Ohrangos.ru

Юридический журнал

Закон 212 фз пониженные тарифы

Оглавление:

Организация применяет УСН и пониженные тарифы для расчета страховых взносов согласно пп. «я.7» п. 8 части 1 ст. 58 Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Более 90% выручки организации поступает от деятельности по коду ОКВЭД 72.40. Какие конкретно ставки надо применять организации для расчета страховых взносов в 2014 году?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В 2014 году тарифы страховых взносов для предприятия установлены в следующих размерах (при условии соблюдения в 2014 году требования о доле доходов, предусмотренного ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ):

— Пенсионный фонд Российской Федерации — 20,0%;

— Фонд социального страхования Российской Федерации — 0,0%;

— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0,0%.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в ПФР, ФСС, ФФОМС, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.

Тарифы страховых взносов установлены ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ.

При этом ст. 58 Закона N 212-ФЗ предусматривает пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2027 годов.

Так, в силу пп. «я.7» п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в п.п. 5 и 6 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.

В ОКВЭД класс «Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий» (код ОКВЭД 72) включает в себя и деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов (код 72.40).

В соответствии с ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные ч.ч. 3.2 и (или) 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в установленном порядке.

Частью 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ в действующей в настоящее время редакции предусмотрено, что в течение 2012-2013 годов для плательщиков страховых взносов, указанных, в частности, в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, применяются тарифы страховых взносов в размерах, определенных, соответственно, на 2012 и 2013 годы.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 N 333-ФЗ «О внесении изменений в статьи 58 и 58.2 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 333-ФЗ), в частности, в ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ вносятся следующие изменения:

— слова «В течение 2012-2013 годов» заменить словами «В течение 2012 — 2018 годов»;

— в таблице слова «2013 год» заменить словами «2013 — 2018 годы».

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 года (ст. 2 Закона N 333-ФЗ).

Таким образом, для плательщиков страховых взносов, указанных п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ (к которым относится предприятие в рассматриваемой ситуации), в 2014 году тарифы страховых взносов (при условии соблюдения в 2014 году требования о доле доходов, предусмотренного ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ) установлены в следующих размерах:

— Пенсионный фонд Российской Федерации — 20,0%;

— Фонд социального страхования Российской Федерации — 0,0%;

— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0,0%.

В заключение отметим, что пп. «е» п. 5 ст. 3 Федерального закона от 04.12.2013 N 351-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения» внесены соответствующие изменения и в п. 12 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», которые также вступают в силу с 1 января 2014 года.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

5 декабря 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Пониженные тарифы страховых взносов

Большинство страхователей платят страховые взносы во внебюджетные фонды, рассчитанные по основным тарифам. В общей сложности совокупный тариф для них в 2016 году составляет 30% (ч. 1.1 ст. 58.2 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ ).

Однако для некоторых плательщиков предусмотрены пониженные тарифы. Это своего рода льготы по страховым взносам. Категории страхователей и актуальные для них ставки приведены в таблице ниже.

Пониженные тарифы страховых взносов для IT-компаний: практика применения в 2017 году

На практике проблем с доначислением взносов не возникает только у тех компаний, которые занимаются разработкой и реализацией своих собственных программных продуктов. Сложнее организациям, реализующим продукты сторонних разработчиков — администраторы страховых взносов нередко отказывают им в применении пониженных тарифов. Причем, как показывает судебная практика, по надуманным причинам.

Гарантированные законом льготы

Льготы по страховым взносам для IT-компаний установлены п. 6 ч.1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Напомним, данный закон перестает действовать с 1 января 2017 года. Это обусловлено принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ, который внес поправки в НК РФ и передал функции по администрированию страховых взносов налоговикам.

Закон дополнил вторую часть НК РФ главой 34 «Страховые взносы в РФ». Между тем, льготы по взносам и условия их предоставления остаются прежними. С той лишь разницей, что с нового года пониженные тарифы страховых взносов для айтишников будут регламентироваться п. 3 ч. 1 ст. 427 НК РФ.

