Ohrangos.ru

Юридический журнал

Обоюдка и выплата по осаго

Обоюдка и выплата по осаго

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди.

Обоюдная вина в ДТП и выплата по ОСАГО при обоюдке

Оформляя полис ОСАГО, каждый водитель убежден, что в случае ДТП ему частично или полностью удастся получить компенсацию за нанесенный ущерб. Но бывают ситуации, когда виноваты две стороны. Как в таких случаях поступает страховая компания, и кому, и в каком объеме она будет выплачивать компенсацию?

Стоит отметить, что понятие “обоюдной вины” не определено на законодательном уровне. Его не встретишь ни в одном кодексе по административному праву — ГК РФ, законе об ОСАГО и т.д. Под этим термином сотрудники страховых компаний и служащие ГИБДД подразумевают ситуации, когда обе стороны считаются и виновниками, и потерпевшими в аварии. В этой ситуации эксперты ГИБДД оформляют обоюдку при ДТП документально, вручая каждому из участников происшествия протоколы об административном нарушении.

Нарушение ПДД обеими сторонами еще не доказывает их обоюдной виновности. Например, если один из них нарушил п.2.1.2 правил, не пристегнув ремень безопасности, в то время как второй участник не соблюдая п. 13.9 и не уступил дорогу, тогда правонарушение второй стороны очевидно, и об “обоюдке” речь не ведется.

Попав в ДТП, многие считают, что они обязаны самостоятельно восстановить свое транспортное средство. Это не совсем так. Большую роль в этом вопросе играет процентное отношение степени ущерба, нанесенного каждой из сторон. К примеру, если один из автомобилей (ВАЗ) получил ущерб на 20 тыс. рублей, а второй (Мерседес) — на 150 тыс. рублей, то каждый может рассчитывать на компенсацию, исходя из установленного судом процентного соотношения. Если для шофёра ВАЗа установлено значение в 20%, а для хозяина Мерседеса — 60%, в итоге страховая компания первого должна возместить 80% от 20 тыс. руб, а второго — 40% от 150 тыс. рублей соответственно.

Процесс получения выплат начинается с подачи заявления в страховую компанию. Многие отказывают потерпевшим, аргументируя это невозможностью установления степени виновности каждого из водителей. Тогда для установления правоты стороны обращаются в суды. Степень ущерба участников аварии определяется в судебном порядке, основываясь на п. 2 ст. 1083 Гражданского Кодекса РФ:

“Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен. При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.”

Судебная практика показывает, что чаще всего выплата по ОСАГО при обоюдной вине водителей распределяется в равных частях между обоими сторонами процесса. Суды опираются на вышеуказанную статью ГК РФ, которая гласит, когда невозможно установить вину, она автоматически оценивается как равная. Доказать обратное порой бывает очень сложно, особенно без участия в деле опытного автоюриста. В случае судебного решения о распределении выплат 50/50, компании могут предложить водителям половинчатую компенсацию ущерба.

Обоюдная вина в ДТП и выплата по ОСАГО имеет множество “подводных камней” и юридических тонкостей, поэтому рекомендуем обратиться за помощью к профессиональным правоведам, имеющим опыт в делах о взыскании материального ущерба в “обоюдке” при ДТП.

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди.

Обоюдка и выплата по осаго

Обоюдная вина водителей при ДТП

Одна из спорных ситуаций с выплатами страховки по ОСАГО — это обоюдная вина водителей при ДТП . Таких случаев бывает довольно много, и автомобилисты часто теряются: кто должен оплачивать причиненный ущерб? На какую сумму страховых выплат по ОСАГО можно рассчитывать? И вообще, что такое «обоюдка» при ДТП ? Разберем, как осуществляются выплаты ОСАГО при обоюдной вине водителей в аварии, и как устанавливается виновник ДТП в современной юридической практике.

До 2002 сотрудники ГИБДД обладали полномочиями на «вынесение приговора». То есть, попавшему в ДТП водителю выдавалась справка о том, что он виновен в аварии, а дальше уже автовладелец сам решал – идти ли в суд возмущаться или добровольно возмещать ущерб.

С июля 2002-го года в КоАП были внесены определенные коррективы, основывающиеся на том, что определить вину человека может только суд. Одним из изменений стало устранение права сотрудников ГИБДД устанавливать виновных в ДТП.

Конечно, на практике изменения несущественные: ГИБДД по-прежнему выписывает подобные справки о ДТП, но вот о вине водителя в них теперь ни слова, лишь констатируется факт аварии и нарушение одним или другим, или обоими водителеми правил дорожного движения. Ну и в случае привлечения водителя (водителей) к административной ответственности составляется протокол.

