Ohrangos.ru

Юридический журнал

Банкротство и санирование

Оглавление:

Санация как мера предотвращения банкротства

Санация – в экономике это комплекс реорганизационных мер, которые вводятся для предотвращения банкротства предприятия или банка, а также для улучшения финансового положения и улучшения конкурентоспособности организации. Главной мерой в этом плане является выделение дополнительных средств, за счет которых компания, находящаяся на грани банкротства, может попытаться восстановить финансовое равновесие.

Значение санации в экономике

Экономическая санация (или санирование), направленная на восстановление финансового положения компании, осуществляется за счет крупных банковских организаций, государства или заинтересованных частных инвесторов. Санационные меры предполагают следующие мероприятия:

  • сокращение персонала компании и повышение эффективности оставшихся сотрудников;
  • структурная реорганизация предприятия (в том числе – упразднение лишних с точки зрения рационального подхода структурных звеньев);
  • изучение предлагаемых компанией услуг и продуктов и при необходимости – изменение ассортимента или стоимости отдельных позиций;
  • при наличии больших кредитов – их реструктуризация.

Иногда в рамках санации неблагополучной организации могут быть предложены льготные займы и субсидии. В случае, если помощь предлагает государство – санации могут завершиться национализацией предприятия. В любом случае, меры санации в первую очередь всегда направлены на то, чтобы предприятие не обанкротилось и могло восстановить платежеспособность.

Обычно такие радикальные меры вводятся еще до запуска процедуры банкротства, при этом инициатором санаций может стать как само предприятие, та и внешние организации, имеющие прямое или косвенное отношение к компании. Но окончательное решение о начале проведения мер санирования принимает арбитражный суд, который рассматривает требования, выдвигаемые кредиторами к предприятию-должнику.

Где применяется процедура санирования?

Процедура санации может применяться не только к банковским организациям, но и к предприятиям, работающим в разных отраслях. Такая процедура может начаться при определенных условиях:

  1. Руководство предприятия должно выступить с инициативой а начале проведения санации, обратившись в арбитражный суд.
  2. При наличии кредитных задолженностей перед другими предприятиями или банками кредиторы на момент ходатайства о санации еще не подали на предприятие-должника в суд.
  3. Кредиторы согласны на санацию.

Если речь идет об акционерных обществах, денежные вливания на начальных этапах процедуры не рассматриваются. Изначально происходит выпуск новых акций с целью сокращения акционерного капитала. Санация может предполагать не только исправление ситуации с материальной стороны, но и быть направленной на изменение юридического статуса. Этот прием используется при глубоком кризисе, когда смена юридической формы позволяет возобновить работу предприятия в другом качестве с соответствующими льготами.

При санировании, которое направлено на реорганизацию долга, в первую очередь решаются проблемы с платежеспособностью компании, и главным условием начала такой процедуры является признание факта, что финансовый кризис предприятия носит временный характер.

Если предприятие государственное, то все его задолженности перед кредиторами погашаются за счет бюджета, альтернативой может являться выдача коммерческим банком предприятию целевого кредита. Такой займ возможен только после аудиторской проверки.

На практике финансовые вливания редко имеют место при санации. Как правило, санация крупных предприятий развивается по одному из пяти реорганизационных сценариев:

  1. Если предприятие – многоотраслевое, его разделяют на несколько сегментов.
  2. Иногда предприятие-должник наоборот сливается с другим предприятием такого же профиля, при этом санируемая компания полностью утрачивает свою юридическую самостоятельность.
  3. Как вариант второго сценария, возможно поглощение санируемой компании санатором (лицом, которое производит санацию). В этом случае компания-должник может полностью прекратить свое существование, а ее активы, фонды и имущество будут использоваться санатором на его усмотрение.
  4. Долги санируемого предприятия могут взять на себя арендаторы ресурсов, площадей и активов санируемого предприятия.
  5. Приватизация (прямой способ санации крупных государственных предприятий).
  6. Преобразование в ОАО.

Вне зависимости от того, как будет развиваться дело, санации всегда проходят под контролем арбитражного суда, который в свою очередь руководствуется соответствующим соглашением. Сроки санации любого предприятия не могут быть больше, чем 18 месяцев со дня начала процедуры, но в некоторых ситуациях арбитражный суд может продлить этот срок не более, чем на шесть месяцев. Окончание санации официально завершается в одном из двух случаев: если предприятие полностью обанкротилось, несмотря на предпринимаемые меры, либо оно наоборот вновь стало финансово стабильным.

Как проходит процедура?

В Российской Федерации процедура санации закреплена законодательно (закон от 2008 года «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы»). Государство пошло на этот шаг в попытке подстраховать крупные предприятия в период кризиса, но процедура актуальна и вне таких критических ситуаций.

Согласно этому документу, в начале санации необходимо предпринять препятствующие банкротству банка или предприятия меры, а именно:

  • оказание прямой финансовой поддержки банка и его инвесторам-совладельцам;
  • покупка акций или доли в уставном капитале банка;
  • финансовая помощь организациям, решившим приобрести обязательства или имущество банка.

В случае с банковскими организациями при санации нередко используются деньги Центробанка, но чаще всего все обходится вложениями частных инвесторов или более крупных банков, которые при санации полностью берут на себя управленческие функции по отношению к санируемому предприятию.

Санация проходит поэтапно:

  1. Сначала производится реструктуризация долгов.
  2. Далее проводятся меры по изменению политики функционирования компании, а также рассматривается вопрос о сокращении числа сотрудников.
  3. Долг организации ликвидируется путем вложения средств санаторов.
  4. Частные инвесторы начинают вкладывать средства с целью укрепить финансовое состояние санируемой компании или банка.

Но еще перед началом санации Центробанк проводит проверку санируемого банка с целью выявить нарушения в работе, после чего отчет о проделанной работе получают представители Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Именно эта организация решает, разрешить ли санацию банка (в случае с предприятиями роль АСВ выполняет арбитраж). При этом отказ АСВ от выдачи разрешения на проведение санации должен быть аргументирован.

Санация для банка

Понятие «санация» используется в банковской сфере в том случае, когда банк не только имеет большие задолженности, но и располагает неликвидными активами, или же имеет сложную структуру, которая сама по себе является для банка статьей убытков. Но подвергнуться процедуре санации может не каждый банк: для этого он должен быть основополагающим в экономике как минимум одного региона, а его финансовые затруднения должны представлять собой не результат неумелого управления и неликвидности, а носить временный характер. В частности – по причине действий основной массы вкладчиков (яркий пример – активные и необоснованные валютные операции населения перед экономическими кризисами).

В процессе санации банк всегда получает возможность реабилитироваться в финансовом плане, при этом сама процедура никак не сказывается на клиентах. Они в любом случае либо получают свои деньги в случае отзыва депозитов, либо получают денежное возмещение в размере 700 000 рублей.

Положение банка после санирования

Несмотря на проведение санаций в большинстве случаев банкам это не помогает, и они прекращают свое функционирование, но не исчезают полностью, а часто сливаются с другими банковскими организациями (иногда происходит и поглощение). Но и санаторы не всегда ставят перед собой цель сохранить убыточный банк. Приоритетными задачами в данном случае являются сохранение интересов регионов и возможность вкладчикам иметь доступ к своим финансам вне зависимости от того, какой банк в данный момент времени эти финансы контролирует.

На практике окончание санации не говорит о том, что штат банка распускается и компания полностью прекращает деятельность. Большинство сотрудников среднего и низшего звеньев остаются на своих местах, а все договора такого банка, заключенные с физическими и юридическими лицами, остаются действительными.