В число «льготников» включаются организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий. Таковыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию разработанных ими программ для ЭВМ, баз данных, или оказывающие услуги по разработке, адаптации, установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ.

Для того, чтобы иметь возможность применять пониженные тарифы, организация должна отвечать следующим критериям (ч. 2.1 и 2.2 ст. 57 Закона от 24.07.2009 № 212- ФЗ, с 2017 года – ч.5 ст. 427 НК РФ):

  • наличие документа о государственной аккредитации;
  • доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ и оказания услуг по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, а также услуг по установке, тестированию и сопровождению указанных программ составляет не менее 90% всех доходов за период;
  • средняя численность работников за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, составляет не менее 7 человек.
Другие публикации  Налоговые льготы организациям занимающимся благотворительностью

Законопроект № 1155134-6 предполагает дополнить пункт 2 статьи 427 НК РФ новым подпунктом 1, который предусматривает, что для IT-организаций в течение 2017 — 2023 годов ставки страховых взносов составят:

  • на обязательное пенсионное страхование ‑ 8,0%;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ‑ 2,0 %;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), — 1,8%;
  • на обязательное медицинское страхование ‑ 4,0%.

Напомним, в 2016 году IT-компании уплачивают взносы по следующим тарифам: в ПФР – 8%, в ФСС – 2%, в ФФОМС – 4% (п. 3 ст. 58 Федерального закона №212-ФЗ). Таким образом, льготный тариф по страховым взносам будет продлен до 2023 года включительно.

Утрата права на льготы

Лишение аккредитации, недостаточная численность работников и малый объем выручки от операций с программными продуктами в общей доле доходов (менее 90 %) повлекут невозможность применения льгот. Причем права на пониженные тарифы организация лишится, если по итогам отчетного периода будет зафиксирован хотя бы один из вышеуказанных фактов (ст. 57 Закона от 24.07.2009 № 212- ФЗ, с 2017 года – ч.5 ст. 427 НК РФ).

Например, если компания по итогам квартала, полугодия или 9 месяцев не подтвердит соответствие условию о доле доходов, то она должна будет применить к выплатам работникам общеустановленный тариф страховых взносов. Причем общий тариф нужно применить с начала расчетного периода (календарного года) и произвести перерасчет ранее уплаченных платежей.

Если организация по итогам деятельности за какой-либо последующий отчетный период подтверждает соответствие данному условию, то она вправе применить пониженные тарифы с начала года. При этом компания может произвести перерасчет ранее уплаченных платежей по страховым взносам, рассчитанным исходя из максимального тарифа, путем их возврата или зачета (Письмо Минтруда от 20.07.2016 № 17-3/В-281).

Если компания, необоснованно применяющая пониженные тарифы, не произведет перерасчет взносов в добровольном порядке, его произведут проверяющие. При этом организации будет предложено уплатить недоимку и соответствующие пени. Кроме того, компания будет привлечена к ответственности по п.1 ст.47 Закона №212-ФЗ за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для их исчисления.

Другая причина, наряду с отзывом аккредитации, по которой компания однозначно лишится права на применение пониженных тарифов – отсутствие необходимой среднесписочной численности работников. Несмотря на то, что эта численность определена в законе (не менее 7 человек), на практике с ее расчетом могут возникнуть спорные моменты.

Один из таких споров разрешил Арбитражный суд Пермского края в Решении от 24.09.2015 года № А50-13679/2015. Спор касался определения числа работников общества, которое осуществляло деятельность всего 10 месяцев (компания была создана в марте). Страхователь определял среднесписочную численность как суммирование численности работников за 10 месяцев и деления полученной суммы на 10 (по числу месяцев работы). При этом ФСС, отказывая в применении пониженных тарифов, делил полученную сумму на 12 месяцев.

