Ohrangos.ru

Юридический журнал

Судебная практика по корректировке за отопление

о признании незаконными действий по начислению корректировки платы за отопление

Дело № 2-4128/2012 23 января 2012 года

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Ужанской Н.А.

при секретаре Арсеньевой Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черникова В.А. к ООО «Жилкомсервис № 2 Центрального района » о признании незаконными действий по начислению корректировки платы за отопление, обязании произвести перерасчет платы,

Черников В.А. обратился в суд с иском к ООО «Жилкомсервис № 2 Центрального района» о признании незаконными действий по начислению корректировки платы за отопление, обязании произвести перерасчет платы.

В обоснование заявленных требований, указал, что проживает по адресу: Санкт-Петербург, В он получил квитанцию об оплате жилого помещения и коммунальных услуг за ., из которой следует, что ООО «Жилкомсервис № 2 Центрального района» произвел дополнительное начисление платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период — . в размере . руб. Данное начисление истец полагает незаконным, в связи с тем, что дом, в котором он проживает, не оборудован общедомовыми приборами учета теплоснабжения, поэтому начисление платы за теплоснабжение в отопительный период должно было производится исключительно на основании норматива потребления и действующего тарифа. Просит суд признать незаконными действия ООО «Жилкомсервис № 2» по начислению корректировки платы за отопление, указанной в квитанции за обязать ответчика произвести перерасчет корректировки платы за отопление в размере . рубля . коп. и пени . рублей . копеек.

Истец в судебное заседание явился, требования искового заявления поддержал.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, изучив материалы дела, выслушав истца, оценив имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Черников В.А. проживает по адресу: Санкт-Петербург,

Указанный дом обслуживает ООО «Жилкомсервис № 2», дом не оборудован общедомовыми приборами учета теплоэнергии, жители дома оплачивают отопление исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органом государственной власти Санкт-Петербурга и по установленным тарифам. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Из квитанции об оплате жилого помещения и коммунальных услуг за , полученной Черниковым В.А., следует, что в связи с превышением объемов теплоотпуска за отопительный период — было произведено дополнительное начисление платы (корректировка) за отопление в размере . рубля . копейки.

ООО «Жилкомсервис № 2 Центрального района», является управляющей организацией, в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию. В связи с превышением объемов теплоотпуска за отопительный период — . произвел корректировку платы за отопление в сторону увеличения платы. В обоснование проведения корректировки ответчик ссылался на Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г.

Суд, полагает, что проведение корректировки в данном доме за отопительный период — . является незаконным по следующим основаниям.

В соответствии с ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение, в т.ч. поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч.4 ст.154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (в Санкт-Петербурге – органом государственной власти субъекта РФ) в порядке, установленном федеральным законом (ч.2 ст.157 ЖК РФ).

В соответствии с п.2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №306 норматив потребления коммунальных услуг – месячный объем потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами (органами государственной власти субъекта РФ) (п.2,4 Правил). Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления (п.12 Правил). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (п.13 Правил).

Ст.2 ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» от 14.04.1995г. № 41-ФЗ установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в т.ч. населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ.

В соответствии с п.15 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, установленном законодательством РФ.

Таким образом, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и по установленным тарифам, которые устанавливаются Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга.

Возможность проведения корректировки размера платы за коммунальные услуги (в т.ч. и отопление) в сторону увеличения или уменьшения установлена Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307.

Согласно пункту 19 Правил предоставления коммунальных услуг №307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения №2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствие с подпунктом 2 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Из материалов дела усматривается, что Черникову В.А.корректировка платы за отопление, с включением начисленной суммы корректировки в квитанцию за , была произведена в соответствие с п. 19 Правил, поскольку дом общедомовыми приборами учета не оборудован.

Вместе с тем, учитывая, что в силу указанных выше норм при отсутствии в доме общедомового прибора учета корректировка платы за отопление возможна только исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления, которые в спорный период времени в установленном порядке не производились, суд приходит к выводу о том, что действия ООО «Жилкомсервис № 2 Центрального района»по начислению Черниковой В.А.дополнительной платы за отопление в размере . рубля . копейки, являются незаконными, в связи с чем начисление пени в размере . рублей . копеек на указанную сумму, также неправомерны.

Таким образом, требования иска являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд

Исковые требования Черникова В.А. удовлетворить.

