Ohrangos.ru

Юридический журнал

Какое ходатайство судья обязан рассмотреть в течение 48 часов

§ 2. Процессуальный порядок заявления и разрешения ходатайств

Должностные лица, ведущие судопроизводство, обязаны своевременно разъяснить соответствующему участнику судопроизводства о наличии у него права заявить ходатайство и обеспечить необходимые условия для его реализации. Факт разъяснения либо отражается в соответ­ствующем постановлении, протоколе следственного действия, либо об этом составляется отдельный протокол.

Ходатайство заинтересованным лицом может быть заявлено на любом этапе производства по уголовному делу. Даже истечение срока предвари-

Раздел I. Общие положения

Глава XL Ходатайства и жалобы

тельного расследования не может послужить основанием или мотивом для отказа в принятии и разрешении ходатайства, если оно имеет значе­ние для дела. Вместе с тем в некоторых случаях закон ограничивает сро­ком принесения ходатайства заявителем. Так, подсудимый вправе заявить ходатайство о рассмотрении его дела коллегией из трех судей только до начала судебного следствия (п. 3 ч. 2 ст. 30 УПК); обвиняемый может заявить ходатайство о назначении ему наказания без судебного разбира­тельства в момент ознакомления с материалами дела (п. 1 ч. 2 ст. 315 УПК); потерпевший вправе предъявить гражданский иск после возбужде­ния уголовного дела, но до окончания предварительного расследования (ч. 2 ст. 44 УПК).

Ходатайства могут быть письменными и устными. Письменные приоб­щаются к делу, устные заносятся в протокол следственного действия или судебного заседания. Заявитель вправе обосновать ходатайство ссылками на закон и фактические обстоятельства дела, представить дополнительные документы, подтверждающие обоснованность заявленного ходатайства.

Как вытекает из положений закона, заявляемые участниками процесса ходатайства должны быть обоснованными. Такое требование, в частности, установлено к ходатайствам, заявляемым сторонами в суде о вызове новых свидетелей, экспертов, специалистов, об истребовании вещественных дока­зательств и документов или об исключении доказательств, полученных с нарушением требований УПК (ч. 2 ст. 271 УПК). Поэтому в необходимых случаях дознаватель, следователь, суд вправе получить от лица, заявившего ходатайство, объяснение по обоснованию его просьбы.

Ходатайства дознавателя, следователя и прокурора перед судом о про­ведении процессуальных действий, требующих судебного разрешения, оформляются постановлением. Дознаватель и следователь ходатайства о проведении процессуальных действий согласовывают с надзирающим про­курором (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК).

Заявленное ходатайство должно быть рассмотрено и разрешено.

Рассмотрение ходатайства включает в себя деятельность дознавателя, следователя, прокурора или суда, которую они проводят сразу же после приема ходатайства. В ходе рассмотрения анализируются содержащаяся в ходатайстве просьба и ее обоснованность, выясняется, об установлении каких обстоятельств ходатайствует заявитель и имеют ли они значение для дела. При необходимости проводится проверка, отбирается дополнитель­ное объяснение от заявителя, истребуются дополнительные материалы.

Разрешение ходатайства предполагает проведение уполномоченным на то должностным лицом комплекса процессуальных действий, связанных с подготовкой и принятием соответствующего решения.

Ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. В тех случаях, когда немедленное принятие решения

по ходатайству невозможно, оно должно быть рассмотрено и разрешено не позднее 3 суток со дня его заявления. Данный срок установлен для рас­смотрения дознавателем, следователем, прокурором ходатайств, заявлен­ных иными участниками процесса в ходе предварительного расследования. Продлению такой срок не подлежит.

Законодатель устанавливает и более сокращенные сроки рассмотрения ходатайств. Это касается ходатайств дознавателя, следователя и прокурора о проведении процессуальных действий, которые допускаются на основа­нии судебного решения (ч. 2 ст. 29 УПК).

Судья обязан рассмотреть:

— в течение 8 часов — ходатайство об избрании подозреваемому, обви­няемому в качестве меры пресечения домашнего ареста или заключения под стражу (ч. 4 ст. 108 УПК);

— в течение 48 часов — ходатайство о временном отстранении обвиняе­мого от должности (ч. 2 ст. 114 УПК);

— в течение 24 часов — ходатайство о проведении следственных дейст­вий, которые в соответствии со ст. 29 УПК допускаются на основании су­дебного решения (ч. 2 ст. 165 УПК).

Дознаватель, следователь, прокурор и судья обязаны рассмотреть и раз­решить каждое заявленное по делу ходатайство. При этом они не вправе отказать в допросе свидетелей, производстве экспертизы, других следст­венных действий или принятии процессуальных решений, если они спо­собствуют объективному и полному исследованию обстоятельств дела, обеспечению прав и законных интересов участников процесса.

Ходатайства, адресованные дознавателю, следователю, прокурору, рас­сматриваются и разрешаются ими единолично, без участия заинтересован­ных лиц.

Ходатайство должностного лица органа расследования о производстве процессуального действия рассматриваются единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия. В су­дебном заседании вправе участвовать прокурор, следователь и дознаватель.

При рассмотрении судьей ходатайства об избрании в качестве меры пресечения домашнего ареста или заключения под стражу, а также о про­длении срока содержания под стражей наряду с указанными лицами вправе присутствовать также подозреваемый или обвиняемый, защитник.

