Ohrangos.ru

Юридический журнал

Заявление о нарушении избирательных прав

Заявление о нарушении избирательных прав

«Луна или утренний снег.
Любуясь прекрасным, я жил, как хотел.
Вот так и кончаю год»
.

У Вас неотложная проблема? Найдите юриста или адвоката в своём городе. Не знаете как поступить? Задайте свой вопрос одному из экспертов зарегистрированных на сайте, которые готовы провести краткую предварительныю консультацию. Ищете информацию? Воспользуйтесь поиском по базе, в которой более 200 тысяч юридических вопросов и ответов. Или подпишитесь на «Юридический ликбез» в котором рассматриватся самые распространённые ситуации возникающие в нашей жизни.

Ответственность за нарушение избирательных прав граждан: нюансы законодательства

Наши желания могут иметь разное выражение. Народная воля при выборе представителей на различных уровнях власти реализуется благодаря нашим избирательным правам.

Современную избирательную систему вполне можно сравнить со сложнейшим механизмом. Поскольку именно выборы часто приводят людей к власти, здесь нередки всевозможные нарушения. Закон подобные ситуации учитывает и часто трактует как преступления.

Основные сведения

Хотя бы в общих чертах рассказать о российском избирательном законодательстве просто нереально. Речь идёт об огромном числе документов различного уровня: законах, актах и так далее.

Поэтому логично сузить тему до наиболее злободневного вопроса. Он касается случаев, когда нарушаются наши права как избирателей.

Понятие и регулирующие вопрос нормы

  • В 19-й главе российского УК, которая посвящена нарушениям наших ключевых свобод и прав, есть статья 141. О посягательстве на избирательные права отдельных граждан говорится в первой и второй частях статьи.
  • О каких конкретных правах идёт речь? Их уточняет 32-я статья Конституции. Каждый из нас (за исключением заключённых и недееспособных) обладает правом стать народным избранником или участвовать в выборах/референдумах.
  • Подробно все права и гарантии излагаются в специальном Федеральном законе. Он утверждён 12.062002 за номером 67-ФЗ (регулярно редактируется).
  • В некоторых случаях может идти речь не о преступлениях, а об административных правонарушениях. По этому поводу в КоАПе имеется довольно много статей, сосредоточенных в пятой главе.

Уголовно-правовая характеристика

Когда нарушаются избирательные права россиянина, последствия не важны. Это делает преступления по 141-й статье деяниями с формальным составом.

  • Объект в общем смысле – это общественные отношения, которые возникают при реализации конституционных прав. В более узком плане можно говорить о конкретных избирательных правах.
  • Субъектом злодеяния может стать любой вменяемый человек возрастом от шестнадцати лет. Кроме того, для преступления характерен прямой умысел и активные действия.

Юристы-практики указывают, что фактически речь идёт о двух преступлениях против гражданских избирательных прав.

  • В первом случае человеку буквально мешают кого-либо избрать или избраться самому.
  • Во втором – каким-либо образом не позволяют поучаствовать в референдуме.

В обеих ситуациях имеются квалифицирующие признаки. Их можно обозначить как помеху в реализации гражданских избирательных прав плюс:

  • обман, подкуп, насилие (угроза такового), принуждение;
  • злоупотребление должностными полномочиями;
  • групповые действия (по сговору или организованные).

Способов нарушить избирательные права масса. Известны случаи ложных сообщений о предстоящем теракте на избирательном участке. Или о том, что «со всеми, кто за проголосует, подкарауливают и разбираются».

Подобным способом пытаются помешать людям проголосовать. А чтобы препятствовать человеку в собственном избрании, ему порой отказывают в регистрации в качестве кандидата (без оснований для такого действия). И это лишь один из примеров.

Довольно часто жертвами нарушения избирательных прав становятся инвалиды, о чем и расскажет видео ниже:

Как пожаловаться на преступление

При нарушении наших ключевых прав главное – ни о чём не молчать. Правда, добиться справедливости можно не всегда. Например, если кто-то осторожно и умело распускает ложные слухи, найти и наказать такого «деятеля» бывает довольно сложно.