Но на неопределенный срок нормальная работа банка может оказаться парализованной. Это необходимая мера, которая помогает войти в новый рабочий ритм, привыкнуть к новым условиям и пересмотреть некоторые рабочие моменты.

Где найти список всех банков проходящих санацию?

В Российской Федерации постоянно проходят санацию крупные и небольшие банки, но для того, чтобы иметь представление о конкретных банковских организациях, которые в данный момент подвергаются этой процедуре, не обязательно посещать сайты всех банков в надежде найти там такую информацию.

Этот список постоянно обновляется и содержит только актуальную информацию о санируемых банках РФ.

Что означает санирование для вкладчиков и клиентов?

По завершении процедуры санации даже при удачном для банка-должника исходе обычно наблюдаются проблемы с получением вкладов. Но это не повод для паники: иногда клиенты банков считают, что их депозиты безвозвратно утеряны и впадают в панику, подают в суд, и получают вполне мотивированные отказы. Дело в том, что сама по себе процедура санации может потребовать больших финансовых издержек, а если учесть и тот факт, что дела у санируемого банка и до этой процедуры шли плохо, то неудивительно, что бюджет кредитной организации истощается.

В такой ситуации одномоментно выдать сразу всем вкладчикам депозиты не получится (естественно, не получится выдать проценты и вернуть депозиты даже малой части вкладчиков), поэтому АСВ по окончании санации накладывает мораторий временного характера на выдачу вкладов.

Для рядовых граждан такие меры не страшны, и он может получить свои деньги, речь идет в основном о тех, кто до санации хранил в банке крупные суммы. Более того – как раз в этот период банки могут пойти на досрочное закрытие вкладов на льготных условиях (но это случается не всегда).

В любом случае, по закону вкладчикам ничего не остается кроме как дождаться окончания срока действия моратория, и затягивать с восстановлением нормального рабочего режима – не в интересах как самого банка, так и его новых собственников. В этот сложный период самое важное для вкладчика – не попасться под влияние мошенников, которые предлагают «вытащить» вклады даже при моратории, но при этом мошенники могут и дезинформировать вкладчиков, которые не видят разницы между мораторием вследствие санаций и отзывом лицензии. Во втором случае деньги действительно можно считать потерянными, но каждый гражданин РФ даже в таких ситуациях застрахован государством и получит компенсацию в размере до 700 000 рублей.

Период санации при банкротстве предприятия

Банкротство предприятия в настоящее время, когда экономические циклы нестабильны, имеет актуальный характер. Это признание арбитражным судом должника неспособным погасить все обязательства в полном объеме. Принято считать, что это конец деятельности предприятия, его гибель.

Но государство позаботилось о том, чтобы юридические лица имели возможность возобновить свою хозяйственную деятельность даже после полного разорения. Суть ее в том, что предприятию предоставляется финансовая и организационная помощь для восстановления функционирования.

Восстановление деятельности организации

Санацией предприятия называется совокупность операций, производимых для восстановления нормального уровня функционирования юридического лица. Основная цель санации – это обеспечение стабильной, результативной экономической деятельности.

Подробная информация о восстановлении деятельности предприятия есть в законе «О несостоятельности (банкротстве)».

Три основные ступени этого процесса включают в себя:

На практике чаще всего при наличии весомых оснований для проведения санации, кредиторы самостоятельно определяют какую из вышеперечисленных мер применять, также возможно применение нескольких мер, но с повышенным вниманием на какой-то одной

Исходя из определения термина «санация», которое имеется в законе «О несостоятельности (банкротстве)», можно сделать вывод, что оздоровление финансового состояния – это процесс очень емкий по своему содержанию, и он может в себе совмещать несколько операций:

  • финансовая помощь, как организации в целом, так и ее членам (руководству и другим участникам);
  • полное или частичное изменение структуры капитала организации (активов и пассивов);
  • изменение управленческой структуры предприятия;
  • другие меры, указанные в действующем законодательстве.

Особенности приема

Для того чтобы восстановить платежеспособность должника, в процессе санации могут быть приняты следующие особенные меры:

  • ликвидация (полная или частичная) дебиторской задолженности;
  • погашение всех обязательств предприятия должника собственными финансовыми средствами или с помощью третьих лиц;
  • оказание юридическому лицу помощи в виде финансовой выплаты из специализированных фондов для поддержки обанкротившихся предприятий (владельцами таких фондов являются органы государственного управления);
  • изменение процесса производства вплоть до полного перепрофилирования;
  • устранение нерентабельных видов производств;
  • реализация какой-то части капитала предприятия — должника;
  • помощь со стороны государства в виде предоставление субсидий, дотаций или субвенций;
  • продажа обанкротившегося предприятия на открытых торгах (цена предприятия устанавливается хозяйственным судом);
  • другие меры.

Понятие и главные черты

Поскольку санация является реорганизационной процедурой, ее суть сводится к тому, чтобы предоставить предприятию-должнику финансовую помощь в достаточном размере для погашения все задолженностей.

Санация может быть проведена, когда предприятие находится на одном из трех основных этапов:

  • На стадии, когда кредитор еще не возбудил дело о банкротстве должника. В этом случае предприятие должно как можно скорее сообщить о попытке преодоления состояния банкротства с помощью внешней финансовой поддержки.
  • Когда предприятие лично обращается в арбитражный суд и заявляет о наступлении кризисного состояния и при этом уже выдвигает условия и меры для проведения санации.
  • Когда подтверждение о проведении санации выносится хозяйственным судом на основании предложений от кредиторов и/или самого предприятия для того, чтобы погасить его задолженности перед кредиторами и расходы собственного бюджета.

Кроме того, существует два вида санации:

  • Санация предприятия, проводимая без изменения статуса санируемого предприятия (за счет банковского кредита и других внешних займов, за счет распределения обязательств с другими юридическими лицами, за счет дополнительного выпуска ценных бумаг и увеличения притока инвестиций).
  • Санация предприятия, используемая при глубоком кризисном состоянии. Статус юридического лица частично изменяется. Другими словами, этот вид санации можно назвать – реорганизацией предприятия. В этом случае может быть изменена форма собственности, организационно-правовая форма или направление деятельности. Во втором случае имеют место процедуры слияния, разделения, передачи в аренду, поглощения и преобразование предприятия в форму собственности ОАО.

Суть антикризисной стратегии

Суть антикризисной финансовой стратегии управления заключается в том, чтобы быстро возобновить платежеспособность предприятия и в кратчайшие сроки восстановить уровень финансовой устойчивости, достаточный для нормального ведения дальнейшей экономической деятельности и избежание банкротства.

Основная роль при задействовании антикризисной стратегии отдается эффективному использованию методов для финансовой стабилизации. Правильный подбор стратегических ходов помогает преодолеть угрозу банкротства при минимальных издержках.

Основная задача на этом этапе — правильный анализ всех платежей текущего периода и дальнейшее определение самых важных для экономической деятельности юридического лица. Как правило, такими являются платежи за материалы, сырье, комплектующие детали, оплата некоторых кредитов и задолженностей.

Методы прогнозирования банкротства предприятия описаны здесь.

ЧАСТЬ IV. Реорганизация и санирование, банкротство и ликвидация коммерческих банков

В результате изучения материала главы студент должен:

знать

• меры, имеющие целью предупреждение несостоятельности (банкротства) банков; формы, критерии, порядок, нормативно-правовую базу реорганизации проблемных банков; основания введения и функции временной администрации; об иных формах реорганизаций банков;

уметь

• анализировать официальные толкования проблемного состояния банка; причины неудачных реорганизаций банков;

владеть

• теоретическими навыками объединения банков.