Признать незаконными действия ООО «Жилкомсервис № 2 Центрального района » по начислению Черникову В.А. корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период — в размере . рубля . копейки.

Обязать ООО «Жилкомсервис № 2 Центрального района» произвести перерасчет коммунальных услуг и оплаты жилого помещения по адресу: Санкт-Петербург, указанных в квитанции за в части корректировки платы за отопление в размере . рубля . копейки, а также последующих начислений пени на указанную сумму в размере . рублей . копеек.

Взыскать с ООО «Жилкомсервис № 2 Центрального района » госпошлину в доход государства в размере . рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца путем подачи кассационной жалобы через Куйбышевский районный суд.

Корректировка отопления — как сделать правильно

Бухучет в управляющей компании процесс особый, так как бухгалтер должен подстраиваться под постоянно меняющуюся нормативно-правовую базу. Но есть операции, по которым большинство бухгалтеров совершают типовые ошибки. Ярким примером может быть отражение в бухгалтерском учете начисления собственникам помещений стоимости услуги отопления в случае, если в субъекте РФ принято решение о равномерных начислениях. Тут бухгалтера ошибаются повсеместно.

Начнем по порядку.

Способы расчета стоимости услуги отопления.

Существует 2 способа расчета размера платы за услугу отопления в МКД оборудованным общедомовым прибором учета тепловой энергии (далее по тексту – ОДПУ):

  1. расчет «по факту», когда стоимость услуги отопления определяется исходя из показаний ОДПУ за месяц;
  2. «равномерное начисление», когда стоимость услуги отопления выставляется собственникам помещений равномерными платежами и один раз в год исполнитель коммунальных услуг делает корректировку стоимости отопления.

Обратите внимание.

Применение «равномерного начисления» не может быть прихотью управляющей организации или собственников.

Собственники данный вопрос на общем собрании не могут проголосовать за порядок начисления стоимости отопления, так как данный вопрос не относится к компетенции общего собрания собственников.

В свою очередь, управляющая организация обязана руководствоваться требованиями действующего законодательства, а именно п. 42.2 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее по тексту – Правила 354). В указанном пункте предельно четко указано, что способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года применяется с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.

Сроки проведения корректировки отопления.

Законодательно срок проведения корректировки не определен. В п.42.2 Правил №354 четко прописаны сроки корректировки указаны лишь для ситуации, когда в субъекте РФ впервые принимается решение о переходе на равномерные платежи. В такой ситуации корректировка стоимости отопления производится в течение 1 квартала календарного года, следующего за годом, в котором произошло изменение способа оплаты. Для ситуаций, когда управляющие организации в субъекте РФ изначально рассчитывают стоимость отопления равномерно сроки не указаны. В Правилах 354 говорится лишь о том, что корректировка должна быть произведена в течение года.

Другие публикации  Срок действия сертификатов соответствия гост р после вступления тр тс

Оптимальные сроки корректировки отопления будут зависеть от того, соблюдает ли РСО требования пп.«а» п.25.1 Правил, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 №124 (далее по тексту – Правила 124). Согласно данному пункту РСО ежемесячно выставляет в адрес управляющей организации счета за потребленную тепловую энергию не фактический объем по показаниям ОДПУ, а сумму, рассчитанную аналогично порядку выставления стоимости отопления собственникам помещений в МКД (равномерно) с ежегодной корректировкой.

В случае, если корректировка производится в сторону доначисления собственникам помещений стоимости услуги отопления – корректировка отопления может быть произведена в любой из месяцев года.

В ситуации, когда корректировка должна быть произведена в сторону уменьшения размера платы за отопление, возможны варианты:

  1. В случае, если РСО фактически нарушая требования пп.«а» п.25.1 Правил 124 выставляет управляющей организации стоимость тепловой энергии по показаниям ОДПУ, оптимальный срок корректировки – летние месяцы. Дело в том, что в такой ситуации летом у управляющей организации продолжает поступать оплата за отопление от собственников, а РСО счета на отопление не выставляет, что формирует «подушку» из временно свободных средств и прохождение корректировки проходит относительно безболезненно.
  2. В случае, если РСО соблюдает требования пп.«а» п.25.1 Правил 124, сроки корректировки в сторону уменьшения могут быть любыми.

С учетом того, что в управлении управляющей организации может быть большое количество МКД корректировка отопления в сторону уменьшения сразу по всем МКД может привести к большому кассовому разрыву, когда собственники массово получат возврат. В качестве варианта можно «раскидать» корректировку по разным месяцам, прописав четкие сроки в приказе руководителя организации.