Об удовлетворении ходатайства, а также об отказе (полном или частич­ном) в его удовлетворении дознаватель, следователь, прокурор, судья вы­носят постановление, а суд — определение. Принятое решение должно быть обоснованным и мотивированным.

О результатах рассмотрения ходатайства доводится до сведения заяви-Теля. При полном или частичном отказе в удовлетворении ходатайства зая-

Раздел I Общие положения

вителю должно быть направлено письменное сообщение с указанием моти­вов отказа. При удовлетворении ходатайства соответствующее должност­ное лицо может ограничиться устным или письменным сообщением об этом заявителю без объявления мотивов.

Решение по ходатайству может быть обжаловано. Отклонение ходатай­ства не лишает заявителя права вновь заявить его на последующих этапах судопроизводства.

§ 2. Процессуальный порядок заявления и разрешения ходатайств

Должностные лица, ведущие судопроизводство, обязаны своевременно разъяснить соответствующему участнику судопроизводства о наличии у него права заявить ходатайство и обеспечить необходимые условия для его реализации. Факт разъяснения либо отражается в соответ­ствующем постановлении, протоколе следственного действия, либо об этом составляется отдельный протокол.

Ходатайство заинтересованным лицом может быть заявлено на любом этапе производства по уголовному делу. Даже истечение срока предвари-

Раздел I. Общие положения

Глава XL Ходатайства и жалобы

тельного расследования не может послужить основанием или мотивом для отказа в принятии и разрешении ходатайства, если оно имеет значе­ние для дела. Вместе с тем в некоторых случаях закон ограничивает сро­ком принесения ходатайства заявителем. Так, подсудимый вправе заявить ходатайство о рассмотрении его дела коллегией из трех судей только до начала судебного следствия (п. 3 ч. 2 ст. 30 УПК); обвиняемый может заявить ходатайство о назначении ему наказания без судебного разбира­тельства в момент ознакомления с материалами дела (п. 1 ч. 2 ст. 315 УПК); потерпевший вправе предъявить гражданский иск после возбужде­ния уголовного дела, но до окончания предварительного расследования (ч. 2 ст. 44 УПК).

Ходатайства могут быть письменными и устными. Письменные приоб­щаются к делу, устные заносятся в протокол следственного действия или судебного заседания. Заявитель вправе обосновать ходатайство ссылками на закон и фактические обстоятельства дела, представить дополнительные документы, подтверждающие обоснованность заявленного ходатайства.

Как вытекает из положений закона, заявляемые участниками процесса ходатайства должны быть обоснованными. Такое требование, в частности, установлено к ходатайствам, заявляемым сторонами в суде о вызове новых свидетелей, экспертов, специалистов, об истребовании вещественных дока­зательств и документов или об исключении доказательств, полученных с нарушением требований УПК (ч. 2 ст. 271 УПК). Поэтому в необходимых случаях дознаватель, следователь, суд вправе получить от лица, заявившего ходатайство, объяснение по обоснованию его просьбы.

Ходатайства дознавателя, следователя и прокурора перед судом о про­ведении процессуальных действий, требующих судебного разрешения, оформляются постановлением. Дознаватель и следователь ходатайства о проведении процессуальных действий согласовывают с надзирающим про­курором (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК).

Заявленное ходатайство должно быть рассмотрено и разрешено.

Рассмотрение ходатайства включает в себя деятельность дознавателя, следователя, прокурора или суда, которую они проводят сразу же после приема ходатайства. В ходе рассмотрения анализируются содержащаяся в ходатайстве просьба и ее обоснованность, выясняется, об установлении каких обстоятельств ходатайствует заявитель и имеют ли они значение для дела. При необходимости проводится проверка, отбирается дополнитель­ное объяснение от заявителя, истребуются дополнительные материалы.

Разрешение ходатайства предполагает проведение уполномоченным на то должностным лицом комплекса процессуальных действий, связанных с подготовкой и принятием соответствующего решения.

Ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. В тех случаях, когда немедленное принятие решения

по ходатайству невозможно, оно должно быть рассмотрено и разрешено не позднее 3 суток со дня его заявления. Данный срок установлен для рас­смотрения дознавателем, следователем, прокурором ходатайств, заявлен­ных иными участниками процесса в ходе предварительного расследования. Продлению такой срок не подлежит.

Законодатель устанавливает и более сокращенные сроки рассмотрения ходатайств. Это касается ходатайств дознавателя, следователя и прокурора о проведении процессуальных действий, которые допускаются на основа­нии судебного решения (ч. 2 ст. 29 УПК).

Судья обязан рассмотреть:

— в течение 8 часов — ходатайство об избрании подозреваемому, обви­няемому в качестве меры пресечения домашнего ареста или заключения под стражу (ч. 4 ст. 108 УПК);

— в течение 48 часов — ходатайство о временном отстранении обвиняе­мого от должности (ч. 2 ст. 114 УПК);

— в течение 24 часов — ходатайство о проведении следственных дейст­вий, которые в соответствии со ст. 29 УПК допускаются на основании су­дебного решения (ч. 2 ст. 165 УПК).

Дознаватель, следователь, прокурор и судья обязаны рассмотреть и раз­решить каждое заявленное по делу ходатайство. При этом они не вправе отказать в допросе свидетелей, производстве экспертизы, других следст­венных действий или принятии процессуальных решений, если они спо­собствуют объективному и полному исследованию обстоятельств дела, обеспечению прав и законных интересов участников процесса.

Ходатайства, адресованные дознавателю, следователю, прокурору, рас­сматриваются и разрешаются ими единолично, без участия заинтересован­ных лиц.