Ключевые термины: проблемный банк; принудительная реорганизация банка; процедуры реорганизации; временная администрация по управлению кредитной организацией.

14.1. К понятию проблемного банка

Официальные толкования проблемного (кризисного) состояния банка, требующего принятия специальных и достаточно решительных мер, изложены в целом ряде законов и нормативных актов Центробанка. Они б ли представлены выше (см. параграф 4.2). В этой связи напомним только следующее.

В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 30.04.2008 № 2005 «Об оценке экономического положения банков» все банки относятся к одной из 5 классификационных групп: «нормальные» – это банки, отнесенные к 1-й или 2-й классификационным группам, все же остальные банки, попадающие в 3–5 классификационные группы, – это банки «нездоровые» в разной степени (рис. 14.1). Последние характеризуются следующим образом:

  • • группа 3 – банки, имеющие недостатки в деятельности, неустранение которых может в ближайшие 12 месяцев привести к возникновению ситуации, угрожающей законным интересам их вкладчиков и кредиторов;
  • • группа 4 – банки, нарушения в деятельности которых создают реальную угрозу интересам их вкладчиков и кредиторов и устранение которых предполагает осуществление мер со стороны органов управления и участников банка;
  • • группа 5 – банки, состояние которых при непринятии мер органами управления и (или) участниками банка приведет к прекращению деятельности этих банков на рынке банковских услуг.
Другие публикации  Договор счет-заказ

Рис. 14.1. Группы банков с точки зрения их финансовой устойчивости

Понятно, что ситуация в таких банках требует принятия специальных «исправительных» мер. Меры такого рода могут быть разными, поскольку банки пребывают в разных ситуациях. Определенные подходы в этом плане прописаны в федеральных законах «О Центральном Банке РФ» и «О банках и банковской деятельности», в которых представлено достаточно широкое понимание кризисного состояния КО – от начальных его форм проявления до таких, за которыми обязательно следуют лишение организации банковской лицензии и ее ликвидация.

В отличие от этого в двух других законах – от 26.11.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве, Закон № 127-ФЗ) и от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далее – Закон о несостоятельности КО, Закон № 40-ФЗ) – рассматривается преимущественно крайняя точка развития «нездоровья» КО – ее финансовая несостоятельность (банкротство). В них понятию «нормальное состояние» банка противопоставляется понятие его «несостоятельности». При этом критерии нормального состояния (состоятельности) КО значительно более жесткие, чем соответствующие требования к любым иным предприятиям и организациям.

Следует также отметить внутреннюю концептуальную противоречивость последних двух законов: из их названий следует, что оба они посвящены исключительно финансовой несостоятельности (бесперспективно кризисному состоянию) организации, между тем как значительное место в них занимает описание ситуаций (и возможных в этой связи действий), которые вовсе не обязательно ведут к банкротству и не являются звеньями процедур банкротства. Это противоречие воплотилось также в документах Центробанка.

Итак, при обнаружении банком у себя признаков проблемности (неблагополучия, кризиса) он может и должен по собственной инициативе попытаться исправить ситуацию, согласовав свои намерения и планы действий (планы реорганизации или финансового оздоровления) со всеми заинтересованными сторонами, но в первую очередь со «своим» ТУ ЦБ РФ. Это будет один сценарий развития событий.

Другой возможный сценарий связан с тем, что в соответствии со ст. 3 Закона о несостоятельности КО при возникновении оснований, установленных в ст. 4 этого же Закона, т.е. если банк становится проблемным, для недопущения его перехода в состояние полной финансовой несостоятельности (банкротства) к нему может быть применена одна из следующих принудительных мер (до отзыва лицензии):

  • • реорганизация;
  • • финансовое оздоровление.

Само это деление мер воздействия следует признать условным. Дело в том, что и реорганизация КО под контролем Банка России проводится в целях ее финансового оздоровления, и собственно финансовое оздоровление КО под контролем Банка России тоже оказывается невозможным без проведения в ней ряда внутренних реорганизационных мероприятий.

С другой стороны – в указанной выше статье Закона № 40-ФЗ, равно как и в ряде других документов, называется еще одна принудительная мера воздействия на нуждающийся в этом банк – назначение в него временной администрации (до отзыва лицензии).

И реорганизация, и финансовое оздоровление «хворого» банка предполагают, что банк либо по собственной инициативе, либо по требованию надзорного органа должен будет наметить и осуществить целый ряд организационных и иных мер, которые должны вернуть его в «нормальное» состояние. Эти комплексы мер будут раскрыты далее в настоящей и следующей главах книги. Одновременно в указанных главах будет дан содержательный анализ актов Банка России, относящихся к реорганизации и финансовому оздоровлению нуждающегося в этом банка.

Банкротство и санация кредитной организации

Рубрика: Финансы и кредит

Курсовая работа на тему: Банкротство и санация кредитной организации.

1. Банкротство в системе финансовых институтов 5

1.1. Понятие и сущность банкротства 5

1.2. Правовые особенности банкротства кредитных организаций 10

2. Санирование кредитной организации 16

2.1. Обще понятие и сущность санации 16

2.2. Условия и необходимые признаки санации кредитной организации 19

2.3. Деятельность Агентства по реструктуризации кредитных организаций в сфере санации кредитных организаций 22

3. Прогнозирование банкротства кредитной организации 26

3.1. Основные модели и методики прогнозирования банкротства кредитной организации 26

3.2. Анализ вероятности банкротства для ОАО АКБ «Авангард» с помощью модели Альтмана 31

Список использованной литературы 36

Приложение 1. Пример ходатайства по предупреждению банкротства

Приложение 2.Матрица для прогнозирования банкротства по методу А-счета

В современной мировой практике хозяйствования банкротство является таким же неотъемлемым финансовым институтом, как, например, деньги или банковские организации. Нормы регулирования банкротства предприятий могут преследовать следующие задачи: на макроуровне – снижение уровня хозяйственных рисков в экономике путем ликвидации неэффективных производств, обеспечение перераспределения промышленных активов в пользу эффективно хозяйствующих предприятий, развитие конкурентной среды; на микроуровне – защита прав кредиторов, обеспечение финансовой дисциплины, повышение надежности кредитного обращения, проведение реорганизации предприятий и их финансовой реструктуризации, повышение качества корпоративного управления, перераспределение собственности в пользу «эффективных» владельцев, смена неквалифицированных менеджеров, внедрение рациональной системы управления на предприятиях.

В то же время реализация процедур банкротства – это всегда потери для кредиторов, должника, государства. Не исключение в этом и зарубежные страны с развитой экономикой. Возможности использования банкротства для реформирования бизнеса предприятий, смены «неэффективного» собственника весьма ограничены, его основное назначение – ликвидировать неэффективные производства, перераспределить нерационально используемые активы, снизить хозяйственные риски в экономике.

Особенную актуальность в свете нарастающего мирового финансового кризиса получают вопросы несостоятельности предприятий банковского сектора, которые и будут рассмотрены в данной курсовой работе.

Цель курсовой работы – изучить особенности процесса банкротства и санации кредитной организации. Для выполнения данной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:

— рассмотреть понятие и сущность банкротства как финансового института;

— изучить специфику банкротства предприятий банковского сектора;

— изучить принципы и формы санации предприятий;

— рассмотреть проблему прогнозирования банкротства кредитной организации на примере конкретного банка.

Курсовая работа имеет следующую структуру.

Первая глава курсовой работы посвящена рассмотрению банкротства как общего финансового механизма, так и с точки зрения специфической банковской процедуры.

Вторая глава курсовой работы посвящена рассмотрению санации, ее признаков и необходимых критериев, а также применимости ее к кредитным организациям.