Бухгалтерский учет начисления услуги отопления и корректировки

Давайте рассмотрим схему бухгалтерского учета услуги «равномерного» отопления в управляющих компаниях, так как данная тема постоянно поднимается на моих семинарах по всей России.

Стандартная, но неправильная схема бухгалтерских проводок при равномерном выставлении стоимости платы за отопление выглядит следующим образом:

Дт 62 Кт 90.1 – отражена стоимость услуги отопления (эта сумма попала в платежные документы)
Дт 20 Кт 60 – отражена стоимость тепловой энергии по показаниям ОДПУ

При проведении корректировки стоимости услуги отопления в сторону увеличения бухгалтер делает проводки:

Дт 62 Кт 90.1 – отражена корректировка (доначисление) стоимости услуги отопления.

Если же корректировка производится в сторону уменьшения, то бухгалтера управляющих организаций делают следующую проводку:

Дт 90.1 Кт 62 – отражена корректировка (возврат) стоимости услуги отопления.

Вас ничего не смущает в последней бухгалтерской проводке? А должно смутить то, что бухгалтер начинает корректировать объем реализации в сторону уменьшения, что не есть хорошо.

Получается, что в течение календарного года бухгалтер искусственно «задирал» объем реализации, что приводило к излишней уплате НДС и налога на прибыль, а в квартале, когда делается корректировка, бухгалтер искусственно занижает объем реализации.

Указанная схема бухгалтерских проводок нарушает методологию бухгалтерского учета и вот почему.

Правила формирования в бухгалтерском учете коммерческих организаций информации о доходах регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организаций» ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №32н (далее по тексту – ПБУ 9/99).

Согласно п.12 ПБУ 9/99 выручка признается в бухгалтерском учете при условии, что право собственности на работу (услугу) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана).

В отношении услуги отопления можно сказать, что услуга потребляется в конкретном месяце. Следовательно, объем потребленной услуги в целом по МКД легко определяется по показаниям ОДПУ и объем реализации в бухгалтерском учете должен отражаться не по суммам отраженным в платежных документах, а по стоимости тепловой энергии по показаниям ОДПУ.

Возникает вопрос – как будет отражаться разница между стоимостью услуги отопления в квитанциях и объемом реализации в бухгалтерском учете. Нет ничего проще.

Дт 62 Кт 76/отопление – отражено начисление собственникам помещений стоимости услуги отопления.

Дт 20 Кт 60 – отражена стоимость тепловой энергии по показаниям ОДПУ.

Дт 76/отопление Кт 90.1 – отражена реализации стоимости услуги отопления исходя из показаний ОДПУ.

При указанной схеме разница между стоимостью фактически потребленной в МКД тепловой энергии и стоимостью услуги отопления, отраженной в платежных документах будет отражаться либо на Дт 76/отопление (задолженность собственников), либо на Кт 76/отопление (задолженность исполнителя перед собственниками).

Годовая корректировка стоимости услуги отопления будет отражаться:

Дт 62 Кт 76/отопление – отражено доначисление собственникам услуги отопления.

Дт 76/отопление Кт 62 – отражена корректировка стоимости услуги отопления (возврат).

Как вы видите, данная схема достаточно проста и имеет ряд преимуществ, а именно:

  1. она правильная с точки зрения методологии бухгалтерского учета;
  2. при корректировке отопления бухгалтер не трогает счета реализации и корректировка производится только с использованием счетов расчетов 62 и 76;
  3. каждый период правильно определяется объем реализации, а значит можно правильно рассчитать и заплатить НДС и налог на прибыль в бюджет;
  4. при проведении ежегодной корректировки нет необходимости пересдавать декларации за предыдущие периоды.

Как то так…

С уважением, Кочетков Юрий.

  • Обсудить статью и задать вопросы можно здесь.

Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Статья 5.62. Дискриминация

3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, — влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Другие публикации  Пособия по обучению времени

Перерасчет платы за отопление потребителям услуг

«Общество потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области» обратилось в Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с иском в защиту неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что ООО «ЖКС № 3» в декабре 2010 года произвел перерасчет платы за отопление потребителям услуг – физическим лицам, сумма перерасчета включена в счет на оплату жилого помещения, коммунальных и прочих услуг отдельной строкой гражданам, проживающим в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета по теплу и горячей воде. В счете-квитанции указано, что была произведена корректировка платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010 г.г., связанных с пониженной температурой наружного воздуха в 1 квартале 2010 года. Истец полагает, что указанные действия ответчика нарушают права и законные интересы потребителей, поскольку оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, в связи с чем корректировка платы за отопление жителям домов, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета, является незаконной.