Суд пояснил, что если организация работала неполный год (сезонный характер работы или создана после января), то среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы организации и деления полученной суммы на 12. Это прямо вытекает из п. 84.10 Указаний, утвержденных приказом Росстата России от 12.11.2008 № 278. Произведенный таким образом расчет показал, что общество не выполняет условия о минимальной среднесписочной численности работников в целях применения пониженных взносов. Решение о доначислении взносов было признано законным.

Претензии страховщиков

Главная причина, по которой компании могут отказать в применении пониженных тарифов, а заодно и доначислить страховые взносы – это несоблюдение необходимой доли доходов (не менее 90 %) от реализации программ для ЭВМ и оказания услуг по их обслуживанию. Это является прямым нарушением страхователем условий для применения пониженного тарифа страховых взносов, установленных п. 6 ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ.

При этом расчет доли доходов для применения пониженных тарифов производится страховщиками весьма странным образом. В указанной доле обычно учитывают только доходы от реализации программного обеспечения и баз данных, разработанных самой IT- компанией, а также доходы от установки, тестирования и сопровождения тех программ для ЭВМ, разработку, адаптацию и модификацию которых она осуществляет.

Отметим, что такого правила в законодательстве не содержится. Оно является надуманным и искусственно сужает перечень возможных к получению доходов, которые учитываются в целях применения пониженных тарифов.

В результате, если доля доходов компании от реализации собственных продуктов составляет, скажем, 80 процентов, а все прочие доходы образуются от обслуживания сторонних программ, компании могут отказать в применении льгот. Между тем, согласно ч. 2.1 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 № 212- ФЗ, оказание услуг по адаптации программ для ЭВМ и баз данных являются самостоятельным основанием для реализации права на уплату взносов в пониженном размере.

Но суды, к счастью, признают подобную позицию не соответствующей закону (см., например, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда 22.08.2016 года № 18АП-9579/2016).

В некоторых случаях проверяющие идут еще дальше и доначисляют взносы по причине того, что IT-компания якобы вообще не является организацией, осуществляющей деятельность в области информационных технологий. К такому выводу страховщики могут прийти в связи с неосуществлением компанией деятельности по разработке программ для ЭВМ и баз данных (собственных программных средств и информационных продуктов вычислительной техники).

С точки зрения того же ФСС деятельность по адаптации, модификации, установке, тестированию и сопровождению баз данных не дает права для применения пониженного тарифа. То есть, условие о собственной разработке программ и баз данных ЭВМ является ключевым в целях применения пониженных тарифов. Таким образом, компании, занятые реализацией, внедрением и сопровождением сторонних продуктов для ЭВМ, могут попасть в зону риска.

На наш взгляд, данные доводы контролеров являются ошибочными и не соответствуют нормам действующего законодательства. На ошибочность подобной позиции обратил внимание и Минтруд России в Письме от 25.11.2015 года № 17-3/В-572. В данном письме речь шла об организации, которая оказывала клиентам услуги по адаптации, установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ несобственной разработки. Модификация и разработка программ организацией не осуществлялась. Минтруд указал, что с целью применения пониженных тарифов страховых взносов организация вправе учесть доходы от оказания услуг по адаптации и модификации программ для ЭВМ, в том числе тех, исключительные права на которые принадлежат третьим лицам.

Положительная судебная практика

Полагаем, что с передачей функций по администрированию страховых взносов в ФНС России (c 1 января 2017 года), мало что изменится и судебная практика по вопросам применения пониженных тарифов страховых взносов IT-компаниями останется прежней. Сейчас арбитражные суды придерживаются мнения, что право на применение этой льготы не связано с оказанием услуг лишь в отношении разработанных самим страхователем программ для ЭВМ и баз данных.

АС Уральского округа в Постановлении от 15.11.2016 года по делу № А76-28947/2015 прямо признал, что организации, не являющиеся разработчиками и не осуществляющие деятельность по разработке программ для ЭВМ, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов.

Суд установил, что основным видом деятельности компании является «Прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий» (ОКВЭД 72.60). В проверяемом периоде обществом осуществлялась деятельность по оказанию услуг по адаптации, установке, тестированию и сопровождению правовой справочной системы. К созданию и разработке данной системы общество отношения не имело.