И отсюда можно сделать вывод, если нет решения суда — то нет и виновника ДТП, а раз нет — то ЛЮБАЯ страховая компания может отказать в выплате по ОСАГО, мотивируя это тем, что застрахованный водитель не виноват в аварии. Так-то оно так, но на практике вынесение в отношении водителя постановления по делу об административном правонарушении рассматривается страховыми компаниями как признание того, что в ДТП виноват именно он (впрочем, постановления может и не быть, решение СК может быть принято и по справке об аварии, где будет указано кем и какой пункт правил ПДД был нарушен ). Если возможны такие сложности в простых случаях — то что тогда говорить про обоюдную вину, когда дело о выплатах ОСАГО становится намного запутаннее?

Что такое обоюдная вина водителей при ДТП?

Что такое «обоюдка» с точки зрения закона? Совсем не многие автолюбители способны дать внятное определение, что же такое обоюдная вина водителей, или в каких случаях о ней может идти речь. Если каждый из водителей нарушил Правила дорожного движения России, и каждому выписаны протокол и (или) постановление по делу об административном правонарушении — вот тогда можно говорить про обоюдную вину в ДТП.

На практике бывает, что один водитель, понадеявшись на полис ОСАГО, сначала признает свою вину, а затем, когда выясняется, что сумма ущерба превосходит лимит и ему придется доплачивать из своего кармана, начинает обвинять второго водителя. И это отнюдь не наивная хитрость! При умелом ведении дела в суде можно не только избежать трат, но и получить изрядную сумму на восстановление своего автомобиля. Как? Он подает заявление в суд и одновременно в свою страховую компанию, что считает виновником ДТП не только себя. Страховая немедленно приостанавливает заявление о выплате пострадавшей стороны до решения суда — и будьте уверенны, что именно так она и поступит, поскольку это шанс не платить. Дальше дело уже за адвокатом. Если решением суда установлено, что вина водителей была обоюдной — то на частичное покрытие ущерба больше шансов у того, чей автомобиль больше пострадал. Если это авто настоящего виновника — вот вам и выигрыш вместо серьезных потерь! Ведь при частичной компенсации убытков лимита ОСАГО уже хватает, вот в чем фокус.

Обоюдная вина в ДТП всегда на руку страховой компании, поскольку они могут вообще отказать в выплате, или заплатить половину, или и того меньше. И без суда исправить положение не получится — а все ли готовы судиться, нанимать адвокатов, если речь идет о 10 тысячах рублей? Да, судебные издержки будут оплачены — но лишь в том случае, если удастся выиграть процесс. А если нет? Не проще ли взять то, что дают, пока не передумали, и не рисковать? Так и поступает большинство водителей при обоюдной вине в аварии.

Страховая выплата при обоюдной вине в аварии

Чтобы понять, насколько сложно определить, кто должен выплачивать компенсацию ущерба при обоюдной вине в ДТП, рассмотрим такую ситуацию: на трассе водитель в правом ряду вовремя заметил обледеневший участок дороги, сбросил скорость до минимума, но машину вынесло в левый ряд, где в него врезалась мчащаяся с огромным превышением скоростного режима дорогая иномарка. Повреждения значительны, явно превышают лимит ОСАГО. Инспектор ГИБДД зафиксировал ситуацию, из которой явно следует, что спровоцировала ДТП первая машина. Но в чем виноват ее водитель?

В приведенном примере первый водитель виноват в том, что не учел дорожные условия. Доказать превышение скорости второго водителя будет сложно или невозможно. Даже, если и будет установлено превышение, то суд скорее всего не увидит причинно-следственной связи в этом нарушении ПДД и произошедшим ДТП.

Есть отдельно состав административного правонарушения и гражданского правового деликта. Состав включает в себя объект, субъект, объективную сторону, субъективную сторону (основная часть которой-вина). Так вот инспектор ГАИ имеет право признать виновным лицо в совершении ТОЛЬКО административно-правового нарушения. При этом применяет меры административного воздействия, как то штраф, предупреждение. А может и не применять . А к гражданско-правовому деликту он — инспектор — ни какого отношения не имеет .

Другие публикации  Запись в трудовой на прием по срочному трудовому договору

Подобные ситуации разрешаются исключительно через суд, где устанавливается степень вины каждого водителя. И где в основе оценки обстоятельств по ДТП лежит именно факт нарушения водителем ПДД (. ) , именно он и будет принят во внимание судом для установления причинно-следственной связи возникших последствий! И соответственно, судом и будет определена степень гражданской ответственности участников ДТП.

