Ohrangos.ru

Юридический журнал

Правовое воспитание приказ мвд

Правовое воспитание приказ мвд

В воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел важная роль отводится такому ее направлению, как правовое воспитание. Применительно к деятельности сотрудников органов внутренних дел значимость и особенность правового воспитания заключается в том, что оно является неотъемлемой частью профессионального воспитания, призванного через формирование необходимых правовых знаний, правовых установок и правомерных действий добиться от сотрудников качественного выполнения стоящих перед ними оперативно-служебной задач.

Результат правового воспитания сотрудников может также найти свое отражение и в уровне их правовой культуры, которая, в определенной мере, характеризует состояние законности. Следовательно, можно предполагать, что чем выше уровень правовой культуры сотрудников органов внутренних дел, тем более гарантированно соблюдение законности.

Кроме того, уровень развития правовой культуры у каждого сотрудника может служить в определенной мере характеристикой его профессионализма. Развитая правовая культура позволяет сотруднику правильно воспринимать и перерабатывать нормативную правовую информацию, оценивать свои и чужие действия с точки зрения соответствия действующим законам и подзаконным актам и на их основе определять конкретные поступки и выбирать законные средства для их достижения.

Сущность правового воспитания, его цель и задачи. Повседневная деятельность сотрудников органов внутренних дел, ее условия, управление ею должны воплощать в себе правовые идеи, не противоречить им. Достигается это, в том числе, и с помощью правового воспитания.

Под правовым воспитанием сотрудников органов внутренних дел понимается целенаправленная деятельность руководителей, сотрудников воспитательных подразделений, наставников и других субъектов воспитательного процесса по формированию у них правосознания [65] , т. е. стройной системы правовых знаний, взглядов, представлений, потребностей, установок и убеждений, выражающих их отношение к праву, обеспечивающих безупречное личное соблюдение нормативных правовых актов.

При формировании правосознания у личного состава необходимо добиваться глубокого уяснения им сущности и социального назначения законности в обществе, в деятельности органов внутренних дел. Наряду с этим вырабатывать у каждого сотрудника прочные навыки правомерного поведения при исполнении служебных обязанностей, постоянно побуждать их к сознательному , добросовестному соблюдению законности. Воспитательные воздействия на правосознание сотрудников с использованием современных организационно-правовых и психолого-педагогических технологий предполагает повышение уровня их правовой культуры . Таким образом, целью правового воспитания является — формирование правовой воспитанности.

Основные задачи правового воспитания сотрудников:

· приобретение сотрудниками нормативно-правовых знаний как необходимом условии соблюдения законности, правильного использования предоставленных прав при исполнении возложенных обязанностей;

· формирование отношения (как оценочной категории) к правовым требованиям, приводящего к осознанным убеждениям сотрудника в правильности и необходимости принятых правовых предписаний;

· привитие осознанных, основанных на нормативных правовых актах действий, которые сотрудник органов внутренних дел воспринимал бы как должные в силу того, что формальная необходимость выполнять закон перешла в его внутреннюю потребность.

Организация профессионально-правового воспитания в органах внутренних дел. Работа по профессионально-правовому воспитанию сотрудников в органе (подразделении) внутренних дел строится на плановой основе. Комплекс первоочередных мер может быть отражен как в рамках традиционных планов [66] , разрабатываемых в соответствии с требованиями приказов МВД России, так и в рамках специальных целевых программ (например, по борьбе с преступностью, укреплению законности и дисциплины в правоохранительных органах [67] ).

Реализация планов должна быть обеспечена необходимыми организационно-распорядительными документами с указанием места проведения, времени проведения и ответственных лиц, а также достаточным временным ресурсом, материально и технически обеспечена.

В нынешних условиях в целях предупреждения отступлений сотрудников от требований правовых норм важно организовать четкую и слаженную работу по взаимодействию подразделений собственной безопасности, инспекций по личному составу, кадровых и воспитательных аппаратов.

Учитывая важность правовых предписаний в деятельности такого правоприменительного органа, как орган внутренних дел, а также в порядке реализации функций учета [68] и контроля, вопросы право-воспитательной работы с сотрудниками должны регулярно выносится на рассмотрение коллегий (оперативных совещаний, комиссий по служебной дисциплине и профессиональной этике [69] ), обсуждаться в подразделениях, доводиться до сведения всего личного состава.

Формы и методы работы руководителей органов (подразделений) внутренних дел по правовому воспитанию сотрудников. В органах внутренних дел наиболее широкое распространение получили следующие формы и методы деятельности руководителей по правовому воспитанию сотрудников:

личная ответственность руководителей различных уровней за состоянием правоприменительной практики в подразделении, правовой воспитанности подчиненных, организацией профессионально-правового воспитания (цель, которую должны преследовать при этом руководители заключается в том, чтобы имеющимися у них средствами обеспечить требуемое соблюдение каждым сотрудником органов внутренних дел порядка и правил, установленных Конституцией Российской Федерации, конституциями субъектов Российской Федерации, законами Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел [70] , приказами МВД России и другими нормативными правовыми актами);

личный пример руководителя (данный метод является одним из важнейших в работе руководителя, несущего персональную ответственность за положение дел в органе (подразделении) внутренних дел, за воспитание и обучение подчиненных, укрепление законности и дисциплины. Потому как сам начальник выполняет правовые нормы и требования, касающиеся управления органом (подразделением), организации прохождения службы сотрудниками, снабжения их необходимым довольствием, выполняет приказы и указания, соблюдает законность, подчиненные во многом судят не только о правомерности его действий, но и убеждаются в необходимости соблюдения уставных положений, вырабатывают в себе уважение к норме, закону, нетерпимость к любого рода отклонениям от установленных требований);

─ в системе мер по правовому воспитанию личного состава начальнику органа внутренних дел следует использовать возможности занятий по специальной [71] , общественно-государственной [72] ипрофессионально-психологической [73] подготовкам, государственно-правовому информированию (качественное проведение занятий в системе служебно-боевой подготовки [74] , в рамках единых дней государственно-правового информирования [75] , их регулярность придают необходимую направленность и углубленность учебно-воспитательному процессу. На занятиях руководитель имеет возможность обращаться к сознанию и чувствам как группы в целом, так и каждого сотрудника в отдельности.

