Ohrangos.ru

Юридический журнал

Оформить комнату досуга

Плакаты для комнаты досуга

Комнаты досуга военнослужащих оформляются наглядными пособиями в виде стендов на следующие темы:

  • положение о Флаге Российской Федерации, Гербе Российской Федерации и текст Гимна Российской Федерации;
  • выдержки из Федерального закона от 4 июля 2003 г. №91-ФЗ;
  • описание военного округа, в котором размещено подразделение.
  • история становления и развития отечественной армии, ее традиции (перечисление дней воинской славы в России);
  • исторические вехи части, ключевые этапы истории ее формирования, традиции, награды;
  • текст Военной присяги, положения о видах (родах войск);
  • описание военного округа, в котором размещено подразделение.
  • задачи ЛС на период обучения, экран соревнований, фотографии отличников боевой подготовки.

В случае контрактного формирования военской части, размещается стенд о службе по контракту, разъяснение основных положений прохождения службы контрактниками.

КОМНАТА ИНФОРМИРОВАНИЯ И ДОСУГА

Для комнаты досуга отводится светлое помещение, способное вместить военнослужащих подразделения при проведении воспитательных и иных мероприятий.
Комната досуга оборудуется необходимым количеством столов и стульев. В ней должны быть телевизор, громкоговоритель казарменного типа, гитара, мандолина, балалайка, баян, аккордеон, карта Российской Федерации, шашки, шахматы, домино, настольная трибуна, подшивка газет, журналов, планшеты с художественным оформлением.

Комнатные динамики и телевизоры могут размещаться также в спальных помещениях для военнослужащих.

Комната информирования и досуга (психологической разгрузки) является основным помещением в подразделении для проведения мероприятий воспитательной работы в подразделении и предназначена для проведения информационно-пропагандистской и культурно-досуговой работы, отдыха личного состава и общения в свободное от службы время.

Порядок функционирования комнаты устанавливает командир роты . Непосредственную ответственность за укомплектование комнаты необходимым культурно-досуговым имуществом, поддержание в ней образцового порядка и уюта несет заместитель командира роты по воспитательной работе.

Он также осуществляет руководство работой Совета комнаты Совет комнаты информирования и досугаОрганизация работы Совета. Планирование и обязан:

  • принимать участие в заседаниях Совета комнаты;
  • ставить членам Совета комнаты конкретные задачи и устанавливать сроки
    исполнения, осуществлять контроль и помощь в их исполнении;
  • создавать необходимые условия для работы членов Совета комнаты поддерживать полезную инициативу;
  • инструктировать и учить членов Совета комнаты практике проведения информационных и культурно-досуговых мероприятий;
  • анализировать работу членов Совета комнаты и подводить итоги.

В комнате оформляются стенды.Стенды в комнате информирования и досуга

В комнате необходимо иметь:

  • ротную библиотечку,
  • подшивки газет и журналов,
  • штатные технические средства воспитания,
  • музыкальные инструменты,

настольные игры и другое культурно-досуговое имущество.

С учетом основного предназначения в комнате размещается мебель (столы, стулья) для проведения учебных занятий и информирования, чтения газет и журналов, написания писем родным и близким.

Одним из элементов оборудования интерьера комнаты могут являться живые цветы, создающие атмосферу уюта.

Размещение в комнате зооуголков (клеток с птицами и животными, аквариумов с рыбками и т.д.) не допускается.

Разделять зоны проведения занятий и досуга (отдыха) нецелесообразно.

Методические рекомендации по оформлению комнаты Практические советы по оформлению комнат досуга, в том числе и в полевых условиях. Советы по стенной печатиОткрыть документ и скачать его
Оформление комнаты должно быть простым с точки зрения выбора изобразительных средств, лаконичным, позволяющим оперативно вносить необходимые изменения, учитывающие специфику учебно-боевой деятельности и жизни подразделений, и вместе с тем – красочным, привлекательным и познавательным.

В художественном оформлении комнаты на стендах, панно, планшетах необходимо размещать наиболее важную информацию с точки зрения воспитания военнослужащих.

Центральное место во всей композиции наглядно-художественного оформления комнаты отводится стендам с изображением государственной символики. Она отображается в строгом соответствии с положениями законодательных актов Российской Федерации и федеральными конституционными законами.

На стендах, раскрывающих героическую историю российского народа и его Вооруженных Сил, размещается материал о важнейших событиях, связанных с защитой Отечества, днями воинской славы (победными днями) России. В качестве изобразительного материала применяются фотоснимки, репродукции произведений батальной живописи и графики.

Раскрывая жизнь подразделения, задачи и ход их выполнения, на стендах размещаются фотографии передовых военнослужащих, добившихся высоких результатов в службе, боевой учебе и воинской дисциплине.

Оформлением комнаты, как правило, занимаются члены Совета комнаты, которыми руководит заместитель командира роты по воспитательной работе .

При оформлении комнаты должны учитываться площадь и конфигурация помещения, размеры стен, высота потолка, количество окон, величина простенков.

Определяется количество и назначение стендов, размеры каждого из них и места расположения, наличие других элементов интерьера.

Большое значение имеет размещение стендов.
Они должны составлять единую художественную композицию, несущую определенную смысловую нагрузку на военнослужащего.

Нельзя загромождать комнату большими стендами размером от пола до потолка. Текст на них должен быть кратким, емким, с красочными иллюстрациями и фотографиями.

Стенды располагаются в логической взаимосвязи и последовательности, учитывая смысловое значение и объем материала, с обязательным сочетанием с общей пространственной цветовой композицией.
Целесообразно иметь снимаемые планшеты, на которых помещается обновляющийся материал. Размеры съемных планшетов зависят от площади стенда, объема предназначенного для них материала и его содержания.

Вверху на каждом стенде следует располагать выполненные крупным шрифтом заголовки. Текст заголовка должен быть немногословным, кратким и четко выражать основной смысл стенда. Он должен заинтересовать, пробудить желание получить новые знания, получить более глубокое истолкование и комментирование того или иного события.

Подбирая иллюстрации и фотографии, необходимо избегать пестроты, а также режущих глаза резких цветов и тонов.
Фотографии следует использовать из жизни подразделения, воинской части. Это усилит привлекательность и наглядность текстового материала.

Шрифт текстов должен быть простым, легко читающимся, без излишних завитушек. Самыми крупными буквами пишутся заголовки, менее крупными – подзаголовки, еще меньшими – авторский текст.

При проведении оформительских работ в комнате необходимо учитывать, что многое зависит от удачного и грамотного подбора цвета, учета совместимости его различных групп. Хорошо подобранные цветовые сочетания способствуют психологической разгрузке военнослужащих. Не рекомендуется применять следующие сочетания спектральных цветов: синий с зеленым; синий с желтым; красный с зеленым. В комнате проводятся встречи с ветеранами войн и Вооруженных Сил, деятелями науки, литературы и искусства, тематические вечера и утренники, посвященные памятным датам отечественной истории.

В комнате может проводиться прослушивание аудиозаписей, прежде всего по военной и военно-исторической тематике, проблемам героико-патриотического, нравственного, правового, эстетического воспитания.

Комната – это место, где военнослужащим прививается любовь к книге, интерес к чтению. С этой целью организуются выступления библиотечных работников, активных читателей, книголюбов из числа офицеров, прапорщиков подразделения и членов их семей. При планировании работы комнаты предусматривается выделение времени для занятий самодеятельным творчеством, объединений по интересам. Важно не только грамотно организовывать работу комнаты, но и предоставить возможность каждому военнослужащему отдохнуть, найти занятие по душе, написать письмо на родину.