А вот действия избирательных комиссий вполне можно обжаловать. Рассмотрим далее, как действовать, чтобы отстоять свои гражданские избирательные права.

Как составить жалобу

Здесь необходимо соблюдать общие правила и указать:

  • все обстоятельства нарушения избирательных прав (время, место, ход событий);
  • какие законодательные нормы были нарушены;
  • кто допустил нарушения;
  • итоговые требования.

Образцы жалоб на нарушение избирательных прав вы можете посмотреть ниже или скачать здесь.

Образцы жалоб на нарушение избирательных прав

Главное – чётко определиться, кому и куда подавать заявление. А далее мы расскажем вам про порядок обжалования нарушений избирательных прав граждан.

Обращаться с подобными жалобами необходимо в суд. Об этом говорит 75-я статья Федерального закона, который упоминался выше (№67-ФЗ).

В какой именно суд обращаться, зависит от уровня допустившей нарушения комиссии. В целом жалобы такого порядка – это целая наука, и здесь особенно необходима консультация юриста-практика.

Далее мы поговорим про ответственность, которую влечет за собой нарушение избирательных прав граждан и норм избирательного права.

Наказание и ответственность за нарушение избирательных прав граждан

Если нарушения гражданских избирательных прав квалифицируются как правонарушения, то виновные ответят по КоАП. Наказанием в случае административной ответственности за нарушения избирательных прав граждан становятся штрафы.

Преступления по 141-й статье УК РФ предполагают уголовную ответственность за нарушение избирательных прав и караются:

  • штрафами, которые в зависимости от квалификации достигают размера трёхсот тысяч рублей или дохода за два года;
  • обязательными работами (максимум на 480 часов);
  • исправительными работами в двухлетнем пределе;
  • пятилетними (не более) принудительными работами;
  • лишением свободы, максимум на пять лет.

Провинившиеся избирательные комиссии могут понести ещё один вид ответственности за нарушение избирательных прав, которая называется конституционно-правовой. О ней говорит закон №67-ФЗ в 79-я статье.

Судебная практика по нарушениям избирательного права представлена ниже.

Судебная практика

Пример 1. А. П. по заданию избирательной комиссии и скал и нанимал людей для проведения агитационных работ. Одна из «наёмниц» заявила в полицию о том, что агитация на деле представляет собой подкуп избирателей.

В суде была проведена проверка как действий А. П., так и избирательной комиссии. А. П. предъявил договоры о найме сотрудников для агитационных мероприятий и расписки о выдаче авансов. Каких-либо подтверждений подкупа не обнаружилось. В итоге суд постановил: противозаконные действия отсутствуют.

Пример 2. Уголовным преследованием обернулось желание А. А. помочь своей подруге. Та попросила помочь с выборами одного из кандидатов в депутаты. А. А. получила от подруги деньги, часть из которых раздала своим друзьям и знакомым после того как они проголосовали за определённого кандидата.

Однако позднее А. А. явилась с повинной, была признана соучастницей своей подруги, но активно помогала раскрывать основное преступление. Решение суда: уголовное дело прекратить, так как ранее А. А. преступлений не совершала, а инкриминируемое деяние сопровождалось раскаянием и имело небольшую тяжесть.

В целом практически любые выборы сопровождаются массой жалоб и даже открытыми конфликтами разных уровней. Изменится ли подобная ситуация в дальнейшем, предсказать трудно.

Статистика нарушений избирательных прав граждан удручающая, но мало кто знает, что поправ такие нормы, человек также нарушает и конституционные права гражданина и человека (как, например, право на недискриминацию, неприкосновенность частной жизни и переписки и др.).

Более подробно о юридической ответственности за нарушение избирательных прав граждан поведает специалист в этом видео:

Заявление о нарушении избирательных прав

ЗАЯВЛЕНИЕ , например: Председатель

участковой избирательной комиссии Смирнов Леонид Ильич не оповестил заранее лиц, присутствующих на участке, о выезде членов комиссии для проведения голосования вне помещения. Считаю это нарушением избирательного законодательства и избирательных прав граждан. , например:

Упомянутый выше выезд членов комиссии для проведения голосования вне помещения состоялся приблизительно в 16 часов 15 минут.