Хорошо подготовленное и проведенное занятие, аргументированный разговор о значении соблюдения законности и служебной дисциплины способны оставить след в сознании сотрудников, побудить их к добросовестному выполнению своих функциональных обязанностей.

Особенно важно своевременно и обстоятельно ознакомить с основным требованиями служебной дисциплины и законности молодых сотрудников органов внутренних дел.

Специфика деятельности сотрудников органов внутренних дел предопределяет важную роль системы служебной подготовки в укреплении законности и дисциплины. С этой точки зрения ее цель — обеспечить глубокое знание сотрудниками Конституции Российской Федерации, законов, Указов Президента, уставов, приказов и инструкций, других нормативных правовых актов и на этой основе неуклонно стремиться к их соблюдению и претворению в жизнь, выработке прочных навыков правомерного поведения при исполнении служебных обязанностей.

На занятия в системе служебной подготовки или для проведения целенаправленных встреч и конференций личного состава по вопросам укрепления законности целесообразно привлекать не только руководящий состав органов и подразделений внутренних дел, но и представителей местной администрации, ученых-юристов, работников прокуратуры, суда, налоговой инспекции, таможенной службы и др.

В любых формах учебно-воспитательного процесса следует прививать сотрудникам уважение к закону, разъяснять требования норм административного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства, предусматривающего ответственность сотрудников органов внутренних дел за совершение проступков и преступлений, раскрывать содержание норм служебной дисциплины [76] );

пропаганда высокопрофессионального исполнения служебных обязанностей (показ результатов деятельности сотрудников, отмеченных государственными наградами, их смелых и решительных поступков, умелых и эффективных действий в борьбе с преступниками.

Для этого можно использовать степенную и многотиражную печать, средства массовой информации. Такая работа способствует воспитанию у личного состава дисциплинированности и других профессионально значимых качеств, необходимых для успешного выполнения задач оперативно-служебной деятельности);

использование института наставничества [77] (в вопросах правовой подготовки наставники молодых сотрудников могут быть хорошими помощниками начальнику. При этом очень важен систематический и в разных формах контроль со стороны руководителей за выполнением подчиненными своих служебных обязанностей и мероприятий, предусмотренных планом индивидуальной подготовки);

Правосознание сотрудников органов внутренних дел, уровень их правовой культуры во многом зависит от состояния государственной защиты сотрудников правоохранительных органов. Поэтому этим вопросам руководители органов внутренних дел должны уделять самое пристальное внимание: осуществлять действенный контроль за должностными лицами, отвечающими непосредственно за вопросы финансового, материально-технического обеспечения, культурного, нравственного, физического развития, труда, быта и отдыха сотрудников. Хорошие условия службы, полная обеспеченность сотрудников необходимым довольствием, наличие жилья, детских дошкольных учреждений, надлежащее медицинское обслуживание, возможность проведения разнообразного досуга — все это создает благоприятное морально-психологическое состояние сотрудников, позволяет более полно сосредоточиться на качественном решении оперативно-служебных задач, совершенствовании профессионального мастерства. В то же время, бытовая неустроенность ухудшает настроение, отвлекает от выполнения служебных обязанностей, снижает эффективность труда, в конечном счете, влияет на организацию службы, состояние законности и дисциплины среди личного состава.

Особое внимание следует уделять вопросам социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, ставших инвалидами, получивших ранения, а также семьям погибших сотрудников органов внутренних дел.

Руководителям важно добиваться выполнения предусмотренных нормативными правовыми актами норм и гарантий социальной, правовой и физической защиты сотрудников органов внутренних дел.

Правовое воспитание приказ мвд

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ТЕМА: « Правовое воспитание сотрудников органов внутренних дел »

Обсуждена на заседании кафедры

«30» августа 2016 г.

Кафедра кадровой и воспитательной работы

1. Основные направления, формы и методы воспитания правовой культуры граждан Российской Федерации.

2. Правовое воспитание сотрудников органов внутренних дел: требования министра внутренних дел Российской Федерации к правовому воспитанию сотрудников.

3 . Особенности правового воспитания сотрудников ОВД.

На протяжении длительного времени для общества в целом была и остаётся актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, школа, общество. Способность семьи эффективно функционировать считается решающей в предупреждении правонарушений. Детское непослушание, нечестность и другие формы антиобщественного поведения являются важными указателями последующих правонарушений. Но не только в семье закладываются основы поведения человека. Положение семьи в обществе зависит от политики государства — это политика в области здравоохранения, политика, связанная с ликвидацией безработицы и созданием рабочих мест, молодёжная политика. Ресурсы государства должны быть направлены на особые группы риска в местах их проживания, особенно в районах с низким уровнем развития, высокой преступности и безработицы. Ресурсы должны концентрироваться на особых категориях молодых людей, на особых проблемах, связанных с молодёжью, таких как наркомания, проституция, бездомность. Но, в конце концов, какие бы субъективные причины, ни приводились, в преступлении, которое совершает человек, виноват он сам. А почему? Потому, наверное, что плохо знает право, не уважает законы, нечестен, завистлив, плохо воспитан. Поэтому необходима деятельность по правовому просвещению, по правовому воспитанию людей, по ликвидации юридической безграмотности. Для непосредственной борьбы с правонарушениями, для обеспечения законности и правопорядка, государство создало правоохранительные органы – суд, прокуратуру, органы юстиции, внутренних дел, службу безопасности. Предупреждение правонарушений – главное направление в борьбе за укрепление законности и правопорядка.