В третьей главе курсовой работы рассматриваются вопросы прогнозирования банкротства, кратко описываются основные методики и производится расчет вероятности банкротства для конкретного коммерческого банка.

Курсовая работа также содержит введение, заключение, список использованной литературы и приложения.

1. Банкротство в системе финансовых институтов

1.1. Понятие и сущность банкротства

Несостоятельность (банкротство) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Банкротство – это неотъемлемая составляющая рыночной экономики. Главный смысл этой процедуры – возрождение экономики, бизнеса, производства. С этой точки зрения банкротная процедура является не только неизбежной реальностью для большинства предприятий, но и очевидным благом. Банкротство – это средство защиты от кредиторов, возможность получить отсрочку по уплате долгов, провести реструктуризацию и обновить бизнес.

Цель банкротства: по возможности полное сохранение предприятия-должника. Поэтому основными процедурами банкротства в России являются реорганизация (внешнее управление) и мировое соглашение.

Анализ действующего российского законодательства о банкротстве позволяет выделить следующие признаки несостоятельности субъекта предпринимательской деятельности:

— наличие денежного обязательств должника долгового характера;

— неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения:

— наличие задолженности гражданина на сумму не менее 10 тыс. руб., а юридического лица – не менее 100 тыс. руб.;

— официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

Производство по делам о несостоятельности (банкротстве) возбуждается путем подачи заявления в арбитражный суд по месту нахождения должника-юридического лица. В соответствии с законом заявителями могут быть следующие категории юридических и физических лиц:

— должник. Право должника на подачу в арбитражный суд заявления о признании себя банкротом связано с наличием обстоятельств, которые свидетельствуют о его неспособности исполнить денежные обязательства в установленный срок;

— конкурсный кредитор. Конкурсные кредиторы – это кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия;

— уполномоченный орган. Уполномоченные органы – это федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В российской практике выделяются следующие основные процедуры банкротства:

— мировое соглашение (см. рисунок 1).

Рисунок 1 – Схема процедур банкротства предприятия

Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Процедура наблюдения вводится определением арбитражного суда по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя. Тем же определением суда назначается временный управляющий. При этом руководитель предприятия-должника и иные органы управления продолжают свою работу, но ряд сделок они могут совершать только с письменного согласия временного управляющего. Кроме того, в период наблюдения они не могут принимать ряд решений (о реорганизации, ликвидации юридического лица, создании филиалов и представительств и др.).

Финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед всеми кредиторами в соответствии с утвержденным арбитражным судом графиком погашения задолженности.

Процедура финансового оздоровления может быть введена собранием кредиторов либо арбитражным судом по ходатайству учредителей (участников). Максимальный срок финансового оздоровления составляет 2 года. Арбитражным судом назначается административный управляющий, который осуществляет свои полномочия до окончания процедуры финансового оздоровления либо до его отстранения арбитражным судом.

Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Эта процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов в случае установления реальной возможности восстановления платежеспособности должника. Максимальный срок внешнего управления также составляет 2 года. С даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего; вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Мораторий распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. Помимо этого, внешний управляющий вправе заявить отказ от исполнения договоров и иных сделок должника в отношении сделок, не исполненных сторонами полностью или частично, если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если исполнение должником таких сделок повлечет за собой убытки для должника. Внешний управляющий может также обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании сделок должника недействительными.

Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство вводится сроком на один год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника; прекращается исполнение по всем исполнительным документам, снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника. Все требования кредиторов по денежным обязательствам могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. Полномочия по управлению юридическим лицом переходят к конкурсному управляющему, который осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника, формирует конкурсную массу и осуществляет расчеты с кредиторами в соответствии с установленным законом порядком очередности.

Мировое соглашение – процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Мировое соглашение заключается по решению собрания кредиторов между конкурсными кредиторами и уполномоченными органами, с одной стороны, и должником – с другой, и представляет собой гражданско-правовую сделку, путем которой стороны на основе взаимных уступок определяют размер подлежащих погашению денежных требований и сроки их погашения.

Мировое соглашение заключается в письменной форме и может содержать положения о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, обмена требований на акции, облигации, новации обязательства, прощения долга и т.д. Мировое соглашение утверждается определением арбитражного суда, после чего производство по делу о банкротстве прекращается. Соглашение может быть расторгнуто арбитражным судом в случае неисполнения или существенного нарушения должником его условий.

1.2. Правовые особенности банкротства кредитных организаций

В настоящее время банкротство кредитных организаций осуществляется в соответствии с Федеральными законами № 40-ФЗ от 25 февраля 1999 г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и ФЗ № 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)».

Необходимо сразу отметить, что под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Закона о банкротстве кредитных организаций). Важной новеллой Закона о банкротстве кредитных организаций является расширение понятия обязательных платежей. Под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается обязанность кредитной организации как самостоятельного налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, а также обязанность кредитной организации по исполнению поручений (распоряжений) о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты.

Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения или если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами или обязанности по уплате обязательных платежей.

Кроме того, требования к кредитной организации в совокупности должны составлять не менее тысячекратного МРОТ.

Особенностью возбуждения арбитражным судом дела о несостоятельности кредитной организации является тот факт, что заявление о признании кредитной организации банкротом может быть принято лишь после отзыва Банком России лицензии на осуществление банковских операций (п. 2 ст. 181 Закона о банкротстве 2002 г.).

Однако даже при наличии надлежаще оформленного заявления судья до отзыва лицензии не вправе возбуждать дело о банкротстве. На основании поступившего заявления он сообщает об этом Банку России и предлагает представить заключение о целесообразности отзыва лицензии.

При наличии определенных обстоятельств Банк России обязан отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.

К числу данных обстоятельств могут быть отнесены следующие:

— достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2%. Интересен тот факт, что в ряде стран норматив достаточности капитала банков по сравнению с РФ является более высоким. Так, в Индии и Южной Корее он составляет 10%, в Бразилии – 11%, в Польше и на Украине – 15%;

— размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного Банком России на дату государственной регистрации кредитной организации;

Другие публикации  Возврат водительского удостоверения гибдд

— кредитная организация не исполняет в срок требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);

— кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, составляющие в совокупности не менее тысячекратного МРОТ.

Кредитная организация, ее учредители (участники) обязаны принять необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации при возникновении оснований для осуществления мер по предупреждению ее банкротства.

В законодательстве перечислены случаи, при наступлении которых кредитная организация, ее учредители (участники) обязаны принимать соответствующие меры по предупреждению банкротства кредитной организации, а именно:

— неоднократное неудовлетворение банком на протяжении последних шести месяцев требований кредиторов по денежным обязательствам или неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на счете банка; допущение кредитной организацией абсолютного снижения величины собственных средств (капитала) по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

— нарушение норматива текущей ликвидности кредитной организации в течение последнего месяца более чем на 10% и т.д.

Согласно действующему российскому законодательству до дня отзыва лицензии могут быть реализованы следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:

— назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;

— реорганизация кредитной организации.

Определенную специфику имеют и процедуры банкротства, применяемые к кредитной организации-должнику. Действующее законодательство не предусматривает возможности применения к кредитным организациям процедур наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и мирового соглашения, а реабилитационные мероприятия осуществляются в рамках мер по предупреждению несостоятельности (банкротства).

Наличие признаков несостоятельности кредитной организации является основанием для признания ее банкротом и открытия конкурсного производства.