Желательно, чтобы в комнате, особенно, если часть находится в крупном населенном пункте, постоянно была информация о том, где целесообразнее военнослужащему побывать, находясь в увольнении, какие посетить учреждения культуры и памятные места.

В зависимости от характера выполняемых подразделением задач, их места дислокации содержание работы комнаты не везде одинаково. В целом – это творческий процесс. Но суть его остается неизменной: оказание помощи командиру роты в проведении воспитательных мероприятий в интересах успешного решения задач боевой подготовки, укрепления воинской дисциплины, сплочения коллектива подразделения, повышения культурного уровня военнослужащих, воспитания их как граждан и патриотов, надежных защитников Отечества.

Оформить комнату досуга

к приказу Министра обороны

ПОЛОЖЕНИЕ

о комнате информирования и досуга личного состава роты

1. Комната информирования и досуга личного состава роты
оборудуется в расположении роты, ей равного подразделения.

2. Комната информирования и досуга личного состава роты
(далее — комната) предназначена для обеспечения информационных воспитательных и культурных мероприятий, прослушива­ния радио- и просмотра телепередач, проведения личного времени военнослужащими.

3. В комнате содержится:

ротная библиотечка;
подшивки газет и журналов;

телевизор, штатные технические средства воспитания личного состава, музыкальные инструменты, настольные игры и другое культурно-просветительное имущество;

необходимый комплект мебели для отдыха и занятий.

В целях повышения комфортности и полноценности отдыха мо­жет производиться дополнительное оборудование и комплектова­ние комнаты.

4. В художественном оформлении комнаты, как правило, от­ражаются государственная и воинская символика, история, традиции воинской части и подразделения, правовые основы воин­ской службы, а также другие элементы оформления.

5. Порядок работы комнаты устанавливает командир роты (равного ей подразделения).

Непосредственную ответственность за организацию работы комнаты несет заместитель командира роты по воспитательной работе с личным составом или лицо, его замещающее.

Заместитель Министра обороны Российской Федерации

генерал-полковник В. Миронов

Методические рекомендации по содержанию, оформлению и работе комнаты досуга подразделения

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ИМЕНИ МАРШАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА К.К. РОКОССОВСКОГО

КОМНАТА ДОСУГА И СТЕННАЯ ПЕЧАТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

методическое пособие командирам, совету комнат досуга и редколлегиям стенной печати

2003 г.
Под общей редакцией С.Н. Галушка, заместителя начальника отделения воспитательной работы Дальневосточного военного института.

Методическое пособие подготовлено коллективом авторов: Ю.И. Альбеев, С.Н. Карпов, С.А. Карамышев, А.А. Никишов.

Методическое пособие предназначено для командиров подразделений, их заместителей по воспитательной работе, советам комнат досуга и редколлегиям стенной печати. Оно разработано на основе приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, рекомендаций Главного управления воспитательной работы ВС РФ, использован опыт работы, проверенный войсковой практикой.

В воспитании у личного состава идей служения своему Отечеству, верности воинскому долгу, духовным и боевым традициям Российской Армии важное место отводится культурно-досуговой и информационной работе. Поэтому командирам подразделений, их заместителям по воспитательной работе следует уделять постоянное внимание в организации работы советов комнат досуга и редколлегий стенной печати по воспитанию воинов, формированию высоких морально-боевых качеств, необходимых вооруженному защитнику своей Родины.

Целью издания методического пособия является оказание методической помощи в организации работы советов комнат досуга и редколлегий стенной печати подразделения. Авторы надеются, что методическое пособие поможет должностным лицам более эффективно решать проблемы воспитания личного состава, укрепления дисциплины и правопорядка.

Конечно, пособие не дает исчерпывающих ответов на все вопросы, которые могут возникнуть в ходе практической деятельности советов комнат досуга и редколлегий стенной печати подразделения. Однако практические рекомендации несомненно, окажут помощь в организации работы и оформлении комнат досуга и стенной печати.

1. Методические рекомендации по содержанию,

оформлению и работе комнаты досуга подразделения
1.1 Назначение и содержание комнаты досуга

Комната досуга является центром культурно-досуговой рабо­ты в подразделении и предназначена для повышения общеобразовательного и культурного уровня военнослужащих, удовлетворения их духовных запросов, развития самодеятельного творче­ства, проведения информационных, воспитательных, культурных и досуговых мероприятий, общения военнослужащих в свобод­ное от службы время.

Комната досуга является «лицом» (визитной карточкой) и гордостью подразделения, это зеркало жизни роты. Поэтому своевременное, содержательное, красочное и привлекательное оформление комнаты досуга, укомплектование ее необходимым культурно-просветительным имуществом, поддержание в ней образцового порядка и уюта, руководство работой совета комнаты досуга – одна из важнейших обязанностей командира роты и его заместителя по воспитательной работе.

В полевых условиях, при размещении подразделения лагерем, предусматривается создание палаток для проведения досуга личного состава подразделения. Они устанавливаются на линии задних рядов лагерных палаток роты. Их оборудование, художественное оформление и работа осуществляется с учетом специфики задач, решаемых подразделением. В полевых условиях целесообразно использовать портативные переносные комплекты художественного оформления палаток и соответствующие образцы технических средств воспитания.

В соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации обязанности по организации работы в комнате досуга возложены на заместителей командиров рот, равных им подразделений по воспитательной работе.

С учетом предназначения комнат досуга, как центров культурно-досуговой работы в подразделениях, решаются задачи их архитектурно-художественного и эстетического оформления. Прежде чем приступить к оформлению комнаты досуга, необходимо тщатель­но продумать и детально проработать ее тематико-экспозиционный план.

Создание наглядной агитации в комнате досуга – это довольно сложный и творческий процесс, требующий знаний, немалых усилий, материальных затрат.

Как правило, руководит созданием наглядной агитации в комнате досуга заместитель командира по воспитательной работе совместно с Советом комнаты досуга.

Из числа ротных умельцев создается группа, в которую входят военнослужащие, знающие столярное дело, умеющие рисовать и фотографировать.

Подбор материалов для содержания стендов целиком и полностью ложится на плечи заместителя командира роты по воспитательной работе.

Выразительность, острота наглядной агитации, эффективность ее воздействия находятся в прямой зависимости от того, насколько глубоко продуман тематико–экспозиционный план оформления комнаты досуга.

Он должен учитывать специфику и особенности выполнения задач личным составом подразделения, (уровень образования, профессиональную направленность); площадь и конфигурацию помещения (размеры стен, высоту потолка, количество окон, дверей, величину проемов и простенков); материальные возможности для создания наглядной агитации в комнате досуга, наличие художников-оформителей и их профессиональные навыки и умения.

В плане определяются количество и назначение стендов, размеры каждого из них и места расположения, наличие и вид других элементов наглядной агитации. На основе всего этого составляется в масштабе эскиз оформления каждой из стен комнаты досуга в виде монтажных листов для помещения в целом и отдельно для каждой стены.

При художественном оформлении комнаты досуга обязательно учитывается принцип приемлемости в подборе изобразительных средств, совместимости групп цветов, лаконичности текстов, вы­бора шрифтов и возможности в короткие сроки вносить измене­ния в тематику стендов.

После рассмотрения и утверждения общего плана оформления комнаты досуга составляется эскиз содержания и оформления каждого стенда. При этом в эскизе определяются формы планшетов, объем текстового и иллюстративного материала, места их расположения, что будет монтироваться непосредственно на основе стенда, что — размещаться на планшетах. Все эти компоненты выбираются в зависимости от содержания стенда, наличия иллюстративного материала и его назначения.

Хорошо продуманный эскиз позволит избежать ошибок в оформлении комнаты досуга и облегчит выполнение намеченной работы.