Вопрос 1. Основные направления, формы и методы воспитания правовой культуры граждан Российской Федерации

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных лиц по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения другому; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определённых позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.

Главный объект воздействия при правовом обучении и воспитании — правовое сознание, устойчиво положительно ориентированное, развитое, должного уровня. Имеется в виду правовое сознание индивида, коллектива (профессиональной группы), общества в целом.

Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организованных форм. Оно представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Цели могут конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта воспитательного воздействия, используемых форм и средств этой деятельности, а также органов, осуществляющих правовое воспитание.

Другие публикации  Вступление в силу договор о евразийском экономическом союзе

Программной целью можно считать профилактику в России правового нигилизма. В качестве специальных средств сведения его к минимуму следует назвать: обеспечение должного качества принимаемых законов, упрочение законности и правопорядка, повышение роли суда и проведения судебной реформы в целом, приведение в соответствие с потребностями времени правового воспитания населения, профессионального обучения и воспитания юристов, других государственных служащих. Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня правовой культуры всех субъектов правоохранительной системы. Непосредственная цель – правомерное поведение, в том числе правовая активность граждан и профессиональная активность юристов и других государственных служащих в процессе реализации их компетенции в юридически значимых ситуациях.

Правовая активность предполагает определенную степень интенсивности деятельности в социально-правовой сфере, более высокую, чем просто соблюдение и исполнение правовых обязанностей, превосходящую обычные требования к должностному поведению. При этом справедливо подчеркивается, что такая деятельность связана с дополнительными затратами времени, энергии, а иногда и материальными затратами. Общество, разумеется, вполне устроило бы и просто правомерное поведение граждан, причем, чем большего количества, тем лучше.

Некоторые основные цели, указанные выше, достижимы лишь при соблюдении в правовой воспитательной работе следующих основных принципов: научность, плановость, систематичность, последовательность и дифференцированность, обеспечение комплексного подхода, а также создание благоприятных условий для реализации развитого здорового правосознания на практике.

К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание. В основе применения всех указанных средств лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации.

В рамках этого вопроса выделяют такие понятия как «форма правового воспитания», «метод правового воспитания» и «система правового воспитания».

Формы правового воспитания – это способ внешнего выражения деятельности, с помощью которых ниже указанные субъекты проводят работу по воспитанию граждан в духе уважения к законам, строгого их исполнения, способствуют формированию у них развитого правосознания, прививают им навыки правомерного поведения и повышающие их социально-правовую активность.

В настоящее время выделяют следующие формы (иногда называют направлениями) правового воспитания:

1. формирование правосознания и правовой культуры в семье;

2. обучение основам права и воспитания правовой культуры в школе;

3. профессиональная правовая подготовка в вузах юридического (и схожего) профиля;

5. выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной юридической литературы;

6. осуществление правовой пропаганды государственными органами и их должностными лицами;

7. создание общедоступных компьютерных баз данных (“Консультант-плюс”, ”Гарант”, ”Кодекс”), а также распространение правовой информации через Интернет.

Методы правового воспитания, по мнению тех же авторов – это определённые совокупности приёмов и способов воздействия на сознание и поведение людей с целью воспитания их в духе уважения и соблюдения законов, формирование у них развитого правосознания, привития им навыков правомерного поведения и повышения их социально-правовой активности.

Основными методами правового воспитания (в некоторой литературе называют способами):

1. убеждение; 2. предупреждение; 3. поощрение; 4. принуждение; 5.наказание.

Убеждение и принуждение являлись основными методами правового воспитания в советский период, а точнее – их “умелое сочетание”.

Систему правового воспитания эти же авторы определяют как организационную структуру, состоящую из следующих частей: субъекты, объекты и правовоспитательные действия, которые проводятся для достижения намеченных целей, с помощью определённых средств, с использованием соответствующих форм и методов.

1.Субъекты (осуществляют правовое воспитание):

_ государственные органы;

_ должностные лица;

_ учебные заведения;

_ общество в целом.

2. Объекты – граждане, различные категории населения и широкие массы, с которыми проводится правовоспитательная работа.

Необходимо отметить, что конкретность и дифференцированность в правовом воспитании приводит к постепенному складыванию относительно самостоятельных систем правового воспитания отдельных категорий населения: школьников, студентов, должностных лиц и др., каждой из которых присущи свои особенности;

3. Правовоспитательные действия, которые проводятся для достижения намеченных целей, с помощью определённых средств, с использованием соответствующих форм и методов. Их содержанием является правовоспитательное воздействие субъектов на объекты. К средствам правового воспитания относятся все материальные средства, использующиеся в процессе правового воспитания (СМИ и т.п.) и средства духовного (рационального и эмоционального) воздействия.

Система правового воспитания нуждается в постоянном усовершенствовании, корректировки, выявлении и устранении слабых мест. Координация и взаимодействие всех составных частей системы должны усиливаться.

Целью правового воспитания является совершенствование правовой культуры и правосознания граждан. Основной задачей правового воспитания является привитие индивиду осознанного стремления к правомерному поведению. Конкретные цели правового воспитания можно выразить следующими: правовое информирование, правовое обучение, а также вовлечение личности в деятельность государства – т.е. фактически применение полученных знаний на практике.

Правовое информирование возможно при распространенности и доступности информации. Этому способствует просвещение населения через печатную продукцию, средства массовой информации, телекоммуникационные технологии (Интернет), общение с юридически образованными людьми, обращение в публичные центры правовой информации, консультации. Сюда же можно отнести лекции на предприятиях, в организациях и учреждениях, пропаганда, занятия в системе повышения квалификации, театральные постановки, кино и телевидение – все это методы правового воспитания граждан.