Важным отличием действующего законодательства в этой сфере является введение новой системы конкурсного управления. Ранее существовавшая система показала ограниченность возможностей арбитражных управляющих – индивидуальных предпринимателей при банкротстве кредитных организаций. В настоящее время конкурсным управляющим может быть либо специализированный орган – Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее – Агентство), либо аккредитованное Банком России физическое лицо. Законодатель признает необходимость государственного участия в контроле за процессом осуществления процедуры конкурсного производства в отношении кредитной организации. Агентство обеспечивает такое государственное участие путем решения задач двоякого рода: во-первых, задач конкурсного производства (специальных задач), во-вторых, задач общего характера, направленных на выявление причин и условий, вызвавших банкротство кредитной организации, разработку предложений по предупреждению банкротства в банковской системе.

Согласно действующему российскому законодательству в случае виновного причинения убытков кредитной организации в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения Агентством возложенных на него обязанностей конкурсного управляющего оно возмещает убытки за счет собственных средств.

Наряду с Агентством в роли конкурсного управляющего может выступать аккредитованное Банком России физическое лицо. Оно осуществляет свои функции в отношении кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады. Порядок и основания аккредитации таких лиц, продление срока действия или аннулирование аккредитации, переоформление и др. регулируются Положением ЦБ РФ от 14 декабря 2004 г. N 265-П «Об аккредитации арбитражных управляющих при банкротстве кредитных организаций».

Убытки, причиненные таким конкурсным управляющим в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, возмещаются за счет его имущества и обязательного страхования его ответственности на случай причинения таких убытков.

Особенностями в рамках конкурсного производства обладает порядок установления требований конкурсных кредиторов: кредиторы вправе предъявлять требования к кредитной организации в любой момент в период действия временной администрации, а также в ходе конкурсного производства. Порядок подготовки и проведения первого собрания кредиторов также отличается определенной спецификой: в отличие от общего порядка, в рамках которого проведение первого собрания кредиторов осуществляется на стадии наблюдения, в отношении кредитной организации оно осуществляется при проведении конкурсного производства. В соответствии с этим цели и задачи первого собрания кредиторов становятся практически иными.

Кроме того, имеется определенная специфика и в порядке удовлетворения требований кредиторов. Так, требования Агентства по договорам банковского вклада и договорам банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», относятся к первой очереди. Следует заметить, что удовлетворение требований кредиторов первой очереди осуществляется в два этапа: в порядке предварительных выплат и в порядке окончательных выплат. При этом на осуществление предварительных выплат кредиторам первой очереди направляется 70% денежных средств, находящихся на счетах кредитной организации.

После начала расчетов с кредиторами первой очереди в порядке предварительных выплат конкурсный управляющий не реже одного раза в три месяца публикует информацию о ходе конкурсного производства.

После составления и закрытия реестра конкурсный управляющий не позднее шести месяцев со дня открытия конкурсного производства должен составить промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества кредитной организации, отражающий все изменения активов и пассивов, перечень предъявленных кредиторами требований и т.д. В настоящее время действует Положение Банка России о порядке составления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса.

2. Санирование кредитной организации

2.1. Обще понятие и сущность санации

Термин «санация» происходит от латинского «xanare» и переводится как оздоровление или лечение. Финансово-кредитный словарь трактует это понятие как систему мероприятий, проводимых для предотвращения банкротств промышленных, торговых, банковских монополий. Таким образом, санация является одной из предусмотренных законодательством процедур финансового, экономического оздоровления предприятий, предотвращения банкротства.

В современных условиях, в соответствии с международной практикой и мнением большинства зарубежных и отечественных специалистов, под санацией как экономической категорией понимается комплекс последовательных, взаимосвязанных мероприятий финансово-экономического, организационно-правового, производственно-технического, социального характера, направленных на преодоление финансового кризиса кредитной организации и возобновление или достижение его прибыльности и конкурентоспособности в долгосрочном периоде.

Особое место в процессе санации занимают мероприятия финансово-экономического характера. Целью финансовой санации является оптимизация финансовых потоков предприятия: покрытие текущих убытков и ликвидация причин их возникновения, возобновление или сохранение ликвидности и платежеспособности предприятий, сокращение всех видов задолженности, улучшение структуры оборотного капитала и формирование фондов финансовых ресурсов для проведения мероприятий производственно-технического и организационного характера.

Финансовая санация осуществляется в несколько этапов и имеет определенный порядок проведения. Целостный взгляд на этапы разработки санационной концепции отдельного предприятия представляет собой так называемая «классическая модель санации», которая широко используется в качестве основы для разработки механизма финансового оздоровления субъектов хозяйствования в странах с развитой рыночной экономикой.

В случае возникновения на предприятии кризисной ситуации данная модель предполагает проведение анализа ее причин (причинно-следственный анализ). На основе результатов анализа принимается решение либо о ликвидации предприятия, либо о проведении неотложных санационных мероприятий. В случае решения о санации определяются ее цели, формируется санационная стратегия, разрабатываются санационные мероприятия. Это оформляется в программу санации, создается ее проект. В соответствии с этими документами осуществляется реализация, координация и контроль хода санации (см. рисунок 2).

Неотъемлемым и важнейшим компонентом санационного процесса является координация и контроль проведения запланированных мероприятий. Внутренние контрольные органы должны постоянно выявлять санационные резервы и своевременно подготавливать квалифицированные решения относительно ликвидации возможных препятствий, возникновение которых возможно в процессе проведения оздоровительных процедур.

Традиционно санация осуществляется за счет следующих внешних источников:

— слияния предприятия с более мощной компанией;

— выпуска новых ценных бумаг для мобилизации денежного капитала;

— увеличения банковских кредитов и предоставления субсидий;

Рисунок 2 – Алгоритм санации кредитной организации

— уменьшения выплат по облигациям и отсрочки их погашения;

— полной или частичной покупки государством акций предприятия.

Финансовая санация может также осуществляться с помощью привлечения средств владельцев (акционеров, вкладчиков) кредитной организации; при помощи основных кредиторов; персонала предприятия.

В научной литературе по вопросам финансового оздоровления предприятий часто встречается такое понятие, как «чистая санация», которая заключается в том, что убытки покрываются исключительно за счет сформированных на предприятии резервных (страховых) фондов.

2.2. Условия и необходимые признаки санации кредитной организации

Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (ст. 3 и 4) указывает на 3 равноправные меры, которые должны предупреждать банкротство банка:

— финансовое оздоровление банка;

— назначение в банк временной администрации;

В соответствии с данным подходом критерии, при наличии которых банк будет считаться нуждающимся в санации, те же, что и в случаях, когда в него может быть направлена временная администрация или когда ему может быть предъявлено требование о реорганизации. Практически это означает, что при наличии одних и тех же оснований Банк России по собственному усмотрению будет решать, какую из трех указанных мер применить к банку, нуждающемуся, с его точки зрения, в повышенном внимании.

Непосредственно процесс санации может включать в себя:

— оказание финансовой помощи банку его учредителями (участниками) и иными лицами;

— изменение структуры активов и пассивов банка;

— изменение организационной структуры банка;

— иные меры, осуществляемые в соответствии с законами.

Соответствующие процедуры санации подробно изложены в Инструкции Банка России № 84-И от 12.07.1999 г. «О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций». Ниже выделены их основные моменты.

1. Банк, его учредители (участники) обязаны по собственной инициативе принять необходимые и своевременные меры для его финансового оздоровления при возникновении хотя бы одного из оснований для подобных действий, предусмотренных ст. 4 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». В случае возникновения указанных оснований территориальное учреждение Банка России со своей стороны вправе потребовать от банка приступить к проведению мер, направленных на его оздоровление; оно будет и контролировать реализацию таких мер.