Также Общество потребителей ссылался на то, что ответчик незаконно производит корректировку платы за отопление на основании Постановления Правительства РФ № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», в связи с тем, что формула, по которой производится корректировка, не урегулирована законом, а именно, законодательством РФ не установлен порядок расчета размера платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию.

В виду указанных обстоятельств, истец просил суд признать противоправными действия ООО «ЖКС № 3» в отношении потребителей коммунальных услуг по корректировке платы за отопление за отопительный период 2009-2010 г.г., обязать ООО «ЖКС № 3» прекратить учет суммы перерасчета за отопление по лицевым счетам потребителей его услуг, запретить ООО «ЖКС № 3» совершать действия в отношении потребителей его услуг по начислению пени на сумму перерасчета за отопление, начисленную в декабре 2010 года.

Представители ответчика ООО «ЖКС № 3» возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что истец не является надлежащим и не вправе обращаться с указанным иском в защиту неопределенного круга лиц. Также представитель ответчика указал, что практически все дома оборудованы приборами учета. В домах, где отсутствуют приборы учета корректировка платы производилась в соответствии Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, которые устанавливают, как производить корректировку по договорной нагрузке, т.е. без приборов учета. Кроме того, по мнению представителя ответчика, исковые требования подлежат отклонению в виду невозможности их исполнения, так как учет суммы перерасчета ведется не ответчиком, а ГУП ВЦКП, что также препятствует запрету начислять пени.

Суд решил исковые требования общественной организации «Общество потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области» – удовлетворить.

Корректировка платы за отопление при ее внесении равномерно в течение года

Позвоните на бесплатный номер 8 800 550 58 83 [email protected]

До 1 июля 2016 года корректировка платы за отопление при внесении ее равномерно в течение календарного года было предусмотрено прежними Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, действие которых неоднократно продлевалось, но наконец прекратилось. Одновременно Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 в актуальные Правила предоставления коммунальных услуг были внесены поправки, согласно которым оплата отопления равномерно в течение календарного года стала равноправным способом наряду с оплатой в течение отопительного периода. Каким образом теперь должна проводиться корректировка платы? В чем отличие от порядка, который применялся ранее? Такой вопрос поступил в редакцию от читателя. Давайте разбираться.

Формулы не изменились

Порядок оплаты отопления прописан в п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг. В данном пункте нет положений о проведении корректировки платы. Они приведены в п. 3(2) Приложения 2 к Правилам.

В абзаце 3 п. 42(1) предусмотрено, что в МКД, который оборудован ОПУ тепловой энергии и в котором не во всех помещениях установлены ИПУ (распределители) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) из Приложения 2 исходя из показаний ОПУ тепловой энергии.

Формула 3 представляет собой расчет платы при осуществлении оплаты в течение отопительного периода: объем потребления тепловой энергии по показаниям ОПУ распределяется пропорционально площади помещения.

В свою очередь, формула 3(1) предназначена для случая, когда оплата осуществляется равномерно в течение календарного года.

Pi = Si x VT x T T ,

где Si – общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в МКД;

VT – среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний ОПУ тепловой энергии, которым оборудован дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и общей площади всех жилых и нежилых помещений в МКД. При отсутствии показаний ОПУ за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению;

T T – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

В пояснении к формуле 3(2) сказано, что размер платы, определенный по предыдущей формуле, в первом квартале года, следующего за расчетным, корректируется исполнителем по формуле 3(2):

где Pk.пр – размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний ОПУ, установленного в МКД, за прошедший год;

Si – общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в МКД;

Sоб – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в доме;

Pfn.i – общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в МКД за прошедший год.

Как видим, данные формулы идентичны тем, которые приведены в прежних Правилах предоставления коммунальных услуг и использовались до 01.07.2016. Однако разница в правовом регулировании все-таки есть. В пояснениях к действующим в настоящее время формулам даны весьма конкретные указания.