Элементарные основные нормативные акты (как то Конституция РФ, Кодексы РФ) желательно иметь в каждой семье, чтобы в случае необходимости просто заглянуть и рассеять все сомнения по тому или иному вопросу. Вступая в те или иные гражданско-правовые правоотношения гражданам следует обращаться к соответствующим нормам кодификационных актов. Заключают ли они сделку купли-продажи – просмотреть главу ГК РФ о купле-продаже; нанимают ли помещение – см. главу наем помещения; хочет ли гражданин, будучи медицинским работником получить законный отпуск – см. соответствующие статьи в трудовом кодексе. Основные тесты договоров можно позволить себе иметь в бумажном виде, или приобрести компакт диск с какой-либо правовой системой (благо, иметь компьютер дома или на работе сегодня может себе позволить практически каждый работающий гражданин).

Для того чтобы запустить механизм правового воспитания в каждодневных ситуациях, важно, чтобы грамотные люди передавали юридических знаний другим лицам, например, родственникам, друзьям, коллегам – зная как поступить в той или иной ситуации нужно доводить до других лиц эти сведения, разъяснять спорную ситуацию. Для разъяснения юр. вопросов сторонним людям существуют юридические консультации. Многие граждане не решаются обращаться к консультантам в опасении, что они потратят довольно крупную сумму денег, не получив дельного и действующего совета/разъяснения. В последнее время становятся популярны онлайновые Интернет-консультации, в которых совершенно любой посетитель может задать интересующий его вопрос и получить профессиональный ответ. В сети имеется множество организаций, оказывающих платные услуги – но есть и те, которые не берут оплаты за свою помощь гражданам, а работают в целях именно правового просвещения и образования.

Каждый человек не только сталкивается с правом, но и непосредственно в какой-то мере участвует в юридической жизни государства самым активным образом. Человека, например, могут вписать в список присяжных заседателей, и при определенных условиях он сможет участвовать на судебном процессе в судьбе какого-либо человека путем отдания своего голоса в пользу обвинения или оправдания его. А участие в референдумах? – это и есть выражение воли народа в связи с правотворческой деятельностью властей.

Правовая воспитанность ведет в итоге к процветанию государства – подкованные в правовом смысле граждане активизируются и в экономическом. Важной задачей правового воспитания можно назвать его ориентир на борьбу с правонарушениями, предупреждение противозаконных деяний. Поэтому большое внимание должно уделяться устранению дефектов правосознания у склонных к правонарушениям лиц. Этого требуют задачи укрепления правопорядка. В основной же своей части правовоспитательные мероприятия ориентируются на законопослушных лиц, правосознание которых не может считаться дефектным в уголовно-правовом воспитании.

Вопрос 2. Правовое воспитание сотрудников органов внутренних дел: требования министра внутренних дел Российской Федерации к правовому воспитанию сотрудников.

Деятельность государства и его органов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики в целом, ее отраслей и конкретных хозяйственных организаций, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также многие другие функции — таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности. Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите, прав и свобод человека, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи – предмет заботы в первую очередь органов внутренних дел.

Составной частью органов внутренних дел является полиция, вся деятельность которой основывается на строжайшем соблюдении законности.

В соответствие с ФЗ «О полиции», на полицию возлагаются следующие обязанности: принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности; оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует; обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах; принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб и др.

Полиция решает возложенные на нее задачи в тесном взаимодействии с другими государственными органами, трудовыми коллективами, администрацией предприятий и другими общественными организациями, участвующими в охране общественного порядка. Государственные органы и должностные лица оказывают сотрудникам полиции содействие при осуществлении ими обязанностей по охране общественного порядка и в противодействии преступности.

Важную роль в правовом воспитании сотрудника органов внутренних дел является Присяга сотрудника органов внутренних дел, которая является неотъемлемым атрибутом процесса становления его как профессионала.

Особенность правового воспитания в органах внутренних дел в том, что работа проводится с законопослушными гражданами, с ранее судимыми, с осужденными условно или с отсрочкой исполнения приговора, а также с привлечёнными к административной ответственности. При этом работник полиции должен хорошо владеть своей профессией, предъявляются высокие требования к его деловым и моральным качествам, он должен хорошо знать право, другие социальные нормы, которые регулируют его служебную деятельность. Добросовестное отношение к службе, честность, неподкупность, принципиальность, гражданское мужество, справедливость – неотъемлемые его качества. В служебной деятельности сотрудников полиции сталкиваются со многими и весьма разными людьми. Они разбирают дела, в которых переплелись часто противоречивые интересы различных по своему характеру, социальному положению граждан. Он должен быть знатоком в области человековедения.

Большие душевные силы, такт, понимание возрастных особенностей человека необходимы сотруднику отделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. На учёт в это отделение ставятся подростки, совершившие какие-либо противоправные действия, но в силу своего возраста освобождённые от уголовной ответственности. Особую категорию составляют подростки, осужденные условно или с отсрочкой исполнения приговора. С ними и проводится определённая работа по правовому воспитанию, направленная на недопущение совершения повторных преступлений и правонарушений. В этой работе используются методы: убеждение, принуждение, наказание, внушение. Применение условного наказания или отсрочки исполнения приговора – это возможность оставить преступника на свободе, дать ему для исправления испытательный срок. Почти для всех несовершеннолетних, вставших на путь совершения преступлений, выбор такого варианта поведения непосредственно или, в конечном счете, связан с личностными деформациями.

