совет.

На деле же часто получается, что премий нет, а правила для стимулирующих выплат постоянно меняются. Так учителям аукаются последствия экономического кризиса 2013-2014 года — общий уровень зарплат просел, налогов собирается меньше, а значит, и выплаты бюджетникам сокращаются.

В итоге получается, что некоторые работы учителям не оплачиваются. Или, в лучшем случае, педагоги получают за неё только треть положенного:

— Мы опросили 5 тысяч учителей по всей стране, и обнаружили, что это обычная ситуация — когда классное руководство и сверхурочные оплачивается, максимум, на 40 процентов, — приводит пример Франц Шереги, руководитель Центра социального прогнозирования при Минобрнауки. — Кроме того, учителям приходится делать и то, чего у них в контракте нет — заниматься уборкой класса, готовить документацию, помогать с организацией участков для выборов. И все это на общественных началах.

Другой пример — это помощь с организацией ЕГЭ. Учителя тратят на это уйму времени —сидят как общественные наблюдатели в аудиториях, настраивают компьютеры, готовят классы к экзамену. А оплачивается это далеко не всегда.

— Учитель работает на экзамене в дополнение, а не вместо своей обычной работы, — объясняет Всеволод Луховицкий, сопредседатель профсоюза «Учитель». — То есть, его зарплата должна сохраняться, и вдобавок к этому начисляться надбавка за госэкзамен. Но часто директорам говорят оплачивать эту работу из общего фонда, и им приходится сокращать премии другим сотрудникам. А те и так лишаются рабочего места на то время, когда в их школе проводится ЕГЭ — в эти дни присутствие посторонних запрещено.

Будет ли повышение зарплаты учителей в 2018 году?

Конкретных распоряждений насчет зарплат учителей в 2018 году не поступало. Несмотря на то, что в новых «майских указах» президента предполагается увеличение расходов на образование на треть, основая чать этих денег уйдет на строительство школ и общежитий вузов, а также цифровизацию учебников и пособий.

Однако, номинальная зарплата все же вырастет — как минимум, за счет индексации с учетом инфляции. Кроме того, сейчас готовится новая национальная система учительского роста, где предусмотрены разные статусы — например, старший учитель или ведущий учитель. За эти должности тоже предполагается надбавка.

Оплата труда учителей в соответствии с Методическими рекомендациями Минобрнауки России

В настоящее время для исчисления оплаты труда работников общеобразовательных организаций используется несколько систем платы труда, в том числе модели «Базовый оклад», основанная на базовом окладе и повышающих коэффициентах; «Все включено», основанная на должностном окладе за 36 рабочих часов учителя в неделю; «Ученико-час», основанная на «ученико-часе», позволяющая при расчете постоянной части зарплаты учителей учесть и различие в количестве учебных часов, которые ведут педагоги, и количество учеников с которыми работают учителя.

Однако, их применение, как отмечено в Комментарии Общероссийского Профсоюза образования к Методическим рекомендациям по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, разработанным Минобрнауки России (далее — Методические рекомендации), привело к разрушению единых принципов формирования порядка и условий оплаты труда значительной части педагогических работников; нарушению норм федерального законодательства, непосредственно связанного с оплатой труда педагогических работников; значительной неоправданной дифференциации фиксированных размеров ставок заработной платы (должностных окладов) работников; значительному снижению в ее структуре заработной платы постоянной части и необоснованному увеличению переменной; применению понижающих коэффициентов по должностям, занятие которых требует наличия высшего образования, в случае принятия на такую должность лица, у которого отсутствует высшее образование и др.

Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций разработаны Минобрнауки России совместно с Общероссийским Профсоюзом образования (письмо от 29 декабря 2017 г. № ВП-1992/02) в соответствии с поручением Правительства РФ по итогам Всероссийского августовского совещания 2016 г. и направлены на совершенствование действующей системы оплаты труда, которая вызывает существенные нарекания со стороны работников общеобразовательных учреждений.
Общероссийским Профсоюзом образования подготовлен Комментарий к ним.
Как отмечается в Методических рекомендациях, совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников общеобразовательных организаций осуществляется в целях обеспечения престижности и привлекательности педагогической профессии; обеспечения равной оплаты за труд равной ценности; недопущения различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами и результатами труда работников, а также результатами деятельности организаций.
В Методических рекомендациях оплату труда учителей рекомендуется осуществлять на основе ставок заработной платы, размеры которых устанавливаются организацией не ниже минимальных размеров ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (далее – ПКГ) должностей работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. № 216н, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Примечание. Ставка заработной платы — это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Например, учителям, преподавателям, педагогам дополнительного образования, тренерам-преподавателям в соответствии с приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 установлена норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы.