Ходатайство должностного лица органа расследования о производстве процессуального действия рассматриваются единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия. В су­дебном заседании вправе участвовать прокурор, следователь и дознаватель.

При рассмотрении судьей ходатайства об избрании в качестве меры пресечения домашнего ареста или заключения под стражу, а также о про­длении срока содержания под стражей наряду с указанными лицами вправе присутствовать также подозреваемый или обвиняемый, защитник.

Об удовлетворении ходатайства, а также об отказе (полном или частич­ном) в его удовлетворении дознаватель, следователь, прокурор, судья вы­носят постановление, а суд — определение. Принятое решение должно быть обоснованным и мотивированным.

О результатах рассмотрения ходатайства доводится до сведения заяви-Теля. При полном или частичном отказе в удовлетворении ходатайства зая-

Раздел I Общие положения

вителю должно быть направлено письменное сообщение с указанием моти­вов отказа. При удовлетворении ходатайства соответствующее должност­ное лицо может ограничиться устным или письменным сообщением об этом заявителю без объявления мотивов.

Решение по ходатайству может быть обжаловано. Отклонение ходатай­ства не лишает заявителя права вновь заявить его на последующих этапах судопроизводства.

Другие публикации  Как писать заявления за свой счет образец

Страница не найдена

Возможно она была удалена из-за нарушения авторских прав или же не имела веса. Воспользуйтесь поиском google:

А также прочитайте САМЫЕ ЛУЧШИЕ ИЗРЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ — уверяем вам они понравятся!

Или же прочитайте самые посещаемые страницы нашего сайта:

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

6.5. Временное отстранение от должности

Согласно ст. 114 УПК РФ при необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство. Поскольку под должностью в широком (буквальном) смысле этого слова понимается место, занимаемое по службе, следует считать, что мера принуждения, о которой ведется речь, касается всех служащих, т.е. не только должностных и государственных лиц, но и муниципальных служащих, служащих в органах местного самоуправления, а также негосударственных (коммерческих и иных) структурах, подозреваемых или обвиняемых по уголовному делу и, как правило, находящихся на свободе.

Основанием для применения данной меры процессуального принуждения является вытекающий из материалов уголовного дела вывод или хотя бы обоснованное предположение, что подозреваемый, обвиняемый использует или может использовать свое положение против интересов правосудия, т.е. воспрепятствовать, помешать уголовному судопроизводству (оказать давление на свидетелей, которые подчинены ему по службе, уничтожить или сфальсифицировать документы, имеющие доказательственное значение, организовать давление на следователя с помощью влиятельных лиц, с которыми подозреваемый, обвиняемый связан по службе, либо вовлечь его в коррумпированную интригу, скомпрометировать и т.д.).

Поскольку в основе ходатайства об отстранении от должности лежит решение дознавателя или следователя, а любое решение этих должностных лиц облекается в форму постановления, следует прийти к заключению, что в случаях, о которых идет речь, дознаватель и следователь обязаны вынести постановление о возбуждении перед судом ходатайства о временном отстранении от должности, получить письменное согласие: дознаватель — у прокурора, а следователь — у руководителя следственного органа, а затем представить данное постановление в районный суд по месту производства предварительного расследования. В течение 48 часов судья обязан рассмотреть ходатайство органа расследования и вынести свое постановление о временном отстранении обвиняемого от должности или об отказе в этом. Постановление о временном отстранении обвиняемого от должности направляется по месту его работы и службы. Отстранение данного лица от должности производится вышестоящим должностным лицом, для которого постановление следователя обязательно для исполнения безо всякой перепроверки оснований в порядке служебного расследования. Всю полноту ответственности за такое отстранение несут субъекты уголовно-процессуальной деятельности, т.е. следователь (орган дознания) и судья. Все вопросы, связанные со сдачей дел отстраненным от должности, разрешаются в ведомственном порядке.

В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор РФ направляет Президенту РФ представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент РФ в течение 48 часов принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом.

Временное отстранение обвиняемого от должности отменяется постановлением дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает дальнейшая необходимость, иначе говоря, когда отпадает опасение, что должностное лицо использует свое положение во вред интереса расследования. Это может случиться, например, потому, что данное лицо вообще уволено с государственной службы в установленном порядке или к нему применена мера пресечения в виде заключения под стражу. Отстранение от должности может быть отменено и в связи с окончанием предварительного расследования, когда все доказательства собраны и уже известны обвиняемому вследствие ознакомления с делом.

По смыслу уголовно-процессуальных правил о временном отстранении подозреваемого, обвиняемого от должности никто не может быть подвергнут данной мере принуждения иначе, как по инициативе органов уголовного преследования. При отсутствии такой инициативы и соответствующего судебного решения ни один руководитель, сколь бы высокое положение он ни занимал в иерархии государственной или негосударственной службы, не может отстранить от должности в связи с уголовным преследованием своего подчиненного служащего, какой бы ни была эта должность. Он, руководитель, в принципе не может и не должен знать, что в отношении этого служащего имеется в уголовном деле. Значит, для решения об отстранении подчиненного от должности в принципе не может быть ни фактических, ни юридических оснований, и всякое подобное отстранение незаконно.

Согласно ч. 6 ст. 114 УПК РФ временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, которое выплачивается ему по постановлению дознавателя, следователя, прокурора или судьи либо по определению суда в зависимости от того, в чьем производстве находится данное уголовное дело. Пособие выплачивается за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 131 УПК РФ, посвященной судебным издержкам. Невыплата государственного пособия может быть обжалована в суд*(128).