Другие публикации  Договор займа и кредитный договор шпаргалка гражданское право

Особенности интересов, потребностей, отношений в сфере ведущей деятельности, характерные для несовершеннолетних преступников, включают стойкую утрату связей с учебным или трудовым коллективом, полное игнорирование их правовых и нравственных оценок. Несмотря на то, что по уровню образования, определяемому по формальным показателям прохождения школьного обучения, отстают от сверстников 8-10 % несовершеннолетних преступников, среди них в пять-шесть раз больше доля лиц, не успевающих из-за отсутствия прилежания. Будучи выражением и следствием соответствующих ценностных ориентацией, негативного отношения, складывающегося в этом виде деятельности, такое отношение существенно затрудняет как социализацию, так и ресоциализацию подростков в процессе их исправления и перевоспитания.

В отличие от личности с позитивными, одобряемыми обществом интересами и потребностями, развитие их у правонарушителей часто идет как бы в обратном направлении. Фактическое, в основном бесцельное, времяпрепровождение формирует соответствующий негативный интерес. Он закрепляется в привычках, которые, в свою очередь, ведут к формированию социально-негативных потребностей. Соответственно искаженному развитию потребностей на поведенческом уровне вырабатываются привычки к общественно опасным, противоправным способам их удовлетворения.

В среде несовершеннолетних правонарушителей признается допустимым нарушение уголовно-правового или любого другого правового запрета, если очень нужно, в том числе, если этого требуют интересы группы. Необходимость соблюдения требований закона соотносится главным образом со степенью вероятности наказания за допущенные нарушения. Отделением по предупреждению правонарушений несовершеннолетних проводится работа по правовому воспитанию среди учащихся общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений. С учащимися организуются встречи, конференции, диспуты, организация «круглого стола», где разъясняются некоторые статьи уголовного кодекса, предусматривающие ответственность несовершеннолетних, условия содержания в воспитательно-трудовых колониях. Особое внимание уделяется «трудным» подросткам, подросткам из неблагополучных семей, проводится работа по вовлечению их в кружки, спортивные секции, организуется шефская деятельность, с ними проводятся индивидуальных профилактические беседы. Некоторые подростки полагают, что, какой бы проступок они ни совершили, всё кончится вызовом родителей, неудовлетворительной оценкой их плохого поведения или увещеваниями старших. Это совсем не так. Если подросток совершил преступление или иное правонарушение, то он сам и ответит за него перед законом. Именно это и разъясняется подросткам. Пристального внимания сотрудников отделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних заслуживают неблагополучные семьи, где родители не занимаются воспитанием детей, злоупотребляют спиртными напитками, ведут иной антиобщественный образ жизни. Такой категории родителей разъясняются их обязанности по воспитанию детей, ответственность за уклонение от воспитания, принимаются меры административного воздействия и, как крайняя мера – направляется исковое заявление в народный суд на лишение родительских прав.

Работа по правовому воспитанию проводится в тесном взаимодействии с комиссией по делам несовершеннолетних при администрации района, отделом народного образования, отделом социального обеспечения, комитетом по делам молодёжи и другими организациями. Непосредственное участие в этой деятельности принимает отделение организации работы участковых уполномоченных полиции отдела внутренних дел. Участковый инспектор работает непосредственно с населением, проводит приём граждан по различным вопросам, совместно с сотрудниками отделения уголовного розыска, следственного аппарата, отделения по борьбе с экономическими преступлениями и другими работает по раскрытию преступлений, осуществляет охрану общественного порядка. В трудовых коллективах проводятся беседы с гражданами, лекции. Цель такой работы в том, чтобы люди действовали в соответствии с юридическими предписаниями и моделями, чтобы социальные процессы протекали в направлениях, выгодных обществу, государству, личности, чтобы не допустить со стороны граждан действий, которые бы причинили вред обществу. Если же нарушаются нормы права – совершаются преступления, правонарушения, административные проступки, то, естественно, человек наказывается. Цель наложения этих взысканий – охрана интересов государства и граждан, воспитание гражданина в духе уважения к нормам права и исполнения установленных государством обязанностей, пресечение проступка и наказание за него. Профилактика преступлений – это задача всех служб органов внутренних дел.

Составной частью правовой профилактики является криминалистическая, которая осуществляется органами следствия и дознания. Криминалистическая профилактика преступлений представляет собой систему разработанных криминалистикой методов и средств, предназначенных для выявления причин преступлений и способствующих им условий, объектов профилактического воздействия, а также профилактических мер, затрудняющих совершение новых преступлений и пресекающих преступную деятельность лиц или преступных организаций. Эту профилактику осуществляют следователи, дознаватели, работники оперативно-розыскных аппаратов, эксперты-криминалисты. В профилактической деятельности наиболее распространены и эффективны меры, непосредственно направленные на предупреждение готовящихся и пресечение начавшихся преступлений, осуществляемые, как правило, сотрудниками полиции. Для того чтобы выполнить одну из профилактических задач, необходимы как минимум некоторые условия – профилактические меры должны быть действенными, эффективными, они должны быть применены своевременно и профессионально подготовленным человеком.

Названные условия могут быть созданы на практике только при оптимальной организации деятельности всех правоохранительных органов, что стало практически осуществимо с появлением в этих органах мини-ЭВМ, а также с возникновением реальных возможностей осуществлять на базе ЭВМ криминалистическое прогнозирование.

Криминалистическое прогнозирование в его практическом аспекте представляет собой основанное на анализе криминалистических закономерностей предвидение будущего состояния и развитие систем преступной деятельности, а также следственно-дознавательной и оперативно-розыскной систем, позволяющие принять оптимальные управленческие решения и выбрать надлежащие методы и средства их реализации в настоящем времени. Цель прогнозирования – минимизировать неопределённость для выбора наилучшего варианта решения для конкретной задачи.