, например: Из-за отсутствия оповещения я не смог принять участие в проведении голосования вне помещения.

В соответствии с ч.4 ст.20, ч.30 ст. 68, ч.12 ст.75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» прошу комиссию рассмотреть данное заявление немедленно в моем

присутствии, принять мотивированное решение по существу вопроса, выдать мне заверенную копию этого решения, а также приложить решение к первому экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования.

Дата, время, подпись

Заполняется в 2-х экземплярах, один из которых передается в комиссию, другой заверяется у секретаря или председателя комиссии и остается у заявителя

Приложение 7. Образец заявления о нарушении п.18 ст.68 (порядка подсчета голосов)

В территориальную избирательную комиссию от члена комиссии с правом совещательного голоса

в участковой избирательной комиссии №____

При подсчете количества голосов избирателей в рассортированных по пачкам избирательных бюллетенях указанная участковая избирательная комиссия грубо нарушила требования п.18 ст.68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: бюллетени не подсчитывались «путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене». При этом допускался одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек.

Другие публикации  Октмо госпошлина паспорт

Умышленное нарушение порядка подсчета голосов могло быть направлено на фальсификацию итогов голосования и не позволило присутствующим в помещении для голосования лицам убедиться в правильности подсчета.

В связи с изложенным прошу комиссию произвести пересчет голосов в установленном законом порядке.

Дата, время, подпись

Заполняется в 2-х экземплярах, один из которых передается в комиссию, другой заверяется у секретаря или председателя комиссии и остается у заявителя

Приложение 8. Проект Порядка приема протоколов участковых избирательных комиссий в вышестоящей избирательной комиссии

Настоящий Порядок составлен в соответствии со ст. 69 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далееФЗГ).

После прибытия членов УИК в задание, где расположена Комиссия, они первым делом направляются в помещение …. в котором находятся члены Комиссии с правом решающего голоса, лица, указанные в п.1 ст. 30 ФЗГ, увеличенные формы сводных таблиц Комиссии.

Член Комиссии с правом решающего голоса оглашает данные из первых экземпляров протоколов УИК в порядке прибытия УИК, при этом они заносятся в соответствующий столбец увеличенной формы сводной таблицы. В этом же столбце указывается время занесения данных.

Затем первый экземпляр протокола и сопутствующие документы передаются членам ТИК с правом решающего голоса для проверки.

После проверки первый экземпляр протокола передается системному администратору, который в присутствии председателя (представителя) УИК, члена группы по контролю за вводом данных в ГАС «Выборы» вводит данные в ГАС «Выборы» и распечатывает протокол ввода. Протокол ввода подписывается системным администратором, председателем УИК, членом группы контроля.

Если на этапах 2 или 3 будут выявлены существенные недостатки протокола УИК, все документы УИК, за исключением первого экземпляра протокола возвращаются в УИК комиссию для повторного подсчета голосов, либо составления повторного протокола (вариант: принимается решение о проведении повторного подсчета голосов, составления повторного протокола данной УИК непосредственно силами Комиссии). Решение об этом

оглашается, а отметка об этом заносится в соответствующий столбец сводной таблицы Комиссии.

В случае составления повторного протокола силами УИК, его передача в Комиссию осуществляется в соответствии с пунктами 1-4 настоящего Регламента.

В случае составления повторного протокола силами Комиссии, она осуществляется на заседании Комиссии, на которое в обязательном порядке приглашаются члены соответствующего УИК и лица, присутствовавшие в УИК при подсчете голосов, а также члены Комиссии и лица, присутствовавшие в Комиссии при приеме протоколов.

Данные из повторного протокола вносятся в тот же столбец увеличенной формы сводной таблицы, что и данные первичного протокола, рядом с ними.

Если существенных недостатков в первом экземпляре протокола УИК не выявлено, он передается вместе с сопутствующими документами (актами, жалобами, решениями по жалобам) председателю комиссии или назначенному им члену Комиссии, который при этом дает разрешение на передачу остальных документов комиссии (списков, избирателей, избирательных бюллетеней и т.д.) на хранение в Комиссию.