А страховые компании ждут решения суда, чтобы произвести выплату. В самых простых случаях страховая выплата по ОСАГО при обоюдной вине составляет 50% — то есть, страховщики априори считают, что вина водителей равная. Более сложные страховые случаи, когда повреждения автомобилей сильно отличаются, рассматриваются так: допустим, первая машина повреждена на 30 тысяч, а вторая — на 50 тысяч; сумма ущерба делится пополам, затем тому, чей автомобиль поврежден больше, выплачивается разница. То есть, второй водитель получит 10 тысяч рублей, а первый — ничего. Вот вам и «50%»… и такое наверняка произойдет, если оба водителя застрахованы по ОСАГО в одной компании.

А бывает и хуже: допустим, два автомобиля столкнулись на перекрестке. Свидетелей нет, каждый водитель утверждает, что виноват не он, а другой. Сотрудник ГИБДД зафиксировал обстоятельства аварии, каждый водитель заполнил извещение о ДТП и подал заявление на страховую выплату. Даже начинающий страховой агент найдет несколько причин, почему можно отказать в выплате страхового покрытия, не говоря уж об опытных специалистов по автострахованию. Казалось бы, суд установит истину… однако формулировка о прекращении производства по делу «в связи с противоречивостью показаний водителей и невозможностью установить картину аварии» начисто лишает каких-либо надежд обоих участников ДТП .

Если вина водителей обоюдна , то теоритически страховка должна выплачиваться пропорционально вине. Именно так и происходит, когда дело доходит до суда: выносится четкое определение, на сколько процентов виноват каждый водитель, и, исходя из этого, и выплачивается страховое покрытие по ОСАГО. На практике поступают проще: не обращаясь в суд, выплачивают каждому участнику аварии по 50% от суммы ущерба. Так проще, хотя весьма далеко от понятия справедливости.

А как быть, если основная вина лежит не на водителях, а на третьих лицах? Например, пьяный бросился перебегать улицу в неположенном месте прямо перед автомобилем, и водитель, чтобы избежать наезда, резко затормозил и получит «поцелуй» от следовавшей за ним машины? В таких случаях следует помнить, что по закону автомобиль относится к источникам повышенной опасности, и в ситуациях, наподобие описанной, вина лица за рулем все равно существует, хотя он ничего не нарушил. Следовательно, страховое покрытие ОСАГО будет выплачиваться так, как описано выше. Другое дело, если удастся привлечь к ответственности истинного виновника ДТП — тогда можно рассчитывать на возмещение ущерба в полном объеме, но не за счет страховой компании, а этого лица.

КБМ при обоюдной вине

Многих интересует понижается ли класс страхования и увеличивается ли коэффициент КБМ в случае обоюдной вины ? Отвечу, если выплата Страховой компанией по вашему случаю была произведена, в результате возникновения Вашей гражданской ответственности, то конечно КБМ увеличивается. Иными словами страховка для Вас подорожает. На сколько можно посмотреть по таблице.

Как вести себя водителю в случае обоюдной вины?

Обоюдная вина — это очень хитрая палка о двух концах, и трудно подсказать водителю правильную линию поведения при ДТП: взять все на себя, свалить вину на другого или согласиться на обоюдной вине. В качестве примера рассмотрим страховой случай: две машины, нарушив ПДД, столкнулись. Повреждения пустяковые, но одна из них от столкновения серьезно разбила автомобиль, который мирно проезжал мимо и ничего не нарушал. Понятно, что водитель разбитого авто тут же написал заявление на страховую выплату по автогражданке в компанию водителя, который нанес ей повреждения. Однако страховая компания платить отказалась, мотивируя тем, что если бы другой водитель не нарушил правила, то никакого ДТП не было бы вообще — следовательно, не только застрахованный ей гражданин должен нести гражданскую ответственность.

Дело попало в суд, который установил обоюдную вину водителей транспортных средств. На этом основании страховая все-таки покрыла ущерб третьей стороне, но на 50%, ровно настолько, насколько был признан виновным ее клиент. А вторую половину вынужден был заплатить застрахованный по ОСАГО водитель. А вот если бы вина не была обоюдная, то причиненный ущерб полностью бы покрыла СК виновника, и не надо было бы никакого суда (издержки, кстати, тоже поделили поровну).

При обоюдной вине в дорожно-транспортном происшествии водителям не всегда просто найти общий язык: почти наверняка кто-то из них виноват больше, а кто-то меньше. Как мы убедились, доводить дело до суда — не лучшее решение, поскольку можно нарваться на совершенно неожиданное решение по делу. Но еще неразумнее — договариваться о том, что ничьей вины нет вообще: в этом случае страховые компании и не подумают платить возмещение ущерба, поскольку нет вины — нет и гражданской ответственности за нее.