При установлении размеров ставок заработной платы по квалификационным уровням ПКГ органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления рекомендовано:
не допускать установление по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень ПКГ, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установление диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням ПКГ либо по должностям работников с равной сложностью труда;
не устанавливать по должностям работников, входящим в один и тот же квалификационный уровень ПКГ, различные размеры повышающих коэффициентов к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы, а также устанавливать понижающие коэффициенты по должностям служащих, сформированным в ПКГ должностей, занятие которых требует наличия высшего образования, в случае принятия на такую должность лица, у которого отсутствует высшее образование.
Примечание. Квалификационные уровни профессиональных квалификационных групп должностей работников образования установлены приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. № 216н. Учителя относятся к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников 4 квалификационного уровня. Сюда же отнесены и педагог-библиотекарь, преподаватель, преподаватель-организатор ОБЖ, руководитель физического воспитания, старший воспитатель, старший методист, тьютор, учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед).
Определено, что ставки заработной платы являются фиксированными размерами оплаты труда работников организаций без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, фактического объема педагогической работы и (или) учебной (преподавательской) работы.
Размеры ставок заработной платы наряду с нормами часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) являются расчетными величинами, принимаемыми для исчисления заработной платы педагогических работников за месяц с учетом установленного организацией объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).
Заработная плата учителя состоит из 3 частей: базовой, компенсационной и стимулирующей.
Базовая часть оплаты труда — это размер оплаты за фактический объем учебной (преподавательской) или педагогической работы.
Положениями Методических рекомендаций исчисление размера оплаты за фактический объем учебной (преподавательской) или педагогической работы рекомендовано осуществлять исходя из конкретных размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню ПКГ без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) (далее – повышения) за квалификационные категории или по иным основаниям.
За педагогическую или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником организации с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, рекомендуется производить оплату из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему учебной нагрузки или педагогической работы. Исключением являются случаи выплаты ставок заработной платы в полном размере педагогическим работникам, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов, установленной за ставку заработной платы в неделю в соответствии с приказом у Минобрнауки России № 1601, например, учителям начальных классов.
Таким образом, месячный заработок учителя (преподавателя) за фактическую учебную нагрузку должен быть рассчитан путем умножения размера ставки заработной платы, установленного по квалификационному уровню ПКГ, на фактический недельный объем учебной нагрузки, деления полученного результата на 18 (норма часов учебной (преподавательской) работы в неделю, за которую выплачивается ставка заработной платы.
Зфн ═ Ст × Фн
Нч
где:
Зфн – зарплата учителя (преподавателя) в месяц за фактический объем учебной нагрузки в неделю;
Ст – размер ставки заработной платы учителя (преподавателя) в месяц, установленный по квалификационному уровню ПКГ за норму часов учебной (преподавательской) работы в неделю;
Фн – фактический объем учебной нагрузки учителя (преподавателя) в неделю;
Нч – норма часов учебной (преподавательской) работы учителя (преподавателя) в неделю за ставку заработной платы в месяц.
Примечание. Методическими рекомендациями определено, что упорядочение структуры заработной платы работников организации обеспечивается путем перераспределения средств, предназначенных на оплату труда, с тем, чтобы на установление размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации без учета средств, направляемых на применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Выплаты компенсационного характера

К выплатам компенсационного характера отнесены выплаты:

Другие публикации  Федеральный закон о свободе совести и о религиозных

— работникам, занятым с вредными и (или) опасными условиями труда;
— за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
— за выполнение сверхурочных работ;
— за работу в ночное время;
— за выполнение работ различной квалификации.
— при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;
— при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся
от нормальных: работа по классному руководству, проверке письменных работ, заведованию отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководству предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другая дополнительно оплачиваемая работа, выполняемая с письменного согласия педагогических работников;
— за особенности и специфику работы в общеобразовательных организациях (классах, группах), в том числе:
за работу с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья (или) нуждающихся в длительном лечении;
за работу в учреждениях:
расположенных в сельской местности;
для детей и подростков с девиантным поведением;
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

