Ohrangos.ru

Юридический журнал

Налог на добавленную стоимость должен вводиться только

НДС с 1 января 2019 года

Любое новшество в ставках и расчете налога на добавленную стоимость отражается на деятельности компаний, уплачивающих этот налог. Расскажем, чем грозит принятое решение о повышении НДС с 1 января 2019 года, с какого числа введут НДС 20 и как власти «смягчили» последствия грядущих изменений.

Возьмите в работу

Повышение НДС с 1 января 2019 года

Последняя новость об НДС с 2019 года — подписанный Президентом РФ Владимиром Путиным закон о повышении ставки НДС до 20 процентов. Федеральный закон от 03.08.18 № 303-ФЗ с соответствующими поправками в Налоговый кодекс 3 августа официально опубликован publication.pravo.gov.ru. Д окумент начинает действовать с 1 января будущего года. Теперь подробно о повышении ставок.

Повышение общей ставки . Согласно закону № 303-ФЗ, с 2019 года произойдет повышение общей ставки НДС на два пункта — с 18 до 20 процентов.

Когда введут НДС 20 процентов?

Применять новую ставку надо будет к товарам, отгруженным после 1 января 2019 года. Именно с этого числа будет действовать новая ставка 20 процентов. Однако Минфин разрешил применять новую ставку НДС уже в этом году. Посмотрите в каких случаях это можно сделать.

Повышение расчетной ставки . Расчетная ставка налога вырастет с 15,25 до 16,67 процента. «Расчетным методом» значит: 16,67 = 20/120.

Ставки налога 0% и 10% будут сохранены . А повышение НДС частично компенсировано отменой налога на движимое имущество организаций.

Ставки НДС с 1 января 2019 года

На территории России с 2019 года вводится основная ставка НДС в размере 20 процентов (+2 процента к 2018 году).

Для отдельных товаров (детских, медицинских, продовольственных, периодических образовательных печатных изданий и книжной продукции — полный список приведен в п.2 ст. 164 НК РФ) применяется ставка НДС 10 процентов. Повышать ее после 2018 года не будут.

Ставка 0 процентов остается прежней.

В таблице ниже смотрите, какие ставки налога действуют в 2019 году.

Ставки НДС с 1 января 2019 года

Повышение на 2 процента

Изменение НДС с 1 января 2019 года: чем грозит бизнесу

Впервые в России налог на добавленную стоимость был введен в 1992 году. Тогда действовала ставка 28 процентов, но через год ее снизили до 20 процентов. По этой ставке налог считали до 2004 года, тогда ее понизили на два пункта — до 18 процентов. А теперь принято прямо противоположное решение — повышение до 20 процентов. Так чем это грозит организациям?

С одной стороны, повышение ставки НДС для бизнеса — это увеличение налоговой нагрузки — компании будут больше платить в бюджет. Потребуется переплачивать 2 процента НДС из-за повышения ставки в новом году. Разницу может оплатить сам продавец, но уменьшить на эту сумму налог на прибыль не получится. Помимо налоговой нагрузки, увеличатся накладные расходы. Например, надо заплатить за перепрошивку ККТ на новую ставку НДС.

С другой, повышение налога в конечном итоге отразится на покупателях. Прежде всего на «физиках», приобретающих товары (работы, услуги) для себя, и на малых компаниях — спецрежимниках.

Кроме того, приняв закон о повышении НДС, чиновники одновременно зафиксировали тарифы страховых взносов. С 2021 года общий тариф должен был вырасти с 30 до 34 процентов. Однако закон сохраняет ставку страховых взносов в фонды на уровне 30%.

И, наконец, еще одно нововведение с 2019 года — это отмена налога на движимое имущество юридических лиц. За движимые активы не нужно будет платить налог: они исключены из объектов налогообложения. Отмена произойдет с 2019 года. Это частично компенсирует повышение НДС, а бухгалтерам станет проще работать. При этом компании на общем режиме смогут соблюсти лимиты и перейти на УСН с 2019 года.

Глава 21 НК РФ. Налог на добавленную стоимость (НДС)

НДС — это косвенный налог, который включается в стоимость товара (работы, услуги). В бюджет платится разница между НДС, выставленным покупателям, и НДС, предъявленным продавцами. Для большинства товаров, работ и услуг налоговая ставка равна 18%. Сегодня мы публикуем статью, посвященную главе 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость». В ней доступно, простым языком описаны порядок расчета и уплаты НДС, ставки налога, налоговые вычеты по НДС и сроки сдачи отчетности. Данный материал является частью цикла «Налоговый кодекс «для чайников»». Обратите внимание: статьи из этого цикла дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации

  • Все российские юридические лица (ООО, АО и пр.).
  • Все индивидуальные предприниматели.
  • Импортеры и экспортеры.