При этом компания имела государственную аккредитацию в качестве организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий. Средняя численность работников общества в проверяемых периодах составляла не менее 30 человек. Все доходы (100%) были получены от деятельности по адаптации, модификации, установке, тестированию и сопровождению баз данных.

В связи с этим суд пришел к выводу о том, что обществом в данном конкретном случае были соблюдены все условия, необходимые для применения пониженного тарифа страховых взносов. Соответственно, решение о доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование, а также соответствующих пени и штрафа было признано незаконным.

К схожему выводу пришел АС Уральского округа в Постановлении от 05.10.2016 года № А76-1133/2016 и Арбитражный Суд Челябинской области в Решении от 02.06.2016 года № А76-6543/2016.

В ряде случаев суд не препятствуют применению пониженных тарифов даже тогда, когда выручка от оказания услуг реализации, внедрения, адаптации и сопровождения программных продуктов, составляет менее 90% от величины общего дохода.

Другие публикации  Материнский капитал в 2018 году на ремонт дома

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 14.04.2016 года № 18АП-2983/2016 разрешил компании учесть в указанной доле доходов выручку от консалтинговых и образовательных услуг. Суд установил, что показатели выручки от разработки и реализации разработанных компанией программ для ЭВМ не позволяли применять пониженный тариф.

Наряду с указанной деятельностью организация осуществляла деятельность по оказанию консультационных услуг по работе с комплексом автоматизированных систем управления, услуг по расширенной технической поддержке комплекса информационных систем. Также ей осуществлялась образовательная деятельность. Суд признал, что эти услуги прямо связаны с основной деятельностью и обслуживают ее. Соответственно, доходы от этих услуг были учтены при расчете доли доходов для применения пониженного тарифа.

Отметим, сейчас суды признают право на применение пониженных тарифов даже за организациями, которые к разработке программ имеют весьма отдаленное отношение, или же вовсе не имеют никакого отношения. Например, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 02.09.2016 года № 18АП-10388/2016 признал такое право за компанией, чьи доходы были получены преимущественно за оказанные информационные услуги с использованием экземпляров сторонней базы данных.

Общество имело соответствующие полномочия от обладателя исключительных прав на базу данных. В рассматриваемом периоде оно оказывало услуги по сопровождению базы данных путем предоставления своим контрагентам экземпляров текущих ежедневных выпусков еженедельных версий, проведения рекламных кампаний и демонстрации возможностей этой базы. Кроме того, оно осуществляло обучение своих клиентов работе с электронной базой данных.

В ходе проверки было установлено, что штатная структура общества укомплектована такими специалистами, как специалист по обучению работе со справочными системами, по обслуживанию баз данных. В их обязанности входило, в том числе, обучение клиента работе с продуктом, установка продукта на его персональный компьютер, обновление продукта и т.п.

На основании этого судьи пришли к выводу, что общество занимается адаптацией и техническим сопровождением программного обеспечения для ЭВМ. Суд указал, что в п. 6 ч. 1 ст. 58 Федерального закона №212-ФЗ не закреплено право применять пониженный тариф при оказании услуг по установке, адаптации, модификации, тестированию технологий только при условии собственной разработки программ.

Даже если учесть, что общество деятельностью по разработке программ для ЭВМ и баз данных не занимается, оно занимается их установкой, тестированием и сопровождением. Эта деятельность также подпадает под пониженные тарифы страховых взносов, заключил суд.

Таким образом, как показывает судебная практика, реализация услуг по программным продуктам, к разработке которых страхователь не имеет отношения, не препятствует применению пониженных тарифов по страховым взносам.

В льготах откажут только при очевидном нарушении условий применения таких тарифов.

Пониженные тарифы по ст. 58 212-ФЗ

Компания на УСН на ряду с прочими видами деятельности осуществляет виды деятельности, по которым в соответствии с ст.58 Федерального закона 212-ФЗ можно использовать право на уплату страховых взносов в пенсионный фонд по пониженным тарифам:

б) Производство строительных материалов.