В соответствии с требованиями Министерства обороны Российской Фе­дерации, начальника Главного управления воспитательной работы и Командующего войсками Дальнево­сточного военного округа, в комнате досуга обязательно оформляются стенды, отражающие следующую тематику:
а) общегосударственную:
— государственные символы — флаг и герб Российской Феде­рации, ( варианты написания текста см. в приложении №2 )

Другие публикации  Независимая строительная экспертиза самара

— информация о крае, где дислоцируется часть (институт), как правило, этот стенд имеет заголовок «Край, в котором ты Родине служишь» (возможны и другие варианты).

В центре стенда желательно поместить карту края, области, где дислоцируется часть. Рядом – сведения об ее территории, населении, наградах, успехах трудящихся, материалы о дружбе и связях воинов с производственными коллективами.

Неплохо иметь специальный планшет о воинах- отличниках – уроженцах данного края, области, которые проходят службу в вашем подразделении.

б) военно-историческую:
— история развития русской армии, ее традиции (ис­пользовать материал, посвященный Дням воинской славы Рос­сии, приложение № 2);

— история вида (рода) Вооруженных Сил Российской Феде­рации, его традиции;

— сведения о виднейших полководцах, созда­телях военной техники и оружия;

— военные символы (флаг вида Вооруженных Сил Российской Федерации, герб вида, эмблема военного вуза);

— боевой путь части (ввуза), где должны быть показаны основные этапы истории части (вуза), боевой путь, герои, награды, успехи в боевой подготовке в мирные дни. Рядом со стендом целесообразно разместить альбом с фотографиями, где более подробно рассказывается об истории и боевом пути части;

— стенд «Долг, честь, слава», отражающий жизнь подразделения, на котором нужно показать задачи личного состава на период обучения и на месяц, обязательства подразделения, успехи в спорте, художественной самодеятельности;

— стенд «Лучшие воины (курсанты) подразделения», «Передовики службы», «Передовики учебы». На стенде размещаются фотографии мастеров военного дела (лучшего командира отделения, водителя БТР, механика–водителя танка (БМП), лучшего взвода, опыт лучших военнослужащих). Стенд раскрывает достижения в учебе и службе личного состава подразделения;

— стенд с фотографиями у развернутого Боевого Знамени воинской части. Возле фотографии должно быть описание, за что был поощрен данный военнослужащий фотографией у развернутого знамени части;

— стенд «Экран успеваемости», показывающий результаты военнослужащих подразделения в обучении, службе (боевой подготовке), — ежемесячно;

— задачи Министра обороны, Командующего войсками округа, командира части (начальника вуза) на учебный год.

Если позволяет площадь комнаты досуга, то в ней могут быть помещены и другие стенды, которые несут познавательную информацию, необходимость которых диктуется особенностями жизни и стоящих перед подразделением задач, например:
в) познавательные стенды:
— стенд с активом подразделения;

— стенд «Это интересно знать»;

— стенд «Родительские наказы» и др.

Следует помнить, что обязательная тематика комнаты досуга занимает 50% ее площади. Остальное – тематическое, художественно-эстетическое оформле­ние: эстампы, слепки, фотообои, произведения народного творчества (живопись, чеканка, скульптура и т. д.).

Многоцелевой характер функционирования комнаты досуга пред­полагает то, что по своей компоновке она должна, по возможности, максимально создавать наилучшие условия для отдыха личного состава и его разнообразных занятий в свободное время.

В связи с этим целесообразно иметь в комнате досуга следующие функциональные места:

— для чтения периодической, художественной литературы;

— для просмотра телевизионных программ и видеофильмов, прослушивания радио и магнитофона;

— для учебных занятий и информирования личного состава;

— для настольных игр;

— для отдыха и общения;

— для музыкальных инструментов;

— для игровых автоматов.

1.2 Методические рекомендации по оформлению

комнаты досуга
Оформление должно быть простым, с точки зрения выбора изобразительных средств, лаконичным, позволяющим оперативно вносить необходимые изменения, учитывающим специфику учебно-боевой дея­тельности, жизни и быта подразделений, их реальные возможности (финансовые, материально-технические и т.д.).

Практика показывает, что в художественном оформлении комнаты на стендах, панно, планшетах, турникетах желательно различными способами и средствами отразить ряд наиболее важных, с точки зрения воспитания воинов, тем.

В первую очередь, речь идет о государственной и военной символике нашей страны (Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, знамена Вооруженных Сил, Военно-Морского Флота и иных видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военный геральдический знак — эмблема Вооруженных Сил Российской Федерации, эмблемы видов Вооруженных Сил и родов войск. Боевые Знамена частей (нарукавные и нагрудные отличительные знаки).

Изображению государственной символики следует отводить центральное место во всей композиции наглядно-художественного оформления комнаты досуга. Изображение государственных и военных символов необходимо воспроизводить в строгом соответствии с положениями законодательных актов России, принятыми в декабре 2000 г., Федеральными конституционными законами, определившими новую государственную символику Российской Федерации, Федеральным законом «О знамени Вооруженных Сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знаменах иных видов Вооруженных Сил Российской Федерации и знаменах других войск», а также Указом Президента Российской Федерации от 27 января 1997 г. «О военном геральдическом знаке — эмблеме Вооруженных Сил Российской Федерации».

Второй крупной темой художественного оформления комнаты досуга является героическая история российского народа и его Вооруженных Сил. Здесь можно предусмотреть размещение материалов о важнейших событиях, связанных с защитой Отечества, Днями воинской славы (победными днями) России; кратких данных о выдающихся русских полководцах и флотоводцах, их высказывания о воинском долге и чести, верности боевым традициям армии и флота (для комнат досуга в военно-учебных заведениях — о роли офицеров в армии и на флоте, требованиях к их ‘профессиональным и нравственным качествам). Неплохо, если наглядно-художественными средствами применительно к специфике задач, решаемых подразделением, будут также представлены основные сведения о творцах отечественной военной техники и оружия. В качестве изобразительного материала могут быть применены фотоснимки, репродукции произведений батальной живописи и графики, рисунки самодеятельных художников, макеты образцов вооружения и боевой техники с древнейших времен до наших дней.

Третье направление в художественном оформлении комнаты досуга связано с героическим подвигом нашего народа в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Здесь могут быть представлены важнейшие события минувшей войны, 60-я годовщина Победы, которая будет отмечаться в 2005 году, краткие сведения о наших выдающихся полководцах периода войны, героических подвигах советских воинов, партизан, тружеников тыла и т.д., а также о ветеранах части — участниках войны.

Четвертая тема художественного оформления комнаты досуга связана с жизнью подразделения. Важно ярко и убедительно донести до личного состава задачи подразделения и ход их выполнения, показать лучших воинов, добившихся высоких результатов в службе, боевой учебе, спорте, рационализаторстве, самодеятельном творчестве, отмеченных государственными наградами и другими видами поощрений за высокое мастерство, мужество и доблесть при выполнении воинского долга. Здесь же необходимо отразить ход реформирования Вооруженных Сил, решение связанных с ним задач в подразделении, практическую реализацию современных требований по укреплению дисциплины и порядка. Уместно будет показать также боевой путь части (ввуза) дать краткую информацию о регионе, где дислоцируется подразделение.

Методика оформления комнаты досуга в подразделении.

Предлагаем ряд этапов.
1 этап. Выбор и осмотр специалистами помещения, выделенного под комнату досуга, определение необходимого объема ремонтных и строительных работ, обмер помещения.

Для комнаты досуга должно быть предусмотрено большое (исходя из количества личного состава), светлое помещение в пределах расположения подразделения.

2 этап. Создание художником-оформителем эскизного проекта комнаты досуга с разверсткой интерьера (макета), в котором предусматриваются все архитектурные и строительные элементы, мебель, даются необходимые для предстоящего монтажа стендов и оборудования размеры, общее цветовое решение. Эскизный проект (макет) выступает основой архитектурно-художественного и эстетического оформления помещения.