Кто может получить освобождение от уплаты НДС

Организация или предприниматель, чья выручка от реализации без учета НДС за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила в совокупности двух миллионов рублей. Существует ограничение: освобождение нельзя получить в отношении подакцизных товаров и импортных операций.

Освобождение от НДС — это право, а не обязанность. Другими словами, компания или ИП с выручкой, отвечающей названным выше условиям, может продолжать платить налог на добавленную стоимость. Если же налогоплательщик решит воспользоваться освобождением, ему следует подать в свою налоговую инспекцию уведомление по утвержденной форме и ряд документов (выписку из книги продаж, копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур и некоторые другие). Предоставить эти бумаги необходимо не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого соблюдаются условия освобождения.

Добровольно отказаться от освобождения нельзя до окончания 12 последовательных календарных месяцев. Затем можно либо получить его заново, либо начать платить НДС. Если же до окончания 12-ти месяцев выручка за три последовательных календарных месяца оказалась выше двух миллионов, либо налогоплательщик продавал подакцизные товары, он лишается права на освобождение. Тогда нужно начать платить НДС за весь месяц, в котором произошло превышение выручки или состоялась продажа подакцизной продукции. В противном случае это сделает инспектор, который насчитает еще штраф и пени.

Обратите внимание: за компаниями и предпринимателями, освобожденными от НДС, сохраняется обязанность выставлять счета-фактуры. Просто в них не нужно выделять налог, вместо этого делать пометку «без налога (НДС)». Такую же пометку необходимо ставить и на накладных. Даже получив освобождение, надо вести книгу покупок и книгу продаж. Что касается квартальных деклараций по НДС, то в общем случае их предоставлять не нужно. Заметим, что до 2015 года нужно было вести также журнал учета полученных и выставленных счетов фактур. Однако с 1 января 2015 года для большинства организаций эта обязанность отменена. С указанной даты вести журнал учета счетов фактур обязаны лишь: посредники, ведущие деятельность по договорам транспортной экспедиции, посредники, ведущие деятельность от своего имени (в рамках договоров комиссии, субкомиссии, агентских или субагентских договоров) и застройщики.

Когда начисляется НДС

При операциях, признаваемых объектом налогообложения. К таковым относятся:

  • продажа товаров, работ или услуг;
  • безвозмездная передача права собственности на товары, результаты выполнения работ, оказания услуг;
  • передача на территории России товаров, работ или услуг для собственных нужд, если расходы на них не приняты при исчислении налога на прибыль;
  • строительно-монтажные работы для собственных нужд;
  • импорт товара.

Когда НДС не начисляется

При операциях, не признаваемых объектом налогообложения. Это операции, не относящиеся к реализации (передача имущества организации ее правопреемнику, вклады в уставный капитал и пр.), продажа земельных участков и паев в них, и ряд других.

Кроме того, в статье 149 НК РФ приведен довольно большой список операций, которые хотя и признаются объектом налогообложения НДС, но все же не облагаются этим налогом. Подразумевается, что законодатель может со временем исключить данные операции из категории льготных, и тогда они будут подпадать под налогообложение. В перечень включена, в частности, реализация некоторых медицинских товаров, раздача рекламной продукции не дороже 100 руб. за единицу и пр. Существует также список товаров, освобожденных от НДС при импорте.

Наконец, НДС не платится при операциях, которые осуществляются в рамках деятельности, переведенной на ЕНВД и патентную систему. НДС также не начисляют налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему (УСН) или на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Налоговые ставки

Основная ставка налога на добавленную стоимость составляет 18 процентов. Для определенных товаров (детских, медицинских, продовольственных, книг и периодических изданий) установлена ставка, равная 10 процентам. Товары, поставляемые на экспорт, а также услуги, связанные с экспортом, облагаются по ставке 0 процентов.

При поступлении предоплаты и в ряде других случаев бухгалтер применяет так называемую расчетную ставку. Она равна 18%: 118%, либо 10 %: 110% в зависимости от ставки товара, за который получена предоплата.