Какое ходатайство судья обязан рассмотреть в течение 48 часов

Порядок рассмотрения судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу

Процессуальный порядок рассмотрения постановления о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу предусмотрен ч. 4 и 5 ст. 108 УПК РФ.

Мотивированное постановление о возбуждении ходатайства об избрании такой меры пресечения и приложенные к нему материалы рассматриваются единолично судьей районного или военного суда соответствующего уровня. Исключение составляют случаи, когда в материалах уголовного дела содержатся сведения, составляющие государственную тайну. С учетом предписаний п. 3 ч. 3 ст. 31 УПК РФ рассмотрение ходатайств о заключении под стражу по таким делам должно осуществляться Верховным судом республики, краевым или областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области и судом автономного округа.

Согласно ч. 4 ст. 108 УПК РФ судья обязан рассмотреть ходатайство органов предварительного следствия с обязательным участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника, если последний участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования либо месту задержания подозреваемого в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд.

По инициативе потерпевшего или его законного представителя они также могут участвовать в судебном заседании (без извещения и вызова). При этом неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства, за исключением неявки обвиняемого (ч. 4 ст. 108 УПК РФ), а равно, как представляется, и подозреваемого.

На практике обязанность по доставлению подозреваемых и обвиняемых в судебное заседания для рассмотрения ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу возлагается судами на органы предварительного расследования и прокурора. Осуществляя указанную деятельность, следователи, дознаватели и прокуроры должны учитывать, что в соответствии с ч. 5 ст. 108 УПК РФ принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого допускается только в случае объявления последнего в международный розыск (ч. 5 ст. 108 УПК РФ).

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 466 УПК РФ решение о заключении под стражу лица для его выдачи по запросу иностранного государства может быть принято Генеральным прокурором РФ или его заместителем на основе иностранного судебного решения (в том числе заочного).

В иных случаях отсутствие обвиняемого (подозреваемого) рассматривается судами как бесспорное основание для отказа в удовлетворении ходатайства.

Объявление в международный розыск регулируется подзаконными нормативными актами. Согласно данным актам, международный розыск объявляется в случаях наличия достоверных данных о выезде в другие страны лица, уклоняющегося от уголовной ответственности и отбывания наказания. Основанием для международного розыска является мотивированный запрос ОВД, направленный в Национальное центральное бюро Интерпола. Учет разыскиваемых лиц ведется в Главном информационном автоматизированном центре (ГИАЦ) МВД Российской Федерации.

Основанием для изложения соответствующего положения в ч. 5 ст. 108 УПК РФ послужило, как представляется, обязательство нашего государства реализовать в УПК требования п. 3 ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Российской Федерацией в 1998 г. Международный документ предусматривает, чтобы каждое лицо, подвергнутое аресту или задержанию, незамедлительно доставлялось к судье. и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда.

Идея, предусматривающая непосредственное участие подозреваемого, обвиняемого в судебном заседании при избрании заключения под стражу, выглядит весьма положительно и, безусловно, заслуживает одобрения. Рассматриваемая норма Конвенции пронизана принципом состязательности сторон (ч. 1 ст. 15 УПК). Судьи подходят к решению вопроса о заключении под стражу уже не так формально, как это делали прокуроры до 1 января 2002 г., принимая решение исключительно по документам, а порой и со слов следователя, дознавателя, не читая материалов уголовного дела.

В то же время если разыскиваемый скрылся от органов предварительного следствия или суда, а затем был обнаружен в другом субъекте РФ (например, инициатор заключения находится в Приморском крае, а обнаружили в Красноярском крае), возникают значительные трудности по его доставлению для последующего решения вопроса о заключении под стражу.

На первый взгляд выход из сложившейся ситуации очевиден — в соответствии с ч. 4 ст. 108 УПК РФ вопрос о заключении под стражу может быть решен судьей по месту задержания лица. Но как показывает практика, следователи по месту обнаружения разыскиваемого не желают избирать арест в отношении «чужого» обвиняемого по следующим причинам.

Во-первых, усложняется процедура по сравнению с обычным порядком оформления материалов, подтверждающих обоснованность ходатайства об избрании заключения под стражу. Согласно ч. 3 ст. 108 УПК необходимо к постановлению прилагать материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Эти материалы по смыслу ст. 97 УПК РФ должны содержать достаточные сведения для предположения о том, что обвиняемый может скрыться, продолжить преступную деятельность, иным путем воспрепятствовать производству по делу. Все документы, представляемые судье, должны обладать одним качеством — подтверждать обоснованность заявленного органами расследования ходатайства об избрании меры пресечения. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что «к ходатайству об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу органам, ведущим уголовное досудебное производство, следует прилагать: копии постановлений о возбуждении уголовного дела и привлечении лица в качестве обвиняемого, копии протоколов задержания, допросов подозреваемого, обвиняемого, а также имеющиеся в деле доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости избрания лицу меры пресечения (сведения о личности подозреваемого, обвиняемого, справки о судимости, данные о возможности лица скрыться от следствия и т.п.).

При получении сообщения о задержании в рамках ч. 3 ст. 210 УПК следователь, являющийся инициатором заключения под стражу, должен любым способом оперативно представить органу предварительного следствия, осуществившему задержание, копии всех вышеперечисленных процессуальных документов. Единственным доступным и в то же время недорогим способом передачи является применение технических средств (факс или Интернет). При этом стоит отметить, что суды неохотно рассматривают материалы, полученные с помощью технических средств из других отдаленных регионов.