При обоюдном нарушении водителями правил дорожного движения и последующей аварии вопрос о том, кто из них «виновная сторона» и несет гражданскую ответственность за причиненный ущерб — один из самых сложных в страховании. Во-первых, при «обоюдке» установить степень вины каждого водителя весьма непросто, к тому же сделать это можно только по решению суда (а следует заметить, что суды не очень любят этим заниматься). Даже если инспектор ГИБДД при разборе ДТП и определит виновного, это не имеет юридической силы. Второй момент, который часто ставит в тупик начинающих менеджеров страховых компаний, заключается в том, что вина за несоблюдение ПДД и вина за совершенную аварию — это разные вещи. То есть, если один водитель сильно нарушил правила движения, а другой совсем немного, то это не значит, что и в ДТП они виновны в такой же степени.

Кто из водителей получит страховку ОСАГО при обоюдке?

В законодательстве вопрос с выплатой страховки ОСАГО при обоюдной вине не урегулирован никак. Сложилась практика, когда обоюдка означает выплату покрытия в равных долях, но она не основана на какой-либо норме закона и поэтому может быть оспорена в суде. Суды же принимают совершенно разные решения, из которых становится ясно: при «обоюдке» все зависит от того, как на это дело посмотрит суд, а не от буквы закона. Вот пример из судебной практики: произошло столкновение автомобилей Фольксваген и Мазда-3, оба водителя нарушили ПДД. Однако суд посчитал, что ответственность несет только водитель Мазды, и его страховая компания должна платить за ремонт пострадавшего Фольксвагена.

Нарушение ПДД обоими водителями само по себе не является основанием считать обоюдной их вину в совершении ДТП. На основании материалов дела суд определил, что виновником ДТП является водитель Мазды, который нарушил правила дорожного движения — не уступил дорогу приближающемуся транспортному средству Фольксваген. Тот факт, что оба участника ДТП были привлечены впоследствии к административной ответственности за нарушение порядка движения, не находится в причинно-следственной связи с произошедшим ДТП и не свидетельствует об обоюдной вине водителей в дорожно-транспортном происшествии. В результате по постановлению Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2011 года N 09АП-21140/11 страховой компании водителя Мазды придется заплатить страховое возмещение, а самому водителю ремонтировать машину за свои средства.

Мы привыкли к тому, что в случае обоюдной вины водителей сумма страховой выплаты по ОСАГО распределяется между ними. А вот каким образом это делается — вопрос совершенно не очевидный. Решение о сумме выплаты может быть принято на основании сравнения ущерба (кто больше пострадал, тот больше получил), так и после определения степени виновности (кто сильнее виноват, тот получит меньше). И тот, и другой подход предполагает судебное разбирательство, поскольку только суд вправе решать, кто виноват и в какой степени, а кто нет.

Из чего исходили судьи, вынося решение по делу от 25 апреля 2011 года N 18АП-3237/11, можно только догадываться, но одно из частных определений весьма интересно. Произошло ДТП с участием легкового автомобиля ВАЗ-21214 и трактора МТЗ-82, ремонтирующего участок дороги. Водитель трактора нарушил правила дорожного движения, неправильно расположив трактор и не выставив проблесковые маячки. Не безгрешен был и водитель «Жигулей»: на участке, где стояли предупредительные знаки о ремонте дороге и ограничитель скорости до 30 км/ч, он гнал машину со скоростью 70 км/ч. В результате столкновения ВАЗ-21214 пострадал сильно, трактор отделался легким испугом.

Страховая компания Альфа-Страхование, где была застрахована ответственность водителя трактора, отказалась платить страховое покрытие в полном объеме, мотивируя свое решение обоюдной виной водителей в ДТП. Кроме того, страховщики не усмотрели прямой связи действий тракториста с аварией: трактор-то стоял неподвижно, когда в него врезалась легковушка! Но суд принял другое, весьма своеобразное решение.

Во-первых, суд посчитал, что если бы трактор не стоял в неположенном месте, водитель Жигулей в него бы не врезался. Во-вторых, он исходил из наличия страхового случая как основания для возникновения права на получение страхового возмещения, а при определении размера взыскиваемого страхового возмещения — из характера повреждений транспортного средства, результатов независимой оценки. В-третьих, он сослался на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда России от 29.09.2009 N 4769/09, в котором говорится, что ни законом об ОСАГО, ни правилами страхования не предусмотрено освобождение страховщика от выплаты страхового возмещения или возможность уменьшения его предельного размера (в рассматриваемом случае не более 120 тысяч рублей) в зависимости от степени вины каждого из участников ДТП.

Другие публикации  Как оформить авто в севастополе

Третий вывод суда и есть самый интересный для нас. Если согласиться с ним, то получается, что при обоюдной вине каждый из водителей должен получить полную сумму страхового возмещения, вне зависимости от того, насколько он виноват. Интересно, многие ли суды примут во внимание этот прецедент при принятии решений по страховым спорам с виной обеих сторон, при так называемой «обоюдке»?