При чем не по одному из указанных видов в отдельности доля доходов не составляет 70% от общей суммы доход. Но доходы от двух видов деятельности суммарно превышают 70% от общей суммы доходов.

Имеем ли мы право воспользоваться льготой и уплачивать взносы в пенсионный фонд по пониженным тарифам?

Ответы юристов (3)

Вы можете применять пониженные тарифы только если указанные виды деятельности являются основными, если же нет, то тогда Вы не имеете право на подобныен льготы

В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные частями 3.2 и 3.4 указанной статьи тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты внебюджетных фондов в установленном порядке

Есть вопрос к юристу?

Ришат, добрый день!

хотелось бы также дополнить, что в соответствии с ч. 1.4. ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности в целях применения пониженных тарифов признается основным видом экономической деятельности

при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.

Таким образом, суммарное превышение доходов от двух видов деятельности 70% от общей суммы доходов не влечет за собой право на применение пониженных тарифов, установленных ст. 58 Федерального закона.

Ришат, к сожалению не можете.

Необходимыми условиями для применения плательщиками
страховых взносов пониженного тарифа, установленного частью 3.2 статьи 58
Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах на обязательное
пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального
страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и
территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон №
212-ФЗ), являются:

— применение упрощенной системы налогообложения;

— соответствие вида экономической деятельности, заявленного организацией как
основной, виду экономической деятельности, указанному в перечне пункта 8 части
1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ.

Организации
и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему
налогообложения, основной вид деятельности которых соответствует видам
деятельности, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, имеют
право применять пониженные тарифы страховых взносов при условии,
что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному
виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов, при
этом основным может быть только один вид экономической деятельности. Для
определения права на применение пониженных тарифов страховых взносов
суммирование видов деятельности не производится (!) То есть два основных вида деятельности — не может быть, основной — только один.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Ставки (тарифы) сраховых взносов с 01.01.2018

Эта сатья (часть 2) является продолжением (начало (часть 1)) комментария изменений законодательства о страховых взносах.

На период 2015 г. — 2022 г.установлены пониженные тарифы страховых взносов, ставки которых приведены ниже.

1 января 2015 года вступил в силу Закон от от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования».

1 января 2014 года вступил в силу Закон от 02.12.2013 № 333-ФЗ «О внесении изменений в статьи 58 и 58.2 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Надо также учитывать, что Федеральным законом от 03.12.2011 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды», далее — Закон № 379-ФЗ, внесены существенные изменения, которые вступают в силу с 01.01.2012.

На какие же из этих изменений стоит обратить особое внимание?

Предлагаем обзор самых существенных изменений:

Страховые взносы переданы налоговикам: уже принимаются поправки

Автор: М. В. Подкопаев

Не успели налоговики заменить фонды в администрировании страховых взносов, как в соответствующий порядок в НК РФ уже внесены изменения.

Для некоторых видов деятельности, которыми занимаются налогоплательщики на УСНО, установлены пониженные тарифы страховых взносов. Список этих видов деятельности был приведен в Федеральном законе от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

С 01.01.2017 страховые взносы уплачиваются в соответствии с НК РФ, и в данном кодексе фигурирует тот же список (причем он повторяется дословно).

На этом основании налогоплательщики, находящиеся на УСНО, пользовавшиеся пониженными тарифами до указанной даты, могут подумать, что они и далее могут пользоваться названными тарифами. По большей части так и есть. Но существуют и исключения. Некоторым налогоплательщикам придется вернуться к обычным тарифам.

Дело в том, что пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ и п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ содержат одинаковое условие. Виды деятельности, перечисленные в них и дающие право «упрощенцам» на применение пониженных тарифов по страховым взносам, должны быть не только основными видами деятельности налогоплательщиков, но и классифицироваться на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.