Как рассчитать НДС

Действия бухгалтера по расчету НДС можно условно распределить на два этапа. Первый — это определение налоговой базы и начисление налога. Второй этап — подсчет суммы налоговых вычетов. По окончании налогового периода (он равен кварталу) бухгалтер смотрит, какая величина налога была начислена за данный период, и чему равна сумма вычетов за этот же период. Разница между начисленным НДС и вычетами — это та величина, которую налогоплательщик должен перечислить в бюджет по итогам квартала. Если вычеты превысили начисление, налогоплательщик вправе возместить разницу, то есть получить деньги из бюджета, либо зачесть разницу в счет будущих платежей.

Другие публикации  Статья 217 ук рф комментарии

Как определить налоговую базу и начислить НДС

База по НДС в общем случае равна стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных (оказанных) клиентам. К базе прибавляются авансы, поступившие от покупателей в счет предстоящих поставок. Для комиссионеров и агентов налоговая база — это не вся поставка, а лишь посредническое вознаграждение, полученное от комитента или принципала.

Налоговая база по каждой операции определяется по более ранней из двух дат: момент отгрузки и момент оплаты (полной или частичной).

Чтобы начислить НДС, нужно налоговую базу по каждому виду отгруженного товара (работ или услуг) умножить на соответствующую ставку. Полученную сумму прибавить к стоимости и предъявить клиенту. Например, стоимость товара — 200 руб., ставка НДС — 18%. Значит, налог равен 36 руб. (200 руб. х 18%), и клиент должен заплатить 236 руб. (200 + 36).

В случае, когда деньги от клиента поступили раньше, чем состоялась отгрузка, НДС начисляется по расчетной ставке. Например, сумма предоплаты — 472 руб., ставка налога — 18%. Тогда сумма начисленного НДС составит 72 руб. (472 руб.: 118% х 18%).

При отгрузке товара (работ, услуг), а также при получении аванса поставщик обязан не позднее пяти календарных дней выставить покупателю счет-фактуру. Это документ установленной формы, где в числе прочего указывается стоимость товаров (услуг, работ) без НДС, сумма НДС и итоговая сумма, включающая НДС.

Если стоимость товара, работ или услуг изменилась после отгрузки (например, при предоставлении ретро-скидки по итогам месяца, квартала или года), поставщик обязан выставить корректировочный счет-фактуру. Оформить этот документ нужно не позднее пяти календарных дней с даты, когда подписан договор, соглашение или другие бумаги на изменение стоимости. В корректировочном счете-фактуре показатели цены, стоимости с НДС и без НДС, а также суммы налога указываются дважды: до и после изменения. Кроме того, предусмотрены графы для разницы между «старыми» и «новыми» показателями.

Все «исходящие» счета-фактуры нужно регистрировать в журнале учета выставленных счетов-фактур (если он ведется) и фиксировать в книге продаж (ее форма утверждена правительством РФ). При розничной торговле выставление счета-фактуры заменяется выдачей клиенту кассового чека.

Как подтвердить налоговые вычеты по НДС

Налоговые вычеты — это сумма НДС, предъявленная поставщиками, либо величина налога, заплаченная на таможне при импорте товара. Здесь есть одно важное условие: к вычету можно принимать не любой «входной» налог, а лишь тот, что относится к облагаемым НДС операциям, либо товарам, приобретаемым для перепродажи.

Документом, подтверждающим право на вычет, является счет-фактура (в том числе корректировочный счет-фактура), полученный от поставщика. При импорте для обоснования вычета необходим документ, где зафиксирована уплата налога на таможне. Все «входящие» счета-фактуры нужно зарегистрировать в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур (если он ведется) и зафиксировать в книге покупок.

При налоговых проверках одной из самых распространенных придирок инспекторов является ненадлежащее (на их взгляд) оформление счетов-фактур поставщиками. В случае, когда не заполнены обязательные поля, стоит подпись неуполномоченного лица или указана неверная информация об адресе, названии или иных реквизитах поставщика, инспекторы, как правило, аннулируют вычет и доначисляют покупателю НДС. Поэтому опытные бухгалтеры уделяют особое внимание оформлению «входящих» счетов-фактур, и при обнаружении недочетов заранее просят поставщиков исправить документ.

Кроме налога, предъявленного продавцами, к вычету принимают НДС, ранее начисленный при получении аванса. Вычет применяется и в некоторых других случаях, например, при возврате товара покупателем и при изменении первоначальной стоимости товара, работ или услуг.

Когда перечислять НДС в бюджет

По окончании квартала равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом. К примеру, по итогам третьего квартала налогоплательщик должен перечислить НДС в сумме 30 000 руб. Тогда ему следует сделать три платежа по 10 000 руб. каждый (30 000 руб.: 3). Деньги перевести не позднее 25 октября, 25 ноября и 25 декабря соответственно.