Прежде всего, расчетным периодом является год. Учитывая указание на I квартал года, следует прийти к выводу, что речь идет о календарном годе. Таким образом, плата за отопление за месяцы с января по декабрь 2017 года должна рассчитываться исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2016 год.

Корректировка платы за отопление представляет собой разницу между суммарной платой за отопление за все месяцы 2017 года и платой за отопление, определенной исходя из показаний ОПУ за тот же период. Если в течение года повышался тариф, для корректировки это никаким особым образом не учитывается, поскольку формула 3(2) оперирует итоговыми показателями в рублях.

Период корректировки – I квартал

Корректировка платы проводится в I квартале года, следующего за расчетным. То есть плата за отопление за 2017 год должна быть скорректирована в платежном документе за январь, февраль или март 2018 года.

Таким образом, если корректировка ожидается в пользу потребителей и ее сумма не была отражена в платежных документах за первые три месяца года, следующего за расчетным, потребитель вправе обратиться к исполнителю за пояснением и в письменной форме потребовать уплаты штрафа за необоснованное завышение размера платы за коммунальные услуги на основании ч. 6 ст. 157 ЖК РФ (см. статью Н.М. Софийской “Штрафы за неправильный расчет платы за КУ” на с. 60).

Корректировка платы за отопление если ОПУ выходил из строя

Условия проведения корректировки – внесение платы равномерно в течение календарного года (согласно решению региональных властей) и наличие в течение всего расчетного года исправного ОПУ тепловой энергии.

Если в течение года ОПУ выходил из строя или был утрачен, каким образом можно определить показатель Pk.пр, необходимый для корректировки? Ранее Минстрой России полагал, что в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется с учетом нормативов потребления и корректировка размера платы за отопление не производится (Письмо от 12.11.2014 N 25263-ОД/04).

Обратим внимание, что в пояснениях к формуле 3(2) нет отсылок к п. 59, 59(1), 60(1) Правил предоставления коммунальных услуг, в которых описывается порядок расчета платы за отопление при выходе прибора учета из строя (кстати, такие ссылки есть в пояснениях к формуле 3(4), посвященной корректировке платы за отопление в случае, когда дом оснащен ОПУ и во всех помещениях в нем установлены ИПУ тепловой энергии). Тем не менее в аналогичных ситуациях правовое регулирование должно быть одинаковым. Кроме того, судебная практика, сложившаяся по вопросу расчетов на основании прежних Правил предоставления коммунальных услуг, говорит о возможности проведения корректировки с учетом среднемесячного объема потребления (нормативов потребления). Выше мы установили, что актуальные формулы совпадают с ранее действовавшими, поэтому, полагаем, можно применять данные принципы более широко, тем более что они не нарушают права потребителей (не предполагают выставление платы в большем размере, чем предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг).

Иначе говоря, если в начале года исполнитель имел все основания для расчета платы за отопление исходя из среднемесячного объема потребления за прошедший год, а впоследствии ОПУ вышел из строя, корректировка должна быть проведена несмотря на то, что показатель Pk.пр невозможно определить именно по данным ОПУ. Следует воспользоваться иными расчетными величинами (среднемесячным объемом потребления в первые три месяца, нормативом потребления в последующие месяцы).

Тем более это логично, поскольку цель корректировки – приведение объема тепловой энергии, оплачиваемого потребителями, в соответствие с объемом, поставленным в дом в целом. А РСО имеет возможность определять такой объем в доме, оснащенном ОПУ, при выходе его из строя, утрате и др. в соответствии с пп. “в(2)” п. 21 Правил заключения договоров ресурсоснабжения, содержание которого соотносится с содержанием п. 59(1) и 60(1) Правил предоставления коммунальных услуг.

Разъяснения аналогичного характера дал Минстрой России в прошлогоднем Письме от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04, выпущенном в связи с принятием Постановления Правительства РФ N 603:

Другие публикации  Увольнение по статье в связи с утратой доверия

“Среднемесячный объем тепловой энергии, используемый в формулах 3(1) и 3(3) из Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, определяется за календарный год, предшествующий году корректировки, вне зависимости от того, какое количество месяцев в году корректировки объем тепловой энергии измерялся общедомовым (индивидуальным в жилом доме) прибором учета. При этом за период отсутствия в году корректировки измерений объема тепловой энергии общедомовым (индивидуальным в жилом доме) прибором учета тепловой энергии среднемесячный объем тепловой энергии определяется исходя из объемов тепловой энергии, определенных за соответствующие расчетные периоды в соответствии с п. 42(1), 59(1) и 60(1) Правил предоставления коммунальных услуг”.