Другие публикации  Требования к медицинской сестре при приеме на работу

Вторая причина отказа достаточно банальна — следователь, дознаватель просто не желают брать на себя ответственность за принятие решения по «чужому» уголовному делу.

Проведенный В.Г. Овчинниковым анализ показал, что положительных результатов достигают те следователи при решении вопроса заочной стражи, которые направляли по факсу следующие документы:

1) поручение следователю о задержании подозреваемого в порядке ст. 91, 92 УПК;

2) ходатайство, поддержанное прокурором (а сейчас руководителем следственного органа), об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) ходатайство, поддержанное прокурором, о продлении срока задержания подозреваемого на 72 часа;

4) иные характеризующие материалы для избрания рассматриваемой меры пресечения.

После заключения под стражу обвиняемого этапируют к основному месту расследования преступления.

Предложенная процедура имеет существенный момент: следователь поддерживает ходатайство у «местного» районного руководителя следственного органа, который может подробно изучить материалы уголовного дела. Следователь на месте задержания уже не обращается к своему непосредственному руководителю, что облегчает процедуру избрания.

Несмотря на то, что в законе достаточно четко прописана норма о доставлении обвиняемого в суд для решения вопроса об избрании в отношении его заключения под стражу (за исключением объявления в международный розыск), в юридической литературе встречаются мнения, что УПК позволяет рассматривать этот вопрос в отсутствие последнего. Такой позиции, например, придерживаются О.И. Цоколова, А.П. Коротков и А.В. Тимофеев, ссылаясь на п. 16 ч. 4 ст. 47 УПК РФ, считая, что если подозреваемый, обвиняемый своевременно извещены о времени и месте судебного заседания и в суд не явились, то вопрос можно рассмотреть без их участия.

Данная позиция не может быть поддержана, поскольку авторы напрямую расходятся как с нормами уголовно-процессуального закона, так и с упомянутой выше Конвенцией. Они лишь пытаются подменить содержание ст. 108 УПК другими нормами с целью предусмотреть возможность заочного избрания стражи при объявлении в федеральный розыск.

В данном случае следует поддержать Б.Я. Гаврилова, который предлагает предусмотреть возможность вынесения заочного судебного решения о заключении под стражу объявленного в федеральный розыск подозреваемого, обвиняемого с предоставлением ему права предстать в течение 48 часов после задержания перед судом, принявшим это решение. При невозможности доставления в данный суд в указанный срок задержанный подозреваемый, обвиняемый должен быть не позднее 48 часов доставлен к ближайшему (к месту задержания) судье, который принимает решение об оставлении постановления об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу без изменения или об отмене данной меры пресечения. При несогласии с решением судьи по месту задержания об оставлении под стражей подозреваемый, обвиняемый после его этапирования к месту производства расследования имеет право незамедлительно (в течение 48 часов) предстать перед судом, вынесшим заочное решение на заключение данного лица под стражу.

В юридической литературе высказывается мнение о том, что в силу неотложности ситуации и кратковременности сроков (8 часов) у суда нет возможности выяснить: надлежащим ли образом извещены защитник, законный представитель, следователь и дознаватель, имеются ли уважительные причины их неявки. Поэтому даже уважительные причины неявки не должны приводить к отложению заседания.

Однако с указанным мнением достаточно трудно согласиться, поскольку применение его на практике приведет к нарушению права подозреваемого и обвиняемого на защиту. В данной ситуации, как представляется, следует ориентироваться на положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. № 1. В п. 7 данного постановления прямо указывается, что в тех случаях, когда при решении вопроса об избрании подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу явка в судебное заседание приглашенного им защитника невозможна (например, в связи с занятостью в другом процессе), а от защитника, назначенного в порядке ч. 4 ст. 50 УПК РФ, подозреваемый отказался, судья, разъяснив последствия такого отказа, может рассмотреть ходатайство об избрании данной меры пресечения без участия защитника, за исключением случаев, указанных в пунктах 2-7 ч. 1 ст. 51 УПК РФ.

Если же участие защитника в судебном заседании в соответствии с требованиями ст. 51 УПК РФ является обязательным, а приглашенный защитник, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания о рассмотрении ходатайства в порядке ст. 108 УПК РФ, в суд не явился, дознаватель, следователь или прокурор в силу ч. 4 ст. 50 УПК РФ принимает меры к назначению защитника. В этом случае суд выносит постановление о продлении срока задержания в соответствии с п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ. После назначения защитника к указанному в постановлении судьи сроку суд с участием сторон рассматривает ходатайство по существу.