2. Указанная инициатива банка в соответствии со ст. 11 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» должна выразиться в первую очередь в том, что руководитель исполнительного органа банка в течение 10 дней с момента возникновения оснований для этого должен обратиться в высшие органы управления банка с ходатайством об осуществлении мер, необходимых для санации банка, одновременно рекомендовав соответствующие меры, способы и сроки их проведения, в течение 3 дней проинформировать о направлении ходатайства территориальное учреждение Банка России, а указанные органы управления банка должны в течение 10 дней принять соответствующее решение и в течение 3 дней проинформировать о нем территориальное учреждение Банка России по установленной форме. Если учредители (участники) отказались принять участие в финансовом оздоровлении банка либо не приняли соответствующего решения в установленный срок, то руководитель исполнительного органа банка обязан обратиться со своим ходатайством в территориальное учреждение Банка России. Форма такого ходатайства приводится в Приложении 1.

3. Не позднее 20 дней с момента принятия органами управления банка решения о финансовом оздоровлении банк в соответствии со ст. 13 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» обязан разработать план санации и представить его в территориальное учреждение Банка России. Последнее должно установить контроль за самостоятельным проведением банком санационных мероприятий

Требование Банка России о принудительной санации банка.

1. При наличии хотя бы одного из ранее указанных достаточных оснований территориальное учреждение Банка России вправе направить в банк требование об осуществлении санационных мер, если:

— извещение о самостоятельном принятии банком мер, направленных на финансовое оздоровление, которое ему необходимо, не направлено в Банк России в установленные сроки;

— в Банк России пришло указанное выше ходатайство руководителя банка;

— в Банк России поступили заявления лиц, указанных в подпунктах 2, 4, 5 п.1 ст. 35 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (т.е. заявления об отзыве у банка лицензии и признании его банкротом), если банк действительно нуждается в санировании.

3. В случае получения такого требования руководитель исполнительного органа банка должен в срок не позднее 5 дней обратиться к высшим органам управления банка с соответствующим ходатайством, одновременно рекомендовав конкретные меры финансового оздоровления банка, способы и сроки их выполнения, а также в течение 3 дней с момента представления ходатайства направить в территориальное учреждение Банка России извещение об этом.

Названные органы управления банка, получив указанное ходатайство, должны в срок не позднее 10 дней принять по нему решение и в течение еще не более 3 дней направить в территориальное учреждение Банка России извещение по установленной форме.

4. В срок не позднее 30 дней с момента получения указанного требования Банка России банк обязан разработать план своего финансового оздоровления и представить его в территориальное учреждение Банка России, а последнее – установить контроль за исполнением банком предъявленного ему требования.

2.3. Деятельность Агентства по реструктуризации кредитных организаций в сфере санации кредитных организаций

Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) является специализированной государственной организацией, созданной для финансового оздоровления социально значимых банков и защиты интересов их кредиторов. Основной механизм работы Агентства по достижению поставленных целей – улучшение качества портфеля проблемных активов.

Существуют определенные критерии и порядок приема банка под управление АРКО. Указанные критерии изложены в самом Законе «О реструктуризации кредитных организаций» (ст. 2). Закон может быть применен к банку, который в течение последних 6 месяцев имел (необходимые условия):

— не менее 1 % совокупных вкладов граждан в кредитных организациях РФ;

— не менее 1% всех кредитов (займов), предоставленных кредитными организациями РФ юридическим лицам (кроме кредитных организаций);

— не менее 20% совокупных вкладов граждан в кредитных организациях, расположенных на территории субъекта РФ;

— не менее 20% совокупных активов кредитных организаций, расположенных на территории субъекта РФ.

Достаточные же условия (основания) перехода банка под управление АРКО возникают в том случае (ст. 3), если норматив достаточности капитала банка не превышал 2%, а также из-за отсутствия или недостаточности средств на своих корреспондентских счетах он не удовлетворяет денежных требований отдельных кредиторов и/или не исполняет обязательные платежи в сроки, превышающие 7 дней с момента наступления даты их удовлетворения и/или исполнения.

Тем не менее, наличия всех названных условий все равно может оказаться недостаточно для того, чтобы АРКО согласилось взять банк под свою опеку. Изложенные критерии и основания являются чрезмерно жесткими и им соответствует крайне ограниченное число банков, т.е. большинство российских банков не могут принять участие в процессе санирования в рамках АРКО и тех процедур, которые это Агентство может предложить.

Кроме того, следует отметить, что в указанном законе предусмотрена только принудительная реструктуризация (санация), причем только при фактически уже состоявшемся банкротстве банка, что исключает возможность оказания помощи банкам на ранних стадиях возникновения у них проблем, в то время как возможность добровольной санации банков позволяла бы АРКО полнее учесть интересы кредиторов и сократить расходы на ее проведение.

Что касается собственно порядка перехода банка под управление Агентств, то он тоже установлен рассматриваемым Законом. Решающий пункт такого порядка процедура обследования банка (ст. 6), которая применяется именно и только в целях определения возможности принять банк под управление АРКО.

Обследование начинается после того, как АРКО получает от Банка России предложение взять отдельный коммерческий банк под свое управление и завершается, когда АРКО принимает одно из двух решений: либо о переводе банка под свое управление, либо об отказе от предложения Банка России. На обследование отпускается до 90 дней. С момента начала процедуры обследования полномочия учредителей (участников) банка, связанные с участием в его уставном капитале, приостанавливаются (за исключением права требовать от банка возврата стоимости принадлежащих им вкладов в уставный капитал, однако в размере не более их ликвидационной стоимости). Если Агентство отказывается принять банк под свое управление, то права указанных лиц восстанавливаются в полном объеме.

В соответствии со ст. 8 Закона Банк России одновременно с направлением Агентству предложения взять некий банк под управление обязан назначить в этот банк временную администрацию, которая будет действовать в основном в соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Временная администрация, назначаемая приказом Банка России и в состав которой могут входить служащие Агентства, служащие Банка России, а также иные лица, рекомендуемые Агентством, должна проанализировать финансовое состояние банка и представить свое заключение в Банк России и в АРКО. Она также может дать Агентству дополнительную информацию о финансовом состоянии банка и иную информацию, необходимую для того, чтобы Агентство смогло обоснованно принять одно из тех решений, которые были обозначены выше.

Другие публикации  Солнечные коллекторы из китая оптом

Временная администрация действует со дня своего назначения, в процессе обследования пользуется полномочиями, данными Законом » О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» временной администрации при приостановлении полномочий исполнительных органов банка, может увеличить или уменьшить уставный капитал банка (в последнем случае – до величины его собственного капитала). Завершает временная администрация свою деятельность в зависимости от характера решения, которое примет руководство АРКО: если будет решено принять банк под управление – то в день, когда АРКО представит в Банк России учредительные документы банка для внесения в них необходимых изменений; если решение отрицательное – то в день назначения в банк арбитражного управляющего (ликвидатора).

В заключение следует также отметить, что содержательная сторона обследования банка, нуждающегося в опеке АРКО в Законе оговорена невнятно. Фактически сказано лишь о том, что не только временная администрация, но и само АРКО «изучает финансовое состояние кредитной организации и иные данные, необходимые для принятия решения. » (ст. 9). Как именно должно проходить такое изучение, какими правилами и критериями при самом изучении вопроса и обобщении его результатов следовало бы руководствоваться, на каких объективных основаниях АРКО будет принимать свое итоговое решение эти вопросы остаются неосвещенными.

3. Прогнозирование банкротства кредитной организации

3.1. Основные модели и методики прогнозирования банкротства кредитной организации

Рассматривая тему прогнозирования банкротства коммерческих банков, следует отметить, что, несмотря на наличие большого количества всевозможных методов и методик, позволяющих прогнозировать наступление банкротства предприятия с той или иной степенью вероятности, в этой области чрезвычайно много проблем.