за осуществление индивидуального обучения на дому обучающихся, которые по медицинским и психолого-педагогическим показаниям не могут обучаться в общеобразовательных учреждениях на общих основаниях, за индивидуальное и групповое обучение детей, длительно находящихся на лечении в стационарном лечебном учреждении.
(Подробности в нашем блоге в статье «На какие компенсационные выплаты может рассчитывать учитель в соответствии с рекомендациями Минобрнауки РФ»)

Выплаты стимулирующего характера
К выплатам стимулирующего характера Методическими рекомендациями отнесены выплаты:
— за наличие квалификационной категории
— за стаж непрерывной работы.
— за интенсивность и высокие результаты работы.
— за качество выполняемых работ.
— премиальные выплаты по итогам работы.
(Подробности в статье в нашем блоге «Установление выплат стимулирующего характера работникам общеобразовательных организаций в соответствии с рекомендациями Минобрнауки РФ»)

Применение повышений за квалификационные категории, а также за работу в организациях, расположенных в сельской местности, за специфику работы в организациях (отделениях, классах, группах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением и по другим основаниям, рекомендовано осуществлять к размеру оплаты за фактический объем учебной (преподавательской) и (или) педагогической работы.
При наличии у работников права на применение повышений по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию рекомендуется определять отдельно.
Согласно Методическим рекомендациям размеры дополнительной оплаты за выполнение с их письменного согласия дополнительных видов работ (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и других дополнительных видов работы, не входящих в должностные обязанности, но непосредственно связанных с образовательной деятельностью, с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты), устанавливаются организацией самостоятельно в процентах или коэффициентах и определяются из размеров ставок заработной платы, предусмотренных по каждому квалификационному уровню ПКГ.
Для учета всех видов выплат, гарантируемых педагогическому работнику в месяц, рекомендуется применять унифицированную форму — Тарификационный список, — приведенную в приложении 1 к Методическим рекомендациям.
Методическими рекомендациям за время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся, а также в периоды отмены (приостановки) для обучающихся учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, оплату труда педагогических работников, а также лиц из числа руководителей, их заместителей, иных работников, замещающих в течение учебного года должности педагогических работников наряду с работой, определенной трудовым договором (то есть ведущих учебную (преподавательскую) работу, в том числе занятия с кружками), рекомендуется производить из расчета заработной платы, установленной на период, предшествующий началу каникул, отмены (приостановки) учебных занятий по указанным основаниям.

Согласно Методическим рекомендациям система оплаты труда работников организаций устанавливается коллективным договором, локальными нормативными актами, которые принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. При этом отмечается, что заработная плата работников организации (без учета премий и иных стимулирующих выплат) при изменении (совершенствовании) условий оплаты труда не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на момент ее изменения, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

Когда это будет?

В письме Минобрнауки РФ, в самих Методических рекомендациях, а также в Комментарии к ним не содержится указаний или рекомендаций о конкретных сроках применения предложенного порядка формирования систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций.

Согласно Отраслевому соглашению по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018-2020 годы, утвержденному 6 декабря 2017 г, это должно произойти в течение 2018-2020 годов. При этом вначале орган власти субъекта РФ, орган местного самоуправления должен принять соответствующий распорядительный акт, а уже на его основании организация формирует систему оплаты труда, разрабатывает коллективный договор, локальные акты (положения) по вопросам оплаты труда работников, которые являются приложением к коллективному договору. Таким образом, чем раньше будет принят распорядительный акт на региональном уровне, тем раньше будет осуществлен переход на новый порядок оплаты труда работников общеобразовательных организаций.

О предстоящих изменениях условий трудового договора, связанных
с изменением системы оплаты труда в организации, работники должны быть уведомлены в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения в порядке, установленном статьей 74 Трудового Кодекса.