Обоюдная вина по ОСАГО — как производится выплата?

Выплата и «обоюдка»

Обоюдная вина по ОСАГО — это когда оба участника признаны виновными в случившемся ДТП. Такие аварии не частые, и вероятность попадания в них не высока, однако, присутствует. Как производится выплата, когда по ОСАГО признана обоюдная вина водителей, придётся ли при общей виновности в ДТП каждому ремонтировать машину за свой счёт и какова судебная практика по этому вопросу на 2018 год, давайте выяснять!

Обоюдная вина с точки зрения закона

Итак, случилось ДТП, в котором ПДД нарушили все участники дорожного движения. При этом, их может быть как 2, так и 3 и более. В этом случае нужно чётко понимать разницу между виновностью в правонарушении и виновностью в ДТП. Действующее на 2018 год законодательство также разделяет их.

То или иное нарушение во время ДТП всех его участников не обязательно означает обоюдную вину. Дело здесь в том, что нарушение одного из участников могло вовсе и не стать причиной ДТП. Например, водитель ехал в нетрезвом состоянии на зелёный сигнал светофора, и с ним совершил столкновение проезжающий на красный другой нарушитель. Или пример ещё менее очевидный: первый водитель ехал между рядов по сплошной линии разметки, второй перестраивался и совершил столкновение — в этом случае наиболее вероятно виновность в ДТП будет закреплена за вторым водителем, перестраивающимся.

И тут нужно понимать два факта касательно выплаты по ОСАГО при обоюдной вине:

  1. инспекторы ГИБДД не определяют виновность в ДТП, а только определяют нарушение и виновность водителя в нём, а также выносят постановление с наказанием,
  2. виновность в ДТП определяет только суд, и судом может быть назначено как равная степень виновности, так и различная, измеряется и назначается она обычно в процентном соотношении.

Рассмотрим ещё один пример: водитель автомобиля A выезжает со двора (прилегающей территории) на дорогу, разрешённая максимальная скорость на которой составляет 60 км/ч. Водитель автомобиля B едет по главной по отношению к этому двору дороге со скоростью 120 км/ч. Водитель авто A не ожидал, что второй участник будет ехать с таким превышением и выехал на дорогу, не уступив дорогу водителю авто B, видя, что тот ещё далеко и не оценив скорость того.

О том, как будет происходить выплата по ОСАГО, мы и поговорим на основе этого примера.

Выплаты при ДТП

Итак, согласно Федеральному закону «Об ОСАГО» обоюдная вина при ДТП может быть определена в двух видах:

  1. выплата будет производиться поровну между всеми участниками, если никто не обращался в суд,
  2. компенсацию выплатят соответственно степени виновности каждого из участников, установленной судом.

В примере выше мы рассмотрели нарушение обоими участниками ДТП пунктов Правил: первый не уступил дорогу, второй существенно превышал скорость движения. На место ДТП приехали сотрудники ГИБДД для его оформления и вынесли постановления или выписали протоколы, назначив разбор в ГИБДД, обоим водителям.

Если никто не обращался в суд

В этом случае каждому из них не придётся ремонтировать свой автомобиль за свой же счёт. Вовсе нет! Если никто из них не обратиться в суд для установления степени обоюдной вины, то выплата по ОСАГО будет произведена в долях 50%/50%. То есть каждому будет посчитана ровно половина нанесённого ущерба, установленного осмотром автомобилей страховщиком или экспертизой.

То есть, если водителю автомобиля A нанесён ущерб в размере 100 000 рублей, то выплачено будет только 50 000 или отремонтирована машина в автосервисе по направлению страховой компании по новому закону ОСАГО на сумму, равную половине от 100 тысяч. Водителю B при ущербе, к примеру, на 150 000 рублей, будет выплачено 75 000 или произведён ремонт на эту сумму.

Часть 22 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО»:

В случае, если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена, застраховавшие их гражданскую ответственность страховщики несут установленную настоящим Федеральным законом обязанность по возмещению вреда, причинённого в результате такого дорожно-транспортного происшествия, в равных долях.

Соответственно, если участников с обоюдной виной трое, то выплата по ОСАГО будет в долях по 33,(3)%, если 4, то по 25% и так далее.

Если участники обжаловали постановление в суде

А вот если один или оба участника ДТП обжаловали свои штрафы в суде (жалобу на постановление можно подавать сразу в суд — ч.3 ст. 30.2 КоАП), то суд уже устанавливает степень вины каждого участник в процентном соотношении.