В Российской Федерации пока еще отсутствует статистика банкротств предприятий по причине молодости института банкротства в нашей стране, что затрудняет собственные разработки, основанные на реалиях отечественной экономики и направленные на достоверное прогнозирование возможного банкротства предприятий. Существует также проблема достоверности информации о состоянии дел на конкретных предприятиях и трудности ее получения. Ниже проанализированы конкретные методики прогнозирования банкротства.

Модель Альтмана. Среди качественных методик уделяется наибольшее внимание рассмотрению модели Э. Альтмана. Данная методика представляет собой наиболее широко известную модель оценки риска банкротства. Оценка в рамках данной модели представляет собой линейную функцию основных балансовых коэффициентов. При разработке модели Альтман изначально рассматривал 22 финансовых показателя, характеризующих кредитную организацию, однако в ходе исследования значимыми были признаны только 5 из них.

Модель Альтмана имеет следующий вид:

Z = 1,2X1 + 1,4X2 + 3,3X3 + 0,6X4 + 0,999X5 (1)

X1 – отношение оборотного капитала к общим активам

X2 – отношение нераспределенной прибыли к общим активам

X3 – отношение прибыли до выплаты процентов и налогов к общим активам

X4 – отношение рыночной стоимости акций к стоимости балансовых обязательств

X5 – отношение объема продаж к общим активам.

Альтман определил граничные значения функции – 1,81 (наступление дефолта) и 2,99 (выполнение обязательств).

Модель Альтмана не лишена недостатков в плане применимости в России, тем не менее, на ее основе в нашей стране разработана и используется на практике компьютерная модель прогнозирования вероятности банкротства. Применение данной модели для российских условий было исследовано в работах М. А. Федотовой, которая считает, что весовые коэффициенты следует скорректировать применительно к местным условиям. Однако, новые весовые коэффициенты для отечественных предприятий ввиду отсутствия статистических данных по организациям – банкротам в России не были определены.

В общем виде можно отметить, что многочисленные попытки применения иностранных моделей прогнозирования банкротства в отечественных условиях не принесли и не могли принести по вышеизложенным причинам достаточно точных результатов. Были предложены различные способы адаптации западных моделей к российским условиям, о чем упоминалось выше, но корректность этой адаптации также вызывает сомнения у специалистов.

Адаптированные методики оценка риска банкротства. Новые методики диагностики возможного банкротства, предназначенные для отечественных кредитных организаций и, следовательно, лишенные по замыслу их авторов многих недостатков западных моделей, были разработаны Иркутской государственной экономической академией, О. П. Зайцевой, Р. С. Сайфуллиным и Г. Г. Кадыковым.

Однако, и в этом случае не удалось искоренить все проблемы прогнозирования банкротства предприятий. В частности, определение весовых коэффициентов в модели О. П. Зайцевой является не совсем обоснованным, так как весовые коэффициенты в этой модели были определены без учета поправки на относительную величину значений отдельных коэффициентов. Так, нормативное значение показателя соотношения срочных обязательств и наиболее ликвидных активов равно 7, а нормативные значения коэффициента убыточности предприятия и коэффициента убыточности реализации продукции равны нулю. В связи с этим даже небольшие изменения первого из вышеназванных показателей приводят к колебаниям итогового значения, в десятки раз более сильным, чем изменение вышеназванных коэффициентов.

В другой попытке адаптации к российским условиям – в модели, разработанной Р. С. Сайфуллиным и Г. Г. Кадыковым, небольшое изменение коэффициента обеспеченности собственными средствами с 0,1 до 0,2 приводит к изменению итогового показателя («рейтингового числа») на: R1 = (0,2 – 0,1) * 2 = 0,2 пункта.

К такому же результату приводит и значительное изменение коэффициента текущей ликвидности от нуля (от полной неликвидности) до двух, что характеризует высоколиквидные предприятия: R2 = (2 – 0) * 0,1 = 0,2 пункта.

Поэтому и в этой модели, и у О. П. Зайцевой значения весовых коэффициентов являются недостаточно обоснованными.

Методика ФСФО РФ. Еще большую критику у специалистов вызывает методика ФСФО РФ, принятая еще в 1994 году. Первое, о чем необходимо сказать, – нормативные значения трех коэффициентов, по которым делается вывод о платежеспособности предприятия, завышены, что говорит о неадекватность критических значений показателей реальной ситуации. Например, нормативное значение коэффициента текущей ликвидности, равное 2, взято из мировой учетно-аналитической практики без учета реальной ситуации на отечественных предприятиях, когда большинство из них продолжает работать со значительным дефицитом собственных оборотных средств. Нормативное значение коэффициента текущей ликвидности едино для всех предприятий, а значит, не учтены отраслевые особенности экономических субъектов.

В мировой учетно-аналитической практике нормативные значения коэффициентов платежеспособности дифференцированы по отраслям и подотраслям. Там, например, коэффициент текущей ликвидности дифференцируется в США в пределах от 1,0 (сфера торговли и общественного питания) до 1,7 (промышленность). Использование подобной практики в России могло бы дать положительный результат. Отечественная практика расчетов указанных показателей по причине отсутствия их отраслевой дифференциации и дальнейшее их использование не позволяют выделить из множества предприятий те, которым реально грозит процедура банкротства.

Методика балльных оценок. Выше рассматривались и анализировались только коэффициентные методы прогнозирования банкротства. Вкратце необходимо отметить особенности применения метода балльных оценок – показателя Аргенти (А-счета). Матрица для расчета показателя Аргенти приведена в Приложении 2.

Согласно данной методике, исследование начинается с предположений, что (а) идет процесс, ведущий к банкротству, (б) процесс этот для своего завершения требует нескольких лет и (в) процесс может быть разделен на три стадии:

1. Недостатки. Компании, склонные к банкротству, годами демонстрируют ряд недостатков, очевидных задолго до фактического банкротства.

2. Ошибки. Вследствие накопления этих недостатков компания может совершить ошибку, ведущую к банкротству (компании, не имеющие недостатков, не совершают ошибок, ведущих к банкротству).

3. Симптомы. Совершенные компанией ошибки начинают выявлять все известные симптомы приближающейся неплатежеспособности: ухудшение показателей (скрытое при помощи «творческих» расчетов), признаки недостатка денег. Эти симптомы проявляются в последние два или три года процесса, ведущего к банкротству, который часто растягивается на срок от пяти до десяти лет.

При расчете А-счета конкретной компании необходимо ставить либо количество баллов согласно Аргенти, либо 0 – промежуточные значения не допускаются. Каждому фактору каждой стадии присваивают определенное количество баллов и рассчитывают агрегированный показатель – А-счет.

Основным достоинством показателя Аргенти является то, что в нем впервые была предпринята попытка упорядочивания и систематизации показателей, по которым описаны в так называемых списках обанкротившиеся компании на Западе. Таким образом, исследователю остается только сравнить признаки уже обанкротившихся компаний с аналогичными признаками исследуемой. Поскольку опыт применения этого метода в нашей стране еще не велик, сложно говорить как о его недостатках, так и достоинствах.

3.2. Анализ вероятности банкротства для ОАО АКБ «Авангард» с помощью модели Альтмана

В заключение рассматриваемой темы целесообразно рассчитать вероятность риска банкротства для реального банковского предприятия. В качестве источника данных можно выбрать финансовую отчетность любого отечественного банка, например ОАО АКБ «Авангард» – универсальный коммерческий банк, оказывающий все виды банковских услуг. Банк основан в 1994 году, генеральная лицензия Банка России № 2879. Основными направлениями деятельности являются корпоративный банковский бизнес, розничный банковский бизнес, лизинг, инвестиции в реальный сектор экономики, кредитование физических лиц в Москве и других регионах, где открыты филиалы Банка «Авангард».