На данном этапе определяются материальные и финансовые возможности, составляется перечень необходимых средств и оборудования для ремонта и работы над выполнением эскизного проекта (макета).

3 этап. Ремонт помещения начинается с конструктивно-строительных работ. Оборудуются предусмотренные проектом перегородки, подиумы, декоративные решетки. Здесь же проводится электрифицирование комнаты досуга, включающее в себя общее, локальное и декоративное освещение, установку необходимого количества розеток и выключателей.

Покрытие потолка может быть различным: побелка, покраска водоэмульсионной краской, оклейка обоями, обустройство декоративной плиткой, оборудование подвесных потолков. Во всех случаях применяют предельно светлые тона вплоть до белого цвета.

После полного завершения потолочных работ обустраиваются стены. Прежде всего, необходимо проделать отверстия и обозначить тонкими гвоздями места крепления стендов, картин, бра и других художественно-декоративных элементов, которые будут развешены в помещении. Затем стены покрываются в соответствии с принятым решением: обоями, панелями, краской. Параллельно с этими работами производится покраска окон, дверей, перегородок.

Потолки и стены окрашиваются в светлые тона. Нижняя часть стен, как правило, обшивается декоративными рейками, оргалитом, дерматином и т. п. Пол окрашивается в тон стенам или застилается линолеумом. Окна оборудуются гардинами с занавесками из тюля и шторами. Занавеси на окнах комнаты досуга лучше всего изготовлять из однотонных, светлых тканей в тон краске стен. Это создает уют, позволяет обеспечить ровную освещенность в дневное время. Для просмотра в дневное время телепередач или видеофильмов необходимо иметь свертывающиеся темные шторы для затемнения окон.

Комната досуга должна быть хорошо освещена. Светильники могут быть различных типов, но желательно, чтобы свет их обеспечивал равномерное освещение всего помещения, В комнате досуга помимо общего освещения желательно иметь и локальное освещение, для чего используются бра, торшеры, настольные лампы, подвесные светильники. Это позволяет создать иллюзию уединения, не мешает остальным посетителям комнаты и их занятиям.

Радиаторы и трубы закрываются щитом с тщательно обработанной поверхностью, покрытой масляным лаком или краской. По месту расположения радиатора в щитах просверливаются отверстия диаметром 30-32 мм. Щит может быть заменен рейками с промежутками между ними в 1-1,5 см или специально приобретенным ажурным каркасом, изготавливаемым для этих целей.

В период ремонтных работ художником-оформителем параллельно производится сбор наглядных материалов, изготовление стендов, художественно-декоративных элементов. К установке и размещению в комнате досуга готовятся картины, аквариумы, горшки для цветов и кашпо, витрины, альбомы в соответствии с созданным эскизным проектом комнаты досуга.

4 этап. Непосредственное художественно-декоративное оформление комнаты досуга. В ходе оформления могут быть внесены определенные изменения в эскизный проект, корректировка размещения элементов дизайна интерьера.

С учетом предназначения в комнате досуга размещается- мебель, оборудуются (обозначаются) функциональные зоны (места) для чтения художественной литературы, просмотра телевизионных программ и видеофильмов, прослушивания радиопередач, магнитофонных записей, настольных игр (шахмат, шашек, бильярда), при необходимости, возможно размещение мебели для проведения учебных занятий и информирования.

Примерный набор мебели включает в себя: столы и стулья для занятий и настольных игр; журнальные столики; кресла и диваны; книжные шкафы и полки; подставки и тумбы для видео, радиоаппаратуры и цветов; встроенные стеллажи для подшивок газет и журналов, грампластинок и папок.

Определенный уют и неповторимый колорит создает мебель, которую можно изготовить своими руками. Это: невысокие стулья, пуфики, диванчики, столики.

В небольшом помещении желательна нетрадиционная расстановка мебели, декоративные ширмы, отделяющие места друг от друга. Для этой цели возможно использование стеллажей, книжных полок, стенок из живых цветов, аквариумов и т. п. В комнате досуга сосредоточиваются как табельные технические средства (телевизор, видеомагнитофон, электропроигрыватель, музыкальные инструменты и т.п.), так и различного рода настольные игры (шахматы, шашки и т.п.).

С учетом предназначения комнат досуга как центров культурно-досуговой работы в подразделениях в них следует иметь: ротную библиотечку; подшивки газет и журналов; телевизор и другие штатные технические средства воспитания; музыкальные инструменты; настольные игры и другое культурно-досуговое имущество; необходимый комплект мебели для отдыха и занятий.

В целях повышения комфортности и полноценности отдыха можно проводить дополнительное комплектование и оборудование комнаты. Так, кроме табельной мебели, в комнате досуга могут быть установлены изготовленные умельцами самодельные столы и столики, пуфики, диванчики, шкафчики, различного рода перегородки, стеллажи и полки для книг,

грампластинок, аудио- и видеокассет, настольных игр, подставки для теле- и радиоаппаратуры и т.д.

Нередко в комнатах досуга можно встретить самодельные декоративные стенки, с помощью которых помещение делится на относительно обособленные участки. Это позволяет хотя бы частично удовлетворить групповые и даже индивидуальные интересы воинов. Такие места, в частности, могут быть предназначены для уголка правовых знаний; чтения газет, журналов, книг; просмотра телепередач и видеофильмов, прослушивания аудиозаписей; настольных игр; отдыха и общения воинов (у самовара, камина) и т.д.

Правильно поступают там, где заботятся о создании в комнатах досуга такого интерьера, который в единстве с художественным оформлением способствует как физической, так и психологической разгрузке личного состава. Для этого размещаются аквариумы с живыми рыбками, клетки с птицами или мелкими животными. Стены, межоконные проемы украшаются картинами, эстампами, чеканкой, вышивкой, драпировкой, различными поделками из дерева, металла и других материалов. Все это хорошо дополняют однотонные светлые занавески на окнах в тон окраски стен, что способствует созданию уюта, позволяет обеспечить ровную освещенность в дневное время, дает возможность затемнять помещение при просмотре телепередач, видео- и диафильмов, слайдов.

Если помещение малогабаритное, то можно использовать встроенные стеллажи, навесные полки, откидные столики, раздвижные скамейки, специальные альбомы, папки с материалами периодической печати.

При отсутствии в подразделении помещения, позволяющего обо­рудовать полноценную комнату досуга, можно, как исключение, создать ее отдельные элементы в расположении казармы.

Для оформительских работ могут быть использованы карти­ны и панно, созданные профессиональными и самодеятельными художниками, репродукции, плакаты, фотообои.

Элементом, завершающим оборудование и интерьер комната досуга, являются цветы, создающие атмосферу домашнего уюта. Отдельные горшочки с декоративной зеленью и цветами можно различными способами крепить прямо к стенам или располагать их на специально изготовленных подставках и стеллажах, а также на подоконниках. Комната выигрывает, если живые цветы умело компонуются с ветками кустарников, деревьев, сухоцветами и сухими травами.

С наружной стороны, на дверях комнаты досуга крепится табличка »КОМНАТА ДОСУГА», которая изготавливается из стекла или на деревянном полотне под стеклом, с указанием порядкового номера помещения, где она располагается.

Форма таблички и образец надписи:

Табличка размещается на высоте 170 см от пола до ее нижнего края. Надпись на табличке производится без наклона, прямым шрифтом, на красном фоне бронзовой (желтой) краской.

Другие публикации  Приказ генерального прокурора рф no 200

Размер таблички:

  • ширина — 25 см;
  • высота — 10 см;
  • высота цифр – до 6 см;
  • высота букв в основной надписи –до 3 см.