Исходя из общих положений уголовно-процессуального законодательства, определяющих порядок судебного производства, объема прав участников процесса и положений ч. 5 ст. 108 УПК РФ, порядок рассмотрения материалов досудебного производства, отнесенных к исключительной компетенции суда, имеет следующую последовательность:

— объявление судьей, какое ходатайство рассматривается судом;

— доклад секретаря о явке извещенных лиц;

— допуск переводчика, в случаях, предусмотренных ст. 59 УПК РФ, разъяснение ему прав и ответственности;

— установление личности подозреваемого (обвиняемого), а в случае задержания — времени задержания;

— объявление состава суда, установление наличия отводов судье и судебному секретарю;

— разъяснение прав и обязанностей подозреваемому (обвиняемому), а при наличии — и их законному представителю (ст.ст. 46 и 47 УПК РФ — в мере, относящейся к содержанию заседания);

— в случае явки потерпевшего, его законного представителя — разъяснение им положений ст.ст. 42, 45 УПК РФ в мере, относящейся к содержанию заседания;

— оглашение следователем, дознавателем или прокурором описательно-мотивировочной и резолютивной частей постановления, предоставление ему права дополнительного обоснования постановления;

— заслушивание иных лиц, явившихся в судебное заседание: подозреваемого (обвиняемого), их законного представителя, потерпевшего и его законного представителя, защитника;

— оглашение материалов, приобщенных к постановлению органов предварительного расследования и выслушивание по ним объяснений участников процесса;

— предоставление сторонам права на заключительные реплики;

— удаление в совещательную комнату для вынесения постановления;

— оглашение постановления, разъяснение порядка его обжалования.

Поскольку в ч.ч. 4 и 6 ст. 108 УПК РФ установлено, что ходатайство органов предварительного расследования рассматривается в процедуре судебного заседания, а судебное заседание определяется в п. 50 ст. 5 УПК как «процессуальная форма осуществления правосудия в ходе досудебного и судебного производства по уголовному делу», то и в данном случае необходимо руководствоваться ст. 259 УПК, регламентирующей ведение протокола судебного заседания. Необходимость ведения протокола обусловливается и обеспечением возможности кассационной инстанции оценить законность и обоснованность постановления судьи применительно к доводам кассационных жалоб и представления.

В постановлении судьи об избрании меры пресечения или об отказе в удовлетворении ходатайства — главным является изложение обоснования принимаемого судебного решения. Представляется, что оно должно содержать оценку доводов (мотивов) ходатайства и вытекающие из этой оценки аргументы (доводы, мотивы) судебного решения.

Материальная основа принятия решения содержится в п.п. 1, 2 ст. 108 УПК РФ, существо которой составляет принцип: «невозможность применения иной, более мягкой, меры пресечения». Применительно к этому принципу судья должен уяснить в судебном заседании и оценить в письменном изложении:

— фактическое процессуальное положение лица: является он подозреваемым или обвиняемым;

— характер и степень общественной опасности преступлений, в совершении которых подозревается или обвиняется данное лицо, в соответствии со ст. 15 УК, определяющей категории преступлений;

— предусматривает ли уголовный закон, нарушение которого вменяется лицу, применение наказания, не связанного с лишением свободы;

— к какому виду относится вменяемое преступление по объекту посягательства: против личности, собственности, безопасности и т.д., оценивая указанное обстоятельство относительно наличия фактора агрессивности со стороны подозреваемого (обвиняемого) и, в частности, опасности оставления его на свободе для потерпевшей стороны (по делам о преступлениях против жизни и здоровья и др.);

— форма вины вменяемого преступления: умышленная или неосторожная;

— наличие признаков обстоятельств, исключающих уголовную ответственность (невменяемость, необходимая оборона, крайняя необходимость и др.);

— наличие признаков совершения преступления в соучастии с другими лицами, имея в виду степень опасности влияния находящихся на свободе соучастников;

— наличие обстоятельств, дающих основания полагать, что лицо, оставаясь на свободе, будет противодействовать установлению истины, и что такое противодействие способно воспрепятствовать установлению истины по делу (воздействие на потерпевших, свидетелей, сокрытие следов преступления).

— очевидность наличия признаков иных обстоятельств, расцениваемых уголовным законом как смягчающие наказания (ст.61 УК);

— очевидность наличия признаков иных обстоятельств, относимых уголовным законом к числу отягчающих наказание (ст.63 УК);

— обстоятельства прекращения преступных действий (задержан, оказывал ли сопротивление при этом; или явился с повинной и т.п.);

— степень социальной адаптации: наличие семьи, необходимости содержания и ухода за близкими лицами, нуждающимися в этом, — имея в виду степень неотвратимости негативных последствий изоляции лица для его близких и степень его привязанности к этим заботам; наличие постоянного места жительства; трудовой (служебный) статус — должность, звание, исполнение обязанностей по службе или иной трудовой деятельности; деловая репутация и общая характеристика;

— состояние здоровья подозреваемого (обвиняемого);

— иные обстоятельства, имеющие значение для разрешения ходатайства следователя (дознавателя) и могущие свидетельствовать о том, что лицо может скрыться от следствия и суда.

Изложенное, безусловно, не означает, что в каждом постановлении судьи должны отражаться все указанные вопросы, поскольку в постановлении по конкретному делу должны быть оценены лишь те данные, которые применительно к конкретным обстоятельствам имеют непосредственное отношение и имеют существенную значимость или совокупность таких данных.

Но, во всяком случае, в постановлении судьи должны содержаться (с учетом критериев, изложенных выше):

1) оценка тяжести деяния, вменяемого обвиняемому (подозреваемому);

2) оценка сведений о личности обвиняемого (подозреваемого);

3) наличие оснований полагать о том, что обвиняемый (подозреваемый), оставаясь на свободе, будет противодействовать расследованию дела или скроется от следствия и суда.

Доводы, изложенные в ходатайстве органов предварительного следствия, должны получить соответствующую оценку согласия или несогласия с ними. Выводы суда, положенные в основу решения, будут более убедительными при наличии ссылок на конкретные материалы, исследованные в судебном заседании.