Готовимся к тарификации

«Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2013, N 8

Перед началом нового учебного года у экономистов и бухгалтеров образовательных учреждений традиционно прибавляется работы, потому что необходимо заново производить перерасчет заработной платы преподавателей. Педагоги — это та категория работников, у которой ежегодно меняются объем учебной нагрузки, дополнительно возложенные обязанности (например, классное руководство и заведование кабинетами, лабораториями, мастерскими), а размер оплаты их труда напрямую зависит от данных обстоятельств и ряда других. Рассмотрим в статье, как учесть все нюансы, чтобы своевременно и правильно произвести расчеты.

Правовые основы оплаты труда педагогов

С 1 декабря 2008 г. Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 введено Положение об установлении системы оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений (далее — Положение N 583). До его принятия расчет заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений производился в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.10.1992 N 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки».

Оплата труда педагогических работников состоит из должностных окладов, ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, которые устанавливаются коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом учреждения исходя из трудового законодательства, нормативных актов Правительства РФ и субъектов РФ.

При заключении коллективных договоров в организациях и трудовых договоров с работниками образовательных учреждений необходимо руководствоваться Отраслевым соглашением по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки РФ, на 2012 — 2014 годы, утвержденным Профсоюзом работников народного образования и науки РФ, Минобрнауки России 22.02.2012 N СОГ-3/12 (далее — Отраслевое соглашение). Это Соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в сфере образования и науки, устанавливающим общие условия оплаты труда работников образования, их гарантии, компенсации и льготы.

Размер окладов, ставок заработной платы работников учреждения определяется с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для соответствующей профессиональной деятельности, на основе отнесения занимаемых работниками должностей к профессиональной квалификационной группе (ПКГ). Для каждой ПКГ устанавливается минимальный оклад, от которого и производятся все последующие начисления. Размеры минимальных окладов по ПКГ для преподавателей определяются на уровне субъектов РФ, и за последние два-три года они неоднократно индексировались.

Отметим, что в отношении работников образования ПКГ и критерии отнесения к ним профессий рабочих и должностей служащих утверждены Приказами Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N N 216н, 217н.

Продолжительность рабочего времени и норма часов педагогической работы

Согласно Приказу Минобрнауки России от 24.12.2010 N 2075 (далее — Приказ N 2075) для педработников установлены своя продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю (сокращенная продолжительность рабочего времени), норма часов преподавательской и педагогической работы за ставку заработной платы. Ниже речь пойдет только о той категории педагогических работников, заработная плата которых зависит от тарификации. Для них в соответствии с Приложением к Приказу N 2075 установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (минимальное количество педагогических часов (уроков), которое должен провести преподаватель на 1 ставку заработной платы, — учебная (педагогическая) нагрузка). Она составляет:

а) 18 часов в неделю:

  • для учителей 1 — 11-х (12-х) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья);
  • для преподавателей образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы в количестве 720 часов в год);
  • для преподавателей специальных дисциплин 1 — 11-х (12-х) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;
  • для преподавателей 3 — 5-х классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5 — 7-х классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1 — 4-х классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;
  • для педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования;
  • для тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей образовательных учреждений дополнительного образования спортивного профиля;
  • для учителей иностранного языка дошкольных образовательных учреждений;
  • для логопедов учреждений здравоохранения и социального обслуживания;

б) 24 часа в неделю:

  • для преподавателей 1 — 2-х классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1 — 4-х классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения;
Другие публикации  Заявление на проведение обследования жилищно-бытовых условий

в) 720 часов в год:

  • для преподавателей образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования.

В рабочее время педагогов включается преподавательская (учебная), воспитательная, а также другая педагогическая работа, предусмотренная квалификационными характеристиками по должностям.

Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогов установлена в астрономических часах. Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.

Преподавательская (педагогическая) работа, выполняемая с согласия педагогов сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплачивается дополнительно соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере, то есть если учебная (педагогическая) нагрузка данного преподавателя будет больше установленной по норме, то каждый час этой нагрузки будет оплачен по стоимости 1 часа, установленной преподавателю по тарификации.

Согласно п. 4 Приложения к Приказу N 2075 учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов преподавательской работы за ставку заработной платы в неделю, в некоторых случаях гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой.