Нюанс кроется в том, что речь в этих нормах идет все-таки о разных нормативных документах. До 01.01.2017 в качестве такого классификатора применялся ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности»[1] (ОКВЭД). Но с указанной даты он отменен Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. Вместо него теперь в полной мере применяется ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (ОКВЭД2).

Другие публикации  Договор банковского вклада шпаргалка

В новом классификаторе (по сравнению с прежним) вводится немало корректив: например, некоторые виды деятельности изменили свою отраслевую принадлежность. И если иные из них ранее входили в перечень видов деятельности, ведение которых позволяло применять пониженные тарифы страховых взносов на УСНО, то теперь они ему не соответствуют. Это хорошо прослеживается на примере такого распространенного в Крыму вида деятельности, как деятельность туристических агентств.

Согласно пп. «щ» п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ в число льготных видов деятельности входил вид «Транспорт и связь». В Письме Минздравсоцразвития России от 07.03.2012 № 619-19 указано, что он отражен в ОКВЭД по кодам 60 – 64. В него входит дополнительная транспортная деятельность (код 63), включающая деятельность туристических агентств (код ОКВЭД 63.3).

На этом основании ведомство заключило, что если основным видом экономической деятельности организации, применяющей УСНО, является такой вид деятельности, как деятельность туристических агентств (код ОКВЭД 63.3), то страховые взносы в ПФР уплачиваются названной организацией по пониженному тарифу при соблюдении условия о доле доходов по данному виду деятельности (см. также Постановление АС СЗО от 11.02.2016 по делу № А26-2550/2015).

Вид деятельности «Транспорт и связь» также отражен в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ. Но в ОКВЭД2 деятельность туристических агентств имеет код 79.11 и входит в раздел N «Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги», то есть не имеет отношения ни к разделу H «Транспортировка и хранение» (коды ОКВЭД 49 – 53), ни к разделу J «Деятельность в области информации и связи» (код ОКВЭД 58 – 63).

В примечаниях к коду 52.29 «Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками» ОКВЭД2 прямо указывается, что группировка по этому коду не включает деятельность тур­операторов и туристических агентств, надо смотреть коды 79.11 и 79.12.

В связи с этим Минфин в письмах от 09.11.2016 № 03-11-06/2/65561 и от 01.11.2016 № 03-11-06/2/63958 отметил, что налогоплательщик на УСНО, основным видом экономической деятельности которого является деятельность туристических агентств, не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов на основании пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, вступившей в силу 01.01.2017.

Поэтому во избежание неприятных неожиданностей рекомендуем «упрощенцам», претендующим на применение пониженных страховых взносов, проверить соответствие применяемого ими вида деятельности перечню льготируемых видов с учетом группировок, приведенных в ОКВЭД2.

Однако, возможно, у некоторых налогоплательщиков, наоборот, появится возможность применять указанные пониженные тарифы, хотя прежде эта возможность у них, не исключено, отсутствовала. Например, существенно расширен список услуг, относящихся к персональным (код 96 ОКВЭД2). Данный список заинтересованным «упрощенцам» стоит внимательно рассмотреть.

[1] Утвержден Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454 ст.

Пониженные тарифы взносов для ИТ-компаний через призму НК РФ

В письме от 10.03.2017 № БС-3-11/[email protected] ФНС России рассказала, как с этого года должны применяться пониженные тарифы страховых взносов организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий. Подробности — в нашем комментарии.

До 2017 г. возможность применения ИТ-организациями пониженных страховых тарифов была предусмотрена в подп. 4 ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ).

С этого года ИТ-организации могут использовать пониженные тарифы, если выполнят условия, прописанные в ст. 427 НК РФ

Отметим, что их совокупный размер остался прежним — 14%, а вот разбивка по фондам изменилась. Если в прошлом году взносы по тарифу 14% уплачивались только в Пенсионный фонд (подп. 4 ч. 2 ст. 57 Закона № 212-ФЗ), то в этом году пониженный тариф в Пенсионный фонд составляет 8%, в ФСС России — 2%, в ФФОМС — 4% (подп. 1 п. 2 ст. 427 НК РФ).