Несомненно, что предусмотренная п. 10 ст. 108 УПК РФ возможность обжалования постановления судьи обязывает его к четкому и ясному изложению своих выводов, их конкретности, избегая при этом излишней детализации и общих рассуждений вне терминологии, используемой обычно законодательством.

По результатам рассмотрения ходатайства судья имеет право вынести одно из следующих постановлений:

1) об избрании в отношении обвиняемого или подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу;

2) об отказе прокурору, следователю или дознавателю в удовлетворении ходатайства о заключении лица под стражу;

3) о продлении срока задержания.

Другие публикации  Детское пособие в беларуси с 1 января 2018

Продление срока задержания допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу (в ред. Федерального закона от 4 июля 2003 года № 92-ФЗ).

Между тем органы предварительного расследования не редко злоупотреблять своих правом на возбуждение ходатайств о продлении срока задержания для предоставления дополнительных доказательств обоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Так, постановлением судьи Светловского городского суда Калининградской области П. от 3 ноября 2004 года следователю СО при ОВД Светловского городского округа было отказано в удовлетворении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении Макурина В.В., 1977 г.р., подозреваемого в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 158 ч. 3, 112 ч. 1 УК РФ.

Как видно из постановления судьи, 31 октября 2004 года по ходатайству следователя срок задержания Макурина В.В. был продлен на 72 часа — до 14 часов 3 ноября 2004 г. для предоставления в суд дополнительных материалов, характеризующих личность задержанного подозреваемого. Однако 3 ноября 2004 г. материал, характеризующий личность подозреваемого следователем в суд представлен не был, кроме того, приложенные к ходатайству следователя протоколы допросов свидетелей по характеристике личности Макурина В.В. нечитаемы. Также следователем не представлены доказательства того, что Макурин В.В. может скрыться от следствия.

Непредставление в суд дополнительных материалов, неявка стороны обвинения свидетельствуют о неудовлетворительной организации работы по собиранию доказательств причастности подозреваемых к совершению преступления на момент избрания меры пресечения. В связи с этим особой оценки и прокурорского реагирования требуют имеющие место факты, когда после продления срока задержания на срок до 72 часов для представления дополнительных доказательств обоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, прокуроры и следователи не являлись в назначенное время в судебное заседание, не представляли дополнительные материалы, подозреваемые не доставлялись в судебное заседание.

Достаточно грубые нарушения правил продления срока задержания допускаются и судами. Так, вопреки требованиям ч. 7 ст. 108 УПК РФ не всегда в постановлении указываются дата и время, до которого продлевается срок задержания, и не в каждом постановлении содержится вывод о законности и обоснованности задержания. При этом не всегда учитывается, что задержание продлевается на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения. В 50 из 157 случаев продления срока задержания отсчет времени продления данного срока производился неправильно (либо с момента задержания в порядке ст. 91, 92 УПК РФ, либо вообще от произвольно выбранного момента).

В ряде случаев задержание продлевалось на срок более чем 72 часа (судья Багратионовского районного суда К. в отношении подозреваемого Новосельски А., судья Черняховского районного суда В. в отношении подозреваемого Хопко С.А. и др.). В некоторых случаях в нарушение ч. 7 ст. 108 УПК РФ судьи вообще не принимали решения о продлении срока задержания, а только откладывали рассмотрение ходатайства на определенный срок (судья Балтийского городского суда Я. в отношении подозреваемого Закревского Д.Л.; судья Советского городского суда Г. в отношении подозреваемых Савченко И.А., Попсуева О.Э., Хомякова В.Г. и др.).

Анализ постановлений о заключении под стражу подозреваемых и обвиняемых свидетельствует, что судебная практика применения положений ст. 108 УПК РФ хотя и в целом сформировалась, однако встречаются вопиющие нарушения уголовно-процессуального законодательства. Так Президиум Верховного Суда РФ, рассмотрев 27 февраля 2006 г. результаты обобщения судебной практики о применении судами законодательства о заключении подозреваемых и обвиняемых под стражу в порядке, предусмотренном ст. 108 УПК.

В ходе обобщения установлено, что судами не в полной мере выполняются требования уголовно-процессуального законодательства об избрании данной меры пресечения и учитываются разъяснения. Содержащиеся в Постановлениях Пленума ВС РФ от 5 марта 2004 г. № 1 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних».

Судами не всегда с достаточной полнотой исследовались основания, подтверждающие необходимость применения такой меры пресечения, как заключение под стражу. Удовлетворяя такие ходатайства, судьи в постановлениях лишь формально перечисляли указанные в ст. 97 УПК РФ основания для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, не приводя при этом конкретных, исчерпывающих данных, на основании которых суд пришел к выводу о том, что подозреваемый или обвиняемый может скрыться, продолжать заниматься преступной деятельностью и т.д.

Более того, при отсутствии исключительных обстоятельств удовлетворялись ходатайства об избрании данной меры пресечения в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений небольшой тяжести, а также несовершеннолетних, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести.

Отдельные суды не выполняли требования ст. 99 УПК РФ. При решении вопроса о заключении под стражу несовершеннолетних недостаточно исследовались условия их проживания и воспитания, взаимоотношения с родителями, а в отношении подозреваемых обвиняемых женщин судами не всегда исследовался вопрос о наличии у них на иждивении несовершеннолетних детей.

Таким, в Российской Федерации суд, по справедливому замечанию С. Добровольской, во многих случаях, не вдаваясь в вопрос законности, обоснованности и необходимости ареста, чисто механически удовлетворяет ходатайство следователя.