Преподавателям образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с утвержденной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года (п. 6 Приложения к Приказу N 2075).

В соответствии с Отраслевым соглашением объем учебной нагрузки учителей общеобразовательных учебных заведений и преподавателей образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (в том числе их подразделений) определяется исходя из количества часов по федеральному государственному образовательному стандарту, учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном образовательном учреждении.

Установленная при заключении трудового договора нагрузка не может быть уменьшена на следующий учебный год, за исключением случаев, когда уменьшается количество обучающихся (студентов) и часов по учебным планам и программам.

Учебная нагрузка на общевыходные и праздничные дни не планируется.

Право распределять учебную нагрузку преподавателей предоставлено руководителю образовательного учреждения (структурного подразделения), который несет ответственность за ее реальность и выполнение каждым работником. Распределение учебной нагрузки осуществляется с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Предельный объем учебной нагрузки (преподавательской работы) для руководителя образовательного учреждения, который он может выполнять в том же образовательном учреждении, определяется при заключении с ним трудового договора, а для других работников (включая заместителей руководителя), ведущих преподавательскую работу помимо основной, устанавливается самим образовательным учреждением.

Учебная нагрузка на учебный год для преподавателей образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования ограничивается верхним пределом — 1440 часами.

Часовая ставка рассчитывается путем деления месячной ставки заработной платы на среднемесячную норму учебной нагрузки (72 часа).

Дополнительные выплаты

Окончательно месячный размер заработной платы педагога будет зависеть от установленных данному конкретному преподавателю выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также доплат за дополнительно возложенные на него обязанности. К выплатам компенсационного характера относятся:

  • выплаты за особые условия труда территориального и бытового характера (например, доплата 25% за работу в сельской местности);
  • выплаты за особые условия труда производственного характера (например, за работу в специальных (коррекционных) группах для обучающихся с ограниченными возможностями по здоровью устанавливается доплата 15 — 20%, за работу в общеобразовательных учреждениях педагогам, занятым обучением лиц, которым решением суда определено содержание в исправительных колониях строгого и особого режима, — 65%);
  • выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (например, за работу в ночное время — доплата 30 — 35%).

К стимулирующим выплатам относятся:

  • выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
  • выплаты за качество выполняемой работы;
  • выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
  • премиальные выплаты.

Из всех стимулирующих выплат, как правило, в тарификацию включаются только выплаты за непрерывный стаж, выслугу лет. Остальные стимулирующие выплаты имеют непостоянный характер, производятся по решению руководителя учреждения в размере и по условиям коллективного договора и положения по оплате труда учреждения. Конкретный размер этих выплат может определяться как в процентах к окладу, так и в абсолютной величине. Премирование руководителей учреждений осуществляется по решению органа, выполняющего функции и полномочия учредителя.

Доплаты за дополнительно возложенные на педагогических работников обязанности устанавливаются на учебный год и включаются в тарификацию. К ним относятся доплаты:

  • за проверку письменных работ;
  • за классное руководство;
  • за заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими;
  • за руководство методическими, цикловыми, предметными комиссиями;
  • за обслуживание вычислительной техники.

Размер таких доплат устанавливается в процентах от минимального оклада по должности в соответствующем приказе руководителя.

Расчет заработной платы по тарификации

При подготовке к тарификации необходимо учесть много нюансов и провести большую подготовительную работу. Перед ее составлением совместно с кадровой службой учреждения нужно проверить сведения о каждом педагоге, включенном в нее, потому что установка повышающих коэффициентов к минимальным окладам по ПКГ зависит от уровня образования педагога, наличия квалификационной категории, стажа педагогической работы.

В образовательных учреждениях разного уровня (общеобразовательных, начального, среднего и высшего профессионального образования) имеется своя специфика составления тарификационных списков учителей и преподавателей. Однако существуют общие принципы. На примере учреждения среднего профессионального образования рассчитаем заработную плату за месяц по тарификации преподавателю русского языка и литературы.