В нашем примере, согласно судебной практике 2018 года, учитывается скорость автомобиля A. От неё и зависит степень вины и, вместе с ней, выплата при обоюдной вине по ОСАГО. Если такая скорость очень высокая, то вполне возможно признание судом вины только водителя машины A, а вот если превышение незначительное, то могут признать виновным только водителя авто B без какой бы то ни было «обоюдки».

Часть 22 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО»:

22. Если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причинённый вред, страховщики осуществляют страховое возмещение в счёт возмещения вреда, причинённого в результате такого дорожно-транспортного происшествия, с учётом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована.

В нашем примере вина могла быть установлена в долях:

  • 70% обоюдной вины водителя автомобиля A,
  • 30% обоюдной вины водителя автомобиля B.

В этом случае водитель машины A получит 30% от выплаты по стоимости ущерба своего автомобиля, а водитель B — 70% (конечно же, не наоборот).

Что, если два участника ДТП виноваты, а третий — невиновен?

Ещё один интересный пример, усложняющий наш пример: допустим был ещё водитель автомобиля C, который ехал навстречу автомобилю A, и при столкновении первых двух машин одну из них отбросило на этот автомобиль C, как показано на схеме ниже.

И уже в этом случае, водитель жёлтого и красного автомобиля вовсе получает выплату по ОСАГО в долях, обратно пропорционально их степени обоюдной вины. И ещё выплату в размере 100% получит водитель синего авто.

При этом, оба виновных водителя получат увеличение коэффициента бонус-малус (КБМ, скидки за безаварийность), и страховой полис ОСАГО для них обоих будет стоить дороже в следующем периоде страхования.

В какую страховую обращаться при обоюдной вине?

Ещё один вопрос, на который следует обратить внимание, в какую страховую: свою или виновника, следует обращаться в приведённых выше примерах. Давайте рассмотрим только самый последний и самый сложный пример, с остальными сразу станет всё понятно.

25 сентября 2017 года изменилось законодательство касательно ПВУ (прямого возмещения убытков — когда участник ДТП обращается в свою страховую):

То есть, если ДТП произошло после 25 сентября 2017 года, то обращаться нужно в свою страховую компанию (если в ДТП нет пострадавших, а вред причинён только машинам).

Если авария произошла до этого числа, то водитель синего авто обращается в любую их страховых: красного или жёлтого на свой выбор. Из нашего примера, как мы выяснили, степень обоюдной вины водителей красного и жёлтого автомобилей установлена в соотношении 70%/30% соответственно. Водитель синего автомобиля обращается в страховую водителя жёлтой машины (степень вины которого составляет 30%). Тогда страховая жёлтого выплачивает синему весь нанесённый ущерб или ремонтирует на всю сумму ущерба, а затем регрессным требованием взыскивает со страховой компании красного 70% возмещённой суммы.

Часть 22 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО»:

Страховщики осуществляют страховое возмещение в счёт возмещения вреда, причинённого потерпевшему несколькими лицами, соразмерно установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована. При этом, потерпевший вправе предъявить требование о страховом возмещении причинённого ему вреда любому из страховщиков, застраховавших гражданскую ответственность лиц, причинивших вред.

Страховщик, возместивший вред, совместно причинённый несколькими лицами, имеет право регресса, предусмотренное гражданским законодательством.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Обоюдка при ДТП – нередкое явление. Каждый день на дороге случаются инциденты, в которых виноватыми являются оба водителя. Когда же речь доходит до страхового возмещения, то между водителями, страховыми фондами и государственными структурами начинается неразбериха.

Если произошло обоюдное ДТП, чьей страховой будет осуществляться выплата? Как правильно подать запрос и оценить ущерб?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Понятие обоюдной вины и в каком порядке она может быть установлена

Правила дорожного движения, как и прочие законодательные акты РФ, не подразумевают юридического термина «обоюдная вина» в случае, если речь идёт о ДТП.

Действия каждого водителя рассматриваются отдельно и составляют свой состав преступления (правонарушения), что влечёт за собой определённые санкции и выплаты.

«Обоюдка» — это слово, которое используется правоохранительными органами (в частности, сотрудниками ГИБДД). Этот термин означает, что оба водителя виноваты в сложившемся происшествии.

Юридически такая ситуация означает, что каждый водитель получит свой протокол происшествия и будет проходить по отдельному делу в суде (при необходимости). Степень вины не влияет на сам факт того, будет ли признана обоюдка в том или ином случае, или нет.

Другие публикации  Можно ли заставить платить алименты

Обоюдная вина может быть установлена или сотрудником ГИБДД, или же в судебном порядке, если вердикт инспектора кажется водителям незаконным. Страховая служба оспаривать акт работника дорожной службы или решение судьи не может.