В комментируемом письме специалисты ФНС России рассказали, на что ИТ-компаниям нужно обратить внимание, чтобы уплачивать взносы в меньшем размере.

Кому положена льгота

На основании подп. 3 п. 1 ст. 427 НК РФ применять пониженные тарифы могут российские организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, которые:

разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи (причем вид договора не имеет зачения);

оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники);

устанавливают, тестируют и сопровождают компьютерные программы и базы данных.

Перечень видов деятельности, при осуществлении которых организация может претендовать на пониженные тарифы, практически дословно перенесен из Закона № 212-ФЗ. Но отличие все же есть. В формулировках Налогового кодекса появилось немаловажное уточнение: компании должны заниматься реализацией только самостоятельно созданных компьютерных программ и баз данных.

Как и прежде, не вправе использовать пониженные тарифы те ИТ-компании, которые являются резидентами технико-внедренческих особых экономических зон (ОЭЗ). Но и здесь есть уточнение: в число исключений попали компании, заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящие выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой ОЭЗ или промышленно-производственной ОЭЗ.

Внимание на условия

Условия для применения ИТ-организациями пониженных тарифов страховых взносов перечислены в п. 5 ст. 427 НК РФ. Они во многом совпадают с требованиями, которые были установлены для таких компаний в Законе № 212-ФЗ.

Для использования уже существующей компанией пониженных тарифов страховых взносов нужно, чтобы доля дохода от реализации в рамках деятельности в области информационных технологий по итогам девяти месяцев предшествующего года составляла не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период. Аналогичный порог доходов был предусмотрен и в п. 2 ч. 2.1 ст. 57 Закона № 212-ФЗ.

Однако перечень доходов от реализации в Налоговом кодексе конкретизирован и расширен. Так, в него включены доходы от предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, а передача имущественных прав на программы заменена на передачу исключительных прав на программы.

Обратите внимание: в комментируемом письме специалисты ФНС России указали, что требование о предельном размере доходов от реализации должно соблюдаться не только на начало календарного года, но и по итогам отчетного (расчетного) периода, в котором применяются пониженные тарифы страховых взносов.

От себя отметим, что общая сумма доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со ст. 248 НК РФ. При этом в нее не включаются доходы, указанные в п. 2 и 11 ст. 250 НК РФ.

Напомним, что согласно п. 2 ст. 250 НК РФ не учитываются доходы в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного ЦБ РФ на дату перехода права собственности на иностранную валюту. А в пункте 11 ст. 250 НК РФ речь идет о доходах в виде положительной курсовой разницы, за исключением положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки выданных (полученных) авансов.

Ограничение по размеру дохода не единственное условие для применения ИТ-компаниями пониженных тарифов страховых взносов. Также такая компания должна:

располагать документом, подтверждающим государственную аккредитацию в области информационных технологий (это может быть выписка из реестра аккредитованных организаций);

иметь среднюю численность сотрудников не менее семи человек (напомним, что порядок определения средней численности установлен в приказе Росстата от 26.10.2015 № 498, которым утверждена форма федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» и порядок ее заполнения). Для уже существующей ИТ-компании этот показатель определяется по итогам девяти месяцев года, предшествующего году начала применения пониженных тарифов.

Налоговики указали, что ИТ-компания утрачивает право на применение пониженных тарифов страховых взносов, если:

средняя (для действующих ИТ-компаний) численность работников или же доля доходов не будет соответствовать критериям, установленным п. 5 ст. 427 НК РФ.

Следует отметить, что в п. 5 ст. 427 НК РФ названы условия применения пониженных тарифов и для вновь созданных ИТ-компаний. Они практически полностью дублируют требования к уже существующим организациям. Разница лишь в том, что процентная доля доходов определяется новыми компаниями по итогам отчетного (расчетного) периода.

Все права защищены; 2019 Ohrangos.ru