По иному пути идет судебная практика зарубежных стран. Как отметил на проходившей 29 октября 2008 г. в г. Москве Международной конференции «Аресты предпринимателей как показатель делового климата в стране» федеральный судья Нью-Йорка Р. Леви, недостаточно того, чтобы прокурор просто пришел в суд и сказал, что обвиняемый может сбежать, или он коррумпирован, или будет препятствовать проведению следствия. Судья должен понимать, что стоит за этими словами, должен видеть доказательства. Судья оценивает, склонен ли человек к насилию, была ли у него судимость, являлся ли он в суд по повестке раньше или уклонялся от явки, задерживали ли его и т.д.

Решение о заключении обвиняемого под стражу на основе доказательств принимается и в Англии мировым судьей после слушаний в открытом судебном заседании, в ходе которых сторона обвинения и сторона защиты представляют свои аргументы и доказательства. Обвиняемый согласно Закону «О залоге» 1976 г. может быть отпущен под залог, если обвинение не докажет, что существуют основания, препятствующие суду отпустить обвиняемого под залог.

В соответствии с § 114, абзац 2, УПК ФРГ приказ об аресте должен содержать: сведения о личности обвиняемого; деяние, в совершении которого он подозревается, время и место его совершения, правовые признаки уголовно наказуемого деяния и подлежащий применению уголовный закон; основание ареста (обвиняемый скрывается, опасность побега, уничтожения, утаивания или фальсификации доказательств, повлиять на свидетелей, потерпевших, соучастников, обвиняемый затруднит установление истины и воспрепятствует расследованию); факты, которые свидетельствуют о наличии серьезных подозрений в совершении деяния и основаниях ареста, поскольку приведение этих фактов не создает угрозу государственной безопасности. К обстоятельности оснований нельзя предъявлять слишком высокие требования, поскольку дела, связанные с заключением под стражу, как правило, являются неотложными, но формальных оборотов избегают. Факты, из которых вытекает серьезность подозрения в совершении преступления, являются, как правило, доказательствами, например «в соответствии с показаниями свидетеля X».

Представляется, что для исключения пристрастности суда (судьи) при рассмотрении уголовного дела по существу, обеспечению объективности при вынесении приговора будет способствовать разграничение компетенции судей при принятии решения о мере пресечения в досудебном производстве и в ходе судебного разбирательства. «Подобное может быть достигнуто: а) путем установления для судьи запрета принимать участие в рассмотрении уголовного дела по существу, если ранее он осуществлял полномочия, предусмотренные ч. 2, 3 ст. 29 УПК РФ, по данному делу, либо б) введением должности специального судьи, компетенция которого ограничивалась бы только решением вопросов по существенному ограничению прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 29 УПК РФ), включая проверку законности произведенного следственного действия в порядке ч. 5 ст. 165 УПК РФ в досудебном производстве, а также по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора, поданных в порядке ст. 125 УПК РФ».

Первый вариант имеет место в уголовном процессе Украины, поскольку в силу п. 2.1 ч. 1 ст. 54 УПК Украины судья не может участвовать в рассмотрении уголовного дела, если он во время досудебного расследования дела решал вопросы о проведении обыска, выемки, избрании, изменении или отмене мер пресечения, продлении сроков содержания под стражей либо рассматривал жалобы на задержание или на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении дела.

Второй вариант присутствует, в частности, в ФРГ и в Италии, где специальный судья осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод личности в ходе предварительного следствия (решает вопросы по заключению лица под стражу, по временному помещению в психиатрический стационар, санкционирует телефонное прослушивание и т.д.)

Мотивированное постановление судьи направляется лицу, возбудившему данное ходатайство, и прокурору для немедленного исполнения, вручается обвиняемому (подозреваемому) и направляется в место его содержания, если он не участвовал в судебном заседании.

В случае вынесения судьей постановления об отказе в избрании этой меры пресечения повторное обращение следователя, дознавателя или прокурора в суд с ходатайством о заключении под стражу одного и того же лица по тому же делу возможно только в случае возникновения новых обстоятельств (доказательств), подтверждающих необходимость заключения под стражу подозреваемого (обвиняемого).

Если вопрос о заключении под стражу подсудимого возникает в ходе судебного разбирательства, суд по ходатайству стороны обвинения или по собственной инициативе в совещательной комнате принимает соответствующее решение, о чем выносит отдельное определение или постановление, которое подлежит оглашению в судебном заседании.

Исполнение постановления состоит в направлении (вручении) его копии, заверенной подписью и гербовой печатью, лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, обвиняемому или подозреваемому, и подлежит немедленному исполнению органами предварительного расследования, в ведении которых находится подозреваемый или обвиняемый.

Практические вопросы исполнения постановления — освобождение лица из-под стражи либо заключения под стражу — относятся к ведению органов предварительного расследования. Реализация их допустима в помещении по месту судебного заседания.

В случае обжалования судебного решения суд, извещая об этом остальных участников, направляет материалы в вышестоящий суд.

Хотя Законом не установлены сроки представления материалов в суд кассационной инстанции, однако из смысла ст. 108 УПК РФ, определяющей сокращенные сроки судебного производства по этим материалам, следует, что указанные материалы должны направляться в вышестоящий суд не позднее 3-дневного срока со дня поступления кассационной жалобы или представления и не позднее 5-дневного срока при наличии ходатайства участников об ознакомлении с протоколом судебного заседания и рассмотрении судьей поданных ими замечаний.

Все права защищены; 2019 Ohrangos.ru