Каждый протокол, который окажется на руках у обоих пострадавших водителей, обязательно должен содержать в себе информацию о том, какие именно правила дорожного движения были нарушены и какова ответственность за подобного рода нарушения. В документах словосочетание «обоюдная вина» фигурировать не будет.

Для того, чтобы поспособствовать быстрой фиксации правонарушения и правильному вынесению вердикта сотрудником ГИБДД, участникам дорожного движения, попавшим в ДТП, необходимо:

  1. После столкновения сразу же остановить машины. То, как они расположены, начиная от положения корпуса и заканчивая углом поворота колёс может помочь инспектору правильно установить вину той или иной стороны.
  2. Вызовите дорожную службу и займитесь фиксацией деталей самостоятельно. В первую очередь нужно остановить на дороге свидетелей или попросить прохожих, которые видели момент ДТП, выступить в их роли. После этого на мобильный телефон или камеру нужно сделать снимки места происшествия и обеих машин, на случай, если свою правоту придётся доказывать в суде, либо если второй виновник ДТП решит скрыться с места происшествия.
  3. Следующий шаг – уведомление страховщиков. Агент должен выехать на место происшествия после первого вызова, дабы оценить первичный ущерб и зафиксировать в своих документах факт ДТП. Таким образом вы увеличите свои шансы получить достойные выплаты.
  4. Ни в коем случае не соглашайтесь решить дело «полюбовно», без вызова инспектора ГИБДД, кроме тех случаев, когда ущерб минимален (царапина) и нет пострадавших (даже косвенно).
  5. После прибытия сотрудника дорожной службы, внимательно проследите за составлением протокола. Акцентируйте внимание на своей позиции по делу, но сделайте это вежливо и корректно. Добейтесь того, чтобы ваши пояснения были официально зафиксированы в протоколе. Привлекайте свидетелей.

Что говорится в законодательстве по выплатам

Вопрос вины участников аварии и выплат им по страховому полису регулируется гражданским кодексом Российской Федерации.

По данному вопросу закон категоричен: страховые кампании обязаны осуществлять выплаты не по своему усмотрению, а в зависимости от степени вины того или иного субъекта.

На уровне теории эта система работает идеально, а вот на практике без решения суда установить, кто из водителей будет признан более виноватым в сложившейся ситуации, нереально. Кроме того, сами тяжбы по такого рода делам проходят достаточно сложно из-за того, что доказательной базы практически нет, и даже записи с видеорегистратора не всегда помогают.

В любом случае стоит помнить, что и ГК, и Закон «Про ОСАГО» обязывают страховую службу выплатить компенсацию водителю, который попал в ДТП по вине другого участника дорожного движения.

Закон также обязывает инспектора ГИБДД в случае обоюдного ДТП оформить определённый пакет документов, а именно:

  1. Справка о том, что случилось дорожно-транспортное происшествие. Её обе стороны получают сразу же.
  2. Протокол ДТП. Водители имеют право на копию этого документа. Она необходим будет страховой службе, а также может пригодиться при подготовке к судебному заседанию, если возникнет необходимость.
  3. Постановление о свершённом правонарушении с аргументацией и ссылками на необходимые законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Не менее важна для закона и форма протокола. Водитель должен проконтролировать, есть ли в нём все необходимые для правильного видения дела данные.

В такого рода документе обязательно должны значиться сведения:

  1. Как были расположены машины. Здесь должно быть текстовое описание и схема.
  2. Информация о замерах от точек контроля до транспортных средств.
  3. Описание всех видимых повреждений на авто, которые были замечены инспектором.
  4. Детальные показания обеих сторон, иногда – свидетелей.

Многие инспекторы, не желая полностью описывать весь ущерб, которые получили автотранспортные средства в следствие ДТП, заносят в протокол лишь самые существенные из них. Такой протокол в корне не верен, и может послужить лазейкой для агентов страховых служб на пути к снижению размеров выплат.

Если сотрудник описал не все повреждения, то в вежливой форме ему необходимо указать на те, которые он пропустил. Постарайтесь вести себя корректно, но в то же время строго, дабы показать, что от своей позиции отступать вы не собираетесь. Это поможет сэкономить много времени и денег в дальнейшем, когда придётся решать проблемы со страховщиками.