Импортеры платят НДС в процессе таможенного оформления ввезенного товара по правилам, закрепленным в Таможенном кодексе РФ.

Как отчитываться по налогу на добавленную стоимость

По окончании квартала представлять в свою налоговую инспекцию декларацию по НДС. Делать это нужно не позднее 25-го числа, следующего за истекшим кварталом. Обратите внимание: отчитаться по налогу на добавленную стоимость должны все организации и предприниматели, которые являются налогоплательщиками (то есть, в частности, не переведены на упрощенную систему или уплату единого сельхозналога) и не освобождены от уплаты НДС. В случае отсутствия начислений и вычетов следует подать «нулевую» декларацию.

До 2014 года налогоплательщики, у которых среднесписочная численность работников не превышала 100 человек, могли сдавать декларации по НДС в бумажном виде. Начиная с отчетности за 2014 год, все налогоплательщики, независимо от численности персонала, должны представлять декларации по налогу на добавленную стоимость только в электронном виде (подробнее об этом читайте в статье «С 2014 года декларации по НДС можно будет сдать только через интернет«). Более того, если плательщики НДС, которые обязаны отчитываться в электронном виде, представят декларацию по НДС на «бумаге», то такая декларация не будет считаться представленной. Такое правило действует с 1 января 2015 года.

НДС при экспорте

Экспортеры обязаны подтвердить свое право на применение нулевой ставки НДС. Для этого они обязаны предъявить в налоговую инспекцию перечень документов, относящихся ко внешнеторговой сделке (контракт, грузовую таможенную декларацию и пр.). Сдать бумаги нужно не позднее 180 дней с момента помещения товара под таможенный режим экспорта. Если 180 дней истекли, а пакет документов не собран, налогоплательщик обязан начислить и заплатить НДС по ставке 18 (либо 10) процентов. Но это не означает, что право на нулевую ставку потеряно навсегда. Экспортер может подготовить бумаги позже, а заплаченный налог вернуть из бюджета.

Налог на добавленную стоимость: последние изменения

Одним из центральных изменений, произошедших в тексте главы 21 НК РФ, является новая редакция статьи 145 «Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика». Внесенные изменения, содержащие и редакционные поправки, и новации по существу, вводятся в действие с 1 июля 2002 года.

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

1. Порядок получения освобождения

Прежде всего, следует обратить внимание на изменения в порядке получения организациями и индивидуальными предпринимателями освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Главная новация здесь заключается в том, что теперь налогоплательщику, имеющему основания для освобождения согласно пункту 1 ст. 145 НК РФ, не нужно получать от налоговых органов документа — разрешения на освобождение, как это было определено пунктами 3, 4 и 5 статьи 145 НК РФ старой редакции. В новой редакции речь идет именно о лицах, использующих право на освобождение, а не претендующих на него (как в предыдущей редакции). Таким образом, мы видим принципиальное изменение порядка освобождения: вместо разрешительного порядка введен уведомительный.

В соответствии с новой редакцией (пункт 3 ст. 145) лицам, имеющим право на освобождение и решившим это право использовать, достаточно не позднее 20 числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение, предоставить в налоговый орган по месту своего учета:

1) соответствующее письменное уведомление и
2) документы, которые подтверждают право на такое освобождение.

Форма уведомления утверждена приказом МНС России от 04.07.2002 № БГ-3-03/342 (зарегистрирован в Минюсте России 15.07.2002 № 3573).

В перечень документов, подтверждающих право налогоплательщика на освобождение (продление срока освобождения), установленный пунктом 6 ст. 145 новой редакции, включены:

  • выписка из бухгалтерского баланса (для организаций);
  • выписка из книги продаж;
  • выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (для индивидуальных предпринимателей);
  • копия журнала полученных и выставленных счетов — фактур.

К сожалению, из текста закона остается неясным, из какой части баланса должна представляться выписка, и какие факты хозяйственной деятельности налогоплательщика она должна раскрывать. Анализируя пункт 6 в системной связи с пунктом 1 статьи 145 НК РФ, можно предположить, что документы, представляемые налогоплательщиком, должны подтверждать соответствие размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) установленному критерию, т.е. то, что за три предшествующих последовательных календарных месяца указанная выручка (без учета налога и налога с продаж) не превысила в совокупности один миллион рублей. Однако ни одна из статей бухгалтерского баланса не раскрывает данный показатель. Кроме того, показатель выручки для целей налогообложения совершенно не идентичен показателю выручки, отражаемому в бухгалтерском учете организации. Поэтому во избежание конфликтных ситуаций, можно рекомендовать налогоплательщику, использующему право на освобождение, представлять в налоговый орган бухгалтерский баланс в полном объеме, несмотря на то, что налоговый орган, в котором он состоит на учете, располагает полным комплектом бухгалтерской отчетности данного налогоплательщика.