При этом, очевидно, перекладывать на потребителей оплату повышающего коэффициента 1,1 (установлен пп. “е” п. 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения) исполнитель не имеет права.

Корректировка платы за отопление если произошла смена потребителя в течение расчетного года

На практике многие (если не все) исполнители коммунальных услуг, которые рассчитывают плату за отопление равномерно в течение календарного года с ежегодной корректировкой, столкнулись с тем, что собственник квартиры, купивший ее в расчетном году, не желает уплачивать полную сумму корректировки (доначисление в пользу УК), а согласен внести лишь часть платы пропорционально времени владения квартирой в году, за который осуществляется перерасчет. УК этот вариант невыгоден, поскольку для получения суммы корректировки, приходящейся на период владения квартирой прежним собственником, необходимо установить его новое место жительства. В связи с этим получить деньги во внесудебном порядке становится весьма сложно. Но и при судебном взыскании необходимо иметь информацию о месте жительства должника. Она должна быть указана в заявлении о вынесении судебного приказа (п. 3 ч. 2 ст. 124 ГПК РФ), в противном случае судья возвратит заявление (п. 3 ч. 1 ст. 125 ГПК РФ).

Тем не менее взыскивать с нового собственника сумму корректировки в части, приходящейся на период владения квартирой прежним собственником, незаконно. Так, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента наделения его правом собственности на помещение. Исключение составляют взносы на капитальный ремонт: при переходе права собственности на помещение в МКД к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт МКД, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт (ч. 3 ст. 158 ЖК РФ).

Способ исчисления платы исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год с последующей корректировкой (доведением до фактического объема потребления по итогам расчетного года) – это вариант, принятый для удобства расчетов. Цель – обеспечить оплату фактического объема тепловой энергии равномерно в течение года. Поэтому представляются вполне обоснованными рекомендации Минстроя России из Письма N 28483-АЧ/04: “Если в течение года корректировки произошла смена потребителя коммунальных услуг по отоплению, исполнитель проводит корректировку размера платы за коммунальные услуги по отоплению каждому потребителю за расчетные периоды в году корректировки, в которые у каждого потребителя возникали обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями ст. 153 ЖК РФ”.

Неправильно было бы считать, что гражданин, купивший квартиру после окончания отопительного периода, вообще не должен оплачивать корректировку платы за отопление за год приобретения квартиры. В случае равномерного внесения в течение года плата за отопление и стоимость фактически оказанной услуги в разрезе каждого месяца не совпадают (а при расчетах в течение отопительного периода и при наличии в доме ОПУ – совпадают). При этом у собственника возникает обязанность по внесению платы за отопление, а не по оплате фактически оказанных услуг. Также есть обязанность уплачивать часть суммы корректировки платы за отопление. К примеру, если в доме отсутствует ОПУ и плата рассчитывается исходя из норматива потребления, новый собственник не имеет оснований отказаться от внесения платы за услугу, которая ему фактически не была оказана (если он владел квартирой только в течение неотопительного периода).

Некоторые исполнители полагают, что могут произвести корректировку платы за отопление за часть расчетного года на дату перехода права собственности. Это удобно, поскольку нередко одной из обязанностей продавца по договору купли-продажи квартиры является полная уплата долгов за жилищно-коммунальные услуги. Однако насколько это законно? По мнению автора, данный подход не подкреплен положениями нормативно-правовых актов. Прежде всего, корректировка проводится в определенный момент – в I квартале следующего года, а не на дату перехода права собственности. Кроме того, и это главное, необходимый для корректировки показатель – размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний ОПУ, установленного в МКД, за прошедший год. В течение расчетного года соотношение платы, исчисленной по среднемесячному потреблению за прошлый год, и фактической платы может колебаться (быть как положительным, что вызывает корректировку платы в пользу потребителей, так и отрицательным, что указывает на необходимость ее корректировки в пользу исполнителя). Итоговый результат, позволяющий соблюсти требования Правил предоставления коммунальных услуг, известен только по окончании расчетного года. Именно поэтому корректировка, произведенная на любую дату в течение года, может быть оспорена.

Корректировка платы за отопление если произошла смена исполнителя в течение расчетного года

Еще один вопрос того же рода: каким образом проводится корректировка платы за отопление, если в течение расчетного года поменялся исполнитель коммунальной услуги?