При передаче протокола в помещениях, где происходит такая передача, вправе присутствовать другие члены участковой комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую комиссию. Доступ этих лиц в здание, где расположена Комиссия, осуществляется по предъявлении ими удостоверения члена участковой комиссии, наблюдателя, либо уведомления о назначении члена комиссии, наблюдателя.

РАЗДЕЛ III. ЗАЩИТА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

Основные способы защиты избирательных прав

Нарушения избирательных прав граждан по выбору заявителя могут быть обжалованы в суд либо в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию. При этом предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не является обязательным условием для обращения в суд (п. 8 ст. 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав. »), то есть заявитель вправе самостоятельно определять, какой механизм защиты избирательных прав ему целесообразно использовать. Вместе с тем следует иметь в виду, что судебный порядок решения избирательных споров имеет приоритетный характер по сравнению с рассмотрением этих споров избирательными комиссиями. Этим и объясняется то обстоятельство, что рассмотрение всех наиболее серьезных избирательных споров переносится из избирательных комиссий в суды.

Приоритетность судебной процедуры, в частности, проявляется в следующем. Решение, принятое по жалобе вышестоящей избирательной комиссией, может быть обжаловано в суд. Кроме того, в соответствии с пунктом 9 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав. » в случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую комиссию, эта комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. Суд извещает комиссию о поступившей жалобе и о принятии ее к рассмотрению. В случае вынесения судом решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение. Решения суда обязательны для исполнения соответствующими комиссиями.

Помимо защиты избирательных прав в суде и путем подачи жалоб в избирательные комиссии граждане могут обращаться с жалобами и заявлениями в органы внутренних дел и прокуратуру. Это, например, актуально при совершении административных правонарушений и преступлений, посягающих на избирательные права граждан.

В соответствии с какими законами осуществляется судебная защита избирательных прав граждан?

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Применительно к избирательным правам это положение Конституции Российской Федерации развито и конкретизировано в статье 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также в некоторых иных федеральных законах. Речь прежде всего идет о Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (ГПК) и Законе Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. В этих трех законах и определяется судебная процедура разрешения избирательных споров.

Согласно Закону Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. каждый гражданин может обратиться в суд с жалобой, если считает, что неправомерными действиями (решениями) органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений, должностных лиц нарушены его права и свободы. При этом 15 ноября 1995 г. в указанный Закон Российской Федерации были внесены изменения и дополнения, предусматривающие судебную ответственность не только должностных лиц, но и всех других государственных и муниципальных служащих, если они нарушают или не защищают права граждан. Должностные лица и государственные служащие обязаны документально подтвердить законность действий и решений, обжалуемых в суд. Согласно данному закону гражданин также вправе обжаловать информацию, которая способствовала совершению незаконных действий. При этом гражданин должен доказать лишь сам факт нарушения его прав и свобод.

Решения и действия (бездействие) каких органов и должностных лиц могут быть обжалованы в суд?

В суд могут быть обжалованы решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также избирательных комиссий и их должностных лиц (п. 1 ст. 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав. »).

Кто может обращаться в суд с жалобами на нарушения избирательных прав граждан?

Это право имеют избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их доверенные лица, иные общественные объединения, наблюдатели, а также избирательные комиссии. В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав. » оговаривается также особый порядок обращения в суд с жалобой на наиболее серьезные нарушения избирательных прав граждан: в случае, если указанные в заявлении нарушения касаются значительного числа граждан или в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть заявление по существу (п. 10 ст. 75 Федерального закона).

Кроме того, в пункте 1 статьи 259 ГПК в качестве субъектов обращения с заявлениями о нарушении избирательных прав в суд указаны политические партии, их региональные отделения, а также прокурор.

Следует иметь в виду, что право на судебную защиту избирательных прав, в отличие от других прав и свобод, принадлежит не каждому лицу, достигшему возраста 18 лет, а только избирателю, то есть гражданину Российской Федерации, при отсутствии у него обстоятельств, исключающих в соответствии с частью 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации участие в выборах (недееспособность или нахождение в местах лишения свободы по приговору суда).