Таковы общие требования к функциональному оформлению комнаты досуга подразделения и соответствующим элементам ее художественно-декоративного оформления.

В оформлении комнаты досуга большое значение имеет размещение и изготовление стендов.

Прежде всего, необходимо помнить, что нельзя загромождать комнату досуга огромными стендами размером от пола до потолка, а стенды – многословными текстами и маленькими иллюстрациями. Стенды нужно располагать и оформлять так, чтобы они вписывались в комнату досуга, а материалы на них – так, чтобы их легко можно было рассматривать и читать на расстоянии 1-2 метров.

Данные современной инженерной психологии говорят, что человек среднего роста рассматривает наглядно-пропагандистский материал с расстояния 1,5-1,7 м. Установлено также, что для восприятия простых плоскостных изображений угол обзора составляет 30 градусов вверх и 30 градусов вниз.

В

от это — самая удобная для обозрения полоса. Она называется экспозиционным поясом внимания.

Размещая нижнюю часть наглядной агитации на высоте 80-90 см, а верхнюю не выше 250 см от пола, мы увидим, что сама горизонтальная полоса экспозиционного пояса будет равна 120-150 см (смотри рисунок).

Место выше экспозиционного пояса внимания рекомендуется использовать под плакаты, картины, чеканку, большие форматные фотографии и др.

Тематические стенды располагаются в логической взаимосвязи и последовательности, учитывая смысловое значение и объем материала с обязательным сочетанием с общей пространственной цветовой композицией.

Следует помнить, что стенды на одной стене должны иметь одинаковый размер и форму, одинаковое цветовое решение.

Опыт показывает, что на каждом стенде целесообразно укрепить несколько снимаемых планшетов, на которых помещается периодически обновляющийся материал. В этом случае часть материала монтируется на основе стенда, а часть — на планшетах.

Размеры съемных планшетов зависят от площади стенда, объема предназначенного для них материала и его содержания.

Вверху на каждом стенде следует располагать выполненные крупным шрифтом заголовки. Текст заголовка должен быть немногословным, кратким и четко выражать основные мысли стенда.

Подбирая иллюстрации, необходимо стремиться к тому, чтобы избежать пестроты, а также режущих глаз, кричащих цветов и тонов.

Шрифт текстов должен быть простым, легко читающимся, без лишних завитушек. Самыми удобочи­таемыми считаются те шрифты, которые выглядят проще, на­пример, рубленый шрифт, который строится из прямых линий одинаковой толщины с закруглениями лишь у некоторых букв. Размеры букв для написания разных текстов не должны быть одинаковыми. Самыми крупными буквами пишутся заголовки, менее крупными – подзаголовки, еще меньшими – авторский текст.

К текстовым материалам относятся цитаты, выдержки, призывы, лозунги, определения, разного рода текстовые фрагменты и подписи, текстовые схемы и блок-схемы. Текст помогает композиционно связать отдельные части той или иной экспозиции в единое целое, чтобы доходчиво раскрыть сущность стенда.

При составлении текста необходимо стремиться к тому, чтобы он был кратким, ясным, выразительным и запоминающимся. Большое значение имеет и правильная его композиция, расстановка слов и строк на предназначенной плоскости. Для этого делают несложный эскиз, где предварительно распределяют фразы и слова текста, рассчитывают количество строк.

Текст должен быть внимательнейшим образом отредактирован.

При работе над текстом необходимо помнить, что его привлекательность, а, следовательно, и читаемость, во многом зависят от того, как написан и скомпонован текст. При компоновке текста существуют определенные схемы композиционного построения.

Основные их них:

  • асимметричная;
  • симметричная;
  • фланговая (правосторонняя, левосторонняя).

Гармония цветового решения достигается также в том случае, если:

— общее цветовое решение способствует эмоциональному выражению и раскрытию содержания стенда (плаката);

— цветовое решение находится в гармоническом единстве с окружающей обстановкой и отвечает чувству эстетического удовлетворения;

— выбор цветового решения обоснован общей тематикой.

Важнейшим элементом стенда является заголовок. Он при­зван четко определить направленность материала, кратко и ясно сообщить его основное содержание, последовательно распреде­лить внимание по отдельным разделам экспозиции. Заголовок должен заинтересовать, пробудить желание получить новые зна­ния, услышать более глубокое истолкование и комментирование того или иного события.

Практикой выработаны некоторые рекомендации, которые могут быть полезными в работе с текстом.

Необходимо стремиться к обязательной простоте синтаксических конструкций, экономному использованию слов. Установлено, что некоторая «недосказанность», как образа, так и текста, дает возможность домыслить, сделать собственный вывод, значительно сильнее действует на сознание человека, легче и быстрее запоминается. Тогда текст при­обретает более целенаправленный и законченный характер. При этом не следует часто употреблять восклицания, назидательные фразы.

При проведении оформительских работ в комнате досуга не­обходимо знать, что многое зависит от удачного и грамотного подбора цвета, учета совместимости различных групп цветов.

Если комната досуга светлая, то можно предложить ее окрасить в светло-голубой цвет. Если комната менее освещенная, то в бледно-бежевый или светло-лимонный.

Цвета светлых оттенков могут быть одинаковыми для потолков и стен. Отделка натуральным деревом применима во всех случаях.

Гармонически чистые цветовые сочетания радуют глаз, легко смотрятся, способствуют психологической разгрузке личного состава.

ПРИМЕЧАНИЕ: Некоторые цвета из этой группы можно применять комбинированно, но не рекомендуется применять сле­дующие сочетания спектральных цветов:

синий с зеленым; синий с желтым; красный с зеленым.
Психологическое и физиологическое воздействие цвета и субъ­ективность его восприятия не вызывают сомнения.
Зеленый — цвет природы, символ весны, надежды, юности, свежести. Этот цвет успокаивает человека. С ним люди связыва­ют надежды и тепло воспоминаний.
Синий — цвет неба и мудрости. Его связывают с чистотой по­мыслов и духовной возвышенностью человека. Этот цвет пред­почитают люди, которые нуждаются в добром, благожелательном отношении окружающих.
Голубой — созерцание небесно-голубой бирюзы моментально снимает мышечное напряжение.
Фиолетовый — созерцание фиолетового цвета снимает утомле­ние. Этот цвет придает силы, позволяет твердо стоять на ногах.
Желтый — цвет веселья и шутки, символ солнечного света. Этот цвет бодрый, веселый, суетливый, несколько дерзкий.
Красный — самый активный и энергичный, экспансивный, мужественный, страстный цвет. Он отражает доблесть, силу, мощь и храбрость.
Белый — цвет мечты и чистоты. Издавна считался символом скромности и целомудрия. Этот цвет никогда не надоедает.

1.3 Организация работы Совета комнаты досуга
Ответственность за организацию работы комнаты досуга не­сет заместитель командира подразделения по воспитательной работе.

Порядок работы комнаты досуга устанавливает командир подразделения.

Работа комнаты досуга строится исходя из интересов и за­просов личного состава подразделения.

Для успешного решения воспитательных задач, организации и проведения культурно-досуговой работы в каждой роте создается Совет комнаты досуга, который избирается на общем собрании личного состава подразделения в составе 5-7 человек, обычно сроком на один год. Члены Совета на своем заседании избирают председателя. Совет работает под руководством командира роты или заместителя по воспитательной работе и не менее 1-2 раз в год должен отчитываться перед личным составом о своей работе на общем собрании роты.

Не реже, чем раз в месяц командир или его заместитель по воспитательной работе подводит итоги рабо­ты Совета, ставит задачи по совершенствованию культурно-досуговой работы на новый период.