В соответствии с пп. “а” п. 25(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения в редакции Постановления Правительства РФ N 603 в случае принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об осуществлении оплаты отопления равномерно в течение календарного года объем ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется для МКД, оснащенного ОПУ, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям ОПУ за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний – исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным ОПУ, определенной в порядке, установленном п. 22 данных Правил. Иначе говоря, исполнитель ведет с РСО расчеты за отопление точно так же, как и с потребителями.

Вместе с тем на момент прекращения договора управления и прекращения договора ресурсоснабжения с соответствующим управляющим МКД фиксируются показания ОПУ (пп. “д(1)” п. 18 Правил заключения договоров ресурсоснабжения), осуществляются расчеты за фактически поставленный в период управления домом объем тепловой энергии. Поэтому вполне законно стремление УК, утратившей право управления домом, получить от потребителей плату за объем фактически оказанной до прекращения договора управления коммунальной услуги по отоплению.

В Письме Минстроя России N 28483-АЧ/04 дано такое разъяснение: корректировка размера платы за отопление проводится каждым исполнителем соответственно объемам тепловой энергии, поставленным в МКД, жилой дом в расчетные периоды предоставления коммунальной услуги по отоплению соответствующим исполнителем, в году корректировки и применяемым таким исполнителем тарифам на тепловую энергию в соответствующие расчетные периоды, а также с учетом положений п. 59(1) и 60(1) Правил предоставления коммунальных услуг.

Однако не уточняется, в какой момент прежний управляющий может провести корректировку: на дату прекращения управления или в I квартале следующего года? Полагаем, что ответ на данный вопрос может быть приведен в тексте договора управления либо решения общего собрания о смене управляющего (выборе нового способа управления). Очевидно, что прежнему управляющему в целях обеспечения как можно более полной и скорой оплаты выгодно включить суммы корректировки в платежный документ за последний месяц периода управления домом. В пользу данного варианта можно привести следующий аргумент: поскольку правоотношения между исполнителем и потребителем завершились, объем тепловой энергии, фактически поставленной в дом на момент прекращения правоотношений, известен. Удержание потребителями стоимости отопления свыше предъявленной к оплате означает их неосновательное обогащение за счет прежнего управляющего и потому должно быть произведено. Это общее правило, справедливое и для других ситуаций: когда корректировка размера платы за отопление должна быть проведена в пользу потребителей, когда прежний управляющий не вправе удерживать отчисления в фонд текущего ремонта и, соответственно, когда собственники помещений обязаны оплатить прежнему управляющему ремонтные работы, стоимость которых была согласована, но полностью не возмещена до прекращения управления домом.

Также вполне жизнеспособным является еще один вариант, описанный в Постановлении АС ВВО от 20.09.2016 N Ф01-3635/2016 по делу N А28-143/2016. Прежняя УК предоставила новой копии ведомостей учета тепловой энергии по ОПУ за месяцы ее управления домом, сообщила размер среднемесячного объема потребления тепловой энергии за прошедший год, который использовала для расчета платы в начале расчетного года. А новая УК (агент) приняла на себя обязательство по перерасчету платы за отопление по лицевым счетам домов, ранее находившихся под управлением прежней УК (принципала). Доказательств, свидетельствующих о взыскании с жильцов дома платы в большем размере, чем это предусмотрено законодательством, в материалах дела не имеется.

Сравнив положения прежних и действующих сегодня правил предоставления коммунальных услуг в части проведения корректировки платы за отопление в случае внесения платы равномерно в течение года при наличии в доме ОПУ тепловой энергии, мы увидели, что формулы не изменились, а это дает основания применять старые наработки и сегодня. Одновременно в пояснениях к новым формулам уточнены некоторые вопросы, которые ранее не были урегулированы и вызывали разногласия. Так, корректировка проводится всегда в I квартале года, следующего за расчетным, среднемесячный объем потребления считается за прошедший календарный год. Пояснения Минстроя с учетом правоприменительной практики позволяют прийти к выводу, что при смене потребителя и исполнителя в течение года корректировка проводится для каждого из них за период фактического владения помещением и управления домом соответственно. Если в течение расчетного периода ОПУ временно не эксплуатировался, но начисление платы исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за прошедший год в определенных месяцах было законным, корректировку провести необходимо.

Все права защищены; 2019 Ohrangos.ru