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии вправе обратиться с заявлением в суд в связи с нарушением избирательного законодательства органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностными лицами, кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, политической партией, ее региональным отделением, а также иным общественным объединением, избирательной комиссией (ч. 2 ст. 259 ГПК). Обращаясь в суд при указанных обстоятельствах, избирательные комиссии обеспечивают контроль за соблюдением избирательных прав граждан.

Другие публикации  Аваст лицензия истекла

Каков порядок рассмотрения жалоб на нарушение избирательных прав в суде?

Заявления на нарушения избирательных прав рассматриваются в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. Согласно статье 246 ГПК дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом и федеральными законами. Такое исключение предусмотрено частью 3 статьи 260 ГПК, согласно которой дело о расформировании избирательной комиссии рассматривается судом в коллегиальном составе трех профессиональных судей.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч. 3 ст. 246 ГПК), то есть у суда, решающего вопрос о восстановлении нарушенного избирательного права, появляется возможность выходить за пределы тех требований, которые обозначены в заявлении, направленном в суд. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях полного и всестороннего выяснения всех обстоятельств дела. Должностные лица, не исполняющие требований суда о предоставлении доказательств, подвергаются штрафу в размере до 10 минимальных размеров оплаты труда (ч. 2 ст. 249 ГПК). Все эти дополнительные полномочия суда, появившиеся в связи со вступлением в силу в 2003 г. нового ГПК, делают более активной роль суда в рассмотрении указанной категории дел. Кроме того, для более эффективного отправления правосудия по «избирательным делам» установлено, что суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. В случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до 10 минимальных размеров оплаты труда (ч. 4 ст. 246 ГПК).

Сроки подачи и рассмотрения заявлений о нарушениях избирательных прав граждан

В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в ГПК устанавливаются сроки подачи заявлений (жалоб) о нарушениях избирательных прав граждан и сроки рассмотрения этих заявлений (жалоб) 20 .

В какие сроки могут быть поданы заявления в суд?

Заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении избирательного законодательства либо избирательных прав заявителя. Это общий срок, установленный для подачи подобных заявлений. По заявлениям, касающимся решений избирательных комиссий о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) установлены сокращенные сроки. Такие заявления, в отличие от общего порядка, могут быть поданы лишь в течение 10 дней со дня принятия избирательной комиссией соответствующего решения, но не позднее чем за 8 дней до дня голосования. Если нарушения избирательных прав, имевшие место в период избирательной кампании, обжалуются после опубликования результатов выборов, соответствующие заявления могут быть поданы в суд в течение одного года со дня опубликования результатов выборов (пп. 2, 3, 5 ст. 78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 1 ст. 260 ГПК).

При подаче заявлений (жалоб) в вышестоящую избирательную комиссию из указанных сроков применяется только десятидневный срок, касающийся обжалования решений избирательных комиссий о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) (п. 2 ст. 78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав. »).

В какие сроки рассматриваются заявления, поданные в суд?

Общий срок рассмотрения заявлений (жалоб), поступивших в ходе избирательной кампании, составляет пять дней как для судов, так и для избирательных комиссий. В то же время пунктом 4 статьи 78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктами 1-3 статьи 260 ГПК предусмотрены и специальные сроки. Так, в случае поступления жалобы менее чем за 5 дней до дня голосования решение по данной жалобе принимается не позднее дня, предшествующего дню голосования. При поступлении жалобы в день голосования или в день, следующий за днем голосования, решение принимается немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в 10-дневный срок.

Решение суда по заявлениям об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) должно быть принято не позднее чем за 5 дней до дня голосования (п. 5 ст. 78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Наиболее короткие сроки предусмотрены для рассмотрения заявлений (жалоб) о неправильности в списках избирателей. Они должны быть рассмотрены избирательной комиссией или судом в трехдневный срок, а за 3 дня до голосования или в день голосования — немедленно. Также в трехдневный срок Верховный Суд Российской Федерации обязан рассмотреть жалобу политической партии, избирательного блока в случае отказа в выдаче заверенных копий списков кандидатов Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (п. 9 ст. 41 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Самые продолжительные сроки предусмотрены для рассмотрения судом жалоб на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов. Такие жалобы рассматриваются не позднее чем в двухмесячный срок со дня их подачи.