В совет комнаты досуга избираются лучшие солдаты (курсанты), сержанты и офицеры роты, умеющие проводить агитационно-массовые мероприятия, оформлять наглядную агитацию, поддерживать в комнате досуга установленный порядок.

Обязанности между членами Совета можно распределить следующим образом:

  • один отвечает за комплектование и сбережение ротной библиотечки, ведение подшивок газет, журналов, тематических папок, альбомов;
  • второй – за оформление наглядной агитации;
  • третий – за подготовку и проведение очередных мероприятий в комнате досуга;
  • четвертый – за правильное использование настольных игр, музыкальных инструментов, организацию прослушивания радиопередач и просмотр телепередач;
  • пятый – за поддержание порядка в комнате досуга и т.п.

В вечернее время, а в выходные – в течение всего дня в комнате досуга устанавливается дежурство, к которому привлекаются не только члены Совета комнаты досуга, но и активисты роты, с составлением графика дежурства на месяц.

На Совет комнаты досуга возлагаются следующие основные обязанности:

— оформление и своевременное обновление наглядной агитации;

— комплектование и сбережение ротной библиотечки, ведение подшивок газет и журналов, тематических папок и альбомов;

— поддержание в исправном состоянии и организация правильного использования культурно–просветительного имущества, технических средств воспитательной работы роты;

— организация коллективного просмотра и обсуждения телепередач, прослушивания последних известий и других радиопередач;

— подготовка комнаты досуга для проведения в ней различных досуговых мероприятий и активное участие в их проведении;

— оформление походного комплекта наглядной агитации на полевые занятия;

— изучение запросов и интересов личного состава;

— планирование работы совета комнаты досуга;

— создание и поддержание в комнате досуга установленного порядка, чистоты, уюта.

Планирование работы Совета комнаты досуга целесообразно осуществлять на текущий месяц или на две недели с таким рас­четом, чтобы полнее учесть задачи, решаемые подразделением, запросы личного состава, мероприятия, проводимые в клубе час­ти (ввуза), наиболее значительные события в области культуры, литера­туры и искусства.

В таком плане не должны дублироваться мероприятия, записанные в других ротных планах. В нем должно быть отражено то, что предстоит делать Совету комнаты досуга: заседания совета, их даты и повестки дня, кто из членов совета, когда и что должен сделать.

Такой план составляется и подписывается председателем совета и утверждается заместителем командира роты по воспитательной работе (приложение № 6).

Непосредственное руководство работой Совета комнаты досуга осуществляет заместитель командира роты по воспитательной работе.

Он обязан принимать участие в его заседаниях; ставить ему конкретные задачи и указывать сроки исполнения; инструктировать и учить членов Совета практике работы; контролировать их работу; оказывать им помощь; создавать им необходимые условия для нормальной работы; поддерживать их полезную инициативу; анализировать их работу; поощрять лучших активистов, распространять их опыт и принимать меры по устранению недостатков.

Кроме того, в ряде случаев образовываются инициативные группы для подготовки и проведения отдельных культурно-досуговых мероприятий, требующих дополнительных усилий.

Среди проводимых мероприятий рекомендуется использовать такие, которые рассчитаны на активное участие в них личного состава. Это, прежде всего, игры типа: «А ну-ка, воины», «Что? Где? Когда?», «Угадай мелодию», другие конкурсы, соревнова­ния, викторины, позволяющие расширить кругозор военнослу­жащих, стимулировать их познавательную деятельность.

В комнате досуга проводятся встречи с ветеранами войн и Вооруженных Сил; деятелями науки, литературы и искусства; тематические вечера и утренники, посвященные памятным датам отече­ственной истории; событиям в жизни военнослужащих (приведение к Военной присяге, несение караульной службы, вручение оружия, завершение учебного периода, выполнение конкретных учебно-боевых задач, дни рождения и т. п.).

Кроме этого в комнате досуга проводятся выступления само­деятельных артистов, вечера отдыха, дискотеки, музыкальные и литературно-музыкальные вечера, выставки работ самодеятель­ного творчества, обсуждение просмотренных фильмов и телепе­редач, книг, диспуты по морально-нравственным проблемам.

Также могут планироваться вечера техники, встречи с шефами, культпоходы в театр, музей.

В комнате досуга организуются коллективные просмотры и последующее обсуждение телепередач и видеофильмов, прослушивание радиопередач и аудиозаписей, прежде всего, по военной и военно-исторической тематике, проблемам героико-патриотического, нравственного, правового, эстетического воспитания. Речь идет, в частности, об информационных программах российского радио и телевидения, воскресных телепередачах «Служу России», «Армейский магазин», «Служу Отечеству», программе радиостанции «Славянка» и аналогичных программах местного теле- и радиовещания, а также передачах телеканала «Культура».

Комната досуга — это и место, где военнослужащим прививается любовь к книге, интерес к чтению. С этой целью организуются выступления библиотечных работников, активных читателей, книголюбов из числа офицеров, прапорщиков и их жен, постоян­но обновляются материалы о новинках художественной, военно-технической и научно-популярной литературы. При планировании работы комнаты досуга предусматривается выделение времени для занятий самодеятельным творчеством, кружков и объединений по интересам. Важно не заорганизовывать работу комнаты досуга, а предоставлять возможность каждо­му военнослужащему отдохнуть, найти занятие по душе.

Желательно, чтобы в комнате, особенно, если часть на­ходится в крупном населенном пункте, постоянно была инфор­мация о том, где целесообразнее военнослужащему побывать, находясь в увольнении, какие учреждения культуры посетить.

Разумеется, в каждом подразделении, в зависимости от характера выполняемых задач и условий дислокации, содержание работы комнаты досуга не одинаково, но суть ее остается неизменной: оказание помощи командиру в проведении воспитательных ме­роприятий, направленных на повышение культурного уровня воинов, успешное решение задач боевой подготовки, укрепление воинской дисциплины, повышение боевой готовности.

2. Методические рекомендации по содержанию и оформлению стенной печати в подразделении

и работе редколлегии

2.1 Назначение и организация стенной печати

в подразделении
Важным средством идейного воспитания лич­ного состава, укрепления воинской дисциплины и мобилизации военнослужащих на решение очередных задач является стенная печать, которая в себя включает:

1. Стенные газеты;

2. Сатирические газеты;

5. Боевые листки;

Стенная печать роты призвана отражать жизнь подразделения, пропагандировать опыт отличников и передовых военнослужащих, популяризовать их достижения, активно бороться с недостатками в образовательном процессе, боевой подготовке, несении гарнизонной, караульной и внутренней служб, дисциплине личного состава и т.п.

Редколлегии стенной газеты, сатирической газеты и фотогазеты избираются на общем собрании роты на год. Каждая редколлегия избирается в количестве 3-5 человек. Члены редколлегии на своем заседании избирают редактора.

Членами редколлегии избираются лучшие военнослужащие, сержанты и офицеры роты, умеющие хорошо писать, чертить и рисовать, имеющие склонности к творчеству, хорошо знающие русский язык и способные организовать регулярный выпуск газет. Они составляют информационный актив роты.

В конце текущего месяца, на совещании, вместе с командиром роты редколлегии намечают, в какие сроки выпустить в следующем месяце но­мера газет, и чему они должны быть посвящены. При этом учитываются состояние дел и задачи роты, задачи, поставленные вы­шестоящим командованием, проводимые в стране политические кампании, праздничные и знаменательные даты и другие обстоятельства.

Получив конкретные задания, члены редколлегии готовят очередные номера газет.

Когда все или основные мате­риалы будут подготовлены, членам редколлегий целесообразно собраться и обсудить содержание заметок, их размещение и художественное оформление стенгазеты, фотогазеты, сатирической газеты, а также, в какой срок они должны быть выпущены.