К полиции общественной безопасности относятся и такие службы как патрульно-постовая служба, Государственная инспекция безопасности дорожного движения, группа по лицензионно-разрешительной работе и контролю за частной детективной и охранной деятельностью, отделение паспортно-визовой службы, отделение дознания. В состав штаба отдела внутренних дел входят группы: анализа планирования и контроля, группа информационного обеспечения, учёно-регистрационной и статистической деятельности, группа связи со средствами массовой информации. И в каждой службе сотрудниками проводится большая работа по правовому воспитанию граждан. Например, группа связи со средствами массовой информации работает в тесном контакте с редакциями газет, журналов, телевидения, организуются выступления сотрудников полиции на страницах газет и журналов, по телевидению. В этих статьях и выступлениях содержатся разъяснения нормативно-правовых актов, делается обзор совершённых преступлений и наказаний за них и другая информация. Цель профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел – упрочить определённым образом общественные отношения, содействовать их развитию, так как непосредственным результатом является правомерное поведение граждан. Например, группа по лицензионно-разрешительной работе и контролю за частной детективной и охранной деятельностью проводит работу по своевременной регистрации гражданами оружия, при этом разъясняется, кто имеет право на приобретение охотничьего оружия, газового и другого и правила хранения его в домашних условиях. Незаконно хранящееся оружие подлежит изъятию, эти сотрудники осуществляют контроль за тем, чтобы оружие не попало в руки наркоманов, психически неуравновешенных граждан. Определённую работу по правовому воспитанию граждан проводят сотрудники патрульно-постовой службы. Целью деятельности этого отделения является охрана общественного порядка в местах массового отдыха молодёжи, патрулирование улиц, площадей. Иногда одно только появление такого наряда ППС в общественном месте останавливает человека от совершения им противоправных действий.

Одним из важных элементов правового воспитания в органах внутренних дел является полное соответствие работника требованиям данного рода деятельности. Добросовестное отношение к службе, честность, неподкупность, принципиальность, гражданское мужество, справедливость – неотъемлемые качества сотрудника полиции. Вопросы дисциплины являются постоянно актуальными для деятельности органов внутренних дел. Прежде всего ставится задача не допустить нарушений служебной дисциплины. Присяга обязывает соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина, добросовестно выполнять приказы. Эти требования носят универсальный характер при осуществлении служебных обязанностей. Присягой также сотрудник органов внутренних дел обязывается хранить государственную и служебную тайну. Подавляющее большинство сотрудников достойно выполняет свой служебный долг.

Вместе с тем пока не удаётся кардинально изменить ситуацию в деле укрепления служебной дисциплины и законности в органах и подразделениях внутренних дел. Всё ещё остаётся значительным число сотрудников, совершивших противоправные действия, имеются случаи необоснованного административного задержания и доставления граждан в ОВД, нарушения сроков содержания под стражей. Среди подразделений самый высокий уровень нарушения законности наблюдается в уголовном розыске, в службе участковых уполномоченных полиции, в следственном аппарате, в патрульно-постовой службе.

В связи с этим осуществляются аппаратами по работе с личным составом органов внутренних дел комплексные меры по совершенствованию форм и методов воспитательной работы с личным составом. В отделы внутренних дел направлено методическое пособие «Основные направления воспитательной работы с личным составом и нормативные документы, регламентирующие их организацию», осуществлены проверки состояния воспитательной работы с оказанием практической помощи в большинстве горрайорганов края. Определённое положительное воздействие на решение задач по обеспечению психологической устойчивости сотрудников, а также повышению качества отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел оказывает система психологического обеспечения, действующая на штатной основе. Каждый день сотрудники полиции сталкиваются в своей работе с негативными, отрицательными действиями граждан, в отдел внутренних дел идут люди со своими бедами и несчастьями и надо иметь много сил, терпения, проявлять выдержку, такт в обращении с ними. В этой деятельности конечно и сам сотрудник ОВД нуждается в психологической помощи. Государственная власть, общественность страны осуждают проявления беззакония, коррупции, произвола в деятельности правоохранительных органов. Этика взаимоотношений юридических работников друг с другом, с гражданами вовне зависит от дальнейшего развития законодательства, регулирующего деятельность соответствующих органов, а также развития гражданского, трудового, уголовного, административного права. Совершенствование профессиональной этики юриста связано с ростом как общей культуры общества, так и таких её составляющих, как нравственная и правовая культура. В условиях гласности сотрудник полиции, какую бы должность он ни занимал, обязан быть весьма щепетильным в общении со средствами массовой информации, чтобы не навредить делу, человеку, судьба которого пересеклась со служебными функциями сотрудника полиции.

Вопрос 3. Особенности правового воспитания сотрудников ОВД

Правовое воспитание – одно из основных направлений воспитательной работы, оказывающее целеустремленное систематическое воздействие на сознание сотрудников в целях формирования у них глубоких и устойчивых правовых знаний, взглядов и представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правового поведения, обеспечивающего правильное понимание и исполнение государственной правоохранительной политики (приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80).

Одной из задач, стоящих перед органами внутренних дел в настоящее время является повышение престижа профессии, обретение доверия населения к работе правоохранительных органов. Это еще раз доказывает необходимость активизации правовой воспитательной работы. В каких же формах она осуществляется?

Рассмотрим основные из них:

Правовое просвещение или образование включает в себя обучение в учебных заведениях (в т.ч. системы МВД РФ), на курсах повышения квалификации, организацию служебной подготовки и самостоятельное обучение.

Для большей результативности просвещения, правового образования сотрудников необходим дифференцированный подход, позволяющий сделать акцент на категории работников, наиболее нуждающихся в получении правовой информации. На практике это выполняется с помощью анкетирования.