Для расчета уровня риска банкротства необходимо построить модель Альтмана на основе отчетности банка «Авангард». Для данных расчетов необходимо использовать пятифакторную модель прогнозирования, т. к. данная формула применима для акционерных обществ открытого типа (1):

Коэффициенты, необходимые для построения модели:

Аналогичные расчеты можно сделать для предыдущего отчетного периода (2006 г).

Ниже построена модель Альтмана для рассчитанных значений.

На отчетный период:

Z = 1,2 * 0,113 + 1,4 * 0,168 + 3,3 * 0,221 + 0,6 * 0,183 + 0,999 * 1,29 = 1,91

На предыдущий период:

Z = 1,2 * 0,150 + 1,4 * 0,234 + 3,3 * 0,190 + 0,6 * 0,628 + 0,999 * 1,57 = 3,1

На основе полученных значений Z-счета можно сделать следующие выводы:

В 2006 году вероятность банкротства в анализируемой кредитной организации была очень низкой (Z > 3,1). Банк имел хороший коэффициент покрытия и отдачу активов.

В 2007 году значение Z-счета резко снизилось, подошло вплотную к критической отметке банкротства 1,81, коэффициент Альтмана составил величину 1,91.

Уменьшение значения Z–счета произошло вследствие уменьшения всех коэффициентов, используемых в модели:

— снижения коэффициента покрытия Х1 произошло за счет увеличения суммы краткосрочных обязательств (более чем в 3 раза) и, при этом, уменьшении добавочного капитала. Можно предположить, что в связи с измненением финансового состояния банка, курсовая стоимость его акций снизилась.

— снижение коэффициента отдачи активов Х2. Проанализировав баланс можно сделать вывод, что это является результатом значительного увеличения суммы активов при крайне незначительном увеличении выручки.

— Х3 – доля собственного оборотного капитала снизилась за счет сильного увеличения суммы активов и незначительного прироста капитала

— Х4- рентабельность активов снизилась за счет увеличения суммы активов при незначительном увеличении нераспределенной прибыли

— Х5 – рентабельность активов, исчисленная по балансовой стоимости также снизилась за счет сильного снижения балансовой прибыли и увеличения суммы активов.

Однако необходимо учитывать, что при построении и интерпретации модели следует соблюдать некоторую осторожность: для банковских предприятий несостоятельные кредитные организации, имеющие высокий уровень коэффициента Х4 показателя (соотношение собственного и заемного капитала) получат высокую оценку, что не соответствует действительности.

Несостоятельность (банкротство) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Цель банкротства: по возможности полное сохранение предприятия-должника. Поэтому основными процедурами банкротства в России являются реорганизация (внешнее управление) и мировое соглашение.

В российской практике выделяются следующие основные процедуры банкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.

Банкротство кредитных организаций осуществляется в соответствии с Федеральными законами № 40-ФЗ от 25 февраля 1999 г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и ФЗ № 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)».

Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей

Кредитная организация, ее учредители (участники) обязаны принимать необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации при возникновении оснований для осуществления мер по предупреждению ее банкротства.

Санация – это система мероприятий, проводимых для предотвращения банкротств промышленных, торговых, банковских монополий. Санация является одной из предусмотренных законодательством процедур финансового, экономического оздоровления предприятий, предотвращения банкротства.

Традиционно санация осуществляется за счет следующих внешних источников: слияния предприятия с более мощной компанией; выпуска новых ценных бумаг для мобилизации денежного капитала; увеличения банковских кредитов и предоставления субсидий; уменьшения выплат по облигациям и отсрочки их погашения; полной или частичной покупки государством акций предприятия.

Непосредственно процесс санации может включать в себя: оказание финансовой помощи банку его учредителями (участниками) и иными лицами; изменение структуры активов и пассивов банка; изменение организационной структуры банка; иные меры, осуществляемые в соответствии с законами.

В Российской Федерации пока еще отсутствует статистика банкротств предприятий по причине молодости института банкротства в нашей стране, что затрудняет собственные разработки, основанные на реалиях отечественной экономики и направленные на достоверное прогнозирование возможного банкротства предприятий. Существует также проблема достоверности информации о состоянии дел на конкретных предприятиях и трудности ее получения. Несмотря на это, основной методикой, применяемой для внешней оценки риска банкротства кредитных организаций, является модель Альтмана, в соответствии с которой в третьей главе данной работы был рассчитан Z-коэффициент для ОАО АКБ «Авангард».

Для данных расчетов использовалась пятифакторную модель прогнозирования, т. к. данная формула применима для акционерных обществ открытого типа. Рассчитанные показатели составили: для 2006 года Z=3,1; для 2007 года Z=1,91. Таким образом, в 2006 году вероятность банкротства в анализируемой кредитной организации была очень низкой, а в в 2007 году значение Z-счета резко снизилось, подошло вплотную к критической отметке банкротства 1,81, коэффициент Альтмана составил величину 1,91. Уменьшение значения Z–счета произошло вследствие уменьшения всех коэффициентов, используемых в модели.

Список использованной литературы

Федеральный закон № 40-ФЗ от 25 февраля 1999 г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»// Российская газета. – 1999. – № 164.

Федеральный закон № 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)»//Российская газета. – 2002. – № 209-210.

Викулин А.Ю., Тосунян Г.А. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций. Учебно-практическое пособие – М.: Дело, 2002. – 320 c.

Викулин А.Ю., Тосунян Г.А. Реструктуризация кредитных организаций. Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 2002. – 352 c.

Жуков Е.Ф. Банковский менеджмент/Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2007. – 255 с.

Карелина С. А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учеб.-практ. пособие / С.А. Карелина. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – 360 с.

Лаврушин О.И.Управление деятельностью коммерческого банка. Банковский менеджмент. – М: Юристъ, 2002. – 688 с.

Радыгин А.Д. Институт банкротства: становление, проблемы, направления реформирования. – М.: ИЭПП, 2005. – 432 с.

Финансово-кредитный энциклопедический словарь/Под общ. ред. д.э.н., проф. А.Г. Грязновой.-М.: Финансы и статистика, 2002. – 1168 с.

Бджола В.Д. Финансовая санация предприятий: формы и источники//Финансовые исследования. – 2001. – № 4. – С. 17-21

Котенков В., Сазыкин Б. Диагностика развития и финансовой устойчивости банков//Аналитический банковский журнал. – 2006. – №8. – С. 27-33.

Крюков А.Ф., Егорычев И.Г. Анализ методик прогнозирования кризисной ситуации коммерческих организаций с использованием финансовых индикаторов// Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. – № 2. – С. 35-39

Пример ходатайства по предупреждению банкротства

Руководителю Главного управления

(национального банка) Центрального банка РФ

ХОДАТАЙСТВО ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БАНКРОТСТВА

(полное наименование банка, регистрационный №)

В соответствии с п. 4 ст. 11 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» _______________ (полное наименование банка, регистрационный № ) ходатайствует об осуществлении мер по предупреждению банкротства.

В связи с наличием оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства _________________________ (их перечень), руководством банка _______ (дата) в органы управления банка ________________________ (их полное наименование, юридический и фактический адрес) было направлено ходатайство об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка (копия ходатайства прилагается).

Однако в сроки, установленные пунктом З ст. 11 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», органы управ

Все права защищены; 2019 Ohrangos.ru