Какую позицию может занять страховая компания

Если оба участника виноваты в сложившейся ситуации, многие страховые компании пытаются уклониться от своих обязательств и свести их к минимуму. Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине водителей могут производиться по трём схемам:

  1. Незаконный метод – полный отказ в выплатах. В данном случае страховые службы пытаются избежать своих обязательств по договору страхования, ссылаясь на то, что не могут установить степень вины и, следственно, возмещение ущерба на данный момент невозможно. На практике такие дельцы лишь надеются на то, что они люди не станут идти с жалобой в суд. Любая судебная инстанция признает неправомочность такого рода отказа и прикажет осуществить выплаты.
  2. Спорный – попытка страховой компании сыграть на юридической малограмотности своих клиентов. В таком случае страховщики выплачивают обеим сторонам половину от суммы компенсации. Такое решение принимается из-за установившейся в некоторых регионах судебной практики, в которых подчёркивается невозможность определения степени вины в определённых делах с обоюдкой. Стоит помнить, что каждое дело по ДТП индивидуально, поэтому и от суда, и от страховой нужно требовать личного и юридически грамотного подхода к делу.
  3. Полностью законный – выплата, которая привязана к степени вины. Может произойти как без судебного разбирательства, так и с привлечением суда. При таком исходе стороны получают компенсацию, равную ущербу и своей вине.

Как рассчитывается размер возмещения

Если следовать букве закона, то каждый водитель должен получить от страховой определённую сумму, которая покроет ущерб от дорожно-транспортного происшествия. Рассчитывается размер выплат в процентном соотношении к сумме ущерба. Алгоритм этой юридической процедуры таков:

  1. Агентом службы по страхованию оценивается ущерб, который был нанесён автомобилю. Рассчитываться ущерб должен, опираясь на курс и себестоимость деталей для ремонта, актуальные на день проверки.
  2. Данные передаются в страховую службу, где ведущий юрист должен оценить степень вины каждого водителя, опираясь на протокол, выписанный инспектором ГИБДД.
  3. Вычисляются проценты выплат, которые должны зависеть от того, насколько виноват один водитель перед другим. Например, если страховщик всё же признает равную вину, тогда каждый субъект получит только 50 процентов от суммы ущерба, которую определил агент.
  4. Бумаги передаются на согласование потерпевшим сторонам. Выплаты могут производиться только по согласию обоих водителей. Если одного из них устраивает половина суммы, а другого нет, то судебные трения придётся пережить обоим.
  5. Если водители согласились с вердиктом страховой службы, то они могут получить выплату. Если же одна или несколько сторон выступили против, им необходимо обратиться в суд для того, чтобы он переоценил ситуацию и вынес свой вердикт по делу.

Страховая отказывает в выплате – что делать?

Отказ страховой в выплате – дело абсолютно незаконное. Участник ДТП (любой из) может подать иск в суд, дабы оспорить решение своего страховщика и истребовать у него законную выплату. Такими делами занимается суд первой инстанции общей юрисдикции.

Суд будет в первую очередь опираться на протокол сотрудника ГИБДД, а потом на все остальные доказательства, но, тем не менее, своей юридической силы они не теряют, поэтому к иску обязательно нужно подать все имеющиеся на руках записи с видеорегистратора, показания свидетелей и прочее.

Если суд установит, что выплату необходимо присудить в равных долях, хотя степень вины одного из участников ДТП явно выше, чем у другого, то пострадавшая от такого решения сторона может смело обратиться в апелляционный суд, дабы отстоять свои права. Там с большей вероятностью к делу отнесутся внимательнее.

Стоит помнить, что судебное разбирательство не ограничится только вопросом степени вины. Судья при рассмотрении дела может вообще не найти виновника ДТП за неимением достаточного количества доказательств. В таком случае выплат по ОСАГО не будет вообще, поэтому многие водители и не обращаются в суды, дабы избежать подобного стечения обстоятельств.

Можно ли доказать обоюдную вину в суде

Предположим, что сотрудником ГИБДД не зафиксирована обоюдная вина в ДТП. Выплата по ОСАГО в таком случае происходит только в счёт одного водителя. Что делать пострадавшей стороне?

Работники дорожной службы – не боги, и они тоже могут ошибаться. Закон предусмотрел погрешность в работе контролирующих служб, поэтому их действия можно оспорить, правда, в отличие от споров со страховой, такие дела рассматриваются уже административным судом.

Если в деле есть все признаки обоюдки, и вы можете это подтвердить доказательствами и показаниями свидетелей, но сотрудник ГИБДД оформил протокол неверно (со злым умыслом или без него), необходимо составить исковое заявление в суд. Дальнейшие слушания не будут касаться определения степени вины, они будут рассматривать лишь правомерность действий сотрудника дорожной службы.

Обоюдная вина – это сложнодоказуемый юридический факт, но, безусловно, необходимый для правильного расчёта страховых выплат. Настаивайте на том, чтобы сотрудник ГИБДД правильно оформлял документы во время фиксирования ДТП, не забудьте получить на руки свою копию протокола и сразу же обратитесь в страховую службу, дабы не потерять время, и, при необходимости, обратиться в суд как можно раньше.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:


Все права защищены; 2019 Ohrangos.ru