Наиболее уязвимыми, испытывающими большой дефицит информации на правовые темы являются, по данным статистики, сотрудники, имеющие солидный стаж работы в ОВД, опирающиеся на свой опыт, профессионализм, действуют они зачастую по старинке, не беря в расчет изменения, происходящие в законодательстве.

Одним из обязательных элементов данной формы правового воспитания должен быть прием зачетов и экзаменов от сотрудников по знанию нормативных документов, регламентирующих их повседневную служебную деятельность, проверка практических умений и навыков по применению оружия, специальной техники и специальных средств.

Другие публикации  Федеральный закон о предоставлении квартир

В целях активизации деятельности сотрудников целесообразно проводить на местах конкурс «Лучший по профессии», «Профессионал», выявляя и поощряя лидеров в служебных коллективах. Необходима правовая пропаганда, то есть проведение лекций, бесед, конференций и т.д.

Правовая пропаганда представляет собой определенный вид массовой работы, в ходе которой на основе научной информации о правовой действительности вырабатывается прежде всего эмоциональное восприятие процесса правового регулирования общественных отношений, формируется готовность беспрекословно выполнять содержащиеся в законе правила поведения.

Главным назначением правовой пропаганды является распространение идей, принципов права, правовых знаний, положительного опыта деятельности правоохранительных органов, т.е. обеспечение правовой информированности населения. Однако, передавать кому-либо любые знания нельзя, не объясняя их. Выходит, что нет пропаганды без обучения.

Обзор юридической литературы, проводимый в органах и подразделениях, существенно облегчит информирование работников о новинках в различных отраслях права. В условиях дефицита рабочего времени не следует затягивать эту процедуру, надо кратко рассказать о содержании новинки, выделив основные моменты и вызвав интерес к ее приобретению (или ознакомлению с ней).

Индивидуально-правовоспитательная работа. Действенность этой работы зависит от умения руководителей, ответственных за ее выполнение, творчески применять разнообразные формы и методы воздействия на сотрудников ОВД. При их выборе необходимо учитывать особенности личности конкретного работника.

При изучении индивидуальных особенностей сотрудников их прямыми начальниками используются следующие методы: познавательная беседа, психолого-педагогические наблюдения; эксперимент, анализ результатов деятельности подчиненных, изучение характеристик, личных дел и других документов, имеющих отношение к службе, изучение анкетных и биографических данных, использование наблюдений, мнений и отзывов других лиц.

Индивидуальная правовоспитательная работа имеет четко выраженную структуру, основными элементами которой являются:

1) изучение личности сотрудника включает в себя определение положительных черт и качеств, на которые следует опираться, уровня и развития качеств, необходимых в службе, но развитых недостаточно, наличия определенных качеств, затрудняющих работу с сотрудником;

2) программа индивидуальной воспитательной работы, состоящая в определении педагогических целей воспитания, определении мер моральной мобилизации личности, устранение отдельных негативных качеств;

3) использование средств и методов индивидуального воспитательного воздействия предусматривает учет уровня подготовленности каждого сотрудника, его профессионализма, установление социально-психологических черт сотрудника, формирование должной ориентации личности в происходящих событиях, поощрение активности и инициативы сотрудника в самовоспитанности;

4) направление усилий на личность предполагает как речевое воздействие (разъяснение, доказательства, сравнение), так и неречевое воздействие (показ, личный пример, совместный труд). Используются методы убеждения, поощрения, упражнения, принуждения. В основе этих воздействий лежит активизация положительных моментов, возбуждение должного эмоционального настроя;

5) контрольные функции индивидуальной правовоспитательной работы выражаются в оценке ее эффективности, фиксации наблюдений и выводов в различных формах, в составлении карт личности с оценкой уровня развития каждого служебно-профессионального качества.

Участие в деятельности общественных объединений . В целях духовно-нравственного совершенствования личности сотрудника ОВД осуществляется взаимодействие с религиозными конфессиями: проводятся встречи с представителями духовенства, освещаются памятники, мемориальные места.

ОВД организуют проведение «круглых столов», конференций с участием общественности и представителей средств массовой информации, одновременно изучая и анализируя общественное мнение о деятельности сотрудников ОВД, реагируя на критические выступления в прессе, на радио, по телевидению.

Не редки в деятельности ОВД и выступления сотрудников в трудовых коллективах граждан, по месту жительства.

Связь между общественностью и ОВД является взаимовыгодной. Считаю, что нужно развивать, укреплять имеющееся взаимодействие, ведь в данном случае общественность будет получать интересующую информацию из первых рук, а ОВД смогут оказывать определенное (желаемое) воздействие на население, обращаться за помощью (например, показ по телевидению фотографий разыскиваемых лиц, выявление очевидцев совершения преступлений и т.д.).

Правоприменительная практика в процессе служебной деятельности. В данной форме особое внимание следует уделять дифференцированному подходу к сотрудникам, учитывать индивидуальные особенности, стаж работы в ОВД, правовую грамотность.

Наглядная информация. Стенды, плакаты, лозунги, фотогазеты, призывающие личный состав соблюдать законы, пропагандирующие уставы и наставления, оказывают большое влияние на повышение профессионального мастерства сотрудников.

Имеют правовоспитательное значение и сатирические листы «колючки», «молнии», другие стенные газеты, бичующие нарушителей дисциплины, разгильдяев.

Важно, чтобы ни одно значительное событие отдела, подразделения не проходило бесследно – для этого и нужно следить за постоянным отражением результатов работы ОВД, проводимых встреч, других важных мероприятий в перечисленных видах наглядной информации.