ГПК устанавливает сокращенные сроки рассмотрения кассационных жалоб, поступивших в ходе избирательной кампании. Согласно части 3 статьи 348 ГПК такие кассационные жалобы рассматриваются в течение пяти дней со дня их поступления. При этом кассационная жалоба на решение суда в ходе избирательной кампании может быть подана в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

В какой суд могут быть обжалованы решения и действия (бездействие) избирательных комиссий?

В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» система судов общей юрисдикции состоит из: районных судов, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, Верховного Суда Российской Федерации. В статьях 24, 26, 27 ГПК установлены полномочия судов по рассмотрению гражданских дел в качестве суда первой инстанции. При обжаловании решений, действий (бездействия) избирательных комиссий учитывается прежде всего их уровень.

Согласно пункту 5 статьи 27 ГПК Верховному Суду Российской Федерации подсудны дела об обжаловании решений (уклонениях от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий. То есть из данной нормы ГПК следует, что решения или уклонение от принятия решений, исходящие непосредственно от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации. Если же Центральной избирательной комиссией Российской Федерации было принято решение по жалобе на действия нижестоящей комиссии и решение последней комиссии было оставлено в силе, то в этом случае дело подсудно суду субъекта Российской Федерации. То есть в силу этой нормы Верховный Суд Российской Федерации отказывает в приеме подобных заявлений к своему рассмотрению в связи с тем, что заявители фактически обжалуют не решения, действия или бездействие Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а решения, действия или бездействие нижестоящих избирательных комиссий.

Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти и окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Исключение составляют решения комиссий, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий.

Решения и действия (бездействие) иных избирательных комиссий обжалуются в районные суды.

Следует иметь в виду, что при рассмотрении судами ряда дел о защите избирательных прав граждан (об итогах голосования, о результатах выборов) оценка законности и обоснованности решений, действий (бездействия) избирательных комиссий соответствующего уровня находится в прямой зависимости от того, насколько законно и обоснованно действовали нижестоящие избирательные комиссии. Поэтому пунктом 4 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав. » установлено, что суд соответствующего уровня обязан рассмотреть по существу не только решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, организующей выборы, но и одновременно решения и действия (бездействие) всех нижестоящих комиссий, принимавших участие в организации и проведении данных выборов, в соответствии с законом, если допущенные ими нарушения могли повлиять на результаты указанных выборов.

В каком порядке избирательными комиссиями рассматриваются жалобы на нарушения избирательных прав граждан?

Общий порядок рассмотрения избирательными комиссиями жалоб на нарушения избирательных прав граждан установлен в статье 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав. ». Кроме того, деятельность избирательных комиссий по рассмотрению данных жалоб регламентируется и в статье 28 Федерального закона, в которой устанавливаются правила организации деятельности избирательных комиссий как коллегиальных органов, и в частности порядок принятия ими решений.

Установлено, что решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

Другие публикации  Пенсия малым народам

а) оставить жалобу без удовлетворения;

б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;

в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие) (п. 6 ст. 75).

При рассмотрении жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда рассматривается вопрос о нарушениях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, на заседание комиссии приглашаются заинтересованные стороны (авторы жалоб (заявлений), лица, действия (бездействие) которых обсуждаются) (п. 12 ст. 75).

Особенностью рассмотрения жалоб на нарушения избирательных прав граждан избирательными комиссиями является то, что эта процедура является менее формальной, чем процесс рассмотрения соответствующих заявлений в суде. В частности, в законодательстве подробно не регламентированы права и обязанности лиц, принимающих участие в заседании комиссии, не определена процедура оповещения заинтересованных лиц о заседании комиссии. Отдельные положения об этом могут содержаться в регламентах, принимаемых избирательными комиссиями. Однако на практике многие процедурные вопросы остаются недостаточно четко решенными, что создает определенные сложности для заинтересованных сторон.