Другие публикации  Пособие по поводу рождения ребенка

Редколлегии должны заботиться о том, чтобы газеты вы­пускались регулярно, и чтобы каждый номер газет не только с интересом воспринимался личным составом, но и оказывал на него воспитательное и мобилизующее воздействие. Все это достигается путем оперативного, правдивого и принципиально­го освещения в газетах наиболее актуальных вопросов жизни и задач подразделения, высоким качеством помещаемых в ней материа­лов, хорошим художественным оформлением и целе­устремленной работой редколлегии над выпуском очередных номеров газеты.

Лучшим средством обучения и воспитания редколлегии стенной печати является критический разбор их практической деятельности, который проводит командир роты или заместитель командира по воспитательной работе, методом обобщения и показа передового опыта работы редколлегии, выявления и устранения причин, мешающих ее работе.

Непосредственное руководство стенной печатью подразделения осуществляет заместитель командира роты по воспитательной работе, а где их нет – командир подразделения. В его обязанности входит:

— подбор, постановка конкретных задач, инструктирование и обучение практике работы редколлегии, редакторов боевых листков;

— обеспечение редколлегии стенной печати и редакторов боевых листков всем необходимым, создание им нормальных условий для работы, оказание им помощи;

— популяризация и поощрение лучших редакторов стенной печати, изучение и распространение их опыта;

— личное активное участие в работе стенной печати.

Стенные, сатирические и фотогазеты должны выпускаться не реже одного раза в месяц. Стенные газеты должны храниться в подразделении в течение года.

2.2 Методические рекомендации по выпуску стенной

газеты в подразделении
Стенгазета — одна из интереснейших разновидностей стенной печати. Стенгазета выпускается не реже одного раза в месяц и отражает тематику стоящих перед подразделением задач. Например, один номер может быть посвящен подготовке к предстоящим учениям или стрельбам, другой — состоянию воинской дисциплины или спор­тивно-массовой работе и т.п.

По своим целям и содержанию стенгазета может быть:
тематической, то есть посвященной конкретной теме, например, отличникам учебы, участию подразделения в учениях или стрельбах, про­паганде спортивных достижений и т. п.;

репортажной, то есть, посвященной конкретному событию, например, полевому выходу, ходу тактического учения, проведению стрельб, несению караульной службы, спортивному соревнованию, приведению к Военной присяге и т.п.;

обзорной, то есть, посвященной показу разных сто­рон жизни и быта личного состава подразделения;

праздничной, то есть посвященной конкретной знаменательной или праздничной дате.

По рекомендации командира, с учетом пожеланий личного состава, редколлегия составляет план выпуска газеты.

В нем указывается: название материалов, которые необходимо подготовить, ответственные за их предоставления и сроки исполнения.

Требования, предъявляемые к содержанию

и оформ­лению стенгазеты.

Содержание каждого номера стенгазеты должно быть высокоидейным, правдивым и соответствующим тому вопросу, которому он посвящен.

Это значит, что если стен­газета посвящена ходу выполнения программы обучения, то она должна иметь пере­довую статью, рассказывающую о выполнении учебных задач программы обучения, которую пишет командир роты или командир взвода. Основная часть материалов в такой газете должна показывать успехи и недостатки взводов, отделений по этому вопросу, освещать и популяризировать достижения отличившихся военнослужащих, пропагандировать опыт передовиков (классных специалистов), а также критиковать выявленные недостатки, вскрывать их причины.

В данном номере стенгазеты могут быть помещены и материалы по другим вопросам жизни роты, но они должны занимать незначительное место.

Жизнь, а также многолетний опыт редакционных коллегий передовых подразделений показывает, что не целесообразно превращать стенную газету в средство только наглядной агитации. В ней должна быть не только передовая статья, посвященная важнейшему вопросу в жизни подразделения, но и конкретные поучительные заметки о достижениях отличников учебы (службы), критика отстающих, разнообразная информация о делах подразделения.
Рекомендации по расположению заметок в стенгазете.
Под заголовком стенгазеты через всю ее длину можно поместить призыв, раскрывающий тему данного номера. Например: «Честь и слава передовикам!», «Равнение на лучших!» и т.п. На первом месте в такой газете помещается передо­вая статья, в которой отражаются основные вопросы, решаемые подразделением и кто при этом отличился, затем размещаются заметки, посвященные показу достижений передовиков и их опыта (фамилии и инициалы передовых военнослужащих выделяются ярким цветом), а в конце газеты — заметки с критикой отстающих военнослужащих, где показываются их недостатки и вскрываются их основные причины (фамилии и инициалы отстающих военнослужащих выделяются темным цветом).

Очень важно уметь кратко и точно сформулировать назва­ния заметок. Они должны состоять из двух-трех ярких, выра­зительных слов, точно определяющих содержание и основную мысль заметки.

Заметки надо писать так, чтобы в них было как можно меньше общих рассуждений и как можно больше конкретного материала, то есть показа точных фактов, фамилий, передового опыта, недостатков и их причин.

Наиболее важные по содержанию заметки помещаются на самом видном месте, менее значительные следуют за ними. Обычно в начале идут заметки с материалом, в котором говорится о передовом опыте, положительных фактах, а критические заметки помещаются в конце газеты. Хотя можно выпустить и такой номер газеты, в котором критические материалы займут ведущее место (например, в том случае, когда на какие-то существенные недостатки нужно обратить внимание всего личного состава).

Заголовки заметок выполняются четким оригинальным шрифтом.

Все факты в стенгазете должны быть тщательно проверенными и достоверными. В конце каждой заметки необходимо писать фамилию, инициалы и воинское звание автора заметки.

По художественному оформлению стенгазета должна быть яркой, привлекательной, но без лишнего украшательства и абстракционизма. Очень важно, чтобы рисунки и другие иллюстрированные материалы подбирались так, чтобы они были понятны читателю с первого взгляда и в то же время украшали газету, делали ее привлекательной но, конечно, основное место в стенгазете нужно отводить не рисункам и заголовкам, а содержанию заметок.

Оформляется стенгазета обычно на листе ватманской (размером 84х59) или чертежной бумаги цветными карандашами, тушью, чер­нилами, акварельными или гуашевыми красками, фломастерами.

В правом верхнем углу газеты пишется девиз: «ДОЛГ! ЧЕСТЬ! ОТЕЧЕСТВО!». Ниже крупным шрифтом − заголо­вок газеты, например: «РОКОССОВЕЦ», «ТАНКИСТ», «КУРСАНТ» и т. п.

Заголовок стенной газеты привлекает внимание читателя внесенным в него смыслом и оформлением. Формат заголовка, его размещение и оформление зависят от характера и количества иллюстрированных материалов, от творческой выдумки оформителя, но любой заголо­вок не должен занимать более одной четвертой части высоты газеты.

Ниже, под заголовком, указывается, чья это газета: например: «Стенгазета 1 роты курсантов». Справа и слева от заголовка указывается номер стенгазеты и дата ее выпуска.

Еще ниже, на одной четвертой части ширины газеты, помещается тематический рисунок, коллаж, аппликация в соответствии с темой газеты.

От двух третьих до трех четвертых площади газеты отво­дится на текст, который располагается в вертикальных колон­ках высотой 25—30 см и шириной 12—15 см (приложения № 7, 8).

Заголовки в стенгазете пишутся ярким, четким и понятным шрифтом. Текст заметок лучше писать не скорописью, а печатными буквами.

Особенно надо следить за тем, чтобы в заметках не допускались грамматические ошибки. Заметки должны быть краткими. Количество их зависит от размера стенгазеты. Обычно в каждом номере кроме передовой статьи может быть от 5 до 6 и более заметок.