Стоит отметить также и положения нового пункта 7, упрощающего применение налогоплательщиком режима освобождения. Этот пункт дает право направить соответствующее уведомление и документы в налоговый орган по почте. Днем представления документов в налоговый орган считается шестой день со дня отправления заказного письма.

Другие публикации  Пенсия детям инвалидам в 2018 году россия

2. Правило последовательности применения полученных освобождений

Наряду с «послаблением» в части порядка получения освобождения новая редакция статьи 145 вводит правило, которое можно назвать правилом последовательности применения полученных освобождений от исполнения обязанностей налогоплательщика. Пунктом 4 статьи 145 новой редакции устанавливается, что организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не вправе отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением двух случаев. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение:

1) сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца превысила один миллион рублей либо
2) если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья,

то, начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, и до окончания периода освобождения налогоплательщики утрачивают право на освобождение. Данная норма корреспондирует с пунктом 2 статьи 56 НК РФ, который допускает обязательное применение налоговой льготы в случаях, предусмотренных Кодексом.

Старая редакция статьи 145 напрямую не устанавливала такого правила, однако из содержания пункта 4 и пункта 6 этой статьи в старой редакции косвенно следовало, что полученное освобождение определяет налоговый режим налогоплательщика в части НДС без возможности последнего этот режим изменить. При этом аналогично определялось, что полученное освобождение утрачивается налогоплательщиком, если в течение периода освобождения выручка от реализации превысит установленное ограничение.

3. Продление освобождения или отказ по окончании срока его действия

Пунктом 4 статьи 145 упорядочена процедура волеизъявления налогоплательщика на продление освобождения либо на отказ от освобождения по окончании срока его действия.

Теперь по истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца налогоплательщики, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы помимо документов, подтверждающих, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала один миллион рублей, и уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

4. Ограничения прав на получение освобождения при реализации подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья

Пункт 2 статьи 145 вводит ограничения на получение освобождения для налогоплательщиков, занимающихся реализацией подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья.

По сравнению с предыдущей редакцией статьи 145 новым здесь является следующее:

1) режим освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика не применяется при реализации, как подакцизных товаров, так и подакцизного минерального сырья (ранее данные виды товаров связывались союзом «и»);
2) если налогоплательщик занимался реализацией подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, то он не вправе претендовать на освобождение (ранее такого срока установлено не было).
3) налогоплательщик, получивший освобождение и после этого приступивший к реализации подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, утрачивает право на полученное освобождение, т.к. теперь на таких налогоплательщиков не распространяется статья 145 в целом, а не только пункт 1 статьи 145 НК РФ, как было в предыдущей редакции.

5. «Входной» НДС при переходе на режим освобождения

Пункт 8 статьи 145 определяет судьбу «входного» НДС, уплаченного налогоплательщиком до перехода на режим освобождения (предыдущая редакция статьи 145 подобных положений не содержала).

Указанный НДС подлежит восстановлению в последнем налоговом периоде после отправления в налоговый орган соответствующего уведомления. Сумма такого НДС согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 170 НК РФ учитывается в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг).

В том случае, когда налогоплательщик утрачивает право на освобождение, суммы «входного» НДС, уплаченные им до утраты указанного права, принимаются к вычету в установленном порядке.

Действие поправок к статьям, рассматриваемым далее, распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года, т.е. эти поправки введены «задним числом». Часть изменений носит безусловно положительный характер для налогоплательщиков, часть — несущественно облегчает их участь. Одни представляют интерес для большинства, другие носят исключительно специальный характер. Исходя из этого, мы прокомментируем содержание внесенных поправок в той последовательности, которую предлагает закон.

Объект налогообложения

Дополнение статьи 146 «Объект налогообложения» направлено на расширение объекта налогообложения и предусматривает включение в его состав операций по реализации на территории Российской Федерации имущественных прав. Вполне логичная поправка, однако ее применение может быть осложнено рядом обстоятельств.

Во-первых, данная поправка ухудшает положение налогоплательщиков, так как ранее отчуждение в пользу третьих лиц имущественных прав не влияло на исчисление НДС. Можно ожидать, что налогоплательщики будут оспаривать правомерность применения этого пункта в 2002 году, как противоречащего пункту 2 статьи 5 НК РФ и фактически являющегося неконституционным.