Помимо указанных средств правового воспитания в ОВД используются и другие каналы передачи содержания правовых форм и идей, самая действенная роль в этом телевидения (передачи, имеющие непосредственное отношение к деятельности правоохранительных органов, такие, как «Дежурная часть», «Вне закона», «Криминальная хроника»); радио (передачи типа «Человек и закон»); печать (многотиражные газеты системы МВД, журналы: «Щит и меч», «Профессионал».). Не менее действенна устная информация. Невозможно заменить живое слово пропагандиста, которым он может затронуть и передать самые тонкие оттенки мыслей и чувств.

Таким образом, работа в органах внутренних по правовому воспитанию – это сложная система применения различных средств и методов, направленных на установление порядков, отвечающих интересам людей. Правопорядок означает, что все нормы права строго соблюдаются всеми, правильно соблюдаются должностными лицами, государственными органами и организациями. Следовательно, правопорядок – результат точного соблюдения и осуществления норм права на практике, в жизни. Но так как всё ещё нарушаются нормы права, совершаются в обществе преступления, то органы, занимающиеся правоохранительной деятельностью, будут и дальше совершенствовать методы работы по правовому воспитанию.

Если проанализировать сложившуюся в настоящее время ситуацию в стране, то скорее можно говорить о достаточно низком уровне правовой культуры, чем о высоком (к сожалению) при чём как на обыденном, так и (а это неутешительный факт) на профессиональном. Что касается научного (теоретического) уровня, то он более высок, но основная проблема заключается в том, что теоретические знания далеко не всегда бывают, доведены до населения в силу различных обстоятельств (например: достаточно высоких цен на юридическую литературу, совершенно не обоснованных; трансляции телепередач, содержащих информацию данного рода в очень позднее время; а также, зачастую, и в силу нежелания, самих граждан усваивать эти знания и многих других причин.

Долгое время проблемам, связанным с правовой культурой не уделялось должного внимания, сейчас положение несколько улучшилось (в СМИ начали подниматься вопросы, так или иначе касающиеся правовой культуры, в частности по телеканалу «Культура» одна из молодёжных телепередач была посвящена проблемам современного российского правового нигилизма), но до состояния стабильности думается ещё очень далеко, т.к. развитие достойного уровня правовой культуры — процесс очень длительный.

Если рассматривать степень развитости правосознания населения, то, скорее всего, наибольшее развитие получил такой элемент правосознания как правовая психология, как познание, осмысление права на более доступном для большей части населения уровне. Следовательно, такой элемент правосознания, как, так называемый поведенческий или волевой, заключающийся в готовности граждан совершать конкретные действия, больше основан на правовой психологии, чем правовой идеологии.

Положение усугубляется ещё и наличием таких, получивших развитие явлений как правовой нигилизм, идеализм и демагогия, причины появления и распространения, которых рассматриваются в ходе работы (преимущественно это факторы историко-политического характера, которые, несомненно, усложняют процесс борьбы с ними). Опасность этих явлений нельзя недооценивать, т.к. последствия их очень пагубны; они подрывают уровень не только правовой культуры, но и всей культуры общества в целом и, так или иначе, способствуют повреждению правовой системы изнутри. С ними необходимо бороться и эта борьба должна включать комплекс мер, которые в силу схожести «корней» этих явлений необходимо проводить одновременно. Только тогда будет достигнут определённый результат.

Как указывается в тексте работы, одним из комплекса таких мер, является правовое воспитание, которое вносит существенный вклад в повышение уровня правовой культуры как каждого отдельного человека, как определённых групп, так и всего общества в целом.

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

3. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».

4. Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

6. Указ Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации».

7. О порядке проведения дней воинской славы России и мероприятий, посвящённых памятным датам России: Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 716.

8. Приказ МВД России от 24 декабря 2008 года № 1139 «Об утверждении Положения об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации».

9. Приказ МВД России от 11 февраля 2010 года № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

10. Приказ МВД России от 16 июня 2011 года № 660 «Об утверждении Положения о Департаменте государственной службы и кадров министерства внутренних дел Российской Федерации».

11. Приказ МВД России от 26 сентября 2012 года № 890 «Об организации планирования в органах внутренних дел Российской Федерации».

12. Приказ МВД России от 2 октября 2012 года № 900 «Вопросы организации защиты чести и достоинства, а также деловой репутации в системе МВД России».

13. Приказ МВД России от 9 октября 2012 года № 922 «О Доске почета Министерства внутренних дел Российской Федерации».

14. Приказ МВД России от 19 октября 2012 года № 970 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 12 июля 2012 г. № 983 «Об учреждении флага и знамени Министерства внутренних дел РФ, знамен отдельных территориальных органов МВД РФ, центров специального назначения сил оперативного реагирования территориальных органов МВД РФ на региональном уровне, образовательных учреждений системы МВД Р».

15. Приказ МВД России от 22 марта 2013 года № 156 «Об утверждении порядка приведения к Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».

16. Приказ МВД России от 26 марта 2013 года № 161 «Об утверждении порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации».

17. Приказ МВД России от 6 мая 2013 года № 241 «О некоторых вопросах применения мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел Российской Федерации».

18. Приказ МВД России от 26 июля 2013 года № 575 «Об утверждении Правил ношения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации форменной одежды, знаков различия и ведомственных знаков отличия».

1. Организация воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел ― М.: ДГСК МВД России, 2012.

2. Система работы с личным составом органов внутренних дел: Курс лекций ― М.: ДГСК МВД России, 2012.

3. Организация кадровой работы в органах внутренних дел: Курс лекций. ― М.: ДГСК МВД России, 2012.

1. Организация работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел, противодействию коррупции : Курс лекций ― М.: ДГСК МВД России, 2012

2. Организация информационно-пропагандистской работы с личным составом органов внутренних дел: Курс лекций ― М.: ДГСК МВД России, 2012.

Все права защищены; 2019 Ohrangos.ru