Рекомендуется помещать в стенгазетах рисунки, фотогра­фии, карикатуры или дружеские шаржи, дополняющие и иллюстрирующие содержание заметок или имеющие само­стоятельный сюжет.

В нижнем правом углу стенгазеты пишутся воинские звания, фамилии, инициалы редактора и членов редколлегии.

Вывешивается стенгазета, как и вся стенная печать, только после того, как ее прочтет и даст разрешение командир роты. Подпись о разрешении командир роты делает в нижнем правом углу газеты.

2.3 Методические рекомендации по выпуску

сатирической газеты
Сатирическая газета — это яркая, красочная газета, которая доброжелательно, в дружеских шаржах рассказывает о недостатках воинского коллектива, его отдельных военнослужащих, остроумно высмеивает их проступки. При этом карикатура или дружеский шарж по возможности должны иметь сходство с военнослужащим, совершившим проступок, иллюстрированный в газете.

Сатирическая газета является важным средст­вом борьбы с недостатками, но в ней запрещается критиковать командиров и начальников, недопустимо уродование внешнего вида челове­ка, оскорбление человеческого достоинства, национальных чувств, насмешки над физическими недостатками и т. п.

В отличие от стенгазеты, цель сатирической газеты заключается в том, чтобы при помощи сатиры и юмора вести борьбу с недостат­ками в учебе, дисциплине и воинской службе.

Требования, предъявляемые к содержанию и

оформ­лению сатирической газеты.
Если в стенгазете главное место занимает текст, то в сатирической газете — выразительные карикатуры и дружеские шаржи с кратким пояснительным текстом, чаще всего в стихотворной форме.

Оформляется сатирическая газета обычно на листе ватманской (размером 84х59) или чертежной бумаги цветными карандашами, тушью, чер­нилами, акварельными или гуашевыми красками.

В правом верхнем углу газеты пишется девиз: «ДОЛГ! ЧЕСТЬ! ОТЕЧЕСТВО!». Ниже крупным шрифтом дается заголо­вок газеты, например: «ПРОТИРКА», «ШМЕЛЬ» , «ЕЖИК», «КОЛЮЧКА», «ЕРШИК» и т. п.

Еще ниже указывается, чья это газета, например: «Сатирическая газета 1 роты курсантов». Справа и слева от заголовка указывается номер сатирической газеты и дата ее выпуска.

Весь заголо­вок сатирической газеты должен занимать от одной четвертой до одной третьей ее площади по высоте (приложение №9).

Обычно в каждом номере сатирической газеты помещается 5—6 рисунков-карикатур или сатирических фотографий с соответствующим текстом.

В нижнем правом углу сатирической газеты пишутся воинские звания, фамилии и инициалы редактора и членов редколлегии газеты.

Вывешивается сатирическая газета только после того, как ее просмотрит и даст разрешение командир роты. Подпись о разрешении командир роты делает в нижнем правом углу газеты.

Редколлегия сатирической газеты в полевых условиях может выпускать сатирические листовки.

Сатирические листовки являются важным средст­вом борьбы с недостатками, но в них нельзя критиковать командиров и начальников, недопустимо уродование внешнего вида челове­ка, оскорбление человеческого достоинства, национальных чувств, насмешки над физическими недостатками военнослужащих и т. п.

Сатирические листовки выпускаются оперативно на небольшом листе белой бумаги, обычно разме­ром в тетрадный лист.

2.4 Методические рекомендации по выпуску фотогазеты
Фотогазета — разновидность стенной печати, которая призвана отражать жизнь подраз­деления, пропагандировать опыт отличников и передовых военнослужащих, популяризировать их достижения, активно бороться с недостатками в боевой подготовке, несении службы в карауле, дисциплине личного состава и т.п.

Фотогазета является наиболее распространенной формой использования фотографии в воспитательной работе. Ее особен­ность заключается в том, что она составляется из фотосним­ков с необходимыми пояснительными текстами.

По своим целям и содержанию фотогазета может быть:
тематической, то есть посвященной определенной теме, например, отличникам учебы, подготовке военнослужащих к учениям или стрельбам, критике нарушителей воинской дисциплины, про­паганде спортивных достижений подразделения и т. п.;

репортажной, то есть отснятой в ходе конкретного события. Например, в ходе тактического учения, проведения стрельб, несения караульной службы, спортивного соревнования, приведению к Военной присяге, выпуску молодых офицеров и т. п.;

обзорной, то есть посвященной показу разных сто­рон жизни и быта личного состава подразделения;

праздничной, то есть посвященной конкретной знаменательной или праздничной дате;

сатирической, то есть вскрывающей и критикующей недостатки и негативные стороны в учебе, дисциплине и т. п.

Порядок изготовления фотогазеты.
Вначале определяется тема, которой посвящается фото­газета. Составляется план-макет (или эскиз), в котором намечается, где какую фото­карточку и какого размера поместить. Каков сюжет каждого снимка, какие сделать заголовки и пояснительные тексты, которые должны дополнять содержание каждого фотоснимка.

В соответствии с намеченным планом фотограф делает соответствующие снимки. Для того, чтобы можно было отобрать лучшие, наиболее выразительные снимки фотографу необходимо по каждому сюжету сделать по несколько снимков, различающихся по запечатлеваемой на них компо­зиции данного события.

Отпечатанные и отобранные фото­снимки размещают на листе ватманской (размером 84х59) или чертежной бумаги в соответствии с планом фотогазеты, который при не­обходимости может уточняться и изменяться. После этого художник оформляет заголовки и пояснительные тексты.

В правом верхнем углу газеты пишется девиз: «ДОЛГ! ЧЕСТЬ! ОТЕЧЕСТВО!». Ниже крупным шрифтом дается заголо­вок газеты, например: «ВСПЫШКА», «ОБЬЕКТИВ» и

Справа и слева от заголовка указывается номер фотогазеты и дата ее выпуска.

Ниже указывается, чья это газета, например: «Фотогазета 1 роты курсантов». Справа и слева от заголовка указывается номер фотогазеты и дата ее выпуска.

Весь заголо­вок фотогазеты должен занимать от одной четвертой до одной третьей ее площади по высоте (приложение №10).

Фотография в фотогазете имеет то же назначение, что и заметка в стенгазете. Снимок может быть:

  • информационным;
  • мобилизующим;
  • разоблачительным;

— обвинительным.

Каждый фотоснимок должен отражать конкретное подлинное событие, происходящее в воинском коллективе. Низкий по качеству, недостовер­ный, надуманный снимок может вызвать ненужные споры, кривотолки и едва ли принесет пользу.

В фотогазете можно помещать карикатуры и дружеские шаржи, которые представляют собой сочетание фрагментов рисунка и фотоснимка.

В фотогазете необходимо умело и обоснованно применять фотодоказательства, фотообвинения и фотообличения, которые являются одним из эффективных спо­собов борьбы с различными недостатками.

Важную роль в фотогазете играют и пояснительные тексты, которые должны быть краткими, но меткими и выразительны­ми. Их цель состоит в том, чтобы дополнить или пояснить то, что запечатлено на фотоснимках. Неплохо, если некоторые тексты будут даны в стихотворной форме.

В нижнем правом углу фотогазеты пишутся воинские звания, фамилии и инициалы редактора и членов редколлегии.

Вывешивается фотогазета только после того, как ее просмотрит и даст разрешение командир роты. Подпись о разрешении командир роты делает в нижнем правом углу газеты.

Выпущенные в подразделении фотогазеты необхо­димо сохранять. Главная их ценность состоит в том, что собранные в подшивку или альбом, они становятся фотолетописью, ча­стицей истории подразделения в фотографиях, незаме­нимым материалом для пропаганды традиций подраз­деления и воспитания личного состава.

Все права защищены; 2019 Ohrangos.ru