Во-вторых, для индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками НДС, данная поправка может привести к неоправданному налогообложению операций, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (например, при отчуждении в пользу третьего лица прав на квартиру в строящемся доме). В отсутствие данной поправки такой риск сохранялся только в отношении бытовых операций купли-продажи имущества. Будем надеяться на уточнение позиции законодателей в очередном пакете поправок, поскольку такой подход к определению объекта налогообложения НДС приводит к дискриминации индивидуальных предпринимателей по отношению к другим физическим лицам.

Место реализации работ (услуг)

Поправки к подпункту 3 пункта 1 статьи 148 НК РФ носят уточняющий характер — внесены не упомянутые ранее в явном виде налогоплательщики, оказывающие услуги в сфере отдыха (наряду с услугами в сфере физической культуры, туризма и спорта).

Новая редакция абзаца девятого позволяет отнести к услугам, оказываемым на территории Российской Федерации, услуги по обслуживанию судов внутреннего плавания. В связи с этим придание данной поправке обратной силы выглядит достаточно спорным.

Поправки к абзацу второму пункта 2 направлены на разъяснение места реализации услуг по сдаче в аренду судов в случае, если перевозка осуществляется между портами, находящимися между портами, находящимися за пределами Российской Федерации. Местом реализации таких услуг не признается территория Российской Федерации.

Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

Поправки к подпункту 2 пункта 2 статьи 149 направлены на устранение неоправданной дискриминации индивидуальных предпринимателей, оказывающих медицинские услуги (прежняя редакция данного пункта говорила только об организациях).

Из данного подпункта исключены упоминания об услугах аптечных учреждений по изготовлению лекарственных средств, а также услуг по изготовлению и ремонту очковой оптики, ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий. Соответствующие услуги включены в новый подпункт 24 пункта 2. К сожалению, в законе осталась терминологическая неточность — названа оказанием услуг деятельность, которая с точки зрения пунктов 4 и 5 статьи 38 НК РФ должна квалифицироваться как выполнение работ.

Поправки к абзацам третьему и пятому подпункта 20 пункта 2 статьи 149 соответственно расширяют и сокращают сферу применения льгот, предусмотренных для учреждений культуры и искусства.

Поправки к подпункту 1 пункта 3 существенно сокращают сферу применения льготы, предусмотренной для реализации предметов религиозного назначения. Согласно указанным поправкам, данная льгота распространяется только на организации, находящиеся в собственности религиозных организаций, и хозяйственные общества, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вклада религиозных организаций. Например, если раньше обычный книжный магазин, торговавший церковной литературой, имел по ней льготы, то теперь не имеет, причем задним числом с начала года. Придание таким поправкам обратной силы представляется неправомерным.

Поправки к пункту 5 уточняют право налогоплательщика на приостановление применения льгот, предусмотренных пунктом 3 статьи 149 НК РФ. Очевидно, что предполагалось наладить более четкое взаимодействие между пунктом 5 статьи 149 и пунктом 2 статьи 56 НК РФ. Однако весьма трудно представить, каким образом налогоплательщик может приостановить на срок не менее одного года применение льгот по косвенному налогу, если вопрос о взимании (невзимании) с покупателя НДС должен решаться непосредственно в момент реализации соответствующих товаров (работ, услуг).

Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами

Новый пункт 4 статьи 161 расширяет круг налоговых агентов, включая в него органы, организации и индивидуальных предпринимателей, уполномоченные осуществлять реализацию конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования к государству. Учитывая, что статус налогового агента предполагает выполнение определенных обязанностей, придание данной поправке обратной силы представляется неправомерным.

Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)

Дополнение к пункту 2 статьи 162 исключает из налоговой базы суммы, связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), местом реализации которых не является территория Российской Федерации, что делает содержание данного предписания значительно более корректным в сравнении с предыдущей редакцией.

Налоговые ставки

Новая редакция пункта 4 статьи 164 делает более точным применение расчетных ставок НДС: вместо привычных ставок 9,09 процента и 16,67 процента расчетные ставки определяются как процентное соотношение основной налоговой ставки к налоговой базе, увеличенной на размер основной налоговой ставки. Например, 20:(100 + 20) или 10:(100 + 10). Благодаря этой поправке, учет налогоплательщиков станет более точным. Однако придание ей обратной силы, хотя и не приведет к существенным расхождениям по суммам налога, возлагает на налогоплательщика большой объем работы, связанной с соответствующими перерасчетами.