Для предварительного рассмотрения жалоб на нарушения избирательных прав граждан избирательные комиссии создают рабочие группы. Положения об этих рабочих группах утверждаются избирательными комиссиями, при которых данные группы создаются. Решения рабочих групп носят сугубо рекомендательный характер.

Необходимо обратить внимание, что на письменные жалобы о нарушениях избирательных прав граждан, поступившие в избирательную комиссию, ответ должен даваться избирательной комиссией как коллегиальным органом, а не ее отдельными членами или должностными лицами.

20 В ГПК предусмотрено обращение в суд только с заявлениями о нарушениях избирательных прав граждан, в то время как статья 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает обращение в суд не только с заявлением, но и с жалобой.

Заявление о нарушении избирательных прав

4. Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

Правом на обращение в суд с заявлением по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ обладают:

2) участники референдума;

3) кандидаты и их доверенные лица;

4) избирательные объединения и их доверенные лица;

5) политические партии и их региональные объединения;

6) иные общественные объединения;

7) инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители;

8) иные группы участников референдума и их уполномоченные представители;

11) Центральная избирательная комиссия РФ;

12) избирательные комиссии субъектов РФ;

13) избирательные комиссии муниципальных образований;

14) окружные, территориальные, участковые избирательные комиссии;

15) соответствующие комиссии референдума.

Всех участников производства по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ можно разделить согласно юридическому интересу, по поводу которого участники и обращаются в суд. Участники данного вида производства, начиная от избирателя и заканчивая прокурором, обращаются в суд с заявлением, если считают, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан РФ. Участники, начиная с центральной комиссии и заканчивая комиссиями референдума, обращаются в суд с заявлением, если считают, что имеется нарушение законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностными лицами, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением, иным общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума, членом избирательной комиссии, комиссии референдума.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирателем признается гражданин РФ, который обладает активным избирательным правом.

В конституционном праве разграничивают активное и пассивное избирательное право. Активным правом обладает гражданин, который избирает, пассивным правом обладает гражданин, которого избирают. Активным избирательным правом обладает гражданин, местожительство которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина РФ вне его местожительства во время проведения в округе, в котором расположено данное местожительство, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, местожительство которого расположено за пределами избирательного округа.

Гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, – быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин РФ, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума. Гражданин РФ имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, местожительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).

В связи с правовой природой избирательных прав и прав на участие в референдуме гражданина РФ ГПК РФ устанавливает сроки обращения и рассмотрения заявлений (ст. 260 ГПК РФ):

1) заявление в суд может быть подано в течение 3 месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав или права на участие в референдуме;

2) заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение 10 дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения;

3) заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее чем за 8 дней до дня голосования;

4) после опубликования результатов выборов, референдума заявление о нарушении избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ, имевшем место в период избирательной кампании, кампании референдума, может быть подано в суд в течение 1 года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.

В период избирательной кампании, кампании референдума заявление, поступившее в суд до дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение 5 дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, заявление должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через 10 дней со дня его подачи.

Заявление о неправильности в списках избирателей, участников референдума должно быть рассмотрено и разрешено в течение 3 дней со дня его поступления в суд, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования – немедленно. Заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, должно быть рассмотрено и разрешено в течение 2 месяцев со дня его поступления в суд. Решение по заявлению об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) принимается судом не позднее чем за 5 дней до дня голосования. Решение по заявлению об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума принимается судом не позднее чем за 3 дня до дня голосования. Решение по заявлению о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума принимается судом не позднее чем через 14 дней, а в ходе избирательной кампании, кампании референдума – не позднее чем через 3 дня со дня поступления заявления в суд.

В процессе рассмотрения и разрешения дела по существу не могут быть применены в качестве мер по обеспечению иска:

1) наложение ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или их изъятие;

2) запрещение избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума.

Что касается обжалования судебных решений, вынесенных по данным категориям дел, то кассационная жалоба на решение суда или частная жалоба на определение суда могут быть поданы в течение 5 дней со дня принятия судом решения или определения (ст. 261 ГПК РФ).

Все права защищены; 2019 Ohrangos.ru