Пример. Преподавателю Смирновой Е.В. с высшим образованием по специальности и стажем педагогической работы 31 г., не имеющей квалификационной категории, установлена общая педагогическая нагрузка на 2013 — 2014 учебный год — 870 ч, из которых 178 ч отводится на русский язык, 430 ч — на литературу, 262 ч — на историю. Минимальный оклад по ПКГ в данном субъекте РФ для педагогического персонала, отнесенного к четвертому квалификационному уровню, на 1 сентября 2013 г. установлен в размере 6092 руб. Образовательное учреждение расположено в сельской местности. Приказом руководителя за данным педагогом закреплен учебный кабинет, а также поручено классное руководство.

Минимальный оклад по ПКГ для преподавателя составляет 6092 руб.

Норма учебной нагрузки для преподавателей — 720 ч в год, или 72 ч в месяц (720 / 10 мес.). Педнагрузка Смирновой Е.В. будет равна 87 ч в месяц (870 / 10 мес.).

Минимальный оклад по ПКГ с учетом педнагрузки составит 7361,17 руб. (6092 руб. / 72 ч x 87 ч).

Минимальный оклад по ПКГ данному преподавателю за уровень его образования будет увеличен на 10% и составит 6701,2 руб. (6092 руб. + 10%).

Стоимость одного педагогического часа для него — 93,07 руб. (6701,2 руб. / 72 ч).

Минимальный оклад по должности с учетом педнагрузки будет равен 8097,09 руб. (87 ч x 93,07 руб.).

Выплата компенсационного характера за работу в сельской местности — 2024,27 руб. (8097,09 руб. x 25%).

Доплаты за проверку письменных работ по русскому языку и литературе установлены в размере 15%, а по истории — 10% от минимального оклада по ПКГ с учетом педнагрузки и составят:

  • за русский язык и литературу — 771,65 руб. (6092 руб. x 15% / 72 ч x (178 ч + 430 ч) / 10 мес.);
  • за историю — 221,68 руб. (6092 руб. x 10% / 72 ч x (262 ч / 10 мес.)).

Доплата за классное руководство преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования установлена в размере 20% от минимального оклада по ПКГ и равна 1218,4 руб. (6092 руб. x 20%).

Доплата за заведование кабинетами и учебно-производственными мастерскими установлена в размере 10% от минимального оклада по ПКГ и составит 609,2 руб. (6092 руб. x 10%).

Положением по оплате труда работников, принятым в учреждении, предусматриваются повышающие коэффициенты, формирующие надбавки к должностному окладу работника за выслугу лет:

  • при выслуге от 3 до 5 лет — до 0,05;
  • при выслуге от 5 до 10 лет — до 0,1;
  • при выслуге более 10 лет — до 0,15.

Стимулирующая выплата за выслугу лет будет равна 1104,18 руб. (7361,17 руб. x 0,15).

Заработная плата данного преподавателя за месяц по тарификации составит 14 046,47 руб. (8097,09 + 2024,27 + 221,68 + 771,65 + 1218,4 + 609,2 + 1104,18).

Заработная плата учителей и преподавателей всех учебных заведений устанавливается на учебный год, который, как известно, начинается 1 сентября каждого года и не совпадает с годом календарным.

Установленная учителям при тарификации заработная плата выплачивается ежемесячно независимо от числа недель и рабочих дней в разные месяцы года. Тарификация производится раз в год, но раздельно по полугодиям, если учебные планы на каждое полугодие предусматривают разное количество часов на предмет (дисциплину).

За время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся, а также в периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям оплата труда педагогов и лиц из числа руководящего, административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, ведущих в течение учебного года преподавательскую работу, в том числе занятия с кружками, производится из расчета зарплаты, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены учебных занятий (образовательного процесса) по указанным причинам.

До начала учебного года средняя месячная заработная плата преподавателей определяется путем умножения часовой ставки преподавателя на установленный ему объем годовой учебной нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев.

Часы преподавательской работы сверх установленной годовой учебной нагрузки оплачиваются дополнительно по часовым ставкам только после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки. Эта оплата производится помесячно или в конце учебного года.

Оплата проведенных часов учебных занятий при замещении временно отсутствовавших по болезни и другим причинам работников производится дополнительно по часовым ставкам помесячно или в конце учебного года также только после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки, установленной при тарификации.

Преподавателям, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с предусмотренной, до конца учебного года выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

Опубликовано в Без рубрики   
Все права защищены; 2019 Ohrangos.ru