Другие публикации  Пособие за рождение ребенка в беларуси 2018

Новая редакция абзаца третьего подпункта 2 пункта 2 статьи 164 исключает из перечня товаров для детей, облагаемых НДС по ставке 10 процентов, швейные изделия из натуральной кожи и натурального меха (за исключением натуральной овчины и кролика). В связи с этим придание данной норме обратной силы представляется неправомерным.

Новый подпункт 8 пункта 1 устанавливает налоговую ставку 0 процентов для реализации припасов, вывезенных с территории России в таможенном режиме перемещения припасов.

Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов

Поправки, внесенные законом в статью 165 НК РФ, в основном, обусловлены расширением перечня товаров, при реализации которых применяется налоговая ставка 0 процентов (подпункт 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ).

Некоторого упрощения порядка подтверждения права на получение возмещения НДС можно ожидать в связи с предоставлением налогоплательщику возможности представлять копии, а не оригиналы таможенных деклараций, выписок банка и иных документов.

Определение даты реализации (передачи) товаров (работ, услуг)

Поправки в пункт 1 статьи 167 направлены на более четкое установление момента определения налоговой базы. Основное новшество состоит в том, что для налогоплательщиков, применяющих так называемый метод отгрузки, моментом определения налоговой базы является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг). Упоминание о выборе наиболее ранней даты из текста статьи исключено. Тем не менее, включение в налоговую базу авансов и иных сумм, предусмотренных статьей 162 НК РФ, для таких налогоплательщиков, очевидно, сохраняется.

Новая редакция пункта 9 статьи 167 устанавливает момент определения налоговой базы для налогоплательщиков, не собравших полный пакет документов для применения налоговой ставки 0 процентов. Таким моментом является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг).

Новый абзац, дополняющий пункт 12, обязывает индивидуальных предпринимателей уведомлять налоговые органы об избранном способе «определения момента опреде-ления налоговой базы» в срок до 20 января. Очевидным недостатком данной нормы является даже не явная тавтология, а непонятное нераспространение данной обязанности на организации. Кроме того, труднообъяснимым представляется и срок, в течение которого индивидуальные предприниматели обязаны уведомить налоговые органы о способе, применяемом ими в 2002 году.

Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю

Дополнение к пункту 7 статьи 168 устраняет необоснованную дискриминацию в отношении индивидуальных предпринимателей, предоставляя им аналогичное с налогоплательщиками — организациями право не выставлять счета-фактуры при реализации товаров за наличный расчет в сфере розничной торговли и общественного питания, а также при выполнении работ и оказании услуг непосредственно населению.

Поправки к статье 169 НК РФ носят наиболее лояльный по отношению к налогоплательщикам характер. Так, ряд реквизитов счетов-фактур (предусмотренных подпунктами 5, 6 и 7 пункта 5 — наименование товаров (работ, услуг), их количество и цена) указывается только при возможности их указания.

Однако самым важным новшеством представляется отмена обязательного заверения счетов-фактур печатью организации. Тем самым, устраняется почва для противоречий между налогоплательщиками и налоговыми органами относительно того, какими печатями должны заверяться счета-фактуры (так называемые печати организации). Следует так-же отметить, что указанные поправки распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 года, что, безусловно, улучшает положение многих налогоплательщиков.

Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)

Новая редакция пункта 2 статьи 170 более конкретно определяет перечень ситуаций, при которых суммы «входного» НДС учитываются в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг). Такая формулировка является более точной, по сравнению с предыдущей редакцией, в которой говорилось о суммах налога, учитываемых в составе расходов, принимаемых к вычету при исчислении налога на прибыль (вполне очевидно, что целый ряд плательщиков НДС не является плательщиками налога на прибыль). Фактически новая редакция пункта 2 охватывает положения не только прежней редакции данного пункта, но и пункта 6 статьи 170, ныне исключенного из данной статьи.

Новая редакция пункта 4 устанавливает новый порядок распределения сумм «входного» НДС для налогоплательщиков, осуществляющих как облагаемые, так и необлагаемые операции. Сохраняя принцип пропорции, законодатель предлагает определять ее как отношение стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), облагаемых (не облагаемых) НДС, к общей стоимости отгруженных товаров (работ, услуг).

В прежней редакции пункта 4 статьи 170 НК РФ законодатель исходил из показателя выручки от реализации товаров (работ, услуг). Новый порядок делает методику расчета менее зависимой от учетной политики налогоплательщика.

В пункт 4 введена достаточно жесткая норма, согласно которой налогоплательщик, не ведущий раздельный учет сумм «входного» НДС, лишается возможности учесть данные суммы, как в составе налоговых вычетов, так и в составе стоимости приобретенных товаров (работ, услуг). Учитывая, что споры между налогоплательщиками и налоговыми органами относительно наличия или отсутствия раздельного учета всегда основывались на субъективных оценках, можно порекомендовать налогоплательщику проявить возможно большую осмотрительность при ведении раздельного учета.

Сохраняя принцип существенности как критерий необходимости раздельного учета, законодатель в новой редакции пункта 4 дает налогоплательщику возможность самостоятельно решить, будет ли он применять положения данного пункта к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС, не превышает 5 процентов общей величины расходов на производство. Прежняя редакция данного пункта прямо указывала на его неприменимость в подобных ситуациях.

Налоговые вычеты

Новая редакция пункта 6 статьи 171 ужесточает основания для включения в состав налоговых вычетов сумм НДС, исчисленных налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления. Суть данного ужесточения состоит в оговорке, что налоговый вычет таких сумм возможен лишь при условии включения стоимости работ в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций. Недостаток указанного новшества видится не только в придании ему обратной силы, но и в том, что оно ставит в дискриминационное положение плательщиков НДС, не являющихся плательщиками налога на прибыль.

Одно из наиболее принципиальных новшеств предусматривает новая редакция абзаца второго пункта 7 статьи 171. Оно заключается в установлении прямой зависимости между осуществлением налоговых вычетов и нормированием расходов для целей налогообложения прибыли. Ранее это касалось только расходов на командировки и представительских расходов. Придание данной норме обратной силы представляется неправомерным.

Дополнение пункта 8 вводит дополнительное условие для вычета сумм НДС, исчисленных с сумм авансовых платежей. Согласно данному дополнению вычет таких сумм возможен только при условии их фактической уплаты.

Порядок применения налоговых вычетов

Новая редакция пункта 5 статьи 172 уточняет момент осуществления налоговых вычетов при постановке на учет объектов завершенного капитального строительства. Согласно вновь введенному абзацу второму пункта 2 статьи 259 НК РФ таким моментом является 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию. Кроме того, в соответствии с абзацем вторым новой редакции пункта 5 обязательным условием вычета является факт уплаты в бюджет НДС, исчисленного налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет

Новая редакция пункта 2 статьи 173 содержит важное новшество, направленное на упорядочение порядка возмещения НДС. Суть его заключается в ограничении права налогоплательщика на возмещение НДС тремя годами после окончания соответствующего налогового периода.

Поправки к пункту 5 статьи 173 направлены на урегулирование ситуации, при которой лицо, не являющееся налогоплательщиком, но, тем не менее, выставившее покупателю счет-фактуру с выделением НДС, обязано исчислить сумму налога. Подобная позиция представляется достаточно спорной. Так, теоретически возможна ситуация, при которой физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) выставляет покупателю счет-фактуру. При такой ситуации обязанность по уплате налога будет возложена на лицо, не являющееся его плательщиком, что противоречит основополагающему принципу действия нормативных актов по кругу лиц. Ситуация будет еще более усугублена, если такое лицо предъявит покупателю НДС не посредством выставления счета-фактуры, а каким-либо иным способом. Возможно, более правильным было бы рассматривать суммы НДС, полученные лицом (в том числе налогоплательщиком) без законных оснований, как неосновательное обогащение. Согласно статье 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением отдельных случаев.

Особенности исчисления и уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений организации

Исключение из части второй НК РФ статьи 175 означает упрощение методики исчисления налога для организаций, имеющих обособленные подразделения. С 1 января 2002 года такие налогоплательщики не обязаны распределять сумму налога между обособленными подразделениями.

Постоянно происходящие изменения в налоговом законодательстве, безусловно, не радуют наших коллег-бухгалтеров. Однако, заканчивая эту статью, мы считаем необходимым отметить, что новации, которые налогоплательщики могут рассматривать как положительные, занимают наибольший объем внесенных поправок, а текст главы 21, откорректированный законом РФ № 57-ФЗ от 29.05.2002 г., стал более четким и ясно сформулированным. Работать с этой главой, по нашему мнению, теперь стало удобнее и проще. Конечно, новое содержание не стало полностью лишенным огрехов и нестыковок, однако мы надеемся, что следующие поправки к закону решат и эти проблемы. И здесь хочется отметить, что как бы долго и сложно не создавался окончательный текст Налогового кодекса, мы получили закон, рожденный практикой налогообложения, а это — главное.

Все права защищены; 2019 Ohrangos.ru